Пьеса Дни надежды

Никто Бренд
ДНИ НАДЕЖДЫ

Владимир Дегтярев

Пьеса в семи действиях с эпилогом.

2017

ОПИСАНИЕ: Осень 1944 года. История нескольких молодых людей, для каждого из которых открытие чкаловского мединститута становится надеждой на новую и лучшую жизнь.

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: парк «Тополя» / саманная постройка, отданная под студенческую аудиторию / палата госпиталя / комната Красовского.
ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ: сентябрь-октябрь 1944 года (эпилог в 1969 году).

СПИСОК ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ:

ЛЁША (27) – демобилизованный по ранению фронтовик. Рассчитывает вернуться на третий курс Хабаровского мединститута.
АНЯ (27) – любимая Лёши, мечтавшая стать певицей. С начала войны работала на различных производствах. Пройдя курсы медсестёр, стала работать в чкаловском эвакогоспитале, где встретила Лёшу.
СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ (46) - полковник медицинской службы. Получив контузию, попал в эвакогоспиталь, где, влюбившись в Аню, пытается заинтересовать её переездом в Москву. Обещает устроить в музыкальное училище. Женат, но намерен развестись, ради Ани.
МАФТУНА (25) – медсестра эвакогоспиталя и абитуриентка Чкаловского мединститута, приехавшая из Средней Азии. Мать троих детей, испытывающая стресс из-за измен охладевшего мужа, который тем не менее не готов оставить жену.
ЯНЧИК (21) – дородная крестьянская девчонка с простым, но сметливым умом. Вместе с Аней и Мафтуной работает в эвакогоспитале. Также поступает в чкаловский мединститут.
КРАСОВСКИЙ (38) – майор медицинской службы, вызванный с фронта для помощи в организации чкаловского мединститута. Сильный, волевой мужчина, знающий, чего хочет и умеющий этого добиться. Не хочет замечать усиливающегося разлада с женой.
МАРИНОЧКА (26) - жена Красовского. На первый взгляд, легкое и беззаботное создание. Это обманчивое впечатление.
СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ (17) – щуплый юноша, телосложением напоминающий подростка (связано с голодом, который он пережил в детстве). Является главарём небольшой группы хулиганов, с которой он чем дальше, тем больше вступает в конфликт.
ПРИХВОСТНИ 1 и 2 – двоё хулиганов из группы Степана Яковлевича.
ХРОМ (43) – блатяга-фронтовик. Потеряв ногу, вернулся в Чкалов и занялся местными криминальными делами. Имеет давние счёты с Лёшей, и через Степана Яковлевича пытается до него добраться.
КУЛЕШОВ (58) – скользкий директор мебельного комбината, несмотря на распоряжение обкома уклоняющийся от помощи в организации чкаловского мединститута.
АРСЕНИЙ ФИЛИППОВИЧ (62) – подслеповатый секретарь Кулешова, терпеливо сносящий все упреки и побои «барина». Кулешов - и вправду бывший барин, бесится, когда ему об этом напоминают.
ЖЕНЬКА – симпатичная подруга Янчика.
ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ и МАРИЯ СТЕПАНОВНА – члены приемной комиссии чкаловского медицинского института.
СЛЕДОВАТЕЛЬ – опытный милиционер, допрашивавший Лёшу.
А ТАКЖЕ: лейтенант Алибек, музыканты духового оркестра, три танцующие пары и абитуриенты.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: Парк «Тополя».
ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ: Сентябрь 1944 года. Вечер.

Между деревьями сцена для духового оркестра. Над ней закреплен портрет Сталина. В правом углу скамейка, на которой сидел листавший газету ХРОМ в поношенной шинели; рядом стоял постукивавший пяткой худой подросток СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ.

ХРОМ
О!
(читая)
«Войска Ленинградского фронта героически овладели столицей советской Эстонии городом Таллин» Также и победить могут...

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
(нервно перебивая)
Ну, увижу я его и что?!

ХРОМ
(листая газету)
Рассмотри.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
А потом?

ХРОМ
А потом уходи.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
И всё? Я думал, кошелек спереть.

ХРОМ
Нееет.
(улыбаясь)
Кошельком эта падла от меня не отделается.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Ничё не понял.

ХРОМ
Вечером объясню.
(сворачивая газету)
Сейчас главное – запомни его. А после десяти сюда, с архаровцами приходи.
(протянув газету)
На!

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
(забирая газету)
На самокрутки?

ХРОМ
(вставая)
На ликвидацию безграмотности.

Прихрамывая, Хром уходит направо, Степан Яковлевич налево.
Появляются АНЯ и ЛЁША в солдатской форме и орденом Славы.

АНЯ
Почему мы так поздно встретились? Сколько ты пробыл в госпитале?

ЛЁША
Почти три месяца.

АНЯ
А я там целый год уже. Почему я увидела тебя только в день выписки?

ЛЁША
Я тебя неделю назад увидел. И всю неделю таращился.

АНЯ
Я чувствовала взгляд, особый, но мне неловко было искать... кому он принадлежит. Два дня назад я вообще решила, что сама его придумала.

ЛЁША
А ещё я смотрел на полковника...

АНЯ
Ааа...

ЛЁША
... и думал, что мне сложно будет соперничать с таким.

АНЯ
Да, у него удивительная история!

ЛЁША
Я её не знаю. Знаю, что он из Москвы и то, что крутится вокруг тебя.

АНЯ
И ещё он женат!

Лёша рассмеялся.

АНЯ
Да. Обещал развестись, тут же жениться на мне и устроить меня в музыкальное училище.

ЛЁША
Ааа, ты же...

АНЯ
Да, я мечтала.

ЛЁША
Ну, тогда...

АНЯ
Он не интересен мне, как мужчина. Он хороший, спокойный и всё.

ЛЁША
А я интересен?

АНЯ
К сожалению, да.

Аня остановилась и опустила голову.
Лёша остановился напротив, поднял её голову и поцеловал в губы.
Аня прижала ладони Лёши к своим щекам.

АНЯ
Хочу, чтобы ты никогда меня не отпускал. Никогда!

ЛЁША
Аня...

АНЯ
(убирая его ладони)
Я знаю-знаю... тебе нужно уезжать.

ЛЁША
Я буду писать...

АНЯ
Давай не будем об этом. У нас есть вечер. Сегодня мне этого хватит.

Аня отвернулась и быстро вытерла слёзы.
Затем повернулась и, улыбнувшись, погладила Лёшу по груди.
Когда Аня положила ладонь на орден, Лёша отвел взгляд.


АНЯ
(ища взгляд Лёши)
Опять что-то...

Лёша взял ладонь Ани и поцеловал кончики её пальцев.

АНЯ
Нет, подожди.

Аня вернула ладонь на гимнастёрку Лёши, снова закрыв орден.

АНЯ
Я чувствую беспокойство.

Лёша хмыкнул.

АНЯ
Ты как будто стесняешься этого ордена... или что?

ЛЁША
Я ношу его только потому что так проще...
(махнув рукой)
... проще со всеми.

АНЯ
Да. Потому что все уважают героев.

ЛЁША
Я не считаю себя героем.

АНЯ
Но ты же вывел людей из окружения.

ЛЁША
Ха, а у меня был выбор? Сдохнуть всем в болотах или повести их. Это не вопрос самопожертвования, это вопрос выживания.

АНЯ
Но ты же спас людей!

ЛЁША
Слушай! Я видел реальных героев. Просто таких... среди паскудства они оставались людьми. Они реально жертвовали, и не все из них получили хоть что-то, кроме пули. И не всегда это была пуля в лоб. Не всегда это была быстрая смерть.

ЛЁША (ПРОД)
Некоторые умирали долго и мучительно, они орали, просили помочь, просили передать домой, что они кого-то любят, жалеют, верят!
А самый лучший человек, которого я видел... Он отказался выполнить безумный приказ. То есть на тот момент, когда он составлялся, приказ был разумен. Но в условиях изменяющейся обстановки, он превратился в самоубийственный. Мы бы оставили там роту, и это ничего бы не поменяло. Это понимали все! Линия фронта тогда сломалась! Но приказ! Максимов отказался посылать роту. Он спас роту! Его чуть не расстреляли, позорно лишили всех наград и...

АНЯ
... в штрафники?

Лёша кивнул и опустил голову.

ЛЁША
После этого награды я не очень. Если тебя могут их лишить, тогда зачем к ним привыкать? Гордиться ими? Это вообще бред...

Аня погладила руку Лёши.

ЛЁША
И ещё... было ещё кое-что... не могу сказать сейчас...

АНЯ
Тогда не надо.
(гладя руку Лёши)
Ты молодец.

Лёша поднял голову.

ЛЁША
Ты идеальная женщина.

Лёша и Аня смотрели друг на друга.

КРИК СТЕПАНА ЯКОВЛЕВИЧА
Газета «Чкаловская коммуна»!

