Метод экспозиции

Кристина Крюкова
- Ольга, не переживайте, у вас ОКР - обсессивно-компульсивное расстройство.
«После этих слов переживания как рукой сняло…».
- Частое мытье рук, страх загрязнения, одержимость чистотой и уборкой дома – это распространенные явления и навязчивые действия у страдающих ОКР.
«Как все удобненько у врачей… всему уже есть свое название, даже моей любви к уборке».
- И что, и что это значит, и что делать?
- Вы потеряли третьего ребенка, это был для вас стресс, так сказать, психотравмирующий фактор. У вас тяжелая степень расстройства по шкале Йеля-Брауна. Непроизвольно появились навязчивые и пугающие мысли - обсессии. И вы безуспешно пытаетесь избавиться от тревоги такими же навязчивыми и утомительными для вас и вашей семьи действиями - компульсиями, в частности, уборкой и одержимостью чистотой, - доктор встал и походил по кабинету.
- Вот сейчас, почему вы сидите в печатках? На дворе май. Зачем вам перчатки?
- Ну… это просто модно и красиво…
- Не обманывайте себя, это все ваш страх заражения и загрязнения. Соприкосновения с предметами вызывают у вас дискомфорт. Из-за этого вы начинаете мыть руки. И повторяете этот ритуал вновь и вновь. Эти ритуалы приносят лишь временное облегчение. Вот снимите перчатки?
Она оторопела.
- Снимите-снимите…
«Да что он пристал?».
Но стянула перчатки и села, подняв ладони.
- Вот о чем я и говорю. Компульсивное мытьё рук привело к сухости и даже повреждению кожи.
Она удивленно посмотрела на свои руки.
«Зато ведь чистые».
- Ольга, вы очень красивая женщина, счастливая жена и мать двоих детей, и хорошо, что вы замужем, потому что при тяжелых стадиях ОКР шансы на брачный союз уменьшаются. И нужно приложить все усилия, чтобы проблемы в вашей семье не стали глобальными.
- Но что же мне делать, доктор…
- Я вам пропишу антидепрессанты, они хорошо помогают, не пренебрегайте ими.
«Вот дожила… вынуждена подсесть на колеса!...».
- Попробуем тренинги и релаксацию. Но очень действенным я считаю метод экспозиции – поместим вас в ситуацию, которая провоцирует дискомфорт.
«Это куда он меня поместит для большего ужаса?! В туалет бесплатного кожно-венерологического диспансера?»
Доктор заметил страх в ее глазах и добавил: - Большинство пациентов после этой формы терапии достигают стойкого клинического улучшения. Но это потом. Вот пока вам рецепт и направление на расслабляющие ванны.



Ольга в недоумении вышла в коридор, держа в руках бумаги. Поспешно натянула перчатки.
«Я что, на самом деле больна? Это же неправда».
В больницу ее направил муж.
Муж Анатолий был образцовым супругом, заботливым отцом их двоих детей и еще депутатом городской Думы. Мечта, а не семья.
Он заявил, что замечает странности в поведении жены. Дома у них уж очень стерильно – и не дай Бог что-то запачкать или поставить не на свое место! – и супруга уж слишком заботится о чистоте, да так, что стойкий запах хлорки не дает учуять ничего другого.
- Толя, ну разве это не прекрасно, что у нас всегда прибрано?! - возмутилась она.
- Оля, наши дети выглядят так, будто их только что прокипятили с отбеливателем!
- Дорогой, ты утрируешь…
- Тогда какого хрена ты обходишь ковер по полу? Ну-ка, встань на него ногами?
Ольга скривилась и, поборов себя, встала ногами на белый ковер. Руки тут же начали зудеть. На следующий день она почистила ковер семь раз.
Недавно муж на неделю уехал в агитационную командировку по прилегающим городам и селам. Вернувшись, он целовал детей и вдруг вскрикнул:
- Оля,  у Лизы была родинка над губой! Где родинка?!.. Лиза, скажи мне, почему нет родинки? – он посадил дочь на колени.
- Мама сказала, что родинка плохая и ее нужно убрать, - Лиза потрогала пальцем уже почти незаметный след от сведенной родинки.
- Иди побегай с Гришей, Лизочка, - он рассвирепел, - Оля, никакая не плохая была эта родинка, я сам у врача спрашивал! Зачем ты это сделала, зачем? – он тряс жену за плечи.
- Оставлять ее было рискованно! – оправдывалась Ольга.
«Не могу же я ему сказать, что последний год только и мечтала, чтобы убрать с чистого белого лица дочери это пятнышко!».
А муж отвел ее в больницу.



