О чём говорят атэисты

Браев-Разневский 22
Вероятно, ни одна историческая личность не овеяна такими мифами и легендами, как Иисус из Назарета. У нас нет никаких источников, из которых можно было бы узнать об этом простом галилейском крестьянине, благодаря которому возникла самая распространенная в мире религия – разве что Евангелие, да и то в нем приводятся не столько подробности из жизни Иисуса, сколько доказательства его религиозной роли. 
 
1. Иисус родился в Вифлееме
По всей видимости, первых христиан не очень-то интересовали юные годы Иисуса. Как можно заметить, в таких первых письменных документах о нем, как Послания Святого апостола Павла (написанные в период между 50 и 60 годами нашей эры) и Евангелие от Марка (написанное после 70 года от Рождества Христова), ничего не рассказывается ни о его рождении, ни о детстве. Однако по мере нарастания интереса к личности Христа зарождавшаяся христианская община пыталась заполнить белые пятна в описании его юности таким образом, чтобы его жизнеописание соответствовало его божественному предназначению. Так в древнееврейских рукописях появилось бесчисленное множество пророчеств о мессии, которые часто противоречили друг другу.   
Согласно одному из таких пророчеств, мессия, как потомок Царя Давида, должен был родиться в городе Давида – в Вифлееме. Однако имя Иисуса так часто связывали с Назаретом – городом, в котором он родился, по мнению многих теологов, что на протяжении всей его жизни он был известен именно как Иисус «из Назарета». И ранним христианам потребовалась изрядная фантазия, чтобы придумать, каким образом родители Иисуса оказались в Вифлееме, чтобы он смог родиться в том же городе, что и Царь Давид.
Евангелист Лука решил эту задачу, опираясь на тот факт, что в 6 году нашей эры Римская Империя проводила перепись, согласно правилам которой, по утверждению Луки, каждый должен был проходить перепись в том городе, в котором родился. А поскольку отец Иисуса Иосиф родился в Вифлееме, они с женой Марией покинули Назарет и направились в город Давида Вифлеем, где затем и родился Иисус. Таким образом, предсказание сбылось.   
Однако в той переписи участвовали только Иудея, Самария и Идумея, а в Галилее, где жила семья Иисуса, эта перепись не проводилась. Более того, поскольку перепись проводилась, чтобы облегчить собирание налогов, то по римским законам оценка имущества людей осуществлялась не по месту рождения, а по месту жительства.   
Попросту говоря, Лука выбрал Вифлеем местом рождения Иисуса не потому, что тот там родился, а потому, что так его повествование соответствовало бы словам пророка Михея: «И ты, Вифлеем… из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле…» (Мих. 5: 2-4 – прим. перев.). 
 
2. Иисус был единственным ребенком в семье
Несмотря на принятую у католиков доктрину о вечной непорочности матери Христа Марии, мы можем с уверенностью сказать, что, в соответствии с историческими фактами, Иисус родился в большой семье. У него было еще, по крайней мере, четыре брата, которые упоминаются в Евангелии – Иаков, Иосия, Симон и Иуда – и сестры, количество которых неизвестно. О том, что у Иисуса были братья и сестры, неоднократно упоминается в Евангелии и в Посланиях Св. апостола Петра. Уже в 1 веке еврейский историк Иосиф Флавий упоминает брата Иисуса Иакова, который впоследствии – после смерти Христа – стал самым главным предводителем ранней христианской церкви.
Некоторые католические теологи опровергают эти факты, утверждая, что греческое слово «adelphos», которым обозначались братья Иисуса, имеет и другие значения, например – «двоюродные братья» или «сводные братья», под которыми, возможно, подразумевались дети Иосифа от предыдущего брака. Даже если это и так, то в Новом Завете слово «adelphos» употребляется только в одном значении – «брат».
 
