Разведка индейцев. Способы выживания Ч. VI

Игнат Костян
Важной составляющей выживания индейского разведчика в экстремальных условиях являлись приобретенные им умения и навыки медицинского характера. Большинство белых современников утверждали, что по части лечения травм и ранений, а также  использования подручных лекарственных растений индейцы в понимании белых были довольно-таки искусными лекарями.
Каждый индейский разведчик в походных условиях, в той или иной степени был способен лечить огнестрельные раны, а также увечья нанесенные стрелами, копьями, палицами, томагавками и ножами.
Например, ирокезы (и не только эти индейцы) любое огнестрельное ранение весьма эффективно лечили кипящим маслом или кипящей смолой. Дело в том, как поясняют исследователи М.Бастаин и М.Уинфилд, что индейцы, столкнувшись с огнестрельным оружием, поначалу испытывали трудности в лечении огнестрельных ран. Но чем больше у индейцев возникала зависимость от огнестрельного оружия, тем больше знаний они вырабатывали на практике. Зачастую эти знания они заимствовали у белых лекарей. Например, на ранних этапах индейцы посовали перед гангреной, не понимая того, что причиной ее являлось отравление крови. Но со временем индейские шаманы разобрались, что при гангрене в организм проникал «пороховой яд» и для того чтобы его удалить, рану стали прижигать коленным железом, то есть использовать метод «прижигания» или заливали ее кипящим маслом или смолой. (Bastine, Michael, Winfield Mason.  Iroquois Supernatural: Talking Animals and Medicine People. Publisher: Bear & Company; Original ed. edition (August 16, 2011), р. 116-117).
Но этот способ как сообщают вышеуказанные исследователи, по отзывам современников, считался весьма жестоким, поскольку раненый и так терпел несносные муки. В походных условиях шаманы (они часто являлись участниками походов) не часто практиковали способ заливки огнестрельной раны смолой. Бастайи и Уинфилд указывают на использование  ирокезами в этой связи смеси из желтков птичьих яиц и хвойного масла. При этом раны закрывалась чистым куском замши, и заживление происходило гораздо быстрее, чем в случае с прижиганием.
В целом в полевых условиях, если раненый индейский разведчики реагировал на все адекватно, то свою рану, как правило, всегда обрабатывал интуитивно. Здравый смысл всегда подсказывал ему, что рану надо промыть и удалить из нее осколки, пулю, грязь, то есть все лишнее. Для промывки ран использовалась чаще всего простая вода. Апачи, навахо, мохаве и другие племена пусти, например, в походных условиях промывали раны известковой водой или водой из солончаков. Промыв рану, разведчики сенека, по свидетельству Саймона Кентона накладывали на нее корпию (ветошь используемая как перевязочный материал – И.К.) пропитанную целебными травами. У разведчиков различных племен Вудлэнда был свой взгляд на наложение корпии. Одни считали, что корпию менять нужно как можно чаще, тем более в условиях похода, другие же, полагали, что рану тревожить ненужно.
В литературе (в частности в работах Ю. Стукалина см. Библиографический список) способ извлечения стрел с зазубренными наконечниками из мягких тканей описан следующим образом. «Расщеплялась ивовая палочка, концы которой закруглялись так, чтобы легко войти внутрь по стреле и закрыть зазубрины. После этого палочка крепко привязывалась к древку, и стрела вытаскивалась, не разрывая мышц». (Стукалин, Ю. Индейцы Дикого Запада в бою. — Москва: Яуза, 2012, с. 244-246)
Большинство операций в походных условиях делали индейские шаманы, которые зачастую являлись духовными руководителями во  всяком  походе  и  по  совместительству  лекарями.  Извлечение застрявших наконечников было настолько серьезной задачей, что шаманы за успешное его выполнение получали целое состояние. Как пишет Ю.Стукалин, причина востребованности шаманов заключалась в том, что каждый из них обладал уникальными знаниями по лечению той или иной болезни, которые получал из общения с Силой в виде духов покровителей. Духи или Сила указывали шаманам на вид того или иного растения или группы растений, которые может применить шаман для лечения того или иного заболевания, смешав их в определенных пропорциях.
Помимо шаманов, каждый разведчик сам мог получить видение от своего духа-покровителя относительно лекарственных средств растительного или животного происхождения, которые применял потом в походах для лечения полученных ран или во время болезни.
