От Хайратона до Кабула

Любовь Архипова-Уральцева
– Вы знаете, я не звёздный человек, рассказывать о себе не привык, поэтому лучше задавайте вопросы, и если можно, я закурю. Вот три месяца не курил – решил бросить, а сегодня снова потянуло...
Нелегко Михаилу Александровичу Столбунову даются воспоминания о службе в Афганистане. Ему довелось быть в демократической республике два года четыре месяца. 1984-1986. Два года четыре месяца войны.
Михаил и его родители заранее знали, где ему придётся служить. Так получилось, что не заладились отношения с военкоматом: когда приносили повестки, призывник оказывался далеко от дома, и вовремя явиться не получалось. Военком как-то пригрозил: «Вот отправлю я тебя туда, куда Макар телят не гонял». Сразу стало ясно: это Афганистан.
Учились в Байбазаре, на границе Казахстана и Узбекистана, четыре месяца – курс ускоренной подготовки. К моменту службы у Михаила уже была профессия связиста. И в учебке его сначала готовили как связиста: бег, стрельба с радиостанцией за плечами. Но в Афганистане распределили в автомобильный батальон. И автобат дорожно-комендантских войск отправился на Салангу охранять участок от Хайратона до Кабула. Дороги, перевалы.
Дороги в Афгане узкие, движение реверсное. И эти «тропинки» часто обстреливали. А если дорогу перекрыть – связь нарушится! Часть пути проходила через горный туннель – 1280 метров! Душманы не раз намеревались подорвать его. Бойцы автобата прекрасно понимали, что подобного допустить ни в коем случае нельзя. И – не допустили!
Бойцы – это ребята с Украины, трое – из Ростова, родного города Михаила, ещё трое – из Челябинской области. Михаил особенно сдружился с украинцами.
– Там мы познали, что такое настоящая мужская дружба. Каждый из нас понимал: «Моя жизнь зависит от них». Это было настоящее боевое братство!
В обязанности автобата входило сопровождение колонн с боеприпасами. На всю жизнь запомнился эпизод, когда батальон Столбунова довёл колонну до границы, где передал следующему батальону. Казалось, задание выполнено, можно возвращаться. Но тут… оба подразделения попали под яростный обстрел. Не спасли даже БТРы. Ни одна машина не уцелела! Тяжело такое пережить…
Кроме сопровождения автоколонн, бойцы батальона ходили в секреты – скрытые точки наблюдения. На горных дорогах безопасностью нельзя было пренебрегать, зная хитрый нрав душманов. Они совершали внезапные вылазки, нападения на наши объекты, и благодаря секретам многие их происки провалились. По-кошачьи, бесшумно подкрадывались душманы, и тут бойцы встречали их во всеоружии, ведь у них наготове были пулемёты и гранатомёты. Но и задача ставилась непростая: обнаружить и задержать противника до подхода пехоты и вертолётов.
И это было постоянно, менялись только места секретов.
В свободное время Михаил писал письма домой. Отвечала мама. По правде сказать, то, о чём хотелось бы написать, было под запретом. Поэтому послания были короткими: жив, здоров. Пару строк – о природе. А ещё – о дынях. Какие в Афганистане душистые дыни! Их аромат слышен за километры от бахчи!
Когда пришло время возвращаться домой, друзья решили устроить… прощальный тур: гостили друг у друга. Маме позвонил с Украины: «Я у друга, скоро буду». Что оставалось маме? Дождаться. Но теперь уже её сердце было спокойным: живой, на родине. Михаилу и впрямь повезло, обошлось без ранений.
Первые полгода у парня была тоска. Хотелось вернуться! Но не под пули афганских душманов, чей язык со временем научился понимать, а к друзьям, с которыми можно было идти и в секреты, и в огонь, и в воду! Сегодня, спустя три десятилетия, такое чувство становится вполне понятным. Ведь молодых парней из мирной жизни отправили на жестокую войну, и вернувшихся оттуда люди не понимали, отстранялись от их проблем. А им, даже вернувшимся, без единой царапины, была нужна поддержка, понимание. Должно было пройти время, чтобы от слов «Мы вас в Афганистан не посылали» прийти к поправкам в законе «О ветеранах», в котором участники афганских событий стали приравненными к ветеранам Великой Отечественной войны.
Михаил ездил к боевым братьям на Украину, даже на двух свадьбах отплясал. А нынешние события не позволяют общаться. Порой так хочется хотя бы позвонить!
Коренной ростовчанин, Михаил Александрович и жену свою встретил в Ростове. А вот корни её – в Орловском районе, в Каменной Балке. В трудные 2-тысячные годы приехали на её малую родину. Думали – на время. Но осмотрелись, привыкли и – остались. Работа нашлась – вахтовым методом. По два-три месяца Михаил Александрович работает на объектах Москвы и Московской области. Недавним его строительным объектом был Крымский мост.
Там, на работе, тоже появились друзья. Но боевое братство – это что-то большее, это крепче стали. Это – свято…