Размахивая газетой, появляется худой подросток СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ.
СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Последние сводки с фронта! Последние казусы городской жизни!
Последние отрывки из последнего выступления товарища Сталина!

АНЯ
(улыбаясь; Лёше)
«Истинно говорю вам, наступают последние дни...»

Степан Яковлевич приближался к Лёше с Аней.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Товарищ солдат, купите ценную газету! Что делать вечером? В парке погуляли, все темы обсудили, другим делам ещё ночь не пришла! А вы тут газету...
(разворачивая газету)
У меня каждый раз в этот момент новый мир пред глазами открывается! Уже и есть не надо, главное, газету дочитать! А потом заново! От корки до корки, потому что знаешь! Встретишь завтра друзей-однополчан и будет что им, так сказать, поведать о внешней и внутренней ситуации!
(протягивая газету)
Для всех пятьдесят, для вас сорок копеек!

ЛЁША
Беги отсюда, мальчик, пока я тебе уши...

АНЯ
Лёёёш...

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Вы присмотритесь к нему, девушка, присмотритесь. Потому что сегодня он унизил меня, а завтра ваш черед!

ЛЁША
До завтра при таком языке ты можешь и не дожить.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
А я, дяденька солдат, совершенно не зарекаюсь. Потому что все под Богом. И вы, и я, и даже...
Степан Яковлевич взглянул на портрет Сталина.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Только вопрос, как говорится, не в этом. Вопрос в том, за кого? За кого воюете, товарищ солдат? Вы уж, простите, за такую дерзновенную, быть может, реляцию, но за кого?! А я вам отвечу! За весь советский народ! Который, в свою очередь, хлебалом, так сказать, зря не щелкает и лишний раз бочку на вас тоже не катит. А делает «Всё для фронта! Всё для победы!»

Степан Яковлевич сделал паузу.
Лёша открыл рот, но Степан Яковлевич продолжил.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
А я, кто я есть? Я есть часть этого самого советского народа, за который вы там, не щадя живота своего, ну, и прочее... Так вот и теперь мы с вами на этом коротком участке жизненного пути встретились. Лицом к лицу, так сказать! И неужели мы – советские люди...

АНЯ
(на ухо Лёше)
Он не отстанет...

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
... не найдем меж собой согласия. Особливо в момент, когда от нас с вами именно оно-то...

Лёша отсчитал и протянул монеты.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
(принимая монеты)
... пуще всего и требуется.
(передавая газету)
Не смею мешать. Приятного отдыха!

Степан Яковлевич пошел дальше.
Лёша развернул газету и крикнул вслед Степану Яковлевичу.

ЛЁША
Эй! Она же прошлой недели!


СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
(обернувшись)
А ты думал, я те новую за сорок копеек дам?

ЛЁША
(маша)
А, ну, давай назад!

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Щас.

Степан Яковлевич развернулся и быстро удалился.
Аня схватила за руку Лёшу, было рванувшего следом.

ЛЁША
(сминая газету)
Вот, зверёныш.

Лёша бросил газету.

ГОЛОС ДВОРНИКА
Ребят! Ребят!

Выходит ДВОРНИК с метлой.

ДВОРНИК
(тряся головой)
А ну-к, не мусорьте! Не надо тут! Не надо!

Лёша подобрал газету.

ДВОРНИК
(тряся головой)
Вот! Вот так! Молодец! Откуда сам?

ЛЁША
С Украинского.

ДВОРНИК
О, племяшек мой там! В минометчиках! Димка Сафронов! Не слыхал!

ЛЁША
Не. Я пехота.

ДВОРНИК
(тряся головой)
Добро! Тока не мусорьте! Я слежу...

Дворник развернулся и, тряся головой, удалился.
ЛЁША
Первый дворник, которого я вижу в городе.

АНЯ
Да, их с началом войны поубавилось. Ты ещё первые два года не застал. Тогда тут всюду свалки, помои на улице. Зимой ещё ничего, а летом такая вонь...
(глянув вбок)
Вот это да!

ЛЁША
Что там?

АНЯ
Слушай, шарлыкская картошка. Ты пробовал её?!

ЛЁША
Нет.

АНЯ
Ты что?! Это лучшая картошка в мире! Я возьму на вечер!

ЛЁША
Подожди!

Лёша протянул деньги.

ЛЁША
Тут немного...

АНЯ
Этого хватит!

Аня зажала деньги и, вскинув с ним руку, побежала.

АНЯ
Дядь Петь! Вы же картошку привезли?

Аня скрылась.
Вздохнув, Лёша сел на скамейку и положил рядом с собой газету.
К скамейке шкрябал бедно одетый старик АВДОТИН с клюкой.
Лёша подвинулся, и крякнувший Авдотин бухнулся рядом.
Авдотин покосился на газету.
Лёша посмотрел на Авдотина и, взяв газету, протянул её.

АВДОТИН
(принимая газету)
Вот спасибо, сынок.
Авдотин развернул газету.

АВДОТИН
Ну... что пишут!
(читая по слогам)
«Чка-лов-ска-я ко-ко-комму-комуНА», кхе-кхе...

Авдотин разулыбался и ткнул клюкой в лёшину ногу.

АВДОТИН
«Чкаловская коммуна»! Читает дед! Кхе-кхе...
(читая по слогам)
«Це-на два ноль двадцать! Ко-пе-... двадцать копеек». Вон чё, целых двадцать копеек стоит...

Лёша опустил голову и уткнулся кулаками в виски.

АВДОТИН
(читая)
«Девять... девятое, значит... се-н-тя-б-ря»
(оторвавшись от газеты)
Сынок, какое сегодня число?

ЛЁША
Невозможно!

АВДОТИН
А?

ЛЁША
Тяжело расставаться. Очень тяжело.

АВДОТИН
(громче)
Я тебя число спрашиваю! Сентябрь, число, календарь...

Лёша глянул на Авдотина и вырвал у него газету.

ЛЁША
Григорианский!

АВДОТИН
Что с тобой, сынок?

ЛЁША
(кивая)
Топайте, папаша, с Богом.

АВДОТИН
(вставая)
Даа... Вот она у нас какая Красная Армия. А я в царской служил, там...

ЛЁША
Вот ещё слово, папаша, и я вас этой самой палкой так отчебучу!

Авдотин беззвучно пошамкал ртом и пошкрябал назад.
Когда Авдотин исчез, Лёша ударил кулаком по скамье.
Сзади бежала радостная Аня с небольшим бумажным кульком.

АНЯ
Ты чего скамейку ломаешь?

Лёша вскочил и, развернувшись, крепко обнял Аню.

ЛЁША
Я не знаю, что делать. Я не могу остаться и уехать тоже. Я не знаю. Я ничего не знаю.

АНЯ
Успокойся, милый.
(улыбаясь)
Я думала, это ты меня будешь успокаивать, а я буду реветь.

Лёша отстранился, взглянул в глаза Ани и покачал головой.

ЛЁША
Ты идеальная женщина.

Зажмурившись, Аня подняла лицо, ожидая поцелуя, но...
... выскользнувший кулек упал и порвался. Картошка рассыпалась.
Лёша взял газету, свернул из неё кулёк и собрал туда картошку.
Поднявшись, Лёша протянул кулёк Ане.
Взяв кулёк, Аня взглянула на него, затем чуть наклонила и...
... резко раскрыла: картошка вновь посыпалась на землю.
Лёша потянулся, чтобы взглянуть на раскрываемую газету.
Аня повернула газету к Лёше.

ЛЁША
(читая)
«Открытие медицинского института».
Здесь?

Аня смотрела на Лёшу.

ЛЁША
(кивая)
Да, это шанс.
АНЯ
Ты же его не упустишь?

Занавес.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: Парк «Тополя».
ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ: Сентябрь 1944 года. Поздний вечер.

Горели фонари. Играл духовой оркестр.
Танцевали две пары: одна руководимая старательным, но неумелым кавалером, который то и дело пытался выдать мудреное па; вторая пара спокойно танцевала для себя.
У фонаря стоял повернутый к танцующим солдат МИША (23).
Рядом с оркестром шушукались двое подруг, прыскавших в сторону Миши: симпатичная ЖЕНЬКА и дородная ЯНЧИК в тапочках и поблекшем ситцевом платье – не смущаясь своего вида, Янчик громко хохотала и выглядела даже привлекательнее Женьки.
К скамейке вышел лысеющий КУЛЕШОВ (58) в пиджаке:
- вынув платок, он вытер пот, высморкался и убрал платок.
Кулешов посмотрел на Женьку – та, глянув на него, отвернулась.
Кулешов сел на скамейку и захлопал по карманам, ища курево.
К Кулешову подбежал длинный и худой АРСЕНИЙ ФИЛИППОВИЧ (62).

АРСЕНИЙ ФИЛИППОВИЧ
(громким шепотом)
Красовский вас ищет!