Известный на Юго-западе следопыт Мерехилдо Грихалва, воспитанный в племени чирикау-апачи (бэнд чоконен) рассказывал, что в условиях боевого столкновения  с противником, в рукопашной схватке апачи часто применяли нож. Если воин апачи в такой схватке повреждал запястье с внутренней стороны, то воизбежание потери крови, а также функций кисти он мгновенно раненую руку клал за пазуху, плотно прижимая ее к груди, или просовывал за пояс патронташа. Если случался глубокий порез ладони, то апачи срывали с головы налобную повязку или бандану и плотно зажимали ее в раненой руке, уменьшая, таким образом, кровотечение.  При повреждение локтевого сгиба, сражающийся апачи немедленно сгибал руку в локте, а место пореза прикрывал банданой или ножнами. При этом апачи всегда продолжали ножевой бой, не смотря на ранение.
Весьма часто в боевых условиях индейские разведчики получали ранения в нос, которое вызывало обильное кровотечение. В  своей работе « Ethnography of the Huron Indians, 1615—1649», исследователь Элизабет Тукер сообщает, что разведчики гуронов в целях экстренного прекращения носового кровотечения запрокидывали голову раненого назад, после чего один из его товарищей ребром своей ладони наносил раненому несколько ударов в область черепа на ладонь выше от его основания. Такую восстанавливающую процедуру выполняли и шауни, при этом раненый мог это сделать и самостоятельно. (Tooker, E. Ethnography of the Huron Indians, 1615—1649. — Bureau of American Ethnology. Bulletin No.190. Washington D.C.: Government Printing Office, 1902, Published April 21st 2018 by Forgotten Books, р. 138).
Повествуя о «Белом дикаре» Саймоне Гирти воспитанном в племени сенека, биограф Гирти Томас Бойд указывал, если случалось так, что разведчики ирокезов получал колотую рану, из которой фонтаном била кровь, то он немедленно сам или его товарищ буквально пальцем затыкали рану и перемещались в безопасное место, где лекарь мог оказать более действенную помощь. «Интересно то, - пишет Томас, - что Гирти несколько раз так спасал своих друзей, которые выжили даже при получении огнестрельного ранения сердца и аорты».(Boyd, Thomas. Simon Girty The White Savage. – University of New York, 1928., Published by Kessinger Publishing, 2011, Р. 276)
Вывихи, переломы конечностей, повреждение позвоночника, типичные травмы с которыми сталкивались индейские разведчики в бою. Практически  представители всех без исключения племен знали процедуру наложение шин, различного рода припарок, а также владели терапией с использованием целебных растений.
Для того чтобы минимизировать отрицательный эффект при вывихах, допустим пальцев руки, мохаве, по свидетельству Джидидайя Смита, связывали пораженный и здоровый пальцы воедино. При вывихах локтя ирокезы, например, жестко заматывали поврежденную руку от плеча до кисти сыромятиной или куском ткани.
Болевые ощущения в области позвоночника, после нагрузок, каюсы по словам Маркуса Уитмена, ликвидировали следующим образом. Руки индеец заводил назад, сцеплял их за спиной, потом сам или при помощи кого-то старался максимально поднять их вверх, «до того момента пока не был слышен характерный щелчок».
Разведчики апачи, как сообщал Джон Клам, восстанавливая свои позвоночники после нагрузок, группировали тело и в сгруппированном  положении на спине несколько раз прокатывались по земле, пока в позвонках не ощущали характерный хруст. (Clum, J.P. The San Carlos Apache Police. — New Mexico Historical Review, 4 July, 1929, р.76).
Весьма интересны примечания ряда зарубежных исследователей, где отмечается моменты, прямо указывающие на восстанавливающие организм и тело практики индейских разведчиков. Эти практики основаны на многолетнем опыте их предков, которые красной нитью вписаны в систему боевого искусства.
Информант Тома Брауна младшего индеец липан-апачи сообщал, что после боя их праотцы, всегда «встряхивали организм», причем они знали активные точки на теле. Например, если воин или разведчик был ослаблен и его состояние граничило с потерей сознания, то для того чтобы придать мозгу некоторую активность, требовалось надавить ногтем пальца немного выше носогубной борозды под нос. «Таким образом, вектор давления направлялся под углом вверх к макушке головы. Это индейцы делали не только пальцем, но и рукоятью ножа или другим предметом края которого были острыми», - отмечал Браун. (Brown, T. Jr. Tom Brown's Field Guide to the Forgotten Wilderness. — University of Nebraska Press, 1987, р.211).
