3. О чём эта книга

Сергей Михальчук 5
Не смотря на своё название – «Догматическая система мышления», эта книга не является, в строгом смысле, ни учебным, ни, тем более, методическим пособием. Для этого ей явно не хватает необходимой подобным книгам степени систематизации, то есть, синтеза. Хотя не некоторую глубину анализа такого явления как человеческое «мышление», она, на мой взгляд, может рассчитывать.
Тот читатель, который заглянул в Предисловие к этой книги, уже, естественно, в курсе того, как она появилось. Здесь же, думаю это необходимо, добавлю, что редактирование, а может лучше сказать пересказ, с элементами перетолкования, текста «Книги чудес» происходил постепенно и последовательно, по мере самого его чтения. То есть, сразу после прочтения очередного пункта, очередной части текущей главы, следовало её перетолкование. И так, глава за главой.
Кроме того, при редактировании текста, намеренно использовался только тот речевой опыт, который сформировался в процессе живого общения с людьми, во время бесед, исповеди и проповеди. С намеренным отказом, по возможности, от философских и богословских терминов и понятий. И попытками в максимальной степени сохранять текстовый стиль оригинала. Это, как раз, и не пошло на пользу уровню систематизации материала, излагаемого в этой книге, но позволило сохранить ощущение живой беседы и, надеюсь, некоторую близость к современному стилю устной речи. Что, как считают многие, наиболее важно в современных отношениях Церкви и общества.
Предлагаемая читателю книга, содержит в себе попытку соединить богословскую теорию и аскетическую практику «духовной жизни». Разъясняя, шаг за шагом,  теоретические и практические вопросы, в порядке их возникновения в ходе «духовных исканий» одного конкретного человека - Хелен Шакман. В этом, как уже отмечалось, как раз и кроются все недостатки и достоинства книги. У неё нет очевидной универсальности, но присутствует конкретный живой опыт. А, следовательно, и универсальный опыт всё же присутствует в ней, хоть и неочевидным образом. Тем более что при редактировании текста, ему делалась «прививка» Предания святых отцов, учителей и аскетов. Что тоже добавляло ему уже упомянутой универсальности из их «духовного опыта».
Книга акцентирует большее внимания на аскетической практике «духовной жизни», нежели на её антропологическом богословии. Да и последнее привлекается преимущественно в своём библейско-экзегетическом аспекте, нежели в философско-теологическом аспекте. Книга утверждает то, что уже давно витает в мысленной среде богоискателей – «Универсальная философия или теология человека - невозможна, но универсальный духовный опыт не только возможен, но и необходим». Само Христианское Откровение, исходящее от Истины, с непреодолимой силой утверждает этот «духовный» универсализм в своих «духовных идеях».
Книга предлагает читателю некий набор антрополого-аскетических концепций, затрагивающих законы, на которых строится «мышление» человека. Эти концепции «нравственные», евангельски и библейски обоснованные, и призывают читателя к их практическому осуществлению. Без практического применения того, о чём говорится в  книге, она останется набором абстрактных понятий и недоказуемых заявлений, недостаточных для осуществления основной цели книги - изменения человеческого «мышления»,  в смысле приобретения им «духа».
Некоторые утверждения в книге вызовут недоверие читателя, другие - недоумение. Это неудивительно! Ибо Евангелие и «дух» весьма чужды современному человеку в своём истинном содержании, без ретуши и лукавых подлогов лжетолкователей, пытающихся угодить человеческому эгоизму. В первую очередь, - своему! Читателю надлежит лишь попробовать практически воспользоваться тем, что предлагается ему в книге. Практика – критерий истины. В том числе и «духовной истины». Попробуйте! В практическом применении всё изложенное непременно обретёт свой смысл и докажет свою подлинность.
Необходимо предупредить: - «Некоторые идеи, изложенные в книге, могут вызвать в тебе, читатель, долгое и активное сопротивление. Борьба со своим «эго» это не поиск изюма или фиников на нашем рынке и, тем более, не поедание халвы. Это тяжёлый труд! И чем больше человек понуждает себя к нему, тем больше его эффективность. Только не разрешай себе в нём поблажек и исключений и не отчаивайся, если, не смотря на все усилия, происходят срывы и падения. Просто начинай снова пытаться жить по заповеди, - изо всех сил. Ничего большего от тебя не требуется».
Книга не претендует на «духовную полноту», а имеет целью лишь привлечь внимание человека, ищущего «счастья», к Преданию Христовой Церкви. Здесь, читатель, непременно найдёт то, что ищет. И более того, он обретёт себе своего внутреннего Учителя, собеседника и друга, Который будет направлять все его последующие поиски и отвечать на все его вопросы. Истину невозможно ограничить какой-то одной книгой или даже многими книгами.  Жизнь невозможно замкнуть в придуманные формы. Она как «дух», который сам творит себе формы:

Эта книга лишь только начало, совет,
А в конце уж Учитель не нужен.
Нужен Друг или Брат, нужен Истинный Свет,
Жертвой чьей, в тебе Голос разбужен…

Будет Он направлять твоей мысли пути
И усилья не будут напрасны!
- «Делать что, и куда мне стремиться, Скажи,
Где дороги, тропы безопасны?»

Задавая вопрос, ты услышишь ответ.
В сердце он прозвучит непременно.
И оно, навсегда сохранив с Ним завет,
Подтвердит: - Что здесь сказано, верно!