КУЛЕШОВ
Он тут?!

АРСЕНИЙ ФИЛИППОВИЧ
Там у входа.

КУЛЕШОВ
Вот подлец! На работу является, домой звонит, теперь и отдохнуть без него никак. Ты смотрел?! Он за тобой не шел?

АРСЕНИЙ ФИЛИППОВИЧ
Да, вы что, Дим Саныч! Мы же вместе маскировку в гражданскую изучали...

Кулешов ткнул пухлым кулаком в живот Арсения Филипповича.

КУЛЕШОВ
Ты, старый пень, ещё про Дутова вспомни!

Согнувшийся Арсений Филиппович взвыл.
Кулешов встал, оглянулся и приобнял Арсения Филипповича.
КУЛЕШОВ
Ну, будет. Ты меня больше не выводи, и я тебя не трону. Я ж для острастки... Не шел, значит?

АРСЕНИЙ ФИЛИППОВИЧ
(распрямляясь)
Да, я его в другую сторону направил! Обвел, как синявку...

КУЛЕШОВ
Ну, слава Богу.

ГОЛОС КРАСОВСКОГО
Дмитрий Саныч!

Кулешов сжался и осторожно выглянул из-за Арсения Филипповича.
Приближался коренастый КРАСОВСКИЙ с портфелем.

КУЛЕШОВ
(злобно; Арсению Филипповичу)
Как синявку?

КРАСОВСКИЙ
А я смотрю, куда Филиппыч рванул? Неужто танцевать, старый бис! Любопытство разобрало... А тут вы нежитесь!

КУЛЕШОВ
(здороваясь)
Его величество Случай. Я вообще в другой стороне должен находиться...

КРАСОВСКИЙ
Да-да-да, я туда тоже собирался.

КУЛЕШОВ
Но после работы вышел, знаете. Чувствую, свежий воздух. А у нас-то всё пыль, стружка! Мне вообще в санаторий надо, так время какое...

КРАСОВСКИЙ
Время, да, непростое. А про мою просьбу вы, значит, забыли?

КУЛЕШОВ
Товарищ Красовский, миленький, да, ваша просьба мне сердце днём и ночью жжёт! Но вы тоже войдите... Время сейчас какое?
КРАСОВСКИЙ
(глянув на наручные часы)
Время двадцать минут девятого. Завтра к восьми утра в первой аудитории должны быть столы и стулья.

КУЛЕШОВ
Так! То есть теперь вы мне приказы отдаете?!

КРАСОВСКИЙ
Если их не будет, я обращусь в обком по поводу неоднократного саботирования товарищем Кулешовым распоряжения СНК...

КУЛЕШОВ
Вы меня не пугайте!
 
КРАСОВСКИЙ
... об организации чкаловского мединститута.

КУЛЕШОВ
(хлопая себя по лысине)
У меня весь страх с волосами вышел!

КРАСОВСКИЙ
(понизив голос)
А в условиях военного времени, ваше происхождение может сыграть с вами злую шутку!

КУЛЕШОВ
Что?! А как?! Откуда вы?!

КРАСОВСКИЙ
Дмитрий Саныч, я бы не стал прибегать к таким методам, но завтра мы начнем вступительные. Проходить они будут в бывшем коровнике. Саманной постройки. Потому что палаты расформированного госпиталя в наше ведение ещё не перешли...

КУЛЕШОВ
Я всё понимаю!

КРАСОВСКИЙ
Вы дослушайте. Там ничего нет. Листы и карандаши для письменной...
КРАСОВСКИЙ (ПРОД)
... части экзамена я приобрел на свои. Потому что государственных денег не хватает. И потому что... это как раз про время, про которое вы так любите помянать... потому что сейчас такое время, когда каждый должен делать больше того, что он должен!

КУЛЕШОВ
Ну, что сказать, товарищ гмм... Я вас услышал. А всё-таки откуда..?

КРАСОВСКИЙ
Завтра я это увижу.

Красовский кивнул и пошел назад.
Когда он скрылся, Кулешов повернулся к Арсению Филипповичу:
- вынул из его нагрудного кармана пузырек, открыл и высыпал оттуда пару таблеток, кинул их под язык, сунул пузырек обратно.

КУЛЕШОВ
(хрустя валидолом)
У меня такое ощущение, Арсений Филиппович, в последнее время, что моя душа – это проходной двор.

АРСЕНИЙ ФИЛИППОВИЧ
Как так?

КУЛЕШОВ
А вот так. Каждый может зайти, натоптать и нагадить. А самое главное: знаешь, кто все двери этого двора открытыми держит?

АРСЕНИЙ ФИЛИППОВИЧ
Кто?!

КУЛЕШОВ
 (шлепая Арсения Филипповича по лицу)
Ты, старый хрен!

КУЛЕШОВ
Барин, не бейте!

КУЛЕШОВ
 (продолжая шлепать)
Не называй меня «барин», выродок! Я товарищ Кулешов! Директор мебельного комбината, имею...
КУЛЕШОВ (ПРОД)
... благодарность от Ворошилова, сгноить тебя мало, ничтожество!

Арсений Филиппович побежал. Кулешов устремился за ним.
Как только они скрылись, Янчик с улыбкой направилась к Мише.

ЯНЧИК
Здравствуйте, товарищ солдат!

Миша повернул голову вбок и, глядя в сторону, улыбнулся.

МИША
(тихо)
Здравствуйте, милая девушка.

Миша улыбался и смотрел в сторону. Янчик перестала улыбаться.

ЯНЧИК
Вы не видите?

МИША
Немножко разучился.

ЯНЧИК
Извините, я просто смотрела на вас и вы... думала, вы тоже.

Миша рассмеялся.

ЯНЧИК
(приободрившись)
Ну, да! Смотрю, глазами меня ест. А я переживаю, чего ж не подходит. Может, боится? Стесняется? Опять женщине всё на себя брать...

МИША
Я точно виноват. Но я хочу исправить это. Вы позволите?

Миша поднял руку и прикоснулся к руке Янчика.
Янчик вздрогнула.
Миша вел ладонь по её руке, поднялся до шеи и перешел на лицо.

МИША
(тихо)
У вас русское лицо.

Миша повел руку вниз: по шее, спине и остановился на пояснице.
Оттуда его ладонь перешла на живот Янчика и чуть задержалась.
Миша вздохнул и убрал руку.

МИША
У вас будут красивые дети.

ЯНЧИК
(с некоторым испугом)
Очень хочу детей.

Миша кивнул.

ЯНЧИК
А вы... откуда?

МИША
С Воронежа.

ЯНЧИК
Скоро туда?

МИША
Скоро. Там невеста, мать, дядька скоро приедет... ненадолго...

ЯНЧИК
А невеста... знает?

МИША
Конечно. У нас всё будет хорошо.

ЯНЧИК
У вас такой уверенный голос.

МИША
У меня к вам просьба. Мы с Катей всегда ходили в парк, на танцы. И я не хочу прерывать традицию из-за нелепицы. Но я давно не танцевал... мне нужна помощь.

ЯНЧИК
А как вы? Вы сможете?

МИША
Не волнуйтесь.

ЯНЧИК
Я тогда... объясню. Тут уже есть две пары. Размеры площадки...

МИША
Я уже увидел...

Миша взял Янчика за руку.

МИША
Не будем терять времени.

Миша повел Янчика к площадке.
Встав напротив, они поклонились друг другу.
Когда Миша положил руку на её плечо, Янчик закрыла глаза.
Они начали танцевать, и это был лучший танец...
... в котором Янчик кружилась с закрытыми глазами.

ЗАНАВЕС.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: Парк «Тополя».
ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ: Сентябрь 1944 года. Ночь.

Луна. На скамейке МАФТУНА (25), положив голову на плечо Янчику, рыдала, сморкалась в тряпку и жаловалась.
 
МАФТУНА
Я же не любовница ему! Я жена! Мать! Трое детей у нас! А он вчера опять пришёл, две недели – не знаю, где он, что он. Принёс такой вот...
(показывая кулак)
... кусок сахару. Весь в грязи: и сам, и сахар. Детям, говорит, подарок!
(криво усмехаясь)
Позаботился, да?! Раз в две недели на огонёк заглянул!

ЯНЧИК
Да, скотина он!

МАФТУНА
Знаю! Знаю! Прогнать его надо было... мама Таня так сказала. А я не смогла. Говорит, негде. Ночевать негде!

ЯНЧИК
Ага, негде! А где он две недели шлялся? Вот пусть туда и...

МАФТУНА
Оставила его, накормила, постелила, опять всё это, а у меня сил, нет их! Ох, сколько раз уже зарекалась...

ЯНЧИК
Так что ты брату не скажешь?
МАФТУНА
Убьёт.

ЯНЧИК
И пусть убьет! За дело.