Как бы раненому или утомленному индейскому разведчику не хотелось спать, закрыть глаза на секунду, он не позволял себе этой роскоши, потому что понимал, что отключившись шансов выжить в экстремальных условиях у него гораздо меньше. Информант Тома Брауна рассказывал, что его предки по преданию в таких случаях всегда молились, массировали точки под носом и между большим и указательным пальцами. «Прием универсальный, - писал Браун. - Не раз выручал он индейских разведчиков в сильный холод,  в песчаную бурю и после укуса гадюки…».  (Brown, T. Jr. Tom Brown's Field Guide to the Forgotten Wilderness. — University of Nebraska Press, 1987, р.211-112).
Для выживания в походных условиях индейские разведчики использовали различные лекарственные растения.
Джордж  Гриннелл  писал,  что  «легкий  порошок, приготовленный из высушенных цветов прерийного бессмертника, высыпанный на тело», согласно убеждениям шайеннов, мог защитить разведчика от пуль и стрел врагов, делая его проворным и изворотливым во время сражения. Разведчики  шайеннов  в  походах  носили  с  собой  одну  или несколько небольших связок с лекарствами, привязанными к ожерелью, к поясу, через плечо или к волосам.
У некоторых мужчин были лекарственные растения, секретами которых владели только они одни. В старинных историях рассказывается, что люди изучали различные целебные растения и узнавали из видений, как ими пользоваться. В других случаях мифологические герои брали людей с собой в прерию и там показывали им растения, которые, как они объясняли, нужно использовать для лечения конкретных болезней. (Grinnell, George Bird. The Cheyenne Indians, Volume 2: War, Ceremonies, and Religion. - Published October 1st 1972 by Bison Books (first published 1972), Р.478. (Еlectronic resource. «Растения шайеннов»).
В  условиях  выживания  индейские  разведчики  использовали корни,  стебли,  лепестки,  листья,  кору  или  сердцевину  растений. Однако приготовление лекарств из растений в походных условиях не всегда было целесообразным занятием. Чаще всего разведчики брали с собой в походы уже готовые снадобья, приготовленные и заговоренные шаманами.
Выбор  лекарственных  средств,  по  словам  писателя  Юрия Стукалина, зачастую проводился индейцами по принципу «подобное лечит подобное». Растения желтого цвета годились в качестве желчегонных, а красные — для крови. В арсенале западной медицины (и не только западной) имеется множество растений апробированных индейцами на практике. «В Национальный фармацевтический  справочник  США  вошли  170  фиторецептов,  использовавшихся индейцами Северной Америки. Сегодня уже невозможно выяснить точный состав лекарств, известны лишь компоненты. Так, шайеннские шаманы моинуенуитаны, или «лошадиные лекари», для лечения раненых в походе прикладывали к ране щепотку лекарственного средства, смешанного с бизоньим жиром». (Стукалин, Ю. Сила шаманов. Боевая и лечебная магия индейцев Дикого Запада. — Москва: Эксмо, 2014, с.196)
Биджеловию  (Chrysothamnus  nauseosa)  или,  как  ее  называли шайенны, о’ivhisse’heyo — лекарство-от-язв, использовали для лечения  различного  рода  язв  на  теле.  Листья  и  стебли  растения шайенны  кипятили  вместе  и  получившимся  настоем  промывали пораженные участки кожи. Если это не приносило быстрого и эффективного результата, жидкостью обильно натирали больные места. (Grinnell, George Bird. The Cheyenne Indians, Volume 2: War, Ceremonies, and Religion. - Published October 1st 1972 by Bison Books (first published 1972), Р.478. (Еlectronic resource. «Растения шайеннов»)).
Как указывает исследователь Джон Рэймонд Кристофер на американском Юго-западе, индейские разведчики в походных условиях в качестве спасительного средства  часто использовали такое растение как жожоба (лат. Simm;ndsia chin;nsis). Плоды жожобы являлись источником белка, а из масла этого растения знахари изготовляли мазь, для лечения мозолей, защиты кожи от палящих лучей солнца. (Кристофер, Джон Рэймонд. Травы американских индейцев. – Информационные бюллетени об исцелении природой. Т.4, выпуск (11), 2016, С.46. Еlectronic resource.)
