Мы последние из тех, кто женился по любви

Семён Хмелевской
Сейчас ведь грустную вещь скажу. Не хочу быть пророком, но наши дети, возможно – последнее поколение россиян, которые ещё будут жениться по любви.

Да, история учит многому. В том числе и тому, что все перемены в мире, приведшие человечество в постиндустриальное общество, произошли благодаря нарождению «среднего класса»: образованного, самодостаточного, обеспеченного, активного. При феодализме среднего класса не было, 5% знати, и 95% бедноты, трудящейся на их земле. Сегодня страну с высоким уровнем жизни отличает от стран «третьего мира» плотная прослойка населения, твердо стоящего на ногах. Социологи называют эту прослойку «средним классом». По сути же она – сердцевина государства с развитой экономикой и относительно высоким уровнем жизни.

Немножко статистики и социологии. Нижняя граница среднего класса в США определяется их же социологами так: годовой доход семьи не ниже $35.000. Мы привыкли «в месяц» и в рублях, поэтому расшифрую: если ваш доход на семью составляет 200 тысяч в месяц, вы можете считать себя принадлежащим к среднему классу. Да, кстати говоря, в большинстве случаев у вас есть высшее образование. Это нижняя граница. Средний класс в Штатах – это половина населения страны, 50%. Вдумайтесь, половина населения страны.

Пропустим еще 30% населения, то есть рабочий класс, и заглянем за черту бедности. За чертой бедности, по мнению американских социологов, в Штатах живут те семьи, которые имеют минимальный доход $16.000 в год. 84 тысячи рублей в месяц, по-нашему, на двоих. Или 42 тысячи на одного члена семьи. Однако, Census Bureau (ну, это как у нас «Росстат», или федеральная служба статистики) проводит черту бедности на уровне дохода семьи из четырех человек в $22.000, или 120 тысяч рублей в месяц по текущему курсу ЦБ РФ. 60 тысяч рублей в месяц на одного взрослого. По мнению государства США, если ваш доход в месяц ниже суммы, эквивалентной 60 тысячам российских рублей, то вы – нищий. По мнению социологов, если ваш ежемесячный доход меньше 42 тысяч рублей – вы нищий.

Сравнивать с суммой, которую российские власти определили, как прожиточный минимум, даже не хочу – не об этом статья. Но границы определить хотелось.

Вернусь к главному тезису, к женитьбе по любви. В Европе жениться по любви начали не так давно, лет триста назад. Крестьянам не до любви ведь было особо, вопросы выживания всегда были важнее. И знать, те самые 5%, заключала браки не менее расчетливо: вопросы консолидации власти и земель, а также наследования всего этого добра стояли выше, чем всякого рода сентиментальности.

Когда появились первые города, а в них – ремесленники, и прочие люди, не живущие на земле оседло, когда стал зарождаться и укрепляться средний класс, корни, сердце и мясо будущих социальных и экономических перемен, тогда возник и феномен брака по любви, а не по расчету. И сегодня эта модель брака кажется чем-то самим собою разумеющимся, естественным для нас с вами. Естественным, пока есть средний класс.

А его в России скоро не будет. Средний класс не нужен тем, кто сегодня овладел Кремлем. В следующих постах я буду рассказывать, какие средства применяет власть для того, чтобы уничтожить средний класс в России, а скорее – не дать возможности ему появиться. Но если это им удастся, наши дети будут жениться исключительно по расчету. Беднота – чтобы выжить, вдвоем это сделать проще. А элита – чтобы сохранить то, что имеют. Останется узкий круг «феодалов», которых 1%, и 99% работяг.

Без какой-либо возможности вертикальной социальной мобильности.
И мысль о том, что когда-то женились по любви, станет для них историческим атавизмом.