3. У Иисуса было 12 учеников
Этот миф основан на неправильном понимании трех категорий последователей Христа. В первую группу входили те, кто приходил послушать его проповеди или получить от него исцеление каждый раз, когда он приходил в селение или город. В Евангелии эти люди называются «толпой».
Вторая группа состояла из тех, кто следовал за Христом из города в город, из селения в селение. Их называли учениками, и согласно Евангелию от Луки, их было 70-72 человека – в зависимости от того, какой перевод текста вы предпочитаете.
Третью группу последователей Христа называют апостолами. Эти 12 человек были не просто учениками, поскольку они не только следовали за Иисусом из одного места в другое. Им было позволено ходить по городам и селениям самостоятельно и читать проповеди от его имени. Иными словами, они были главными миссионерами – проповедниками слова Христова.
 
4. Иисуса Христа судил Понтий Пилат
Евангельские тексты изображают Понтия Пилата как благородного, честного, но слабовольного правителя, которого израильское духовенство убедило отправить заведомо невиновного человека на смерть на кресте. Однако согласно историческим данным, Пилат отправлял солдат на улицы Иерусалима, чтобы те жестоко убивали всех иудеев, которые выражали несогласие с его приказами и не подчинялись даже самым незначительным из них. За 10 лет своего правления в Иерусалиме Пилат, ни на минуту не усомнившись и не удосужившись разобраться по закону, распял не одну тысячу человек, и иудеи даже написали на него жалобу римскому императору. Обычно евреев не судили по римским законам, не говоря уже о тех из них, которые обвинялись в неповиновении и бунтарстве. Поэтому рассказ о том, что Пилат потратил свое время на решение судьбы очередного иудея-подстрекателя и уж тем более соизволил встретиться с ним лично, вообще не укладывается в голове. 
Конечно же, вполне можно допустить, что римский прокуратор принял Иисуса лично – если масштабы преступления иудея требовали какого-то особого рассмотрения. Но любое «судебное разбирательство», которому могли подвергнуть Христа, было бы кратким и формальным, и проводилось бы оно с одной только целью – записать на бумаге те обвинения, за которые его следует казнить.
 
5. Иисуса похоронили в пещере
Согласно евангельским текстам, после распятия тело Иисуса сняли с креста и перенесли в пещеру. Если бы дело обстояло именно так, то со стороны римлян это было бы актом милосердия – чрезвычайно необычным и, возможно, даже единственным в своем роде.
Римляне считали распятие на кресте не просто способом смертной казни. На самом деле, преступников сначала убивали, а потом уже прибивали гвоздями к кресту. Основной целью распятия было запугать мятежников, поэтому преступников всегда распинали на кресте публично. Именно поэтому распятого после его смерти всегда оставляли висеть в течение нескольких дней. Распятых почти никогда не хоронили – ведь целью распятия было унизить жертву и запугать окружающих. Их тела оставляли на съедение собакам, после чего к останкам слетались хищные птицы. И лишь потом кости сбрасывали на мусорную кучу. Именно отсюда Голгофа (то есть холм, на котором был распят Христос) получила свое название – «лобное место» или буквально «место черепов».    
Не исключено, что в отличие от всех остальных распятых римлянами преступников Иисуса сняли с креста и поместили в довольно дорогостоящую погребальную пещеру, высеченную в скале, которую могли для себя заказать только самые богатые жители Иудеи. Но вряд ли так было на самом деле.


