К вопросу о евреях

Надежда Рязанова
 
Бывает, скажут тебе пару слов, а ты ими потом всю жизнь греешься.
Так, например, отец за неделю до смерти сказал:"Радость ты моя ненаглядная!" и я греюсь, греюсь, греюсь...
В моей копилке не так уж много подобных "грелок", потому что люди обычно скупы на словесные выражения чувств. Может они просто не догадываются о том, как могут резонировать их слова в душах тех, кому они их говорят, и о том, что после ухода человека в иной мир от него здесь кроме слов ничего не остаётся?

Помню в детстве мама отдала меня в балет.
Моей учительницей была бывшая балерина театра оперы и балета имени Кирова, еврейка по национальности. Своих детей она не имела и все мы были у неё Наденьками и Мишеньками.
Надо сказать, что антисемитских настроений в нашей семье никогда не было, и мои родители были в этом отношении людьми очень толерантными. Они умудрялись уживаться с представителями любых национальностей и ,как выяснилось в дальнейшем, передали эту ключевую способность и мне.

Все своё детство и юность я дома слышала об отцовом начальнике, которого мысленно уже воспринимала чуть ли не как за родственника. Отец очень горевал, когда он умер, и однажды, заболев сам лет через двадцать после его смерти и узрев полное равнодушие врачей к своей персоне, в отчаянии сказал:
- Был бы жив Зарембо, он бы уже давно весь город на ноги поднял!
Ну а о том, что этот полумифический Зарембо был ещё и евреем, я узнала только лет в сорок.

Так что наличие еврейской проблемы как таковой замаячила перед моим целомудренным взором лишь в студенческие годы, когда ко мне с вытаращенными глазами прибежала подружка Верка и сказала:
- Ой, что сейчас было!!! Ты представляешь, я занимаюсь в классе и вдруг заходит Либерман! Ну поболтали о том, о сём , и он вдруг ни с того ни с сего говорит:
- Ты знаешь, а я еврей.
- Ну и что? -
- Да нет, ты не поняла, я правда еврей.
- Ну и что?!
- Но ведь я же еврей!
- Я русская, ты еврей, ну и что?!!...

Вовка Либерман был пианистом с нашего курса. Куда он потом делся, никто не знает, может в Израиль укатил. Но именно он впервые озвучил тему, доселе наши головы не занимавшую.
Мы обе, посовещавшись,решили, что Вовка просто придурок, потому что, как пианист, он звёзд с неба не хватает, а для нас именно это в те годы было решающим.
Ну кого тогда могло заинтересовать, какой ты национальности, если на академе выше троек не получаешь?
И если Симу Шинова его преподавательница Соснова перед уходом домой запирала в классе на ключ, все знали, что к его еврейской наружности это не имело абсолютно никакого отношения!

Ну а в детстве балерины из меня не получилось. В виду отсутствия таланта я даже в кордебалете стояла на последней линии, и когда родители отдали меня в музыкальную школу, стала чувствовать себя более уверенной и успешной.
Сама учительница же вскоре после этого, похоронив мужа, вернулась в Ленинград и бывала в Анапе только наездами с целью посещения его могилы. Именно тогда я и встретила её однажды, возвращаясь с работы домой:
- Здравствуйте, - говорю - Татьяна Сергеевна! Вы меня конечно уже и не вспомните, а я вас помню и очень рада вас видеть!..
И, не договорив, слышу в ответ:
- Здравствуй, Наденька! Ну конечно же я тебя помню и узнаю! Такие твои хорошие глазки...
Больше я её никогда не видела. Но всё греюсь, греюсь, греюсь...