Притча о горе

Валерий Камаев
— О чём же тебе рассказать, чужеземец?
Старик-аварец хитро подмигнул мне, потом улыбнулся в усы и ещё раз подмигнул. Я знал, что пауза была необходима, поскольку рассказ для него был не просто легендой, а священнодействием.
— Расскажу я тебе, пожалуй, вот о чём. Давно это было, в самом начале времен. Именно тогда Всевышний создал небо и землю, облака, что плывут над нами, да и всё сущее. Но только одного не было на свете — высоких гор.
Оглядел свою работу Аллах и улыбнулся: очень Ему всё понравилось. Но не увидел он возвышенности для себя, некуда ему было ступить и присесть.
«Это нехорошо», — подумал Всевышний и тут же сотворил небольшую гору.
Три дня и три ночи отдыхал Аллах от дел: днём спал, а ночью давал заветы солнцу и луне, гладил всех животных по очереди. А когда минуло три дня и три ночи, слепил Он из глины человека и ушёл.
Много ли, мало ли времени прошло, человек расселился по земле, возникли народы и страны. Только то место, где отдыхал Аллах, было пустынным. Но первая гора, которую сотворил для себя Всевышний, возгордилась: «Я скала самая высокая, самая неприступная», — твердила она. И никто ей не перечил.
На земле проходили эпохи и тысячелетия. Но однажды какой-то голос снизу произнёс, обращаясь к горе:
— Чего похваляешься? Вот возьму и взберусь на тебя, как на молодую необузданную лошадь. Посмотрим, что ты тогда скажешь.
— Кто это? — прогудела гора.
— Это я — Авар, сын камня.
— И что ты можешь?
— Могу забраться на тебя, — ответил человек.
— Забраться?! Ну что ж, попробуй!
И поединок человека с горой начался. Много дней и ночей взбирался Авар на вершину. Гора швырялась в него камнями, застилала глаза пеплом и туманом. Однако все её усилия были тщетны: храбрый Авар продолжал вновь и вновь продвигаться вверх.
И вот пришёл день, когда человек взобрался на гору, совершил намаз, возблагодарил Всевышнего и поклонился солнцу.
А гора, которая так долго не пускала Авара к себе, навеки умолкла. Стоит она молча и по сей день. А от смелого Авара пошёл мой народ.
— Ну как, понравилась тебе притча? — спросил старик, окончив свой рассказ.
— Да, — сказал я. — Не каждый может покорить свою гору.
— Да, но и не каждый знает, где эта гора и что она в себе заключает. Ты же не знаешь, что ждёт тебя на вершине.
Я молча кивнул и спросил:
— Как называется эта гора сегодня?
— Казбек, — изрёк старик, улыбнувшись в усы.

Апрель 2015 года.