- Что сказал врач? – муж в кресле читал газету.
Ольга помялась: «Все равно ведь узнает, что ему надо».
- Сказал, что у меня обсессивно-компульсивное расстройство. Что мне все время надо прибирать.
- Так. Это мы и так поняли, глядя на тебя. И что делать?
- Я не больная, - она встала у окна, глядя на детей во дворе.
- Ты не больная, Оля, - он обнял ее. – Ты просто очень расстроенная. Но у нас есть двое прекрасных детей. Нам нужно дальше жить нормально. И сохранить семью.
Она вспомнила и слова доктора. Даже содрогнулась. Разводиться и ломать свою жизнь она не хотела.
- Да, конечно, я сделаю все, что сказал доктор, - продолжала смотреть в окно.
«Они ходят ногами прямо по скамейкам. Сейчас он уедет, и я все помою».



Жизнь пошла своим чередом.
Муж в преддверии выборов был сам не свой, но успевал контролировать ход лечения. Ольга заехала в аптеку и выкупила все прописанные лекарства. Потом приобрела в магазине десять бутылок хлорного отбеливателя и запрятала подальше в шкаф.
«Мужчины ничего не понимают в уборке. Хоть депутаты, хоть врачи».
Таблетки она выдавливала из блистеров строго по расписанию доктора, но выбрасывала в унитаз.
«Никакая я не больная».
На расслабляющие ванны в клинику прошлось ходить – это муж проверял. После ванн она протиралась спиртом.
«Могу и потерпеть».
Сложнее давались походы на групповую терапию, медсестры называли таких посетителей «мойщиками». В группе ей все казались психами. Одна женщина мыла руки практически кипятком. Другая девушка боялась подцепить венерическое заболевание от тележки супермаркета. Мужчина из группы обстригал ногти под корень, отчего кончики его пальцев были бордовыми. Еще один намыливал руки строго по семь раз и жаловался, что в течение дня из-за этого больше ничего не успевает.
«Какие милые господа собрались. Тьфу!».
Ольге понравилась только одна девушка, которая тоже оказалась отличной хозяйкой и поделилась секретным составом очищающего средства с уксусом.
«Все-таки не зря сюда пришла!».



Вечером она мыла детей в ванной, сидя тут же на полу на коврике. Зашел Анатолий, поболтал с ними. Потом зачерпнул ладошкой воды из ванны и понюхал ее. Ольга возмущенно на него уставилась:
- Толя, ты что?!
- Все в порядке, - он заулыбался, видимо, довольный запахом.
Как только он вышел, Ольга подлила в ванну хлорного отбеливателя.
«Я сама знаю, как и чем мне лучше мыть моих прекрасных детей».



- Ольга, я практически не вижу улучшений.
«Какой занудный у меня доктор», - зевая, подумала она.
- Мы все-таки применим метод экспозиции, я еще не продумал все детали, но мы поместим вас в очень дискомфортную ситуацию.
Ольгу даже передернуло.
- И продолжайте прием препаратов и процедуры!
Она вышла из больницы. Водитель и помощник мужа Федор ждал ее у машины. Она помялась, но рукой открыла дверь и села внутрь, с ужасом смотря на свою нестерильную ладонь. Вдруг Федор с переднего сиденья протянул ей пачку очищающих салфеток.
«Он что, тоже в курсе?!» - но благодарно улыбнулась ему.



