Конёк-горбунок и камер-юнкерство

Елена Шувалова
  Почему-то исследователи вопроса авторства сказки «Конёк-Горбунок» не догадывались привязать сказку к главной её причине, к главному поводу для неё – к камер-юнкерству Пушкина.

  Вероятно, исследователи считали, что для такой объёмной сказки нужно было больше времени для её создания, поэтому и считают её написанной в 1833, а не в 1834 году, в октябре которого она была издана.

  Но Пушкин в литературе ведь был – Моцартом! А всем известна стремительность моцартовского творчества. 
  И, выходит, что мы первые утверждаем: сказка «Конёк-Горбунок» написана Пушкиным как ответ на Указ о камер-юнкерстве.
  Этот вывод следует из рассмотренного нами как следует рисунка на рукописи «Андрея Шенье».
  В ответ на камер-юнкерство Пушкин в сказке становится царём, опрокинув в котёл правящего царя.

   Но подставного автора для своей сказки Поэт ищет не потому, что в его произведении есть политические намёки. Пушкин не был труслив.
   Пушкин ищет для своей сказки подставного автора совсем по другой причине.

   Прежде всего, кто такой Конёк, выведенный в заглавие?

   Вслед за Лоренсом Стерном* в России рубежа 18-19 веков коньком (hobby-horse) стали называть главную страсть того или иного человека, его главное увлечение.
 
  Надо ли говорить, что главная (единственная) страсть Пушкина – Поэзия? Что именно в поэзии он – гений. И, - таким образом, - главная страсть – развитие собственного поэтического гения. И страсть, и жизненная программа, если хотите…
  Поэзией назвать конька странно, но для гения он как раз годится. И, - вспомните пушкинскую зарисовку, где он – в образе коня (конька) царской квадриги. Это же – гений, впряжённый в царскую карету! Впряжённый наравне с другими конями, которые – просто лошади…
  Горбов у этого конька нет (как справедливо заметила Т.П.Савченкова), - поскольку и спины нет на рисунке. Но, - как иначе поэту влезть в камер-юнкерский мундирчик, если не сгорбившись? Не по росту он ему, не по возрасту… И – куда деть крылья орлиные? Вот они и стали двумя горбами.
  Так вот и стал гений Пушкина, его конёк, - горбунком.
  То есть, это – гений Пушкина, - таким, каким его желает видеть царь Николай Павлович, - маленький такой, ничтожный уродец. Можно и не заметить…
  То есть, - конёк-горбунок – это пушкинский гений в представлении царя, сделавшего Пушкина камер-юнкером.
  Таким образом, заглавие сказки не соответствует истине, - оно отражает желание государя.
  Почему же автор должен при этом соответствовать истине? И автором стал ничем не примечательный ученик Петра Александровича Плетнёва – Петруша Ершов. Такой автор, каким царь видит Пушкина, но которому Пушкин никак не соответствует. Молодой такой, ничем особо не выделяющийся, человек. Никто.
  Так Одиссей обманул циклопа Полифема, сказав ему: «меня зовут – Никто!».
  Но только здесь первым начал царь (циклоп). Вспомним слова Ю.М. Лотмана: "этим указом Николай показал, что для него быть поэтом значит не быть никем". Пушкин только согласился: хорошо, я – никто. Значит, любой автор – это я. Вот, хотя бы студент Ершов.
  Мы думаем, что Пушкин специально просил Плетнёва подыскать ему самого заурядного студента.
  Таким образом, и заглавие, и автор сказки «Конёк-Горбунок» - это пушкинская мистификация. Пушкинское зеркало перед русским царём, отражающее царские мысли о нём, - первом поэте России. 



*Лоренс Стерн, английский писатель XVIII века, автор романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». В этом романе Стерн вывел теорию к о н ь к а.

  Вот что пишет исследователь творчества Л. Стерна:

  «Наряду с общими положениями о новых путях строения романа, Стерн выдвигает новую теорию строения характеров, знаменитую теорию конька (hobby — horse). Что такое конек? «Это светлячок, бабочка, картинка, пустячок,— осада дяди Тоби,— что-нибудь за что хватается человек, отстраняясь от обычного течения жизни, чтобы улететь на часок от житейских забот и тревог» (гл. 274),— поясняет автор.
  Но это не какое-нибудь мимолетное увлечение, не только одна из сторон человеческой личности, эта сторона становится у героев Стерна определяющей. «Когда конек сбрасывает с себя узду — прощай, спокойный разум и ясное соображение».


Продолжение:http://www.proza.ru/2018/06/08/1420