Первый трижды Герой Союза ч. 2

Николай Мринский
1941 год - А.И. Покрышкин одевает парашют перед боевым вылетом на МиГ-3 - первый фронтовой высотный истребитель.

...Между прочим... сбивать самолеты противника – это не подвиг, это, так сказать, обязанность истребителя, наши будни... Гвардии к-н Алексей Титаренко («Маэстро»), Герой Советского Союза, командир 2-й «поющей» эскадрильи, из кинофильма Леонида Быкова - «В бой идут одни старики».

Итого около 4 тыс., что было в два раза меньше, чем имела на Западном направлении Красная армия. 22 июня 1941 г. Германия нанесла первый удар в 3 часа 15 минут, начавшийся артобстрелом и налётом бомбардировщиков Do-17, Ju-88 и He-111. Большинство наших самолётов на 66 аэродромах не были замаскированы, располагались ровными рядами и были засыпаны немцами мелкими 2-х кг осколочными бомбами. Вторая атака бомбардировщиков состоялась в 9 часов 15 минут. Воспользовавшись фактором внезапности и низкой боеготовностью ВВС пограничных округов, бомбардировочная и истребительная авиация Германии уничтожила в тот день на земле 800 краснозвёздных машин и в воздухе было сбито порядка 400 советских самолётов (по другим данным общее число уничтоженных машин составило 1800). Немногочисленные истребительные авиаполки, вооружённые новыми самолётами Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, были разгромлены прямо на аэродромах. В течение недели танковые корпуса ген. Г. Гудериана и пехотные соединения Германии при поддержке артиллерии и авиации продвигались вглубь Советского Союза, окружая отдельные части Красной армии. До 30 июня немецким воздушным эскадрам рейхскомиссара Г. Геринга удалось вывести из строя около 4 тыс. русских самолётов и захватить господство в воздухе. Положение нашей авиации ещё более ухудшилось в связи с началом эвакуации авиапромышленности из районов военных действий. В этих тяжёлых условиях лётчики проявили беспрецедентное мужество и бесстрашие. В первый день войны на устаревших И-16, И-153 они выполнили более 6 тыс. боевых самолётовылетов, уничтожив в воздушных боях около 200 вражеских самолётов и совершили 15 (18) воздушных таранов. В течение первого месяца войны немцы потеряли сбитыми или повреждёнными 1284 самолёта.

К декабрю 1941 г. потери военно-воздушных сил Германии возросли до 3800 самолётов. И это не удивительно, ведь более 3000 советских лётчиков уже не раз сталкивались с врагами в воздушных битвах в Испании и Китае. Несмотря на первоначальные значительные успехи вермахта, план «Барбаросса» был сорван. У Александра Покрышкина первый боевой вылет закончился небывалым казусом. Будущий ас ошибочно подбил лёгкий советский бомбардировщик Су-2 из состава 211-го бомбардировочного полка, приняв его за вражеский. Это случилось около 17 час. 30 мин. в районе аэродрома «Маяки», когда группа самолётов незнакомой конструкции, выкрашенных в чёрно-зелёные и жёлтые пятна, возвращалась с бомбёжки по румынским войскам. Получив попадание, самолёт ведущего группы Су-2, командира эскадрильи капитана М.И. Гудзенко, задымил и пошёл со снижением на вынужденную посадку в поле. Пилот почти не пострадал, а вот штурман эскадрильи Семёнов был ранен. Лётчик-истребитель А.И. Покрышкин, как и другие истребители полка, не были своевременно ознакомлены с новыми образцами отечественной авиатехники. Стыд и совесть мучили пилота, на душе было тошно, как он мог вовремя не заметить звезд на крыльях? Из воспоминаний Маршала авиации, Героя Советского Союза И.И. Пстыго: - Было и такое: идём на задание, к нам пристраиваются два МиГ-3. Думаем, лететь с истребителями надёжнее. Вдруг происходит невероятное - один из МиГов точными выстрелами сбивает командира нашей эскадрильи и набрасывается на мой самолёт. Покачиваю машину с крыла на крыло, показываю наши опознавательные знаки. Это помогло… МиГ отошёл в сторону… Спустя много лет, когда я учился в Академии Генштаба, рассказал об этом случае своим однокурсникам.

В нашей группе учился трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Он попросил меня повторить рассказ. Пересказал снова. «Это был я», - смущённо и расстроенно заявил он. «Шутишь, Саша?» «Да какое там «шутишь»! В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолёты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный - подумал, что фашист...». Наученный горьким опытом, Покрышкин стал более осмотрителен и больше таких ошибок не допускал. На другой день Александр Иванович вылетел парой на разведку. «МиГи» были атакованы пятёркой «мессеров» и приняли бой. И вот первый сбитый «мессершмитт» падает горящим факелом в небе и, грубая ошибка Покрышкина - задержался на несколько секунд, провожая взглядом Ме-109. В итоге беспечность была тут же наказана, в ходе вражеской атаки «миг» получил тяжёлые повреждения. На большой скорости машина стремилась перевернуться на спину и её с трудом удавалось удерживать. Всю войну потом Александр Иванович придерживался правила: не смотри за сбитым, а сразу маневрируй, уходя из-под огня возможного противника. Этот закон не раз спасал от гибели многих однополчан Покрышкина и его самого. 26 июня, утром, вместе с мл. лейтенантом Е.А. Семеновым, он вылетел на разведку вражеских переправ на р. Прут. В районе Яссы – Штефанешты пару атаковали пять истребителей Ме-109, но, несмотря на неравенство сил, Покрышкину удалось в тяжёлом бою сбить одного из нападавших. При этом его самолёт получил серьёзные повреждения. А. Покрышкину удалось таки долететь до своего аэродрома и произвести благополучную посадку. Надо сказать, что во многих воздушных боях того дня однополчане Покрышкина одержали ещё несколько побед над «мессерами».

