Естественная речь и кодирование информации

Гульмира Жамантикова
С помощью естественных языков мы рассуждаем, обмениваемся информацией, пытаемся исследовать мир. Поэтому качество языка, его способность правильно кодировать (структурировать) информацию, имеет важное значение для адекватной работы нашего сознания.

Слово (имя) должно отражать СУТЬ обозначаемого явления. Но наш язык не способен отразить суть. Слово является всего лишь ссылкой, указателем. Для того, чтобы понять его смысл, необходимо проделать большую внутреннюю работу по его осмыслению. И в ходе этой работы могут происходить сбои, ведущие к искажению информации.

В программировании аналогом сути информационного понятия является КОД, числовой код.

Допустим, вы вводите в базу данных какие-то организации. У каждой организации есть свой уникальный код. И уже к этому коду привязываются всевозможные данные: название организации, адрес, сотрудники, счета и т.д.

У организации может поменяться расчетный счет, адрес, директор, даже название, но пока КОД остается прежним, мы понимаем, что речь идет об одной и той же организации, которая с течением времени просто видоизменяется.

И вот в связи с этим у меня возник вопрос: а какие изменения должны произойти, чтобы изменилась сама суть информационного понятия? Какие изменения являются ФАТАЛЬНЫМИ для данной информационной сущности?

Возьмем для примера организацию, которая выдает гражданам паспорта. Когда я получала паспорт, она называлась «ОВД (нашего) района (нашей) области». Через несколько лет она стала называться «ОУФМС России по (нашей) области в (нашем) районе». Еще через несколько лет он стала называться «ОУФМС России по (нашей) области и (соседнему региону) в (нашем) районе».

Менялось лишь название в связи со структурными изменениями на более высоком уровне. Но по факту, организация та же, адрес прежний, некоторые сотрудники те же, самое главное – функция осталась прежней. Поменялась ли суть организации? Необходимо ли менять её код?

Для человеческого мышления все эти изменения несущественны. Когда я говорю «ОВД…» или «ОУФМС…», я подразумеваю одну и ту же организацию. У меня возникает один и тот же образ. А значит в моем, живом сознании код этого явления остался прежним. Он изменился бы для меня только в том случае, если бы сама организация перестала существовать или осуществлять основную деятельность по выдаче паспортов. Например, если бы в обществе исчезла необходимость в регистрации граждан.

Таким образом, СУТЬ явления заключена не в названии, а в самой ФУНКЦИИ, роли, которую оно играет в системе.

И если мы рассматриваем такую глобальную систему как мир в целом, то каждое явление, каждый организм имеет свой уникальный код в системе, который является отражением его сути. И наше СОЗНАНИЕ оперирует не словами, а именно этими кодами, сущностями, которые мы воспринимаем непосредственно.

Проблемы взаимопонимания между людьми возникают из-за того, что наш язык слишком абстрактный и ассоциативный. Слова не способны сами по себе отразить суть обозначаемых понятий. Они дают только поверхностное, абстрактное представление.

Слова лишь ОБОБЩАЮТ понятия, но не способствуют целостному пониманию. Это все равно, что взять кучу разных вещей с общим признаком, сложить их в один мешок и написать на нём новое название. Само по себе это название не отражает ни сути, ни смысла, не отражает место и роль понятия в единой информационной структуре.

Именно поэтому научная классификация, построенная на принципе обобщения по внешним признакам, не способствует сама по себе целостному, системному восприятию.

Абстрагирование – это взгляд снаружи, со стороны, утрата внутренней связи с наблюдаемым явлением. Чем выше уровень абстракции, тем меньше живого чувства связи с миром. А чувство – это тот базовый уровень, на котором формируется наиболее полное, глубокое понимание. Если мысль работает с кодами, используя логику, то чувственный уровень – это работа с большими массивами данных, которые невозможно формализовать и обработать без помощи нейронных сетей. Это уровень, на котором рождается смысл, формируется самосознание и целостное мировоззрение.

Развитие по пути абстрактного мышления является ложным. Оно способствует формированию зрительной (геометрической) модели мира, шаблонов, которые искажают, обманывают и ограничивают сознание.

Поэтому неправильно ставить перед наукой задачу сформировать правильную теоретическую модель мира. Задача мышления – принимать правильные, оптимальные решения и формировать отношения, способствующие принятию таких решений в дальнейшем.

Именно целостное восприятие, ощущение связи внутреннего мира с внешним, наиболее способствует принятию оптимальных решений в любом виде деятельности – от бытовых дел и личных отношений до научных исследований. А также глубокому пониманию мира и своего места в нем, полному осознанию своих чувств, действий, целей.