Маменька моя. Продолжение 10. Последняя сказка

Наталья Банецкая
    Предыдущая сказка : http://www.proza.ru/2018/06/02/1454
В ревизской сказке 1858 года владельцами села Георгиевского  с деревнями  записаны дети умершего поручика Ивана Майкова  - Владимир и Любовь Майковы. В хитросплетения наследственных прав господ Майковых я разбираться не буду - не моя задача.
     Согласно извлечению из описаний помещичьих имений от 1860 года для составления положения для крестьян, выходящих из крепостной зависимости, владели дети Владимир и Любовь Майковы в 1858 году селом Георгиевским с 24 деревнями, в которых проживало  604 души в 197 дворах. В пользовании крестьян на душу приходилось удобной земли 3,29 десятины. Оброк был 20 рублей   с тягла ( надо понимать - с семьи). Причем, если сравнивать с соседями Толстым и Фигнером, у крестьян Майкова был самый низкий налог и отсутствие барщины. Дворовых людей по описи не числится, значит, хозяева жили где-то в другом месте.  У графа Толстого, усадьба которого находилась в селе  Никольском с 18 деревнями,  оброк от 22 до 85 рублей и барщина – подвоз до винокурни по «5 саженей дров или  работы 20 дней конных и 20 пеших с тягла. У другого соседа Владимира Самойловича  Фигнера в деревне Суховская с 20 деревнями – оброк  до 80 рублей. Добавочные повинности к оброку – «каждое тягло пашет 2/3 десятины, жнет полдесятины. Сверх того в навозницу и сенокос 12 муж. и 12 жен.  дней. Зимой доставляет 7- 8 бревен.»
     В деревне Ершиха господ Майковых , которое стало именоваться с этой поры Дубово тож, пять дворов. Мои прямые родственники  живут во втором дворе: глава семьи Савин Тимофеевич 48 лет( 1810 года рождения), жена его Марфа Никитична 49 лет, сын Василий жена Василия Феодора Максимовна 26 лет, их дочь Агриппина и сын Тимофей,  Ефим Савинович –мой пра-пра –прадед и   жена его Александра Егоровна 19 лет. 
   Это последняя сказка 1858 года. Через год, в 1859 году, у Ефима и Александры родится сын Григорий, а через двадцать два года - в 1880 году, родится внучка - моя прабабка Прасковья Григорьевна , она выйдет замуж за моего прадеда  Матвея Алексеевича из Ухтубужа. И Савин Тимофеевич, будет свидетелем на свадьбе правнучки в 1899 году. И будет в это время ему 89 лет.
 Отец Матвея Алексеевича - моего прадеда, крестьянин-собственник  из деревни Митяево в  45 лет свою первую жену похоронил. В 43 года Марфа Ананьевна умерла от воспаления легких в мае 1890 года. Тужил Матвей Алексеевич не долго, и в августе того же года женился на 35 летней вдове. Неонилла Филипповна – так звали мачеху моего прадеда. Но это совсем другая сказка, может  соберусь и  раскопаю и эту(ухтубужскую),  ветвь своего генеалогического древа.
    И, кстати, мои исследования не привели меня к убеждению, что устоявшиеся мнения о жизни наших предков  истинны. Мнение первое - низкая продолжительность жизни. Все мои предки за редким исключением умирали в возрасте хорошо за семьдесят. И это при отсутствии медицины.
     Мнение второе - ранние браки. Нет ранних браков. Позже 18, редко встречается 17 лет. Это по документам с 1795 года.
     Детская смертность, но я думаю, что это наше семейное, не было высокой детской смертности.  В других местах , ближе к цивилизации, детская смертность высокая, в основном эпидемии. В церкви Заветлужья зафиксирован случай в 1910 году от скарлатины умерли в крестьянской семье день за нем в течение месяца 8 детей от пяти до тринадцати лет. Очень много умирали от поноса- это  дизентерия. И ведь когда начиналась эпидемия, все бежали в церковь иконы целовать.