МАФТУНА
Не могу. Больно, не могу. Утром встал, опять собирается. «Когда придешь?» Молчит. «Что с тобой?! Скажи! Я жена! Я должна знать!» Молчит...

ЯНЧИК
Может, неприятности?

МАФТУНА
Неприятности... Видели его. С молодой. У молодой брюхо.

Мафтуна взяла со скамейки газету и стала рвать её на клочки.

МАФТУНА
С ней он живет. А ко мне так... погостить. Ладно бы я любовница была, ладно тогда! Всё поняла! Но я же жена, дети у нас. Дети: «где папа?» «папа работает» «а ночует он где? Почему не с тобой?» Всё понимают... Четыре года, всё понимают...

ЯНЧИК
Ну, и не мучь тогда себя. И им не лги. Всё! Кончился папка! Развод!

МАФТУНА
Как?! Янчик?! Позор! Я домой приеду, меня за волосы по улице таскать будут.

ЯНЧИК
А ты не езжай. Только козла этого отвадь. Хочешь, я помогу? Я с этой мужской скотиной так бы поговорила! У меня ещё сват есть. Вообще он бухгалтер! Но морда у него, господи... Царский палач. Я его просто рядом поставлю, он ничё говорить не будет, а твой уже в Китай пешком убежит. И не вернется...

МАФТУНА
Вернется... Сегодня на работу пришел. Опять с подарком. Две карточки на хлеб. Своровал, я так думаю. Дает и говорит: «Вечером жди. Приду». Я карточки не взяла. «Не открою»,- говорю. Он: «я же муж...» «Какой ты муж?!» Меня всю так... Я аж затряслась. Как ударила его! В плечо! Первый раз на мужа руку подняла. У нас так нельзя! Даже он меня никогда не бил. А я его так! Сразу стыдно стало. На колени упала, плачу, прощения прошу, руки его целую. Он меня поднял, обнял, говорит: «Ничего, вечером приду». «Приходи, милый, приходи, пожалуйста». Он ушел, я смотрю ему и тут меня наизнанку всю. Вырвало! Не знаю, что со мной... может, от больных что-то подхватила...

ЯНЧИК
Да, измучил он тебя!

МАФТУНА
Я тоже так думаю. Только выход. Где? Сама назад приняла. Опять придет. Уже там стоит. Чувствую. Приду - затянет: «Где была? С кем? Зачем ты в госпиталь пошла работать? Все вы там об одном думаете!» Представляешь? «Об одном!»

ЯНЧИК
Так, родная! Давай, сегодня, ко мне! Выспишься, я завтра с экзамена приду, будем думать...

МАФТУНА
Я тоже пойду...

ЯНЧИК
Куда?

МАФТУНА
(шмыгнув)
Тоже экзамен завтра. Тоже в мединститут подала.
 

ЯНЧИК
Ну, ты, мать, дала стране... Что ж ты молчком? До последнего.

МАФТУНА
Не знала, допустят - нет. Я же аттестат в Ашхабаде оставила.

ЯНЧИК
Слушай... и ты готовилась?!

МАФТУНА
А как же? Я все эти недели из госпиталя пораньше.

ЯНЧИК
Я думала, детей кормить.

МАФТУНА
Дети у матери теперь. В Ашхабаде. Хорошо мать есть. Всегда поможет.

Мафтуна снова захныкала.

ЯНЧИК
Ну, что ты опять. Рёва-корова... Пошли, пошли домой. Выспимся, завтра пойдем, сядем с городскими, чё, не знаем, у них спишем...

Янчик подняла Мафтуну и направилась к выходу.
Навстречу вышли двое хулиганов: ПРИХВОСТЕНЬ 1 и ПРИХВОСТЕНЬ 2.

ПРИХВОСТЕНЬ 2
(хамовато)
Девочки, погуляем?

ЯНЧИК
Девочек на «маяке» ищи, мальчик!

ПРИХВОСТЕНЬ 1
(хватая Янчика за руку)
А ты чё такая грубая?

Янчик залепила Прихвостню 1 пощечину.
Прихвостень 2 заржал.

ПРИХВОСТЕНЬ 2
Бодастая козочка...

ПРИХВОСТЕНЬ 1
(потирая щеку)
А я таких и люблю. С характером.
Мафтуна непонимающе глядела на окружавших Прихвостней.
И тут Янчик ЗАВИЗЖАЛА!
Прихвостни вздрогнули, а Янчик заорала.

ЯНЧИК
Убили! Убили, гады! Убили! Убили!

ПРИХВОСТЕНЬ 1
(испугано)
Молчи, дура! А то по башке трахну!

ЯНЧИК
Убили! Убили!

Из кустов вышел Степан Яковлевич.

ПРИХВОСТЕНЬ 1
(суя руку за пазуху)
Ну, напросилась...

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Э! Кавалерия! Коней придержи!

Прихвостень 1 вынул пустую руку из-за пазухи и раскрыл объятия.

ПРИХВОСТЕНЬ 1
Яколич пришел!

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
(глядя на Прихвостней)
Ступайте, барышни. Романтика у Тургенева, а не в ночном парке военного времени...

Янчик дернула стоявшую Мафтуну, и они побежали.
Когда их топот затих, Степан Яковлевич, смотревший в глаза потупившихся Прихвостней, негромко произнес.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Гусары, вы моё терпение решили исчерпать?

ПРИХВОСТЕНЬ 1
Душа праздника требует.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Когда ты душу в себе откопал, чучело?

ПРИХВОСТЕНЬ 1
Броскими ты фразами, Стёпа, кидаться стал.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Ааа, ну, тогда исправлюсь. Если тебе неудобно.

Степан Яковлевич ударил Прихвостня 1 поддых, и тот сложился.

ГОЛОС ХРОМА
Вижу молодежь! Энергия так и прёт!

С палочкой шёл прихрамывавший ХРОМ (43) в солдатской шинели.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Рановато, Хром.

ХРОМ
А я человек с понятием. Лучше раньше придти, оглядеться: глядишь, чего приглядишь.

Хром подошел и осмотрел Степана Яковлевича с Прихвостнями.

ХРОМ
Ну, что романтики вольного хлеба, есть желание подкормиться? А то призовут вас, там с кормежкой худо.

ПРИХВОСТЕНЬ 1
А есть козырные предложения?

ХРОМ
Есть, братишка.

Хром достал из-за пазухи сверток и передал Степану Яковлевичу.
Степан Яковлевич подержал сверток и, не разворачивая, вернул.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Душегубить не станем.

ХРОМ
(глядя на Прихвостня 1)
Принсипы, принсипы...
(Степану Яковлевичу)
А ты значит, Стёпа, у них заместо пахана?

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
А ты какой интерес к моей личности имеешь?

ХРОМ
Ишь ты, бойкий. Значит, решил всё за всех? Денег-то у тебя поди куры не клюют, раз про них и не спросил.
СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Хоть сколько давай.

ХРОМ
Вижу-вижу, вопросов к тебе больше не имею. К ребятам один будет: а у вас, пацаны, уровень благосостояния на той же отметке, что и у вашего пахана?

Прихвостни переглянулись.

ПРИХВОСТЕНЬ 1
(неуверенно)
Ну, можем обсудить...

ХРОМ
С таким телком обсуждать нечего.

Хром убрал сверток за пазуху, развернулся и пошел прочь.
Степан Яковлевич развернулся к Прихвостню 1.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Чего-й ты там обсудить хотел?

Прихвостень 1 потупился.

ПРИХВОСТЕНЬ 2
Яколич, мы весь день в цеху, в мазуте, как черти. Выйдешь сюда, думаешь, хоть какой приработок, а оно вон...

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Всё, заскулили, псы. По домам!

Степан Яковлевич и Прихвостни разошлись.

ЗАНАВЕС.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: Саманная постройка и улица рядом с ней.
ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ: Сентябрь 1944 года. Утро.

В саманную постройку двое РАБОЧИХ заносили столы и скамьи.
Их работу контролировала Женька с тетрадкой.
Около входа абитуриенты с книжками, среди них Янчик и Мафтуна. Неподалеку сидел Степан Яковлевич в грязной рабочей одежде:
- грыз ногти и позыркивал на собравшихся.
От постройки широко шагал Красовский, за которым спешил Кулешов.


КУЛЕШОВ
(Красовскому)
Товарищ Красовский, нет стульев! Но скамьи! Самые лучшие! Я их лично утром шкурочкой чик-чик-чик!

КРАСОВСКИЙ
Спасибо, Дмитрий Саныч! Спасибо, дорогой!

КУЛЕШОВ
Да, мне, вы не подумайте, что из-за вчерашнего. Хотя это побудило, но главное-то! Главное! В городе будет свой институт! Будут выпускать медиков! Врачей! Я как вчера представил эту картину, у меня аж сердце заколотилось...

КРАСОВСКИЙ
Впервые в жизни?