Разведчики навахо, например, в своих экстремальных медицинских практиках весьма эффективно использовали полынь трехзубчатую (Artemisia tridentata). Особенно полезен был настой полыни, на основе которого делали припарки при болях в груди, переломах ребер и травм спины, в качестве потогонного средства, при простудных заболеваниях. Особенно когда разведчику требовалось мобилизовать такие ресурсы организма как ум и нервную систему, отвар полыни с можжевельником, а также вдыхание паров шалфея были как никогда кстати. При травмах стопы перетертую в порошок полынь разведчики чирикауа-апачи в походах смешивали с воском. Индейцы на Юго-западе весьма о полыни как о спасительном средстве даже сложили поговорку: «Зачем путнику умирать от болезни, пока у него есть полынь» (Stevenson Matilda Coxe. Ethnobotany of the Indians Zu;i. – U. S. Government Printing Office, 1915. Еlectronic resource.).
«Дымные  листья»  или  «медвежьи  ягоды»  (no’aniyun  или Arctostachylos uva-ursi Spreng) шайенны использовали при болях в спине и в особенности при растяжении мышц спины, когда боль ощущалась временами. Из стеблей, листьев и ягод индейцы делали настой, который употребляли вовнутрь. Также мокрыми листьями этого растения разведчики шайеннов растирали больное место. (Grinnell, George Bird. The Cheyenne Indians, Volume 2: War, Ceremonies, and Religion. - Published October 1st 1972 by Bison Books (first published 1972), Р.478. (Еlectronic resource. «Растения шайеннов»)).
Одним из наиболее ценных и полезных лекарств, которое использовали разведчики Равнин для лечения ран в походах, является анемон (лат. Anem;ne) или Ветреница. По словам Джона Кристофера, корни этого растения индейцы омаха и понка отваривали, потом толкли в порошок, после чего смазывали края раны. Это средство у этих индейцев считалось весьма хорошим антисептиком. В сочетание с арникой анемон настаивался, и этот настой употреблялся  индейскими разведчиками при ушибах и промывке колотых ран.
Американский подлесник или хейхера американская (Heuchera americana) применялась разведчиками племени мескваки (те же индейцы айова – И.К.), а также другими племенами Иллинойса в качестве заживляющего средства при глубоких порезах.
Индейцы пенобскоты (штат Мэн, США – И.К.) раны и ушибы, а также множество других болезней лечили касатником разноцветным (лат. Iris versicolor). Корень это растения в полевых условиях разведчики и охотники этого племени выкапывали, потом кипятили его, затем измельчали и влажную тягучую массу прикладывали к ране. Отваром же из корня этого растения промывали раны. Пенобскоты Канады профилировали иной рецепт. Цельное растение перетиралось и смешивалось с мукой, из массы делалась припарка, которая прикладывалась к больному месту.
«Лекарство-от-Кровотечения-из-Носа»  (шайенн.  мatu’minis’- tohisse’heyo или лат. pterospora andromedea nutt) использовалось разведчиками шайеннов для предотвращения кровотечения из носа и из легких. Сначала индейцы толкли стебли и ягоды этого растения, смешав их вместе, потом засыпали в кипящую воду. После немного остужали и вдыхали немного настоя носом, а небольшим количество его поливали на голову.
Лекарство-от-лихорадки (шайенн. to’waniyuhk’t или «охлаждающее  лекарство»  Psoralea  argophylla  Purch)  применялось  шайеннами,  когда  необходимо  было  сбить  температуру  тела  больного. Хорошо истолченные листья и стебли этого растения индейцы заливали кипяченой водой и настаивали. Полученный отвар пили или смешивали с жиром, после чего натирали мазью все тело.  (Grinnell, George Bird. The Cheyenne Indians, Volume 2: War, Ceremonies, and Religion. - Published October 1st 1972 by Bison Books (first published 1972), Р.478. (Еlectronic resource. «Растения шайеннов»)).
От  заболеваний  горла  шайенны  в  походных  условиях  жевали корень так называемого Лекарства-от-больного-горла (шайенн. мotsin’is), а слюну проглатывали.
У разведчиков потаватоми и черноногих излюбленным целительным средством, особенно для остановки кровотечения из носа служил плаун булавовидный (Lycopodium clavatum). Желтые споры этого растения индейцы распыляли на раны, или вдыхали, чтобы остановить кровотечение из носа,
Индейцы, проживавшие на острове Манитолулин среди вод озера Гурон,  в экстремальных ситуациях часто применяли высушенный, порошкообразный корень дикой герани (Geranium maculatum). Порошок улучшал свертываемость крови у раненого, поскольку, как пишет Джон Кристофер, в указанном растении содержался танин. (Кристофер, Джон Рэймонд. Травы американских индейцев. – Информационные бюллетени об исцелении природой. Т.4, выпуск (11), 2016, С.46. Еlectronic resource.).