Думаете, что знаете об Иисусе Христе все? Не будьте так уверены. Мы расскажем вам о семи интресных фактах, которые установили археологи и историки, и о которых вы, возможно, и не подозревали.
Он родился раньше, чем многие думают
Наше летоисчисление, которое начинается от Рождества Христова, (по-латински anno domini, т.е. «в лето Господне») не совсем верно. От римских историков мы знаем, что царь Ирод умер около 4 года до н.э. Однако Иисус родился, когда Ирод еще был жив. Ведь именно Ирод приказал истребить в Вифлееме всех младенцев мужского пола младше двух лет, пытаясь погубить таким образом и новорожденного Мессию.
О дате рождения Христа все еще ведутся споры. Но известно, что перепись населения, описываемая в Евангелии от Луки, имела место в 6 году до н.э. Так что Иисус, судя по всему, родился где-то между 6-м и 4-м годами до нашей эры.
Говорил на трех или четырех языках
Из Евангелий мы знаем, что Иисус говорил по-арамейски. Арамейский был разговорным языком древнего Израиля. В Писании даже встречаются некоторые арамейские слова. Но как еврей, oн совершенно точно говорил и на древнееврейском языке, использовавшимся как язык молитв и храмовых богослужений. В то же время, во многих синаногах использовали септуагинту – перевод еврейских Писаний на греческий язык. Поэтому, разговаривая с язычниками, Иисус, скорее всего, использовал греческий – язык торговли всего Средиземноморья того времени.
А с римлянами, хоть мы и не беремся это утверждать со стопроцентной достоверностью, Иисус мог говорить по-латински (Мат. 8:13)
И возможно, был далеко не красавцем
В Библии не приводится ни одного описания внешности Иисуса. Но есть одна важная зацепка: «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53:2).
Из-за преследования христиан римскими властями первые сохранившиеся христианские изображения датируются только 350 годом н.э. Изображение Иисуса с длинными волосами стало типичным в Средние века и в эпоху Возрождения. Однако апостол Павел в первом послании Коринфянам говорит, что для мужчины длинные волосы – «бесчестье» (1 Кор. 11:14).
Подробнее о том, как выглядел Христос, читайте в материале Вот как, оказывается, Иисус Христос выглядел на самом деле
Иисус не был только плотником
Евангелист Марк называет Иисуса «плотником» (греч. - tekton). Но, судя по всему, он обладал и другими навыками, включавшими работу по дереву, камню и металлу. Греческое слово tekton, переведенное как «плотник», впервые упоминается в поэмах Гомера в 8 веке до н.э.
И действительно, изначально это слово означало человека, работающего с деревом. Но со временем значение его распространилось и на работу с другими материалами. Некоторые исследователи отмечают, что дерево во времена жизни Христа было материалом редким, чаще при строительстве и изготовлении домашней утвари использовался камень. Возможно, Иисус, обученный своим приемным отцом Иосифом, странствовал по Галилее, строя синагоги и другие здания.
Иисус умел удивляться
По крайней мере два случая в Евангелиях описывают нам удивление Иисуса. Он «дивился» неверию людей в Назарете и не мог совершить там никакого чуда (Марк 6:5-6). В то же время вера римского сотника, язычника, несказанно удивила его, как это описано у евангелиста Луки (Лк. 7:9).
И вовсе не был веганом
В Ветхом Завете Бог Отец установил систему жертвоприношений животных как ключевую часть богослужения. В отличие от современных веганов, которые не едят мясо по моральным причинам, Бог не устанавливал подобных ограничений для своих последователей. Он лишь дал им перечень нечистых продуктов, употребления которых следовало избегать. Среди них - свинина, крольчатина, морские существа без плавников и чешуи, а также некоторые виды пресмыкающихся и насекомых.
Будучи евреем, Иисус, конечно же, ел пасхального агнца, без которого этот священный для евреев праздник было невозможно представить. В Евангелиях рассказывается и о том, что он ел рыбу. А прочие пищевые ограничения были впоследствии и вовсе отменены для христиан.
Во время исхода из Египта он защищал евреев
Когда евреи убегали от фараона (исторический момент, в том числе описанный в Библии, в книге Исхода), Иисус оберегал их в пустыне. Об этом пишет апостол Павел в его первом послании к Коринфянам: «И все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос».
Это не единственное место в Ветхом Завете, где Иисус принимает активное участие в событиях. В Библии зафиксированно несколько других Его проявлений, или теофаний.
Хотя Назарет присутствует в евангельских текстах, другие, не библейские, упоминания о Назарете в текстах первых веков отсутствуют. В своей книге «Библейские истории» венгерский философ-религиовед Густав Гече пишет:
 
Интересно, что кроме евангелий и других книг позднего христианства, город Назарет нигде не упоминается, хотя, согласно Новому завету, он находился в Галилее, которая встречается во многих источниках. Так, Иосиф Флавий, описывая Иудейскую войну, упоминает города и селения Галилеи, но среди них нет Назарета. О существовании Назарета не знали ни авторы Ветхого завета, ни толкователи Закона Моисеева, умалчивают о нём также и греческие и латинские авторы. За исключением христианских книг, основанных на благовествованиях, о Назарете впервые говорится в двух стихотворениях еврейского автора Калира Елиасара (VII или VIII в.). Однако эти стихи не могут считаться источником, поскольку трудно установить, использовал ли поэт это название, почерпнув из древних неизвестных нам списков, или же заимствовал его из христианской литературы.[11]
 

