1. Определение Антропологии

Сергей Михальчук 2
Антропология

Курс лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005

учебном году.

Тема I

Введение в Антропологию

I. Что такое Антропология.
I. 1. Определение Антропологии.
I. 1. Определение Антропологии.
I.1.1. Проблемы изучения Антропологии.
1). Трудности изучения (и преподавания) Антропологии.
2). Отсутствие доступных учебных и лекционных пособий по Антропологии.
3). Отсутствие общепринятого и достаточно полного церковного определения Антропологии как науки.
4). Некоторые исторического особенности  становления Антропологии.
I. 1.2. Какими критериями необходимо нам руководствоваться при выработке полного определения Антропологии.
I. 1.3. Два взгляда на развитие Антропологии и, соответственно, на принцип построения её определения.

I. 1. Определение Антропологии.

I. 1.1. Проблемы изучения Антропологии.

1). Трудности изучения (и преподавания) Антропологии.

Широка ныне популяризация «учения церкви о человеке» различными авторами. Как церковными, так и светскими, ещё только стремящимися к воцерковлению. Обращена она к людям, читающим духовную литературу, верующим и интересующимся православием. Это приводит к тому, что человек приобретает бессистемное представление об этом учении. Приступая к систематическому изучению Антропологии, он сталкивается с эффектом так называемого «ложного знания», которое заключается в том, что он обо всём уже что-то читал, ему кажется, что об этом он может размышлять сам и не очень нуждается в ещё каком-либо обучении. Всё это снижает его интерес к изучению как бы «знакомого». Он не замечает, как это «знакомое» совершенно иначе начинает смотреться в целостной системе, каковой он ещё не имеет. Это сильно затрудняет более полное и глубокое постижение «учения церкви о человеке». И он рискует тем, что в его памяти останется некое подобие антропологического «винегрета».
Другая трудность заключается в том, что всё Церковное учение по своей сути антропологично, и любая отрасль богословского знания включает в себя достаточно много антропологических понятий и тем. Но они органично вписаны в систему той науки, в которой они находятся. То есть, на первый план выходят именно те вопросы и значения, которые необходимы для системы рассуждений, понятийной и доказательной базы именно этой богословской науки. Всё другое, связанное с этими же вопросами и понятиями, как бы отходит на второй или более глубокий план. В лучшем случае, они мимоходом упоминаются. Это естественно. Любая система знания не может охватить всё, как бы ей этого и хотелось, без угрозы потерять системную чёткость и строгость, превратившись в нечто аморфное и неудобопонимаемое.
Поэтому все те антропологические знания, которые были получены вами на прослушанных прежде курсах, требуют переосмысления в новой, единой, именно антропологической системе.

2). Отсутствие доступных учебных и лекционных пособий по Антропологии.

Третья трудность, с которой мы сталкиваемся при изучении Антропологии – это отсутствие в свободном доступе соответствующих учебных изданий. На сайтах некоторых вузов, в частности, Самарского Университета, помещены планы лекционных курсов по Антропологии. Но, во-первых,  самих лекций нет, а, во-вторых, эти курсы отражают больше естественнонаучный взгляд на Антропологию, даже если стараются рассматривать её в рамках Учения Православной Церкви.
Интернет-издания же отдельных лекций и статей церковных писателей и богословов, а также поучений святых отцов на интересующую нас тему, носят довольно фрагментарный характер. Они разбросаны по большому числу православных, околоправославных, региональных, учебных, вузовских и других сайтах и страничках.
Что делает поиск этих материалов достаточно долгим, трудоёмким делом.
Так что мы с вами будем изучать Антропологию в трудных, но чрезвычайно интересных условиях становления курса, что позволяет и вам самим принять, при желании, участие в этой работе.

3). Отсутствие общепринятого и достаточно полного церковного определения понятия Антропологии.

Своего собственного, общепризнанного, определения Антропологии у Церкви,   по-видимому, всё ещё нет. Во всяком случае, в 2-х томном Полном православном богословском ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ (репринт с дореволюционного издания, предпринятый в1992-ом году) самого понятия «Антропология»  нет. А в предпринятом ныне издании многотомной ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, в её втором томе на букву «А», под заголовком «Антропология» помещается достаточно обширная, но чисто описательная статья, которая не даёт нам никакого конкретного определения.
Поэтому приходится опираться на определения, которые даются антропологии в светских справочных изданиях – «Наука о происхождении человека», приспосабливая их к нуждам церковной дисциплины.
Исходя из этого, можно определить Антропологию как: «Учение о сотворении Богом человека».
На немногих, как православных, так и других сайтах, пытающихся популяризировать духовное знание, делаются попытки дать определение Антропологии. Но те, которые мне встречались, не показались достаточно удовлетворительными. Например, такое:
Антропология христианская - учение христианства о человеке, ядро которого составляют положения о сотворении человека Богом. Об изначальной его греховности!? И о возможности его спасения. Некоторые мыслители (например, Н. Бердяев, Вл. Соловьев) отмечают, что христианство антропологично по сути: сама Библия - ни что иное, как откровение о природе и происхождении человека, о его истории и судьбе. Построение антропологических теорий русскими религиозными философами тесно переплетено с христианским вероучением, но также включает в себя широкий круг этических и социально-философских проблем, рассмотренных сквозь призму человеческого бытия.
По сути, это определение ничем не отличается от того, что уже было приведено нами, с использованием светских справочников. Но содержит очень грубую ошибку в понимании церковного учения о грехопадении.

4). Некоторые исторического особенности становления Антропологии как науки.

