Пятидесятница - день рождения Церкви

Свет Софии
песня "Мы - колокола живые..."
https://www.realmusic.ru/songs/1685856

Праздник Троицы – это время подведения итогов, время глубочайшего переосознания всего, что было пройдено, время принесения плодов, и время принятия нового – перехода на новый виток. Пятидесятница – это время нового рождения. В этот день, как ни в один другой, Бог в единстве Своих Ликов приближается к нам, Своим детям. Он слышит наши молитвы, Он принимает хвалу и благодарность наших сердец. Идет мощнейший обмен с Небом. Для тех, кто готов – открываются высочайшие уровни Богопознания. Бог открывается нам в Своих удивительных Ликах, Он являет нам Свою Волю. Лучи Его от самых вышних Небес входят в нашу жизнь, в нашу душу, во все наше существо. И потому, те наши вопросы, что созрели для разрешения – обретают свое разрешение. В свой день рождения Церковь Божья получает обновление. Отмирает то, что отжило, открывает свои глаза новое. Это – день торжества Божьего проявления на Земле, полноты Его проявления, утверждение Истины и Божьей Воли. Именно в этот праздник и только в него происходит крещение Духом для тех, чьи души к этому готовы.

В Ветхозаветном Израиле Пятидесятница была праздником урожая. В этот день иудеи приносили Богу жертву — плоды первого урожая. Потом, в течение веков, значение праздника менялось. Он стал восприниматься как день рождения Ветхозаветной Церкви — на Пятидесятницу вспоминали Завет, который Господь заключил с Моисеем и всем израильским народом, приблизительно через пятьдесят дней после исхода евреев из Египта, т. е. иудейской Пасхи.

Ветхозаветная Церковь – была преддверием, корнем, на котором должен был взрасти Божий народ, новое человечество. «И уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху» (Ис.37:31). И на этом корне, уже в новую Пятидесятницу, в Пятидесятницу Нового Завета, через Огонь Жизни Святого Духа родилась новая Церковь и сделала свой первый вдох.

Проявление и снисхождение Святого Духа на Пятидесятницу было началом новой эпохи взаимодействия Бога с людьми. Это было совершенно новое включение, которого не знали ранее. «Приблизилось Царство Небесное» – возвестил людям Иоанн Креститель накануне Крещения Христа. И вот Христос, исполнив Свою миссию, вознесся, завершив Свое дело на Земле, Он соединил Собою Землю и Небо, и по открытому Им пути снизошел с Небес Огонь Святого Духа. В Евангелии определенно говорится: «Ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:39). Следовательно, действие Святого Духа в мире до рождения Церкви было не то же, что после Пятидесятницы.

Наступил важнейший момент в Домостроительстве Божьем на Земле – Огонь Духа Святого вошел в земное пространство. Конечно, этот Огонь снизошел не просто в пространство Земли,  но в те сосуды, которые были уже готовы его принять. 120 человек стали закваской Божьей Церкви, нового Божьего народа, возрожденного Любовью Христа. Сколько из присутствующих действительно в тот день получили огненное крещение Библия умалчивает, но это были далеко не все. Получение же святых даров не говорит об огненном крещении – это есть один из этапов проникновения и раскрытия Духа в человеке. Дары Святого Духа – это определенные каналы в мир духовный, через которые изливаются в проявленный мир лучи Святого Духа. «Даром получили, даром отдавайте» – сказал ученикам Христос. Те, кто получил духовные дары сами становятся трансляторами, через которые эти дары передаются тем, кто готов их принять. И первый проявленный дар Святого Духа – дар иных языков, как символ того, что первая задача рожденной Церкви – проповедь Евангелия, несение Слова Божьего по всей Земле, на всех языках. Этот дар ясно давал понять, что отныне, не только земной Израиль является наследником Божьих обетований, но новый Божий народ, новый Израиль не имеет привязки к какой-то определенной нации или земле, он есть уже не принадлежность по плоти, но принадлежность по духу. Об этом говорил Иисус Христос самарянке: «...Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу ...когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин.4:21,23). Ясно то, что дар иных языков не является обязательным и самым главным – об этом много писал Павел в своих посланиях. Но в момент рождения Церкви такое проявление было знаком того, что Огонь веры ныне изливается на всю землю и на все народы.