Красовский и Кулешов скрылись.
Гул самолёта, после которого раздался голос Степана Яковлевича.

ГОЛОС СТЕПАНА ЯКОВЛЕВИЧА (ЗАПИСЬ)
Ныло у меня с утра. С утра понял, что не пойду на завод. Ни разу не опаздывал за три года. И не болел ни разу. А тут... Я, конечно, ощущению не поверил. Собрался, навернул кипятка с хлебом, с бабкой в коридоре коммуналки поцапался. Ну, это у нас традиция. Это нормально. Вышел, идти неблизко, а я чего-то решил... Не знаю, зачем... Вместо короткого, пошел длинным. И её увидел. А когда увидел, понял, почему на завод я сегодня не пойду. Потому что пойду за ней. Кому это объяснишь? Шёл, как привязанный. Мне никогда такие не нравились. Я бы даже толстухой назвал её год назад. Сказали бы мне, что влюблюсь в такую, в морду бы плюнул. А теперь шёл. Пришел сюда. Смена началась час назад. Я не хотел думать, что скажу мастеру. Я не мог думать ни о чем, кроме неё. Какая же она красивая. То, что это она была ночью в парке, я узнал только через месяц. Случайно. Я же её не разглядывал там.
СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ (ЗАПИСЬ) (ПРОД.)
Потом она говорила, что тоже меня не узнала, но тут я не уверен. Бабы – народ лукавый. Как бы то ни было, я до конца буду помнить, как...

Отплюнув ноготь, Степан Яковлевич встал и направился к Янчику:
- шел он, расправив плечи, но была в нём скованность и страх.

ГОЛОС СТЕПАНА ЯКОВЛЕВИЧА (ЗАПИСЬ)
... подошел к ней первый раз и спросил...

Степан Яковлевич встал рядом с Янчиком.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Чё тут?

ЯНЧИК
(отрываясь от учебника)
А?

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
(с напором)
Чё тут?

ЯНЧИК
Поступают.
(кивая на постройку)
Новый мединститут.

Степан Яковлевич поковырял ногтем в стене постройки.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Знатные хоромы.

ЯНЧИК
С ноября в другом месте должны.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Значит, врачом будешь?

ЯНЧИК
Буду.

Из постройки, провожая рабочих, вышла Женька.

ЖЕНЬКА
(Янчику)
Вначале поступи!

ЯНЧИК
Женька!
Женька и Янчик обнялись.

ЖЕНЬКА
Я тут, на подхвате. Присмотрюсь, узнаю «как что», на следующий год тоже поступать.

ЯНЧИК
Вот, молодчина!

ЖЕНЬКА
Всё, через полчаса заводим! Ни пуха!

Подруги обнялись: прижавшись, Женька ущипнула Янчика за плечо.

ЖЕНЬКА
(на ухо)
С хулиганами не гуляй!

Женька забежала обратно в постройку. Села за стол при входе и начала заполнять бумаги. В постройку зашли преподаватели: ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ и МАРИЯ СТЕПАНОВНА, которые расположились за столом приемной комиссии и стали разбирать бумаги.

ЯНЧИК
А тебе сколько лет?

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
(резко)
Семнадцать! Я маленький, потому что в детстве не жрал. А так я здоровей быка. Я маленький, меня ничем не убьешь.

Янчик улыбнулась.

ЯНЧИК
Ладно, мне читать ещё...

Появился Красовский. Его догонял Лёша.

ЛЁША
Александр Владимирович, вы свободны?

КРАСОВСКИЙ
(остановившись)
Я сегодня весь день занят. Сейчас первая группа абитуриентов, затем вторая, и так до вечера... Что вы хотели?

ЛЁША
Меня зовут Лёша Карпов. В сорок первом я ушел с третьего курса хабаровского мединститута. Демобилизован по ранению, хочу продолжить учебу, но мне очень нужно остаться в Оренбурге. Я хочу учиться здесь.

КРАСОВСКИЙ
У вас есть справка, подтверждающая, что вы являлись студентом того медвуза?

ЛЁША
Свою я потерял во время...

КРАСОВСКИЙ
Понятно.

ЛЁША
... но в архиве института она наверняка...

КРАСОВСКИЙ
Хорошо. Смотрите. У нас гостил медвуз, эвакуированный из Харькова. Весной прошла реэвакуация, но часть студентов осталось, чтобы перепоступить к нам. Среди них третий курс...

ЛЁША
Да, я на это и рассчитывал.

КРАСОВСКИЙ
Послезавтра у них вступительные. Если вы сдадите, и до ноября привезете справку, мы вас зачислим на третий.

ЛЁША
Спасибо огромное!

КРАСОВСКИЙ
Подождите тут. Я вынесу вопросы к экзамену.

Красовский прошел мимо посторонившихся абитуриентов. Зашел в постройку и, подойдя к столу комиссии, стал перебирать бумаги.
Лёша смотрел на толпу: заметив Степана Яковлевича, он улыбнулся.
Сзади к Лёше вплотную подошел прихрамывавший Хром.

ХРОМ
Здравия желаю, товарищ командир.

Лёша обернулся, и Хром уткнул ему в живот пистолет.

ЛЁША
Хромов?

Широко улыбаясь, Хром кивнул в сторону.

ХРОМ
Погутарим?

Хром, держа пистолет на животе Лёши, удалялся вместе с ним.
Красовский вышел из постройки с исписанным листком.

КРАСОВСКИЙ
(осматриваясь)
Эй! Кто из Хабаровска? На третий? Пропал что-ли?
(абитуриентам)
По одному, в порядке очереди.

Красовский зашел и сел за стол приемной комиссии.
Построилась очередь, в которой Степан Яковлевич встал с Янчиком.

ЯНЧИК
Тоже врачом решил стать?

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
(сквозь зубы)
Я с тобой хочу.

ЯНЧИК
Просто со мной или экзамен тоже сдашь?

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Экзамен там как? Говорить надо?

ЯНЧИК
Говорить, писать.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Писать умею, а говорить – любого под что хошь подпишу.

Янчик засмеялась.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
А что? Думаешь, раз на заводе, то мозгов нет?

ЯНЧИК
Мозги, может, есть. Но в них же ещё что-то присутствовать должно...
(наклонившись к его уху)
... знания.

Подходит очередь Янчика.
Женька кивает Янчику, дает лист с карандашом и отмечает в листе.
Степан Яковлевич берется за лист, но Женька останавливает его.

ЖЕНЬКА
Фамилия?

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
А?

ЖЕНЬКА
Фамилия ваша? Вы же на экзамен?

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
(растеряно)
Да.

ЖЕНЬКА
Тогда скажите фамилию.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Сидоров.

ЖЕНЬКА
(просматривая лист)
Нет такой фамилии в списке. Вы на первый курс?

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
А на какой ещё? Я всегда впереди, всегда первый!

Янчик фыркнула и, подбежав, наклонилась к уху Женьки:
- что-то жарко зашептала.

ЖЕНЬКА
(выкатив глаза)
Ты что? С ума сошла?

ЯНЧИК
Пожалуйста, я тебе...

Снова шепот Янчика в ухо Женьки.
Надув губы, Женька дописала фамилию «Сидоров» в лист и, не глядя, протянула Степану Яковлевичу чистый лист с карандашом.
Следующей ТИХОЙ девушке Женька объявила.

ЖЕНЬКА
(вставая)
Мест больше нет. Ждите!

Женька выпроводила Тихую и закрыла дверь пристройки.
Степан Яковлевич сел на скамью рядом с Янчиком и...
... скамья сломалась: Степан Яковлевич с Янчиком упали на пол.
Все засмеялись.

КРАСОВСКИЙ
Кулешов...
(показывая на топчаны)
Возьмите топчаны, и на них сядьте.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
(Янчику)
Возьму.

Степан Яковлевич прошел в угол мимо комиссии и взял два топчана.

КРАСОВСКИЙ
А у вас, молодой человек, одежы для экзамена получше не нашлось?

Степан Яковлевич, зажав топчаны подмышками, остановился.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Мне на смену потом...

КРАСОВСКИЙ
Не объясняйте! Увижу ещё раз в таком виде...

Степан Яковлевич кивнул.

КРАСОВСКИЙ
Садитесь. Будете отвечать мне.

Степан Яковлевич принес топчаны и, присев, поставил их на землю.

ЯНЧИК
(Степану Яковлевичу)
Заботливый.

Теперь все сидели: кто-то думал, кто-то уже строчил карандашом.
Члены комиссии переговаривались между собой.

КРАСОВСКИЙ
Дмитрий Николаич, по поводу того, что мы обсуждали...

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Да.
КРАСОВСКИЙ
Мы закончили исследование, но для подтверждения результатов нужна экспедиция в районы с этой заразой.

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Ну, это через Николая Васильевича...

МАРИЯ СТЕПАНОВНА
Вы же о септической ангине? Введите меня в курс...