Муж был дома, что в последнее время было редкостью. Выборы в городскую Думу все приближались, Анатолий становился все нервнее – он хотел остаться в депутатском составе.
- Оля, идем сегодня ужинать? Я и столик заказал.
Ольга вдруг представила, что придется сесть на многократно использованный стул, кушать из непонятно кем помытой посуды непонятно чьими руками приготовленную еду.
- Толя,  - она его ласково обняла,  - а давай останемся дома? Так хочется побыть вдвоем и не тратить время зря…
Он и не стал спорить.
«Вот как все чудесно сложилось».



Через пару дней всей семьей отправились в гости к друзьям Матвеевым. Их дети ладили с сыновьями Матвеевых, вечер для Ольги был прекрасен насколько  возможно.  Выпили много вкусного вина – у Матвеевых можно было самой перемыть бокал, в отличие от ресторана – и съели собственноручно приготовленное мясо.
Ольга вышла в туалет.
В ванной комнате зеркало оказалось заплеванным зубной пастой, а на кране – белесые потеки. Ольгу затрясло, а в руках появился знакомый зуд.
«Господи, ну, только не здесь…».
Однако она быстро нашла перчатки и отбеливатель в шкафчике и шустро все почистила.
Улыбка  облегчения и удовлетворения весь вечер не сходила с лица. Муж удивленно смотрел на нее и обнимал за плечи.



На следующей неделе была назначена семейная фотосессия для журнала. Нужно было продемонстрировать положительный образ мужа-депутата. Ольга нарядила себя и нарядила детей.
- Ольга Николаевна, можно я вам, пожалуйста, подгримирую руки? – спросила визажист.
Ольга с удивлением посмотрела на кисти рук. Действительно, от частого мытья кожа высохла и местами даже потрескалась. Она смущенно кивнула.
Кое-как вытерпела процесс съемки в студии, представляя, что на этом диване сидела не одна сотня людей. Сразу после фотосессии отвезла вещи в химчистку, помыла детей с хлором и протерлась спиртом.
«Только бы он ничего не заметил».
Объяснять свои ритуалы не хотелось, да и вряд ли она могла бы разумно их объяснить.
Они завалились с мужем спать. Мигал телевизор, освещая белую кровать.
Вдруг Ольга увидела в углу белоснежного ковра кучку деталей конструктора «Лего», оставленные сыном Гришей.
«Блин! Гриша, зачем ты их там положил!...».
Руки опять зачесались.
«Если я начну сейчас прибирать, Толя опять устроит разборки. Закрою глаза. Не буду туда смотреть. Господи, дай сил туда не смотреть. Раз-два-три…».
Кое-как она уснула. Часов в пять утра проснулась и все прибрала.



Состоялось новое занятие групповой терапии.
- Я трачу восемь банок хлорного отбеливателя в день, - заявила одна из женщин в группе.
«Восемь! А я всего две. И мой муж считает меня ненормальной».
В посещениях групповых занятий ей нравилось осознание, что она не самая тронутая. И еще то, что ее никто не пытался взять за руки.
«Ха, да тут все такие же стерильные, как я».



День выборов был все ближе.
В их доме постоянно обитали люди из предвыборного штаба мужа. Поэтому ежедневная уборка стала еще более тщательной. Ольга вечером после ухода посторонних пыталась незаметно от мужа залить хлоркой весь дом и хоть немного этим успокоиться.
Сегодня к мужу приехали два его давних друга  - Василий и Игорь. Василий должен был Игорю уже довольно давно крупную сумму денег, но никак не отдавал. Из их криков Ольга поняла, что они явились к мужу как к третейскому судье.
Ольга поливала отбеливателем гостевой туалет и слышала обрывки фраз из кабинета, муж кричал:
- У меня выборы на носу! Зачем вы ко мне пришли, как я решу ваш спор?... Да, вы мои давние друзья, но разберитесь сами… Да мне вообще сейчас не до вас…
Помощник Федор сидел тут же в холле, сочувствующе смотрел на дверь, улыбнулся Ольге.  Она принесла ему чая с печеньем.



