Байки разные. Дядя Вася

Владимир Репин
Шёл 1955 год. Я, конечно, в свои 5 лет мало что понимал, но появление дяди Васи запомнил. Крепкий еще дядька, седой, с изрядной лысиной, веселый. Удивило отсутствие передних зубов и то, что раньше я о нем не слышал, хотя он оказался мужем моей двоюродной бабули.

Оказалось, что вернулся он из Казахстана, где жил на поселении после лагерей. Приехал он к нам в гости на открытие Ленинградского метро (родственница достала где-то пригласительные билеты), и после удивительного путешествия под землей родня собралась за столом. Конечно, все хотели услышать, как ему удалось выжить, ведь срок он получил еще при Ежове и страшное голодное военное время провел в лагерях. Расспрашивали и о Казахстане. Но мне запомнилось несколько фраз о хорошем следователе. И он, похоже, не шутил:

"Спрашиваю, в чем меня обвиняют. Следователь говорит, что есть свидетель, который слышал, как я стоял на мосту через Ижору и ругал советскую власть. Требую очной ставки - пусть он мне это в глаза скажет. Не отказывает, проводит очную ставку. Смотрю, сосед мой ижорский, глухой, как пень, пьяница местный. Я его потихоньку спрашиваю: "И не совестно тебе?" Молчит, на следователя смотрит. Почти кричу: "Сосед, не совестно?" Не оборачивается. Я к следователю: "Он же глухой, как тетеря! Даже если бы поблизости где сидел, всё равно бы не услышал!"

Следователь мне: "Вижу! Ладно, вот вам бумага, пишите: "Против выдвинутых обвинений возражаю" И подпись". Я написал. Он берет вставочку и перед "возражаю" дописывает "не". И объясняет: "Не признаешься мне - передадут другому, у него не то, что в антисоветской агитации, а и в подготовке заговора сознаешься, а это уже расстрельная статья!" И отправился я в лагерь - живой, относительно здоровый, и всего на 10 лет с последующей высылкой в Казахстан"…

Вот так. А мой родной дед по маме (они с Василием на родных сестрах были женаты) соседского поклёпа не признал. Его расстреляли в 1937. Реабилитировали в том же 1955, но утешение это слабое.
_______________________________________

На снимке справа - Ежов.