Наброски ЕР 19

Леонид Бликштейн
1. В прошлой главе я обещал моим читателям анализ расщепления смыслового диапазона и его связи с мироприобретательством в эпоху Нового времени, прежде всего на примере Франции, Англии, США, России и Германии. К этой теме мы сейчас и перейдем. Что касается второй части книги, то она будет посвящена углубленному изучению альтернативного подхода к культуре и жизнеустроению, который был обозначен внутри сюнетивистской философской и религиозной традиции, наиболее яркими представителями которой были Сократ и Иисус.

2. В 1768 г. неизвестный нам сравнительно богатый и образованный житель южнофранцузского города Монпелье опубликовал подробное описание общественной жизни и порядков в своем городке. Американский историк Роберт Дарнтон посвятил анализу этого документа большую статью под названием "Буржуа упорядочивает свой мир: город как текст", где щедрой рукой поделился с нами фрагментами из подлинника этого текста (в английском переводе).

3. Для нас этот документ представляет интерес прежде всего тем, что его автор ясно осознает различие между восходящим к средневековью социальным символизмом и новой расстановкой культурных и социальных приоритетов, которая предвосхищает 19 век и через два десятка лет будет узаконена Французской революцией.

4. Также как в Афинах эпохи Перикла развитие рыночного общества выдвинуло вперед новую структуру культурных и социальных ценностей: на место традиционного проксимономного СВН авторитарно-иерархического имманентизма приходит новый буржуазный хреономный утилитаризм ВЕН и катаномный нормативизм/морализм CAF, которые отражают влияние новых горизонтальных общественных дискурсов: рыночной дианомики CGED с одной стороны и образовательной периномики GBAE с другой.

5. Тем из моих читателей, кому непонятны эти буквенные обозначения и связанная с ними терминология стоит познакомиться с ними, зайдя в новый еще незаконченный терминологический словарь Карта парадигм (Наброски КП 2), где я даю подробное объяснение основных элементов разрабатываемого мною контекстологического подхода.

6. Ну а теперь вернёмся к этому французскому тексту 18 века. Автор постоянно подчёркивает и объясняет своим читателям разницу между видимым и действительным положением вещей. Например после описания торжественной городской процессии, в которой религиозные символы и духовенство (священники и различные монашеские ордена, каждый из которых имеет свою одежду и знаки различия) играют центральную роль, он тут же замечает, что духовенство на самом деле не пользуется уважением в городе и никто из горожан больше не приглашает на обед духовное лицо.

7. По его мнению жители города больше всего уважают богатство. Благодаря своему недавно приобретённому богатству буржуазия (второе сословие по авторскому счету и третье по официальному) теперь ничем не отличается от первого сословия (дворянства, которое официально считалось вторым сословием ).

8. Таким образом развитие рынка (дианомика) в сочетании с распространением образования (периномика) в данном случае привело к интеграции общественной элиты.Новый критерий социального статуса: полезность также был заимствован из рыночной практики. Буржуазия по мнению автора является самым полезным сословием.

Продолжение следует.