Прошел 12 Саммит психологов в Санкт-Петербурге

Елена Плюснина
Главная тема – знакомство с достижениями ученых в области психологии.
Краткие комментарии к первой части пленарных выступлений.
 
Т.В. Черниговская, делая первый доклад, обратила внимание слушателей на то, что мы вступили в цифровую эпоху и теряем в ней ЧЕЛОВЕКА.
«Если возникнет масса безработных, вы думаете, они творчеством будут заниматься? Убивать они будут друг друга». «Утрата культурного кода и доверия».

М.М. Решетников в своем выступлении показал, какие заблуждения испытывали ученые-психологи на протяжении длительного времени. При этом взаимоотношения головного мозга и психики до сих пор остается загадкой. Но ясно одно, переносить клинический опыт на работу психики  - нельзя. Психика – не орган! Таблетки от счастья не будет! «Со временем особая роль мозга будет пересмотрена и в новой системе представлений ему будет отведена более скромная, но не менее значимая роль – связующего звена между идеальным и реальным или, выражаясь современным языком – биологического интерфейса»

А.C.Баранников (светлая ему память)
Кризис смыслов можно отнести к началу ХХ века.  Медицина должна включать сопереживание…
Главное, нужно понять, для чего нужно страдание? Ради чего и ради кого страдать? Очень важна роль другого человека. Обучение страданию и состраданию. Как перестать страдать? Уйти из поля страдания. У психологов обязательно должен быть личный рост, а не только знания.  Чтобы не потеряться в мире – поиск смыслов все больше ценится.

Е.В.Сидоренко описала вызовы времени: эмоциональный интеллект, социальный капитал, цифровой интеллект, революция в высшей школе, революция в средней школе.
А неужели в начальной школе и дошкольном обучении революция не нужна?

Елена Васильевна поделилась со слушателями личной ситуацией. Она подарила полуторагодовалой внучке детский планшет, чтобы не отстать от цифровой эпохи.
Видимо недостаточно убедительно Т.В.Черниговская говорила о рисках цифровой эпохи («Нужно перестать делать вид, что реформа образования происходит…»).
(Смотрите заметку Плюсниной Е. М.  «Зачем ребенку нужен планшет?», проза.ру)

К. В. Павлов
Маятник социальной системы качнулся от недобровольной коллективизации в дикий капитализм. Субоптимизация опирается на принцип соподчинения единому делу. В любой ситуации система демонстрирует свои оптимальные характеристики.
Вопрос: Отчего спасает наша ныняшняя ситуация в стране?
Ответ: Есть такие системы, которые пока не шарахнутся лбом о стену, в сознание не придут.

Вывод: цифровая эпоха несет в себе много рисков, которые надо видеть, изучать и желательно предупреждать, а не шарахаться лбом о стену.

Подробный отчет о Саммите можно посмотреть здесь https://psy.su/feed/6872/