Помимо текстов еврейского поэта упоминание о Назарете можно найти в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (III—IV вв.), который цитирует Секста Юлия Африкана (ок. 160 — ок. 240 гг.):
 
Только немногие, хранившие память о своем роде, сберегли свои частные родословные, или запомнив имена предков, или имея их списки. Они гордились тем, что сохранили память о своем благородстве. В их числе были и вышеупомянутые деспосины — их называют так по причине их родства с семьей Спасителя. Уроженцы иудейских селений — Назарета и Кохабы, они разбрелись по остальному краю и составили упомянутую родословную на основании „Книги Дней“, как могли.[12]
 

Таким образом, автор говорит о Назарете[13] как о селении в Иудее, причём располагает его в тексте рядом с до сих пор не идентифицированным селением под названием «Кохаба».
Густав Гече, на основании отсутствия упоминания о Назарете в вышеуказанных текстах, предполагал два варианта, что «либо город Назарет никогда не существовал, либо был настолько мал, что не удостоился упоминания, хотя в талмудической литературе перечислены все населенные пункты, где действовали школы или синагоги»[11].



Джеймс Стрэйндж (англ. James Strange), американский археолог и сторонник второй версии, в этой связи замечает: «Назарет не упоминается в древних еврейских источниках ранее третьего века н. э. Вероятно, это свидетельствует об отсутствии его известности как в Галилее, так и в Иудее»[14]. Первоначально Стрэйндж предположил, что численность населения Назарета во времена Христа была «примерно от 1600 до 2000 человек», но позднее, в последующей публикации, он указал ещё меньшее значение: «максимум около 480»[15]
Валери Тарико (Valerie Tarico)
Большинство исследователей древности считают, что проповеди Нового Завета - это «исторические мифы». Иными словами, они думают, что примерно в начале первого века скандальный еврейский раввин по имени Иешуа бен Иосиф собрал вокруг себя последователей, а его жизнь и учения посеяли те семена, из которых выросло христианство.

В то же время, эти ученые признают, что многие библейские истории (типа непорочного зачатия, чудес, воскресения и женщин у гробницы) заимствуют и перерабатывают мифические темы, которые были широко известны на древнем Ближнем Востоке — точно так же, как современные сценаристы создают новые фильмы на базе старых, хорошо знакомых сюжетов и элементов фабулы. Согласно такой точке зрения, «исторический Иисус» был мифологизирован.

Более 200 лет многочисленные богословы и историки, в основном христиане, анализировали древние тексты, как попавшие в Библию, так и не попавшие, в попытке понять человека, стоящего за мифом. Такой же подход используется и в некоторых бестселлерах сегодняшнего дня и ближайшего прошлого, когда мудреные вещи раскладываются по полочкам для простоты понимания. Среди хорошо знакомых произведений - «Zealot. Иисус. Биография фанатика» Резы Аслана (Reza Aslan) и «А был ли Иисус? Неожиданная историческая правда» Барта Эрмана (Bart Ehrman).

Однако другие ученые полагают, что Евангелие — это на самом деле мифологизированная история. Согласно такой точке зрения, эти древние мифические матрицы сами являются основным компонентом. Их заполняют именами, местами, прочими деталями из реального мира, поскольку ранние секты последователей Христа пытались понять и защитить те религиозные традиции, которые они обрели.

Идея о том, что Иисус никогда не существовал, - это позиция меньшинства. И вполне понятно почему, говорит Дэвид Фицджеральд (David Fitzgerald), написавший книгу «Пригвожденный. Десять христианских мифов, показывающих, что Иисус вообще никогда не существовал» (Nailed: Ten Christian Myths That Show Jesus Never Existed at All). На протяжении столетий все серьезные исследователи христианства из числа богословов сами были христианами, а современные светские ученые во многом полагаются на тот фундамент, который они заложили, собирая, сохраняя и анализируя древние тексты. Даже сегодня самые светские и нерелигиозные исследователи имеют религиозное прошлое, и многие по умолчанию действуют, исходя из исторических посылок своей бывшей веры.