Так, звено мл. лейтенанта П.П. Грачева сбило три Ме-109, по одному истребителю сбили мл. лейтенанты Г.А. Речкалов и П.Я. Довбня. Череда беспокойных боевых будней продолжалась радостью побед и болью утрат. Лётчики-истребители вылетали на штурмовку наземных целей, на разведку, постоянно участвовали в жестоких схватках с опытным и сильным врагом. Постепенно приходило понимание тактики ведения воздушного боя. По-прежнему на самолётах отсутствовала радиосвязь, не было бронестекол, на высокой скорости заклинивала сдвижная часть фонаря и т. д. Всё это приводило к неоправданным потерям лётного состава и техники. 3 июля Покрышкин в районе населённого пункта Страшены сбил румынский истребитель ПЗЛ-24. Подробности этого боя, к сожалению, отсутствуют. Через два дня Покрышкин в паре с командиром 55-го иап майором В.П. Ивановым сбил Хш-126 южнее г. Бельцы. К сожалению, во время этого боя другой лётчик полка мл. лейтенант Е.А. Семенов так увлёкся атакой уже подбитого и падающего Хш-126, что допустил ошибку в пилотировании. Его МиГ-3 сорвался в штопор и разбился вместе с пилотом. Немецкое и румынское командования сосредоточили в г. Яссы и вокруг него большое количество войск и боевой техники. Отсюда готовилось нанесение удара по Молдавии через Унгены на Кишинёв и Тирасполь. Воздушная разведка вскрыла эту сильную группировку противника и по ней стали работать девятки (СБ) скоростных бомбардировщиков. Зенитный огонь с земли и истребители Ме-109 противостояли нашим бомбёрам. В свою очередь лётчики 55-го иап и соседнего с ним кишинёвского полка имели задачу сковать действия вражеской авиации с аэродрома Романы путём нанесения ударов по нему отдельными звеньями в соответствии с графиком штаба авиадивизии.

Все понимали, что через пару дней немцы составят представление о периодичности налётов наших троек и они будут встречены барражирующими вражескими истребителями и хорошо организованным зенитным огнём. Чтобы выполнять задание надо было придумать, как лучше это делать. С раннего утра началась боевая работа – звенья уходили на разведку, группы на – штурмовку войск противника. Со второй половины дня пошли и на аэродром Романы. Первые налёты обошлись без потерь. Сказалось то, что штаб с утра поддерживал связь с соседним полком, анализировал методы их действий. Поэтому первые наши тройки заходили с направлений, откуда меньше всего ожидал их противник. Командир 55-го ИАП майор Виктор Петрович Иванов умело руководил боевыми действиями, инструктировал каждую группу, внимательно выслушивал доклады о выполнении боевых заданий. Ни одна из троек не повторила направления удара, высоты, манёвра, а командир полка сделал всё, чтобы избежать шаблона в боевых действиях и даже чуть сместил время ударов. Уже вечером до аэродромных стоянок донеслись взрывы бомб со стороны г. Котовска. Стихийно, без команды взлетели около десяти «мигов» и без построения в группу направились на Котовск, который бомбила вражеская авиация. Девять «Юнкерсов» уже разворачивались на запад и были сходу атакованы. Мл. лейтенант Николай Яковлев врезался в ведущего бомбардировщика. Строй Ю-88 в панике рассыпался. В ходе беспрерывных атак «мигов» вражеские самолёты уничтожались один за другим. За р. Прут был сбит последний и все лётчики возвратились на аэродром. Это был удачный бой, большая победа. Вскоре стали известны подробности гибели отважного лётчика Яковлева. Он был убит ещё на пикировании, пуля попала ему в лицо.

Но «миг», нацеленный твёрдой рукой, врезался в ведущего группы «юнкерсов» и это обеспечило победу. На наших истребителях, в отличии от «мессершмиттов», ещё не было бронированных передних стёкол. На следующий день обстановка резко изменилась. Началось наступление немецких и румынских войск с форсированием Прута. Эскадрильи получили новую задачу – штурмовать вражеские войска в районе Ясс–Унген. Впереди звено Фёдора Атрашкевича, за ним, в колонне, остальные. Перед переправой – скопление танков, автомашин, артиллерии. Навстречу группе замелькали трассы. Прорвавшись через их заслон, лётчики с пикированием сбросили бомбы, обстреляли цели с пулемётов. С набором высоты снова вытянулись друг за другом в круг и стали опять пикировать. На земле горят автомашины, во все стороны разбегаются и падают пехотинцы. Вокруг самолётов неистовствует зенитный огонь и вот уже за передним самолётом потянулась струя дыма и огня. Стало понятно, что машину командира группы Атрашкевича подбила зенитка. Пламя разгоралось, самолёт резко из горизонтального положения перешёл в пикирование и взорвался в гуще вражеской техники, разметал её. Гибель Фёдора Васильевича вызвала ярость у всех лётчиков группы и, они с особым старанием проутюжили зенитные батареи врага. Возвратившись на аэродром, Покрышкин доложил комполка о выполнении задания и обстоятельствах самоотверженной гибели Атрашкевича. Майор Иванов назначил Покрышкина командиром эскадрильи до прибытия Соколова, находящегося на курсах командиров эскадрилий в г. Кировограде и тут же приказал ему перелететь с подчинёнными на полевую площадку подскока у молдавского с. Сынжерея, поближе к линии фронта.

Продолжение следует в части  3                http://proza.ru/2018/06/11/1751