КРАСОВСКИЙ
С весны сорок второго в области началась смертельная эпидемия...

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
В сельских районах.

КРАСОВСКИЙ
Именно. Клиника...

МАРИЯ СТЕПАНОВНА
Множественные кровоизлияния, некроз слизистой ротоглотки...

КРАСОВСКИЙ
Имеете представление? Хорошо! Вопрос был, как всегда в причине. Кстати, сельским бабкам этиология была ясна, как божий день...

МАРИЯ СТЕПАНОВНА
Да, ну?

КРАСОВСКИЙ
Ну, конечно. Приход Антихриста, конец света, наказание за грехи...

Комиссия посмеялась.

КРАСОВСКИЙ
Но мы хотели этого «антихриста» всё-таки как-то определить и изучить. Стали расспрашивать, нам ещё харьковцы тогда помогли... Выяснилось! Все больные принимали в пищу перезимовавшие в поле злаки.

МАРИЯ СТЕПАНОВНА
Ага...

КРАСОВСКИЙ
Понимаете, да? Тут у нас отделение микробиологии. Взяли образцы злаков, выделили сразу несколько патогенных штаммов грибка. Скорее всего, они и стали причиной...

МАРИЯ СТЕПАНОВНА
Но для подтверждения, нужна экспедиция?

Красовский кивнул.

ИСТОШНЫЙ ВОПЛЬ КУЛЕШОВА
Забыли!

Прижимая к груди сверток, потный Кулешов пробежал к постройке.

КУЛЕШОВ
Самое главное забыли!

Кулешов пинком распахнул дверь и пробежал к столу комиссии.

КУЛЕШОВ
Что вы творите, товарищи?! Себя под монастырь! Меня под Сибирь!

Смахнув всё со стола опешившей комиссии, Кулешов забрался на стол и развернул портрет Сталина. Прикрепил его над столом.

КУЛЕШОВ
Вот!

Кулешов сложил троеперстие и поднял руку, чтобы осенить себя крестом, но вовремя спохватился и соскочил со стола.

КУЛЕШОВ
Всё! Теперь можно, товарищи! Теперь можно!

ЗАНАВЕС.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: Палата госпиталя.
ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ: Сентябрь 1944 года. День.

На койке лежал Лёша с забинтованным животом.
Рядом на стуле расположился СЛЕДОВАТЕЛЬ, пишущий в блокнот.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Как вы познакомились с Хромовым?

ЛЁША
В сорок втором. В марте. Мой и его отряд попали в окружение. Мы решили объединиться, по понятным причинам, но вскоре нас начали разъедать конфликты...

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Что было причиной конфликтов?

ЛЁША
Желание Хромова перейти на сторону противника.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Он выражал это открытым текстом?

ЛЁША
Да. Сначала мне, затем нашим товарищам. Он обладал бОльшим жизненным опытом, а я... совершал некоторые ошибки. Которые настраивали против меня часть людей. Он сыграл на этом, и вскоре, на одной из ночевок, когда я вернулся в палатку... там было несколько гадюк.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
И вы решили, что это был Хромов?

ЛЁША
Он или кто-то из его людей.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Но у вас не было доказательств?

ЛЁША
Ни единого.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
И тем не менее...

ЛЁША
Я выкинул гадюк и лег спать.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Подождите-подождите, вы говорили...

ЛЁША
Но на рассвете! Я разбудил Хромова. Точнее выволок и потащил в лес.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Что было дальше?

ЛЁША
Мы прошли где-то пару километров. По ходу движения он попытался напасть, но я знал, что он держит нож за голенищем... поэтому легко его обезвредил.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Вы ждали атаки?

ЛЁША
Конечно. Тем более он чувствовал, куда я его веду.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Вы собирались его убить?

ЛЁША
Да. Но в последний момент передумал и прострелил ногу.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
А вы гуманист, Карпов.

ЛЁША
(показывая на себе)
Голень. Прямо в кость.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
И?

ЛЁША
Вернулся, и мы двинулись дальше. Мы выбирались ещё девятнадцать дней.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
И вы никогда не жалели о своем поступке?

ЛЁША
По лицам дружков Хромова я понял, что всё сделал правильно.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
А вы не боялись, что они...

ЛЁША
Нет. Без Хромова они просто тупое мясо.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Любопытно вы характеризуете людей.

ЛЁША
Не все люди смогли стать людьми. Вы, наверное, знаете это не хуже меня.

Следователь помолчал.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
После вы ещё встречали Хромова?

ЛЁША
Только неделю назад, когда он...

Лёша показал на свой живот.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
(глядя в блокнот)
Он повел вас к свалке. Там выстрелил в живот. Вы упали. Он встал над вами...

ЛЁША
Он встал, но потом сразу присел. Уткнул пистолет мне в лоб. Он что-то кричал... про справедливость. И плевался. А его нога была рядом с моей рукой. И я вдруг вспомнил...

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Про нож.

ЛЁША
(кивая)
За голенищем. Я просто вынул его. Он даже не заметил. Он орал и плевался. Потом я воткнул нож в его шею. Я думал, что он выстрелит. И он ещё мог выстрелить. Но он так опешил. На меня хлынула его кровь. Прямо в глаза. И дальше я ничего не видел. Я почувствовал, что он упал. А потом я... потерял сознание...

Следователь вздохнул и закрыл блокнот.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Последнее. Вы были демобилизованы месяц назад.


ЛЁША
Да, по итогам врачебной комиссии местного эвакогоспиталя.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Вчера при осмотре вашей комнаты...

ЛЁША
Говорите прямо, при обыске.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
При осмотре! При осмотре вашей комнаты был обнаружен пистолет ТК.

ЛЁША
Да. Это мой.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Мы уже выяснили, что ваш. Меня интересует, почему он ДО СИХ ПОР ваш? Почему вы не сдали его месяц назад?

ЛЁША
Не смог.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Внезапный паралич?

ЛЁША
Мне было страшно без него выходить на улицу. Чувствовал себя голым.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Но неделю назад вы всё-таки вышли без него.

ЛЁША
(засмеявшись)
Да. В то утро я решил начать привыкать к мирной жизни.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Мы изъяли пистолет.
(вставая)
Добро пожаловать в мирную жизнь!

Следователь кивнул и вышел.
Тут же в палату вбежала Аня в белом халате и обняла Лёшу.

АНЯ
Ну, что-что ему опять от тебя?

ЛЁША
Всё нормально.

АНЯ
Хочешь, я подойду к полковнику, и он поможет...

Увидев взгляд Лёши, Аня запнулась.

АНЯ
Извини. Я больше не буду. Я не говорю с ним и больше не буду.

ЛЁША
Спасибо.

АНЯ
Тебе что-то принести? Хочешь блинов?

ЛЁША
Да, с моим разорванным кишечником только жирное...

АНЯ
Прости, голова кругом...

ГОЛОС СЕРГЕЯ ДМИТРИЕВИЧА
Анна Андреевна...

На пороге палаты стоял полковник СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ с чемоданами.

СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ
Позволите?

АНЯ
Вы уезжаете?

Сергей Дмитриевич прошел, оглядываясь по сторонам.

СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ
Да, домой. К нелюбимой женщине и её детям.
(Лёше)
А вы тот самый герой Анны Андреевны?
(кивнув)
Завидую...

АНЯ
Вы же ещё не долечились.


СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ
Там. Долечат. Я хотел сказать. Вы же знаете, я попал сюда по ошибке. Когда меня контузило, я был без формы. Выходил из полевой бани. Потом при сортировке, потеряли моё дело, и направили в самый дальний госпиталь. Сюда. Я ехал в этом тесном коровнике. Рядом стонали и умирали. Я сам думал, что умру. Я не совсем был в себе. Даже не помнил, что я полковник. Не должен ехать вот так.
(с усмешкой)
У меня должны быть ОСОБЫЕ условия. Но я счастлив, что попал сюда. Теперь у меня в жизни осталась только служба. Но вы знаете, я всё равно счастлив...

На глазах Сергея Дмитриевича выступили слёзы.

СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ
(улыбаясь)
Это мои первые слезы после тринадцати лет. Тогда я потерял отца. Я никогда не думал, что ещё раз заплачу. А сейчас, как мальчишка. Простите. Я был счастлив повстречать вас. И я желаю вам счастья. Вам обоим.

Лёша медленно поднял руку.
Сергей Дмитриевич подошел и пожал руку Лёши.
Аня вскочила и поцеловала Сергея Дмитриевича в мокрую щеку.
Сергей Дмитриевич улыбнулся Ане и направился к выходу.
Там он подхватил чемоданы и вышел.
Аня и Лёша посмотрели друг на друга.

ЗАНАВЕС.

ДЕЙСТВИЕ ШЕСТОЕ

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: Комната Красовского.
ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ: Октябрь 1944 года. Вечер.