Утром муж ее растолкал:
- Оля, а где моя счастливая белая рубашка? У нас сегодня жеребьевка, мне очень нужна эта рубашка!
Она испуганно подпрыгнула на кровати.
«Я же ее выбросила».
- Т-толя… да она серая стала… и не отстирывалась…
- Оля, ты что?! Ты что! Я тебе сказал, чтобы ты ее не трогала!
Муж был явно расстроен.
- Да что с тобой! Что ты делаешь? Как твое лечение вообще проходит?!
- Н-нормально оно проходит….
Он хлопнул дверью.
«Блин».



Жеребьевка прошла неудачно, муж был не в духе.
Оля сидела ниже травы в спальне, которая осталась единственным очагом стерильности в доме. Она читала книгу. Из сверкающей чистотой рюмки маленькими глотками попивала сорокаградусную водку.  Так руки меньше чесались.
«Не могу смотреть на это сборище народу, бродящее по нашему дому».
Окончания выборного процесса ожидали всей семьей: муж – чтобы победить, дети – чтобы вдоволь наиграться с папой, жена - чтобы прибрать.
К десяти вечера почти все разъехались, Ольга смотрела в окно на отъезжающие автомобили. Федор еще не увез служебную машину. Зато опять приехали кредитор Игорь и должник Василий.
«Что они ездят к нему как к Соломону? Шли бы в суд», - пожала она плечами.
Продолжила читать книжку. Но от выпитого буквы начали прыгать перед глазами и клонило в сон. Телевизор усыпляюще мигал. Ольга лежала в ворохе подушек и одеял и ждала, пока придет муж.
Внезапно по дому прокатился грохот.
Ольга подпрыгнула.
«Авария?! Котел?» - первым делом подумала она.
Грохот еще раз повторился.
Подскочила, набросила халат, выбежала в коридор. Дети не проснулись, она прикрыла двери в их комнаты. Сбежала на первый этаж. Мужа в кабинете не было, в столовой и гостиной тоже. Она увидела свет в дверном проеме в гараж. Забежала в гаражный бокс. Глазам предстала ужасная картина – на полу в лужах крови лежали Василий и Игорь. Лежавший Игорь в руке держал ружье. Муж и помощник Федор с выпученными глазами стояли тут же.
- Что это? Что это такое?! – закричала Ольга.
- Оля, Оля, я не знаю, как так произошло… они ругались, он не отдавал деньги, Игорь вдруг сходил за ружьем, застрелил его, а потом и себя! – Анатолий развел руками.
Гараж представлял собой декорации к фильму ужасов – Игорь выстрелил так, что веер брызг крови покрыл белоснежные стены гаража и оба автомобиля, а растекающиеся бордовые лужи  увеличивались с каждой секундой, заливая искусственную траву стоявшего тут же мини-гольфа.
- Мать их! Конец моей карьере! Крышка моим выборам! – Анатолий закрыл лицо ладонями и шагал по гаражу туда-обратно. – Федя, давай телефон. Вызывай полицию!
Федор стоял и не двигался.
Ольга с ужасом взирала на то, что произошло в их доме, где на втором этаже мирно посапывают дети. Руки опять зудели. Красные кляксы вызвали сильную волну невроза. Ольга чесала свои ладони.
«Два трупа в доме! Два мертвых человека!... Зачем они вообще сюда явились?! Зачем он застрелил его?... Что, деньги стоят двух человеческих жизней?... Мы строили-строили этот дом, рожали детей, создавали семью, чтобы пришли два придурка со своим долгом и испортили нам всю жизнь?!»
Она живо представила конец карьеры Толика, газетные публикации, разборки с полицией, расспросы детей, которые так или иначе что-нибудь узнают из этой истории.
