Повесть о приходском священнике

Андрис Ли
Ты просила разбить на осколки...
Для Бируте


               
Все факты и обстоятельства, изложенные в произведении, взяты из реальной жизни и происходили с реальными людьми. В этических целях имена и фамилии большинства героев, названия регионов, населённых пунктов и храмов были изменены. Возможные совпадения и схожести являются случайностью, или литературной фантазией автора.
 
 С отцом Виктором мы познакомились случайно, в паломнической поездке по древним святыням России. Задумчивый, всегда сосредоточенный и молчаливый, он скорее похож был на погруженного в себя инока, но никак ни на приходского священника.
Как-то вечером, когда наш пароход проплывал вдоль извилистых берегов живописной Волги, я вышел полюбоваться вечерним закатом, который сегодня выглядел особенно чудесно. Багровое солнце утопало в темнеющих кронах лохматых сосен, перекатываясь по плавным клубням пушистых облаков. Если смотреть на него прищурив один глаз, то казалось, что его тускнеющий свет менялся с каждой секундой, словно борясь с неумолимой тьмой, надвигающейся с востока. Лёгкий, но прохладный речной ветер пронизывал насквозь, бодрил и прогонял сонливость, которую вызывала монотонная корабельная качка.
— Чудесный вечер, — вдруг проговорил отец Виктор, глядя куда-то вдаль, где скрывался пламенеющий диск солнца. — И совершенно не похож на тот, что случается наблюдать у себя дома.
Поначалу я даже не понял, обращается ли он ко мне, или произносит мысли вслух. Подняв воротник куртки, я решил подойти к нему, проронив фразу, чтобы поддержать разговор:
— В чём же разница?
Отец Виктор улыбнулся, и я впервые увидел, как засияли его глаза.
— Может, и нет её, той разницы, только вот каждый раз поражаешься удивительной премудрости Творца. Как всё разнообразно и прекрасно устроено. Жаль, что у современных людей не всегда хватает времени увидеть рядом то, что успокоит и умиротворит душу, порадует глаз, вызовет восторг.
  Он говорил эти слова, а глаза его искрились каким-то наивным, детским восхищением, и видно было, что в душе этого человека царили умиротворённость и покой.
После недолгих философских рассуждений наш разговор плавно перешёл на духовную тему, и я спросил его, где он служит, какой у него храм, и в честь какого святого он освящен. Отец Виктор вдруг изменился в лице, глаза его опустились, стали снова задумчивыми и сосредоточенными. Он зачем-то снял скуфью, пригладил непослушные, густые волосы, которые ветер тут же разметал в беспорядке по всей голове. Словно готовясь к ответственной беседе, мой новый знакомец с минуту постоял, совершенно не двигаясь, видимо собираясь с мыслями, тяжело вздохнул и начал рассказывать. В его рассказе отсутствовала та идеальная последовательность многотонной жизни приходского священника, какая-либо слащавость или те самые размеренные краски, которые мы привыкли встречать в повествованиях такого рода. Слушая рассказ отца Виктора, я невольно удивлялся, радовался, эмоционально сетовал, открывал личность священника в совершенно новом обличии. И тогда я решил записать, если хотите, рассказать, какая по-настоящему может быть жизнь приходского священника. Мы спустились в каюту, попросили принести чай, а затем проговорили всю ночь.
— Вы спрашиваете о храме?.. Храм у меня, Божьей милостью, хоть и небольшой, но достаточно уютный, красивый, способный всегда вместить всех желающих. Всё в нём сделано с любовью, каждый кирпичик положен с душой. Это плод общих посильных трудов, молитвы, если хотите, слёз. Все, абсолютно все прихожане, принимали активное участие в его созидании. В той местности никогда не было церкви, так что приходилось начинать буквально с нуля. Но Господь нас не оставлял. Людей на службу приходит немного, — село, в котором служу, небольшое. Но те немногие прихожане — искренне верующие, самые любимые и родные, без которых трудно представить моё служение на приходе. Есть у нас и воскресная школа, трапезная, иконная мастерская. Сделали небольшой парк отдыха для детей и взрослых, огромную оранжерею цветов. Всё, слава Богу, — живи да радуйся, удивляясь безграничной милости Творца. Но так было не всегда...
  Священником я стал неожиданно для себя, тем более для моих родных и близких. Знаете, есть выражение: «Бог призвал». Вот так и у меня получилось. Я учился второй год на факультете журналистики, когда в моей жизни произошли серьёзные перемены, приведшие к Богу и к церкви. В нашей семье никогда не говорили о религии. Ей попросту не находилось места. И вдруг…
  Первая литургия произвела на меня очень сильное впечатление. Людей в храме было совсем мало, на клиросе пели две девочки-студентки, служил мой будущий духовник, отец Василий. Это благодаря ему я стал молиться, исповедоваться, причащаться, сделался прихожанином храма, без которого уже не мыслил жизни. До сих пор удивляюсь тем чудесным переменам, происшедшим в моей душе. Уже тогда понял — церковь мой единственный путь, который я должен пройти до конца. Больше уже не мог ни о чём думать, всё кругом в одночасье попросту перестало интересовать.
Как-то раз после службы я подошёл к отцу Василию и говорю:
— Батюшка, имею огромное желание стать священнослужителем!
Отец Василий долго смотрел на меня, не отводя строгого взгляда, наконец положил мне руку на плечо, проговорив очень медленно, задумчиво:
— Это очень тяжёлый, я бы сказал, тернистый путь. Ты уже не сможешь жить как прежде, твоя жизнь станет совершенно иной.
— Я на всё согласен!
  Произнося эти слова, я не до конца сознавал полный смысл сказанного.
Это был некий порыв, который пробивал своей стремительностью те немыслимые трудности, о коих я совершенно ничего не знал ввиду своей жизненной неопытности.
— Ладно, — коротко ответил отец Василий. — Заберу тебя в алтарь, нужно подучиться премудростям богослужения.
Так я стал алтарником. Совершенно забросив учёбу в университете, присутствовал ежедневно на литургии, равно как и на вечерних службах, благо в храме отца Василия служилось каждый день.
Однажды, после воскресной литургии, батюшка вручил мне служебную просфору, слегка улыбнулся и сказал:
— Ты делаешь успехи, Виктор. Сегодня буду в митрополии, поговорю о тебе с владыкой. — Немного помолчав, он добавил, прищурив один глаз. — А к монашеству душа не лежит?
Я отрицательно помахал головой, ответив:
— Уже думал над этим. Не моё это, батюшка. Да и девушка у меня есть, почти год как встречаемся.
— Девушка? — лицо отца Василия сделалось снова ровным, серьёзным. — И как она отнеслась к твоему решению принять священный сан?
Пожав плечами, я ответил неуверенно, даже растерянно:
— Пока никак.
— Что значит никак? Этот вопрос нужно решить в ближайшее время. Тем более, что принимая священный сан, ты должен уже быть женатым. Если с этим возникли проблемы, тогда лучше повременить. Такие важные, судьбоносные решения, нужно принимать осознано, с полной серьёзностью, по обоюдному согласию. И ни в коем случае не решать с кондачка!
 Продолжение следует....