Комната Красовского была разделена занавеской на две части:
- гостиная и маленькая спальня.
В гостиной Красовский укладывал большой рюкзак. У дивана стояли заполненные сумки. МАРИНОЧКА (26) гладила Красовского по спине.

МАРИНОЧКА
Ну, Сашечка, ну, миленький...
КРАСОВСКИЙ
(указывая на диван)
Дай штаны.

Мариночка разогнулась и с окаменевшим лицом пошла к дивану.
Взяла оттуда штаны, протянула Красовскому.

КРАСОВСКИЙ
Спасибо. Деньги на экспедицию пришлось опять через обком решать. Облздрав в отказ. Эпидемия – не эпидемия, им пока из Москвы не настучат, не пошевелятся. А в обкоме Васильев, ну, ты его помнишь, приходил...

Мариночка, стоя, глядела в затылок собиравшегося Красовского.

КРАСОВСКИЙ
Он мужик...
(тряхнув кулаком)
Мужик! За словом в карман не лезет. Особенно за матерным. Поэтому мы с ним легко находим общий язык! Ха!

Красовский закрыл рюкзак и, встав, закинул его на себя.

КРАСОВСКИЙ
(глядясь в зеркало)
Так, видимо лямки надо подтянуть. Поможешь?

Мариночка взяла один из протянутых ремней и с силой потянула.

КРАСОВСКИЙ
Ой, ну, не так сильно! Куда ты?!

МАРИНОЧКА
(спокойно)
Больно?

КРАСОВСКИЙ
Ну, конечно!

МАРИНОЧКА
Давай второй.

КРАСОВСКИЙ
Этот ослабь вначале...

Мариночка взяла второй ремень и ещё сильнее потянула его.


КРАСОВСКИЙ
Ты чего?! С ума сошла?!

Красовский с трудом освободился и бросил рюкзак на пол.
Наткнулся на взгляд Мариночки и махнул рукой.

КРАСОВСКИЙ
Я же тебе сказал, тебе там будет сложно. Глухая деревня, антисанитария, я весь день в поле, потом в лаборатории. Из собеседников полоумная бабка и её петух. Ты не выдержишь.

МАРИНОЧКА
Если ты меня не возьмешь, я точно больше не выдержу.

КРАСОВСКИЙ
(мягко)
Марин, да, тебя даже с работы не пустят...

МАРИНОЧКА
(закричав)
С какой стати ты объясняешь мне про мою работу?! Почему ты всегда решаешь за меня?! Почему...?!

Мариночка схватилась за голову и опустилась на колени.

КРАСОВСКИЙ
Марина, что с тобой? Мы же нормально живем...

МАРИНОЧКА
Ты считаешь нормальным, когда отказываешь мне даже в возможности быть с тобой?
(заорав)
Нормально?! Всё нормально?! У нас всё всегда нормально?!

КРАСОВСКИЙ
(понизив голос)
Не кричи. Соседи услышат...

МАРИНОЧКА
Какие соседи?! О чем ты говоришь?! О чем?! Ты не видишь, что я умираю?! Ты меня убиваешь?! Ты!
Лучший муж! Крепкий хозяйственник!

МАРИНОЧКА (ПРОД)
Фронтовик! Опытный организатор! Ты хочешь, чтобы я повесилась! За что ты со мной так?! За что?!

КРАСОВСКИЙ
(заорав)
Не ори на меня! Я твой муж! Как я сказал, так и будет!

Мариночка схватила тарелку и швырнула её на пол.

МАРИНОЧКА
Ты сам всё портишь! Всегда! Сам!

Мариночка выбежала из комнаты, хлопнув дверью.
Замерев, Красовский стоял посредине комнаты и глядел на осколки.
Потом он пошел в угол, взял совок с веником и начал подметать.
Стук в дверь.
Красовский бросил совок с веником и пошел открывать.
На пороге стоял Лёша.
Красовский развернулся и пошел к шкафу.

ЛЁША
Простите за поздний визит, Александр Владимирович. Я Алексей Карпов. Студент третьего курса...

Красовский вынул из шкафа графин с водкой и пару рюмок.
Поставил на стол и указал Лёше на стул.
Красовский и Лёша сели напротив друга.
Не глядя на Лёшу, Красовский разлил водку.

КРАСОВСКИЙ
(подняв рюмку)
Откуда ты, парень?

ЛЁША
С Украинского.

КРАСОВСКИЙ
В сорок втором там был. Земля горела...

Лёша поднял свою рюмку. Чокнулись, выпили.

КРАСОВСКИЙ
У меня отец доктор был. Настоящий. Такой добрый. Ничего не видел, наверное, потому и добрый. Зрение у него плохое с детства. Он сказки сочинял. Когда я маленький был.

КРАСОВСКИЙ (ПРОД)
На ночь нам с братом эти сказки рассказывал. Брат помладше, он всегда сказки про зайца с волком просил. Там какой-то лес был, звери говорящие. И заяц с волком. Приключения у них были, заяц морковку любил. А я... я всегда про деда Пантелея сказки просил. Это такой бойкий старик, который в царские времена против барина воевал. Барин - злодей, а дед Пантелей справедливый. У него семья большая, сыновья. Здоровые, могучие, и сам он хоть ему под семьдесят, есть ещё порох. Папа сам его выдумал. И каждый вечер, если его не вызывали, а вызывали его часто. В дальние села, в самую ночь. Всегда ехал. Всегда помогал. Так вот, если его не вызывали. Он садился между нашими кроватями. Снимал очки. И рассказывал сказки. Самые лучшие в мире.

Красовский разлил водку по рюмкам.
Чокнулись, выпили.

КРАСОВСКИЙ
Он был очень добрый, он был замечательный врач, но он был мягкий! Слишком мягкий и слабый! Он мог защитить семью. Но в обычных ситуациях уступал. И в семье. Мама стала, как будто папой. Она стала хозяином. Я видел, что это неправильно, я мучился, слыша их разговоры, они были неправильные... И я решил, что если я буду таким же слабым, как папа, то лучше мне никогда не иметь детей. Чтобы они не мучились. Потом я встретил Марину, я делал и делаю для неё всё. Я решаю, мужчина должен решать... но в последнее время, мы всё дальше и дальше... Она считает, я не даю ей свободы. Не даю ей решать. Но я видел, как плохо, когда женщина начинает решать...

ЛЁША
Вы боитесь ей доверять.

КРАСОВСКИЙ
(подумав)
Да.

ЛЁША
Если не доверяешь человеку, то зачем с ним жить?

Красовский взял графин и разлил остатки водки.

КРАСОВСКИЙ
(сухо)
Зачем пришел?

ЛЁША
Две недели назад я попал в госпиталь и не смог прийти на вступительные третьего курса. Мне нужен ещё один шанс.

Красовский вынул из нагрудного кармана блокнот с карандашом.
Вырвал из блокнота лист. Протянул его и карандаш Лёше.

КРАСОВСКИЙ
Курс, фамилия, имя.

Лёша записал и передал Красовскому.
Тот прочитал, сложил листок и положил в нагрудный карман.

КРАСОВСКИЙ
Поступил. Завтра перед отъездом завезу в учебный отдел.

ЛЁША
Я ваш должник.

Красовский махнул и понёс рюмку, чтобы чокнуться, но...

КРАСОВСКИЙ
(остановившись)
Третий?

Лёша кивнул и встал.
Красовский тоже встал.
Они посмотрели в глаза друг друга и выпили.
Хлопнула дверь.
Мимо Красовского и Лёши, опустив голову, прошла Марина.
Красовский и Лёша обнялись.
Марина зашла в спальню, легла в постель и отвернулась к стене.
Лёша вышел из комнаты.
Когда закрылась дверь, Красовский направился в спальню.
Красовский встал на пороге, глядя на отвернувшуюся Мариночку.

КРАСОВСКИЙ
Марина, я был неправ. Если ты поедешь со мной, я буду очень рад... начать всё заново.

ЗАНАВЕС.


ДЕЙСТВИЕ СЕДЬМОЕ

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: Парк «Тополя».
ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ: Октябрь 1944 года. Вечер.

Осень. Повсюду желтые листья.
Играл духовой оркестр. На танцплощадке танцевала пожилая пара и всё тот же неумелый, но старавшийся кавалер с новой пассией.
У танцплощадки стояли Мафтуна в белом платье и лейтенант АЛИБЕК.
Появились Янчик и Степан Яковлевич.

ЯНЧИК
Последний раз в этом году оркестр выступает. Грустно всегда, когда в последний раз, да?

Степан Яковлевич улыбнулся и показал на сцену.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
В тридцать девятом здесь Утесов выступал. Знаешь такого?

ЯНЧИК
(с улыбкой)
Ну, не лично.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
А я лично. Блатяги меня тогда подговорили. Подбежать к нему и попросить спеть любимую песню советских рабочих... «Мурку»!

