Зарисовка о Риге...

Дим Ко Гардэ
 Ноябрьская Рига встретила меня свинцовыми, опустившимся к самой земле, тучами. Облаками это точно назвать нельзя! Даже при посадке, Airbus швыряло из стороны в сторону и на взлётно-посадочную полосу он вывалился из серой застывшей субстанции.
 Всё как всегда... Мягкая и чёткая посадка. Одинокие, не выразительные хлопки в ладоши, вот лайнер застыл и лишь на мгновение, сразу же началась рулёжка.
 Затренькали аппараты мобильных телефонов, ожили их хозяева. Засуетились, защёлкали замками ремней безопасности. Захлопали крышки багажных отделений.   Суета...
  Моё место в экономическом классе, в самом хвосте. Я взираю на всё происходящее вокруг, как на обычное явление.
  В Риге я не первый раз, и кто доберётся первым до воздушного перрона, абсолютно не важно. Победитель известен заранее- Бизнес класс!
  Получение багажа, прохождение через пограничный контроль, таможня. Всё! Я на просторах Латвии.
 Дорога из аэропорта не занимает много времени. Водитель мчит по шоссе, не превышая скоростного режима. Всё под контролем электронных систем слежения.
 Дождь поливал мостовую с азартом свихнувшегося на чистоте мойщика.  Ветер с залива пронизывал город на сквозь и совсем не жалел торопящихся прохожих.
 Обустроившись в гостиничном номере, я спустился в холл  гостиницы где в баре заказал чашку кофе с Рижским бальзамом на донышке чашки. Этому меня научили очень давно.
 Бальзам наливается на донышко, именно чтобы его замазать, а уж после кофе... Аромат не описуем! А вкус! Это просто бархат по-прибалтийски.
 Смотрю на прохожих через стекло окна. Ловлю себя на мысли, что люди те же...  Две руки, две ноги...
 Только они с паспортом Евросоюза. Счастливы ли они?
  Нахлынули воспоминания годичной давности. Салдус, что в 115 км от Риги...
 Многие разговоры о бывшем и настоящем.
Пивной ресторанчик. Пиво не люблю, но здесь оно особое, сварено по рецепту, а не разведено из порошка. Ко мне за стол присели двое латышей, где-то под полтинник по возрасту. Заговорили...
 О мирском, о постоянстве, о притяжениях пивных душ... И вот, тот что Римас, загрустил и тихо начал монолог:
 - При "советах" мы всё-таки жили... Были привилегированными.  Как же! Советская заграница! Да, давала деньги Москва! Только давала! И промышленность у нас была и заводы... А что сейчас? Просим деньги в Брюсселе, и нам их не дают! - он замолчал.
 - Сын и дочь, мои милые дети…
 Арнес и Ева... живут в Ирландии. Работают... Только зачем? - Он посмотрел на меня осоловелыми глазами.
 Я не знал, что ему сказать.
- У нас заводов нет, денег нет. Нас превратили в каких-то работяг для Европы.
 Видение напомнило, но тут же растворилось, где-то в ячейках памяти моего харда, внутреннего харда...
                ***
 Медленно потягиваю кофе и дико хочется курить, но нельзя. Можно только в гостиничном дворе. Там официально разрешено.
 Смотрю на бармена, он же и совмещает стойку с ресепшином. Медленно достаю пачку с сигаретами, он смотрит на меня. И тут же кладу на стол монетку в 50 сантимов. Он кивает головой и приносит пепельницу. Я закуриваю.
 Наслаждаясь дымом и кофе по-рижски, смотрю на улицу. Всё тот же дождь...
Дождь. Ноябрьский дождь. Он уже не падает каплями, врезается иглами в кожу. Застывает на лице, в порывах ветра. Оставляет красноту и заставляет прятать лицо в воротник или капюшон куртки.
  Дождь. Он буд то проверяет тебя паролем, чужой ты здесь, или свой.
 Я чужой! Мне грустно от этого, ведь внутренним миром, я не делю людей по расовой принадлежности, по этнике, а тем паче по политическому статусу.
 Странно, но политики в отношении к России очень много. И по сему я молчу.
                ***
 Рига 2011 г.
 Угол улиц. Маркет какой-то сети. Смотрю на витрину с алкоголем и подумываю что мне на сувенир взять. Ага! Вот, интересная бутылка.
 -Уважаемый, позвольте мне поближе рассмотреть...
- I don't understand you! - с вызовом и презрением, наглые и насмешливые глаза двадцатилетнего парня латыша отправляли меня в нокдаун абсолютно шовинистским цинизмом.
 - Не понимаешь? - блокировал я его хамство русским текстом.
 Он передёрнул брезгливо плечами, и что-то сказал молоденькой напарнице по-латышски...

 - Sprechen Sie Deutsch?

- Чего? - огорошено спросил меня мальчик.

 - Parlez-vous fran;ais?
- Я не понимаю Вас! Скажите по-русски - заискивающе смотрел на меня мальчон.
- Даже и не знаю. Хотел купить у Вас вон ту бутылку ликёра за сто с лишним евро, но Вы не понимаете. Надеюсь, поумнеешь! - я развернулся и вышел прочь.
                ***
 Всё это несётся в голове, словно витиеватая лента. Только с каждым глотком кофе, мне всё меньше хочется задумываться именно о политике.
 Чашка с кофе пустеет, оставляя во рту неповторимое сочетание вкуса кофе, аромата бальзама и терпкости крепкого табака.
  В наушниках плачет Том Йорк, воспевая уличный спирит, Карму полиции, и разноголосие дождя...
 
  Я в Риге...
 Куртка застёгнута под горло, капюшон до глаз. Прогулка!  Бродить улочками старой Риги. Вникать в камень истории и размышлять о суетности бытия.
 Трогать пальцами брусчатку, по которой... Боже! Не уж то именно по этим булыжникам ступал сам Альберт фон Аппельдерн?  Это меня приводит в восторг, и в тоже время в уныние.
 Много новодела. Очень много...

И вряд ли Альберт здесь ступал. Но, все равно!
 Здравствуй Рига!