Как 50 дней назад с шумом была разорвана завеса в Иерусалимском Храме, так с шумом была разорвана завеса мира и Огонь Духа излился в земной мир. Как младенец, делая первый вдох земного воздуха, рождается для жизни на Земле, так души, подготовленные Христом, вдохнули в себя Святой Дух и были рождены для жизни духовной, для Неба. 

Церковь – это образ нового человечества, плод его эволюции, образ Божьего Царства, катализатор всего Божьего в мире. Церковь – есть живое соединение живых в Боге в единое Тело Христово – через истинную веру в Троицу – Отца, Сына и Святого Духа, веру в Господа Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Это соединение в Благодати Святого Духа и в Христовой Любви. Где каждый – есть, одновременно, и клеточка этого Тела со своим особым качеством и назначением, одновременно, есть и целое – Божий Образ, живой храм Святого Духа. Церковь – есть живой организм, в котором множественное соединяется воедино. Это качество Земная Церковь имеет, будучи образом Церкви Небесной, которая есть проявление Софии Премудрости Божьей. Ведь в Премудрости разделенное соединяется воедино. Церковь – есть место, где человек соединяется с Богом. Она есть мост между Небом и Землей. Будучи живым организмом, Церковь растет, развивается, обретает новые формы, познает.
В книге Владимира Лосского «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» написано: «Церковь есть средоточие вселенной, среда, в которой решаются ее судьбы. Все призваны войти в Церковь, ибо, если человек – микрокосмос, то Церковь, по святому Максиму Исповеднику, – «макроантропос». Она возрастает и формируется в истории, вводя в свое лоно избранных и соединяя их с Богом. Мир стареет и ветшает, а Церковь непрестанно оживляется и обновляется Духом Святым, источником ее жизни. В определенный момент, когда Церковь достигнет полноты своего роста, установленного волею Божией, внешний мир, истощив все свои жизненные силы, умрет, и Церковь явится тогда в своей вечной славе Царствием Божиим. Она откроется тогда как истинное основание тварных существ, которые воскреснут в нетлении, чтобы соединиться с Богом, ставшим «все во всем». ... «Одни будут обожены действием Божественных энергий, внутренне присвоенных их существом, другие же останутся вовне, в «кромешном», и для них обожающий огнь Духа Святого будет внешним пламенем, невыносимым для тех, чья воля противилась Богу».

Ириней Лионский говорил: «Где Церковь – там и Дух Божий, где Дух Божий – там и Церковь». Но известно, что «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8). Никто из людей не может с уверенностью сказать, что вот то собрание людей относится к Церкви Божьей, а то – нет. Об этом знает только Дух. В свое время законники и учителя Израиля были уверены в том, что Израиль избран перед Богом и имеет с Ним особые отношения. Они настолько были уверены в своей непогрешимости, настолько рьяно беспокоились о соблюдении ритуалов и постановлений, что не заметили как вместе с водой выплеснули и младенца. И Господь говорит: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф.21:43).

Сила Церкви в ее соединении с Духом. Церковь была рождена Духом и она живет во взаимодействии с Духом. Чем глубже Дух Святой входит в Церковь, тем большую она имеет силу и воздействие на окружающий мир. Конечно, Церковь живет своими членами, взаимообменом между ними. Потому три аспекта определяют задачу, суть и качество Церкви – глубина ее соединения с Богом, чистота и крепость взаимодействия между ее членами и ее воздействие на окружающий мир. И качество всех этих аспектов показывают принесенные ее плоды. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин.15:16); «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Ин.15:8).