Если мы с вами обратимся к истории Церкви с тем, чтобы проследить, кем и когда делались попытки систематизации учения Церкви о человеке, то мы сможем проследить интересные закономерности:
Святой апостол Павел и прочие апостолы – проповедь среди иудеев и язычников, - гонения – мученичество и исповедничество;
Дионисий Ареопагит – мученик и ученик ап. Павла, жил и творил во времена гонений;
Григорий Нисский – арианская ересь, несторения в обществе и государстве;
Максим Исповедник – ересь монофизитов и монофелитов, арабские племена, принявшие мусульманство, теснят греков на юге;
Симеон Новый Богослов – то же самое;
Иоанн Дамаскин – иконоборчество и турецкая агрессия против греков на востоке и юге;
Григорий Палама – исихастские споры и кризис Византии;
Владимир Лосский – кризис Русской Церкви и трагедия России.

Как видите, все эти имена связаны с теми или иными трудностями, кризисными явлениями в жизни Церкви, общества и государства. В эти трудные времена самая жизнь ставила на первый план необходимость антропологического осмысления Откровения Божия, хранимого Церковью. Требовало напряжённой работы Церковной мысли. И церковь, церковный народ являл миру учителей богословов, труды которых использовались последующими богословами и ложились в основание нашего нынешнего знания.
Дионисий служил путеводителем Максиму Исповеднику, а затем сам Максим вместе с Дионисием Владимиру Лосскому; Иоанн Дамаскин основал свой труд на опыте всех предшествовавших ему; Григорий Нисский, Симеон и Дамаскин вдохновляли Григория Паламу. И всех вдохновлял, всем указывал путь святой апостол Павел.
Почему же так происходило? Возьмите себе на заметку этот вопрос. Мы ещё вернёмся к нему ниже.


I. 1.2. Какими критериями необходимо нам руководствоваться при выработке полного определения Антропологии.

Критерии:
1. Научные.  Антропология (от греческого anthropos – человек и logos – учение) – наука о происхождении и эволюции человека, опирающаяся на изучение человеческого тела. Наука «опосредствующая переход от морфологии и физиологии человека к истории» (Ф. Энгельс). Науки, входящие в сферу интересов антропологии, следующие: эмбриология, сравнительная анатомия, палеоантропология, геология плейстоцена, археология палеолита, физиология высшей нервной деятельности человека и приматов, психология человека и зоопсихология…
  Антропология философская. В широком смысле – учение о природе (сущности) человека. В узком смысле – течение в философии, пытающееся соединить изучение человека (в биологии, психологии, этнографии и социологии) с философским постижением его сущности и на этой основе создать базисную философскую науку.
Григорий Нисский, говоря о сотворении человека Богом, использовал термин – антропогония.
2. Библейские. «И сказал Бог, сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, … И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его».
Это есть идея, отправная точка, основная мысль всей нашей антропологии, проходящая красной нитью чрез все наши встречи и беседы. Я бы сказал – это есть Теодицея, составляющая самую суть Антропологии в том её понимании, которое я хотел бы вам передать.
3. Богословские. «Общение двух природ. Природы Божественной, как творящей (а также промышляющей, спасающей, искупляющей и обожающей) и природы человеческой, как сотворённой (и прочее соответственно).
Богопознание чрез усвоение Откровения и Богословие, как воцерковление человеческого мышления.
4. Духовные (Молитва). «Общение Лиц. Лиц Божественных и лица человеческого.
Личное Богообщение и Богославие.

I. 1.3. Два взгляда на развитие Антропологии и, соответственно, на принцип построения её определения.

Мы можем здесь выделить два следующих принципа – психологический (светский) и духовный:
1.Психологический. Человек познаётся, прежде всего, как природа! И лишь затем тот, кто познаёт человека, переходит от абстрактного человека к человеку конкретному. От природы к личности, которая, в отличие от несколько абстрактной природы, живёт в конкретной социальной среде, имеет какую-то мораль, характеризуется какой-то нравственностью, так или иначе взаимодействует с системой общественных и общечеловеческих ценностей, так или иначе, относится к добру и злу. Это абстрагирование начального этапа часто очень мешает учёному войти в мир духовного, даже если он к этому искренне стремится. Ведь он весь там, в абстракции, всем своим умом, всей своей созерцательной силой, всем своим «Я»,  - центром своего сознания и самоосознания. Он зачастую и себя самого не особенно часто и чётко видит в системе морально-нравственных координат, не исследует своего личного отношения к добру и злу. Потому-то трудно ему это сделать и относительно какого-либо конкретного объекта своих исследований.
2. Духовный. Познание сущности человека начинается с осознания человеком самого себя. Личного определения своего, в первую очередь своего, именно своего и только своего личного отношения к Добру и злу. Определения своего местонахождения в системе морально-нравственных координат, того, к чему он должен стремиться, где его идеал, который он станет числить идеальным состоянием человеческой природы вообще. Это и будет его всечеловек, его Адам. И блажен он, если его идеалом будет Сын Человеческий, рекомый Эммануилом, что означает «С нами Бог», - Иисус Христос.
***
Таким образом, исходя из приведённых в пунктах I.1.2. и I.1.3. соображений, мы можем попытаться уже сейчас дать хоть и предварительное, не отвечающее всем указанным критериям определение, но в гораздо большей степени удовлетворяющее потребностям нашего видения Антропологии как науки, чем уже имеющиеся у нас.
Вот оно:
«Антропология – это одна из систем богословского знания, которая «исследует» человека, эволюцию его природы и его историю, в свете Откровения Божия о сотворении человека Богом по образу и подобию Божию, последующему промышлению Его о спасении падшего «человечества» (человеческой природы). Его искуплению Крестной Жертвой Христовой и обожению «человеков» (человеческих личностей) путём приобщения их Божественной вечной жизни в Любви, чрез участие их в Таинствах Христовой Церкви».