 Племена Орегона, Северной Калифорнии и близлежащих территорий. В экстремальных практиках весьма широко использовали свежие корни орегонского ясеня (лат. Fraxinus oregona). В основном на основе этого корня делалась припарка, которую прикладывали к свежей ране на теле.
Весьма эффективными кровоостанавливающими средства у индейцев считались краснокоренник (лат. Ceanothus americanus), порошкообразный корень купены изменчивой (лат. Polygonatum commutatum), а также обыкновенные: табак, крапива, ива, подорожник, гаультерия лежачая и тысячелистник. У разведчиков племени юта, тысячелистник считался универсальной травой при лечении любых ран. Они так его и называли «лекарство от ран». Измельчив растение, массу прикладывали к порезам, ушибам и другим ранениям.
 При порезах тысячелистник использовали и индейцы микмаки, иллинойсы, а также виннебаго. Последние, например, отваривали это растение и  отваром лечили ушибы.
Племена Британской Колумбии в выживальческих практиках из тысячелистника готовили порошок, который применяли при лечении ожогов и в качестве антисептика. (Stevenson Matilda Coxe. Ethnobotany of the Indians Zu;i. – U. S. Government Printing Office, 1915. Еlectronic resource.).
Sihya’inowehisse’heyo  или  Сильное  лекарство  (Anaphalis margaritacea или subalpina), как правило, использовалось мужчинами шайеннов. Каждый разведчик шайеннов в одной из своих маленьких магических связок носил немного высушенных и стертых в порошок цветков этого растения, и, прежде чем отправиться в поход, жевал его, натирал им руки, ноги и все тело, чтобы впитать в себя силу, энергию растения, чтобы таким образом получить защиту. Пятнистый Волк предупреждал своих сыновей, что после того, как лекарство втереть в кожу, недолжно допускать прикосновения женщин, так как это сведет всю магию на нет. Высушенные цветы этого растения измельчались до едва видимой пыли, которая легко сдувалась и уносилась прочь от малейшего дуновения ветра, и это качество, как полагали индейцы, могло переходить к каждому, кто лечился им. Быстрота и легкость становились характерными для воина, применившего магию этого растения перед сражением. (Grinnell, George Bird. The Cheyenne Indians, Volume 2: War, Ceremonies, and Religion. - Published October 1st 1972 by Bison Books (first published 1972), Р.478. (Еlectronic resource. «Растения шайеннов»)).
Разумеется, индейцы экспериментировали со многими растениями, которые можно было бы использовать в экстремальных ситуациях. Врагами любого индейского разведчика в полевых условиях в большей степени являлись паразиты: москиты, клещи, блохи, и другие насекомые. Против них индейский разведчик вел постоянную борьбу.
Чероки, например, определили, если смешать измельченный корень желтокорня канадского с медвежьим жиром и этой мазью смазать тело, то получиться хорошая защита от укусов насекомых. Чероки постоянно использовали для этой цели такое растение как блоховник или мяту болотную. Масло этого растения они втирали в тело, а отвар использовался как дезинфицирующее средство после комариных укусов.
На Юго-востоке в местах с повышенной влажностью, где изобилуют полчища москитов, индейцы ареала, научились от них защищаться, используя сорняк обыкновенный (jewel weed, лат. Capensis). Сок листьев и стеблей этого растения использовался при лечении кожной сыпи, которая часто вызывалась соприкосновением тела с ядовитым плющом. Также из сока растения индейцы делали припарки, которые прикладывали к ране и держали ее до тех пор, пока рана не затягивалась. Сок растение к тому же служил разведчикам хорошим профилактическим средством от укусов комаров. (Кристофер, Джон Рэймонд. Травы американских индейцев. – Информационные бюллетени об исцелении природой. Т.4, выпуск (11), 2016, С.46. Еlectronic resource.).
Еще одним наиболее распространенным целебным растением у индейцев на континенте являлся посконник прободенный (Eupatorium perfoliatum). Индейцы меномини, например, использовали  при лихорадке, племя алабама, при желудочных коликах, крики от ломоты в теле и при высокой температуре, ирокезы и могикане при простудных заболеваниях.
Таким образом, невозможно дать полное описание лекарств из растений,  используемых  в  индейской  медицине,  поэтому  в  этом разделе мы привели несколько примеров исключительно для наглядности. В целом, концепция выживания индейского разведчика, рассмотренная выше, выглядела на практике гораздо сложнее и имела сотни различных тонкостей, описать которые в одной главе довольно-таки сложно.