Фицджеральд - атеист по заявлениям и по творчеству, и он пользуется популярностью у нерелигиозных исследователей и общественных организаций. Ставший важным событием в интернете документальный фильм «Дух времени» познакомил миллионы людей с некоторыми мифическими корнями христианства. Но в «Духе времени» и в других аналогичных работах есть известные ошибки и упрощения, подрывающие доверие к ним. Фицджеральд стремится это исправить, давая молодежи интересную и доступную информацию, которая основана на достоверных научных знаниях.



Другие научные аргументы в пользу теории о мифическом Иисусе можно найти в трудах Ричарда Кариера (Richard Carrier) и Роберта Прайса (Robert Price). Кариер, имеющий докторскую степень по древней истории, пользуется инструментами своей специальности, чтобы среди прочего показать, как христианство могло зародиться и развиться безо всякого чуда. Прайс, в отличие от него, пишет с позиций теолога, чьи познания в Библии в конечном итоге заложили основу для его скептицизма. Интересно заметить, что самые резкие разоблачители маргинальных теорий о мифичности Христа (типа тех, что изложены в «Духе времени» или в работах Джозефа Этвилла (Joseph Atwill), который пытается доказать, что Иисуса изобрели римляне), - это весьма серьезные сторонники общей идеи о том, что Христос не существовал — Фицджеральд, Кариер и Прайс.

Аргументами противоположных сторон в этом вопросе (история, ставшая мифом, или миф, ставший историей) можно заполнить целые тома, и споры на эту тему не находят своего разрешения, а только усиливаются. Все большее количество ученых открыто подвергают сомнению или отрицают историчность Иисуса. А поскольку многие, как из числа христиан, так и нет, считают неожиданным сам факт ведения этих дебатов, я предлагаю ряд ключевых доводов, позволяющих оживить эти сомнения.

1. Нет ни одного нерелигиозного свидетельства от первого века, подтверждающего реальность Иешуа бен Иосифа. Вот как об этом говорит Барт Эрман: «Что говорят об Иисусе авторы-язычники его эпохи? Ничего. Как это ни странно, ни один из его языческих современников даже не упоминает об Иисусе. Нет никаких записей о рождении, никаких судебных записей, никаких свидетельств о смерти. Нет выражений заинтересованности, громкой клеветы и оговоров, нет даже упоминаний вскользь — ничего. На самом деле, если расширить поле обзора, захватив годы после его смерти, даже если включить в него весь первый век нашей эры, мы не найдем ни единой ссылки на Иисуса ни в одном нехристианском и нееврейском источнике. Хотел бы подчеркнуть, что у нас есть большое количество документов того времени — например, труды поэтов, философов, историков, ученых, записи государственных чиновников, не говоря уже о крупной коллекции надписей на камнях, частных писем и юридических документов на папирусе. И нигде, ни в одном документе, ни в одной записи ни разу не упоминается имя Иисуса».

2. Самые ранние авторы Евангелия, похоже, понятия не имели о подробностях жизни Иисуса, которые выкристаллизовались в более поздних текстах. Никаких волхвов, звезд на востоке, никаких чудес. Историков давно уже озадачивает «молчание Павла» по поводу элементарных фактов биографии и учений Иисуса. Павел не ссылается на авторитет Иисуса, когда это может помочь в его аргументах. Более того, он ни разу не называет двенадцать апостолов учениками Христа. На самом деле, он вообще ничего не говорит о существовании у него учеников и последователей — или что Иисус творил чудеса и выступал с проповедями. По сути дела, Павел отказывается раскрывать какие-то биографические детали, и те немногие таинственные намеки, которые он делает, не просто туманны и неопределенны — они противоречат Евангелию. Предводители раннего христианского движения в Иерусалиме, такие, как Петр и Иаков, якобы были последователями самого Христа, однако Павел отзывается о них пренебрежительно, говоря, что они - никто, а также неоднократно выступает против них из-за того, что они не являлись истинными христианами!