Показалось, что вся жизнь рассыпается, как карточный домик.
Муж побелел и крутил глазами в разные стороны.
- Федя, дай же мне телефон!
- Анатолий Петрович… - тихо сказал Федор.
- Что? Телефон дай!
- Анатолий Петрович, может, мы не будем торопиться…
Ольга и Анатолий настороженно посмотрели на него.
- Всмысле? – рявкнул муж.
- Всмысле, вы же понимаете, что нам сейчас крайне нежелателен такой поворот событий…
«Еще как нежелателен, дорогой Федор».
- А куда сейчас повернуть этот поворот?! – крикнул муж, обводя взглядом гараж. – Ты предлагаешь сделать вид, что ничего не было?
- Анатолий Петрович, давайте сделаем вид, что все было, но немного в другом месте?
- Как это? Перетащим их отсюда? И что скажем? Комара мы тут убили?
- Анатолий Петрович, я же раньше в органах работал, связи остались. Сейчас мы сделаем так, что все это произошло в другом месте. Вы же их не убивали. И я не убивал, и Ольга Николаевна не убивала. – Ольга зачем-то закивала. - Мы же ни в чем не виноваты. Но это э-э-э… происшествие очень испортит всем жизнь. А я же ваш помощник. Вот я и помогу.  Сейчас я сделаю звонок, и мы все постараемся решить…
Ольга опешила и вышла из гаража.
«Боже мой, за что это нам?!.. Это правда, что там произошло?», - пошатываясь, она дошла до кухни, выпила молока.
В доме все было спокойно, тикали настенные часы, даже не верилось, что за дверью гаража разыгралась такая трагедия.
Она посидела за столом, подперев голову руками.
Потом вернулась в гараж.
«Как жаль, что мне ничего не померещилось».
Федор развил бурную деятельность, говорил по телефону, описывал ситуацию.
Муж сидел на полу, обхватив голову руками.
При виде крови у нее опять зачесались ладони.
- Толя… - он поднял голову, глаза у него были как  у безумного. – Толя, мне кажется, Федор прав… ну, представь, что мы оставим все, как есть, и вызовем полицию? Вот хоть на минуточку представь… Игорь нисколько не подумал ни о тебе, ни обо мне и детях, когда притащил сюда ружье… ну, почему, почему наша жизнь должна покатиться под откос только из-за этого? И ведь мы, и вправду, ни в чем не виноваты, мы не нажали на курок. Мы даже не занимали этих денег!... Так почему мы теперь должны пострадать?
Федор договорил по телефону и перебил Ольгу.
Она со страхом подошла к лежащим трупам.
Они ее почему-то не пугали, а пугали пятна крови, разлетевшиеся и разлившиеся по всему боксу. Она стояла и прикидывала масштабы уборки.
Мужчины договорили, муж подошел к ней:
- Оля, сейчас все отсюда увезут, я уеду на некоторое время.
- Ага.
- Потом приеду и займемся этим… сама понимаешь, никакой клининг тут вызвать нельзя…
- Да, понимаю, конечно…
- Мне кажется, - встрял Федор,  - Ольга Николаевна знает, что делать.
Она с улыбкой сквозь слезы посмотрела на него.



- Ольга Николаевна, странно, но у вас наступило резкое улучшение, - доктор обескураженно смотрел на ее довольное лицо.
Она сидела без перчаток и даже пила кофе из чашки, предложенной секретарем.
- Дорогой доктор, ну, почему же странно? Я пила прописанные вами препараты, я принимала успокаивающие ванны.
- Я еще ни разу не видел, чтобы ванны настолько помогли…
- А вы знаете, я вам за все благодарна. Если бы не это стечение обстоятельств, я бы не поняла, как дорожу всем, что у меня есть.