ЯНЧИК
«Мурку»?!

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Да, она же под запретом ещё была.

ЯНЧИК
Она и сейчас.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Ну, сейчас, её и не поют. А тогда...

ЯНЧИК
Он спел?

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Как можно отказать милому сорванцу? Я же говорил, подпишу любого под что хошь! Народ, как услышал «мурку». В центре города! В исполнении Утесова... Тут такое началось! Свист, оры, визги! А Борода... это подполкан, который тут отдыхать любил! Он глаза выпучил, а что делать не знает! Кого хватать? Утёсова? Ха-ха! Потом, правда, его следующие два концерта тут отменили. Да, и больше он как-то к нам не заезжал...

Мафтуна вышла танцевать с Алибеком.

ЯНЧИК
Не поступила, Мафтуна. Двух баллов не добрала. Зато Алибека встретила. Он её с детьми берет. Хороший парень...

Янчик неожиданно схватила Степана Яковлевича за руку.

ЯНЧИК
Божечки! Вспомнила, что ты Красовскому на экзамене, уии...

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Я ему всё по понятиям, со всем уважением!

Янчик захрюкала.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Не вышел разговор, признаю. Но я ж не знал, что у него свои понятия. Но я всё равно поступлю! Уже готовиться начал.

ЯНЧИК
Там десять классов надо. А у тебя семь.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Степан Яковлевич всё обдумал. Вначале медучилище. Потом институт.


ЯНЧИК
А жить на что?

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
На сапоги.

ЯНЧИК
На что?!

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
У меня батя сапожник был. Я всё его дело вдоль и поперек. А как училище кончу, уже фельдшер. Там проще.

ЯНЧИК
Ты жене будешь изменять?

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Нет.
(помолчав)
А ты мужу?

ЯНЧИК
Никогда.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
Значит, договорились.

Оглушительный свист.
Степан Яковлевич и Янчик обернулись.
Позади них стояли Прихвостни.

ЯНЧИК
Мы в кино собирались.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
(неуверенно)
Да, я скажу, что сначала с тобой, а потом...

ЯНЧИК
Никакого «потом». У меня отец всю жизнь по тюрьмам, мать одна тащила, я такого своим детям не хочу.

Прихвостень 1 вопросительно развел руками Степану Яковлевичу.

ЯНЧИК
Посмотри на меня.

Степан Яковлевич взглянул на Янчика.


ЯНЧИК
Ты меня хочешь?

Опешив, Глеб Яковлевич постоял, а потом быстро мотнул головой.

ЯНЧИК
Тогда ты закончишь это прямо сейчас. Ты прямо сейчас пойдешь к ним, и пошлешь их. И тогда мы будем вместе. Сейчас или никогда.

Глеб Яковлевич закусил губу.

ПРИХВОСТЕНЬ 1
Яколич, ну, чё ты там?!

ПРИХВОСТЕНЬ 2
Неавторитетно боевых товарищей за скот держать.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
(севшим голосом)
А мы больше не товарищи!

Прихвостни переглянулись.

ПРИХВОСТЕНЬ 1
О, как запел!

ПРИХВОСТЕНЬ 2
(сплёвывая)
Ты, братец, с такими словами не спеши!

ПРИХВОСТЕНЬ 1
Да, из-за бабы он скурвился! Щас под юбку нырнет и вкрай приземлится...

Степан Яковлевич нагнулся и схватил булыжник.
Прихвостни бросились прочь.
Степан Яковлевич побежал следом.

ЯНЧИК
Стёпа, не убей! Посадят!

Звон разбитого стекла. Звуки ударов по лежащим телам.

РЁВ СТЕПАНА ЯКОВЛЕВИЧА
Я вам шнифты, мандавошки, вырву! Я вам в глазницы крови вашей нассу! Я вам...

ГОЛОС ПРИХВОСТНЯ 1
(испугано)
Яколич, да, твой авторитет непререкаем!

ГОЛОС ПРИХВОСТНЯ 2
Ты прости нас, мы же по-людски, расстроились. Друга потерять – это же не каждый день...

ГОЛОС ПРИХВОСТНЯ 1
Можно сказать, наставника...

ГОЛОС СТЕПАНА ЯКОВЛЕВИЧА
Разошлись! И чтоб больше ваших рыл в округе не наблюдал. А если увижу.

Истошный вопль Прихвостня 1. Следом визг Прихвостня 2.
Янчик, вглядывавшаяся в их сторону, поморщилась.

ГОЛОС ПРИХВОСТНЯ 1
(жалобно)
Мы поняли-поняли...

ГОЛОС ПРИХВОСТНЯ 2
Яколич, ты убедителен сверх меры!
 
Напряженный Степан Яковлевич, потирая кулак, вернулся к Янчику.

СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ
(рыча)
В кино пошли!

Ещё не отошедший от схватки Степан Яковлевич схватил за руку Янчика, восхищенно взиравшую на него, и потащил за собой.

ЗАНАВЕС.

ЭПИЛОГ

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: Парк «Тополя».
ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ: Август 1969 года. День.

Скамейка покрашена. Вместо портрета Сталина герб СССР.
Рядом с фонарем висит черный радиорепродуктор.

ГОЛОС ДИКТОРА
Сегодня двадцать девятое августа тысяча девятьсот шестьдесят девятого года. В этот день поэт Евгений...

Разноголосица перекрывает голос диктора.
Друг к другу спешат бывшие выпускники: в плащах, шляпах, очках:
- они обнимаются, целуются, плачут.

ГОЛОСА ВЫПУСКНИКОВ
Янчик, куда ты пропала? Саша, а где твой живот?! Через десять лет проблема онкологии останется в прошлом... Я даже говорить не могу, у меня слов нет! Старик, ну, ты же обещал позвонить. Потерял номер, когда переезжал. Давайте все... Фотографироваться будем потом, у меня тушь потекла. А ты не изменился. Вот кто изменился, так это Ринат! В какую сторону? Такой заботливый стал. Я из автобуса выхожу, он мне руку подает. Я тебя с женой спутал, у вас прически похожие. Как будто обе пальцы в одну розетку сунули. Нет, я сегодня пить не буду. Не уговаривайте!

РЕКТОР забрался на сцену.

РЕКТОР
(в микрофон)
Друзья, давайте организовываться!
(маша на сцену)
Давайте сюда, все вместе, дружно, раз-два, раз-два...

Выпускники потянулись на сцену. Кто-то встал рядом.

РЕКТОР
Ну, не все помещаются, но главное, что вместе. У нас сегодня особый день. Двадцать лет первого выпуска. Но и ещё...

Бывшие выпускники перешёптывались и пересмеивались.

РЕКТОР
(указывая в зал)
Мы тут не зря позвали молодняк. Они ещё учатся. Учатся, конечно, не так, как вы. Не так прилежно, не так самоотверженно, но...
(вздохнув)
... имеем дело с чем имеем. Так вот! Чтоб, так сказать, их простимулировать, а вас заинтересовать, мы решились...

РЕКТОР (ПРОД)
... на уникальный формат. Частично общение, частично воспоминания, частично импровизация. И первым я хочу дать слово уникальному человеку. Заслуженному врачу, кандидату известных наук, широкой души человеку, замечательному семьянину, отцу и деду Алексею Сергеевичу Карпову!

Все захлопали, и Ректор начал махать в зал.

РЕКТОР
Хлопайте-хлопайте!

АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ – повзрослевший Лёша забрался на сцену.

РЕКТОР
(указывая на микрофон)
Алексей Сергеевич, прошу вас! Как живого свидетеля!
(маша в зал)
Они же ничего не знают! Как-как всё зарождалось! Расскажите! В каких условиях! Писали на чём? На старых газетах, между строк...

АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
(хмыкая)
Одну газету я до сих пор помню.

РЕКТОР
Вот-вот про это всё! Как вы помните!
(указывая на микрофон)
Очень просим, очень!

Улыбающийся Ректор отошел в сторону.
Алексей Сергеевич подошел к микрофону и оглядел зал.

АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
(в микрофон)
Не любил я таких речей никогда. И если кто где вставал, начинал бубнить, хотелось, чтобы побыстрее заткнулся этот старый хрыч и сел.
(пауза)
Мне бы очень хотелось, чтобы вы взяли от нас только лучшее, но правда в том, что пока не набьешь своих шишек, чужой опыт не воспринимается. А когда набил...
АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (ПРОД)
... а тогда зачем он тебе? Чужой? Ты и так всё понял, да? Поэтому...
(в зал)
... молодой человек, я тут с самого начала на вас смотрю. И девушка на вас смотрит. Девушка покраснела. А вы чего-то не туда! Мне, конечно, старику приятно внимание, но уже хватит. Уважили. На девушку посмотрите! Вот! Так лучше.
(улыбаясь)
Улыбаются... красивые...

ЗТМ.

Основателям чкаловского мединститута.