Либеральный теолог Маркус Борг (Marcus Borg) полагает, что люди читают книги Нового Завета в хронологическом порядке для того, чтобы ясно понимать, как зарождалось раннее христианство. «То, что Евангелие идет после Павла, ясно говорит о том, что как письменный документ оно является не источником раннего христианства, а его продуктом. Новый Завет, или Благая весть о Иисусе, существовал до Евангелия. Это результат работы ранних христианских общин за несколько десятилетий после исторической жизни Иисуса, рассказывающий нам о том, как эти общины оценивают его значение в своем историческом контексте».

3. Даже рассказы из Нового Завета не претендуют на звание отчета из первых уст. Сейчас мы знаем, что четырем книгам Евангелия имена апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна были присвоены, но написаны они были не ими. Авторство им было приписано где-то во втором веке, или 100 с лишним лет спустя после предположительной даты зарождения христианства. По самым разным причинам практика использования псевдонимов в то время была общепринята, и многие документы того времени «подписаны» известными людьми. То же самое можно сказать и о посланиях Нового Завета, за исключением нескольких писем от Павла (6 из 13), которые считаются подлинными. Но даже в описаниях Евангелия ни разу не произносится фраза «я там был». Скорее, там звучат утверждения о существовании других очевидцев, а это хорошо знакомое явление для тех, кто слышал фразу «одна бабка сказала...»

4. Книги Евангелия, наши единственные рассказы о существовании Иисуса, противоречат друг другу. Если вам кажется, что вы хорошо знаете историю Иисуса, я предлагаю вам сделать паузу и проверить себя, ответив на 20 вопросов теста, размещенного на сайте ExChristian.net.

Евангелие от Марка считается самым ранним жизнеописанием Иисуса, а лингвистический анализ указывает на то, что Лука и Матфей просто переработали Марка, добавив собственные правки и новый материал. Но они противоречат друг другу и в еще большей степени противоречат более позднему Евангелию от Иоанна, так как были написаны с разными целями и для разных аудиторий. Несочетающиеся истории о Пасхе — это лишь один пример того, насколько много в них нестыковок.

5. Современные ученые, утверждающие, что открыли реального исторического Иисуса, описывают совершенно разные личности. Там есть циничный философ, харизматичный хасид, либеральный фарисей, консервативный раввин, революционный фанатик, ненасильственный пацифист и прочие персонажи, длинный список которых составил Прайс. По его словам, «исторический Иисус (если таковой существовал) вполне мог быть королем-мессией, прогрессивным фарисеем, галилейским шаманом, волхвом или древнегреческим мудрецом. Но всеми ими одновременно он быть не мог». Джон Доминик Кроссан (John Dominic Crossan) жалуется на то, что такое «поразительное многообразие вызывает смущение в академических кругах».

Исходя из этого и из других моментов, Дэвид Фицджеральд делает вывод, который он считает неизбежным:

Похоже, что Иисус - следствие, а не причина христианства. Павел и прочие из первого поколения христиан изучали Септуагинту — перевод Писания с иврита — чтобы создать таинство веры для евреев с языческими ритуалами типа хлебопреломления, с гностическими терминами в посланиях, а также персонального бога-спасителя, который не уступал бы другим богам из давней египетской, персидской, древнегреческой и римской традиции.

Скоро у Фицджеральда выйдет продолжение книги «Пригвожденный» под названием «Мифотворчество в действии» (Mything in Action), где он утверждает, что многие конкурирующие версии, предложенные светскими учеными, столь же проблематичны, как и любая концепция Догматического Иисуса. Даже для тех, кто согласен с существованием реального Иисуса из Назарета, этот вопрос не имеет особого практического значения. Ведь независимо от того, жил или нет в первом веке раввин по имени Иешуа бен Иосиф, фигуры «исторического Иисуса», которые так тщательно раскапывают и вновь собирают светские ученые, сами по себе являются фикцией.

Мы можем никогда не узнать о том, что именно привело в действие христианскую историю. Об этом нам может рассказать только время (или путешествие во времени).