Век прошлый

Ирина Труханова
    Дальний восток, окраина  портового города.  Улица с частными домами  , проезжая часть  без асфальта.  Сидим на бревнах,  сваленных  возле одного  двора-  несколько девчонок и я.. Пригревает осеннее солнце. Кто- то  принес огромную новость, услышанную   по радио  : через двадцать лет в СССР будет построен коммунизм.  Сидим молча, думаем. Это сказал Хрущев, он то врать не будет.  Пытаюсь хоть как-то представить себе   «коммунизм» , но воображение ничего не подсказывает, зато чувства бурлят : через  двадцать лет ! Да я же еще буду живая !  Потрясение … . Шел 1961 год.

   Там же. Мать дает мне рубль с мелочью, бегу  в киоск. Он, кажется, был на этой же улице , располагался между небольшими частными домиками. За пыльным стеклом-витриной продавщицу почти не рассмотреть, прошу чавычу. Женщина  дает мне фабричной расфасовки небольшой целлофановый пакетик. В нем , наверное, грамм 300 нежных  соленых красных  полосок. Вкуснее ничего из рыбы потом не ела.

   Тоже рыбная тема. Куйбышев .Я у бабушки. Маленькая, семь квадратных метров, комнатка в коммуналке. Посредине комнаты круглый стол , покрытый клеенкой.  Воскресенье, к бабушке  пришли гости- ее знакомая  с двумя  нарядными девочками- это  внучки. Моя бабушка вносит в комнату и ставит на стол чугунную сковородку  , в сковороде  четыре-пять жаренных  рыб. Гости рассматривают рыбу, удивляются . «Это хег»,- произносит бабушка. «Хег»,-повторяют гости незнакомое слово.  Деликатно начинают  снимать пробу. Интересный вкус, нравится и какой странный позвоночник у рыбы... Надо же, каких только названий не придумают . Хег!  Середина шестидесятых.

  Куйбышев. Воскресенье. Бабушка наряжается в крепдешиновое платье. Повязывает  голову ( под подбородок ) красивой косынкой и мы идем гулять на Волгу. В чем одета я- совершенно не помню. Это вообще не имело никакого значения  класса до  восьмого. Я знаю , что бабушка взяла с собой   двадцать копеек и мне будет воскресное мороженое. На набережной много гуляющих, люди ходят медленно,  чаще парами, семьями, воздух насыщен ароматом цветов. Огромные клумбы, я больше , кажется .таких нигде и не видела- петуньи, что-то еще, но над всем царят  клумбы с душистым  табаком . Цветы  по всей набережной, им конца не видно, но меня больше интересует павильон с грибочками  на «открытом воздухе» .Есть свободный столик и не кончилось еще мороженое, нам, а точнее мне, повезло. Продавщица накладывает три белых шарика в  металлическую  мороженицу на высокой  ножке и я медленно смакую  вкуснятину  под  запах душистого табака , который распространяет  ветер с Волги.

   Опять про мороженое. Очередной приезд к бабушке, где- то в классе четвертом. Она  выдает мне каждый день  по 15 копеек на обед в школе , я должна была отдавать  деньги  учительнице.  Хотя, скорее,  мне выдавалась сумма сразу на неделю, точно не помню.  Но ! Прямо возле школы  стоял лоток с  мороженым  и стоило оно 15 копеек.  Это был пломбир в  картонном (бумажном ?) стаканчике, сверху посыпанный  орешками крупного помола. И каждый день надо было проходить мимо , имея  на руках ровно 15 копеек- как раз столько,  сколько нужно для покупки стаканчика. И зачем мне, спрашивается, этот школьный обед?  Конечно, немного холодно, все-таки сентябрь-октябрь на дворе… В общем, месяц-полтора я тратила « бюджетные» деньги по своему усмотрению и к своему удовольствию, пока бабушка  не пришла  в школу на классное собрание.

   Надо сказать, что бабушка приехала в Куйбышев из Бугуруслана . В Бугуруслане  остался муж, служил он в НКВД, пил, бил жену  и не брезговал донести на нее в налоговую ( она хорошо шила и  заказчиц у нее было много ). Как-то раз даже  из налоговой приходила  комиссия  по его заявлению. Чем дело кончилось –не знаю, маленькая была, но в конце концов бабушка собрала личные вещи, из общего  «имущества» забрала только швейную машинку, бросила мужа  и переехала жить в Куйбышев, к своей  двоюродной тетке  в маленькую , семь квадратных  метров  комнатку .  Тетя Наташа была высокой худой  старухой,  красавицей в молодости, как говорили соседи.  Бабушка устроилась на работу в швейное ателье, а я  оставалась  с тетей Наташей. В школу я еще не ходила.
 Так вот у этой старой женщины была очень интересная книга с картинками , она часто ее читала мне вслух, а я рассматривала картинки . Книга очень мне нравилась .( Сейчас думаю, это было что-то из серии " Жития святых " , а может быть и  сам "Новый Завет", но с такими  иллюстрациями я больше его никогда не видела.)  Случилось,  однажды бабушка пришла  домой немного раньше  обычного, и застала  нас с бабой Наташей на коленях   мы - молимся и бьем лбом в пол (что мне, кстати,очень тоже нравилось). На этом мое детское приобщение к православию  закончилось.