Известно, что когда человек становится на путь Божий – в его жизни усиливаются нападки и искушения. В Библии говорится: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, – в горниле уничижения» (Сир.2:1-5). Чем ярче Свет – тем гуще тень. Ребенок, пока адаптируется в этом мире – проходит множество болезней, чтобы выработать иммунитет против окружающих его вирусов. Конечно, все это относится и к Церкви. Внутри каждого человека, входящего в Тело Церкви, как и между людьми, все обостряется. Болезни обнажаются и выходят наружу. Но, к сожалению, часто это служит соблазном для людей и они разочаровываются в Церкви и Боге, и уходят обратно в мир, где им кажется все гораздо спокойнее. Тем не менее, Церковь Христа – это воинствующая Церковь. Воинствующая против князя тьмы и его приспешников. Плохо, когда это борьба обращается друг на друга. Плохо, когда будучи возбуждены Огнем Духа болезни выходят наружу, но человек не идет дальше, чтобы их убрать, останавливаясь в своем пути соединения с Духом. Опасно стать на путь Божий, направить в Небо просьбу о спасении и после передумать, и обернуться назад. «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?» (Иак.4:5)

Поскольку Церковь – есть единый организм, то ни один из ее членов не может вести себя так, будто его действия, его состояние ни на что и ни на кого не влияют. Когда одна клеточка впускает в себя вирус и не борется с ним, то нагрузка идет на многих других. Победы и поражения каждого воздействуют и на остальных. Как сказано было – все духовные болезни обостряются, и понятно, что каждому, кто является частью Церкви приходится испытывать на себе воздействие и своих и чужих. Свои, конечно, мы большей частью оправдываем, и часто, при этом наше состояние считаем особым и требующим такого же особого отношения к нам остальных. Но Христос же говорил: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12). Если мы хотим соединиться с Богом, хотим быть Его живой частичкой – мы должны научиться относиться к другим более снисходительно и добрее. Ведь «...всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф.12:25).

У апологета христианства Татиана – Дух Святой есть Тот, Кто соединяет душу человека с Богом, и Кто сообщает единство сообществу христиан – Церкви, отделяя ее от прочего мира. Действуя в Церкви, Дух Святой формирует Церковь как Тело Христово и отделяет ее от остального мира. Т.е. само собой вытекает из этого, что есть люди внешние, а есть те, что являются частью духовной семьи. Конечно, есть большая разница в соединении с теми, кто внутри Тела и с теми, кто вне его. Одно дело, когда сообщаешься с теми, кто с тобой живет одним духом, а другое – с теми, кто служит иным богам. Так было изначально сказано и Израилю, чтобы он не соединялся с иными народами, что служат идолам, дабы этот вирус не вошел в него.
Если во Христе клеточки Божьего Тела соединяются и имеют одну общность, то Дух Святой действует раздельно и особо к каждому. Сказано: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян.2:3).

В. Лосский пишет: «Христос становится единым образом присвоения для общей природы человечества; Дух Святой сообщает каждой личности, созданной по образу Божию, возможность в общей природе осуществлять уподобление. Один взаимодарствует Свою Ипостась природе, Другой сообщает Свое Божество личностям. Таким образом дело Христа единит людей, дело Духа их различает. Святой Дух сообщает Себя личностям, отмечая каждого члена Церкви печатью личного и неповторимого отношения к Пресвятой Троице, становясь «присутствующим» в каждой личности».

Все таинства Церкви происходят через участие Святого Духа. Будучи живыми в Боге, мы живем в Благодати, Она творит в нас Божий Образ. Будто в утробе Матери, мы живем в Благодати Святого Духа. В Ней мы рождаемся как богоподобные существа. Дух Святой дарует Жизнь, пробуждает душу, очищает, изгоняет нечистых духов, исцеляет, просвещает, учит, перерождает, спасает, обличает, соединяет двоих в одно, соединяет клеточки Тела Христова, дарует дары, посвящает в священство. Дух Святой совершает обожение, усыновление нас Господу – все потому, что Дух Святой – это есть Жизнь, Жизнь Божественного в нас. Человек взрастает духовно в Святом Духе, потому что это есть Мать. «...С вами пребывает и в вас будет» (Ин.14:17). Это есть сила действенная, которая охватывает все живое. «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» (Прем.1:7).

Все совершает Дух Святой, – говорит Василий Великий: «Пришествие Христово! И Дух предшествует. Явление во плоти! И Дух неотлучен. Действия сил, дарование исцелений – от Духа Святого. Бесы были изгоняемы Духом Божиим; диавол приведен в бездействие – в соприсутствии Духа; искупление грехов – по благодати Духа... Присвоение нас Богу – через Духа... Воскресение из мертвых – действием Духа».
Есть три основные степени присутствия Духа Святого в  человеке. Даруя жизнь, Дух Святой присутствует во всех живых по плоти энергией жизни. В тех, кто ищут пути к Богу, принимая Христа – Дух Святой является силой, пробуждающей к жизни духовной, и она животворит душу. И только те, в ком душа, преодолевая грех и притяженье сего мира устремляются в огненный мир духа – тем Дух Святой дарует усыновление, пробуждая их дух к проявленной жизни в Боге. Только те получают огненное крещение и удостаиваются лицезреть Лик Матери. Остальные воспринимают лишь лучи Ее Благодати, Ее Любви, что оживляют Вселенную.

«Прихожу в трепет, – говорит Григорий Богослов, – когда представляю в уме богатство наименований... Дух Божий, Дух Христов, Ум Христов... Дух сыноположения... Он есть Дух..., воссозидающий в крещении и воскресении,... Дух, Который... дышет, идеже хощет... Дух просвещения жизни, лучше же сказать, самый свет и самая жизнь. Он делает меня храмом, творит богом, совершает, почему и крещение предваряет и по крещении взыскуется. Он производит все то, что производит Бог. Он разделяется в огненных языках и разделяет дарования, творит апостолов, пророков, благовестников, пастырей, учителей... Он иной Утешитель».
Как уже говорилось, общение Духа Святого с клеточками Церкви Божьей избирательно.
Те, кто прошел через крещение Духом и чей дух пробужден – имеют свой индивидуальный духовный канал, являются самодостаточными. Также, как вышедший из утробы младенец сам дышит, сам принимает пищу, сам очищается. Те, кто крещен пока только водой и чья душа пробуждена – находятся в утробе Матери и совсем иначе получают питание, иначе очищаются. Если к тем, чей дух пробужден Дух Святой подходит напрямую, то другие получают Ее лучи. Напрямую они общаются с теми, кто уже рожден в духе. Те, чей дух пробужден обладают даром содействовать пробуждению духа и у других, от огня зажженного в душе зажигать и другие огни. Что значит – пробужденный дух? Конечно, наш дух – это частичка Бога, он живет в вышних мирах, он всегда бодрствует. Но в нас есть его зерно, его росток. До времени оно спит – т.е. находится в закрытом состоянии, как зерно, что не начало расти. Но когда человек жаждет быть с Богом, когда его душа устремляется к Небу и все делает для того, чтобы освободиться от греховных пут, очиститься и пребывать в Божьем Свете, то приходит время, и от нарастания этого огня оболочка зерна будто лопается и оно пробуждается и начинает расти, проникая собой все человеческое существо. Одухотворяя материю, росток нашего духа преображает собой все земные структуры, и мы становимся новым духовным существом. И все это происходит именно в Теле Христовом, под воздействием Божьей Благодати, взращивающей наш дух в нас.
Приближаясь к празднику Пятидесятницы, мы должны помнить, что это не просто день сообщения живых душ с Богом, это сообщение с Богом единства душ, называемого Церковью. И воедино вместе в Христовой Любви, и отдельно каждого во Святом Духе, согласно качеству и предназначению каждого.

В день Пятидесятницы идет мощнейшее раскрытие духовных каналов в тех, кто открыт Богу, происходит обновление и укрепление даров уже полученных ранее. Тело Христово, Божья Церковь обновляется в Святом Духе, от Которой рождена и Которой живет. Выстраивается иерархичность, по плодам и результатам каждого идет распределение назначения и задач.

Церковь растет и приближается к моменту последней, окончательной Пятидесятницы, в которой она станет новым миром, сформировавшимся образом Троицы, новой жизнью – итогом всех человеческих путей.