Танец с саблями в исполнении Сальвадора Дали

Алексей Горшков
Танец с саблями Хачатуряна в исполнении Сальвадора Дали. Одесские небылицы

На следующее утро старый еврей Айзик с нетерпением занял свой стул из красного дерева, в предвкушении новой захватывающей истории  от Янкеля. Но старый еврей Янкель не появился в должное время. Айзик терпеливо ждал друга пять минут.... десять минут..... четверть часа.... полчаса. И тут терпение Айзика лопнуло и он уж решил было «покинуть сцену», когда неожиданно появился Янкель.... Но надо вам было видеть, как появился старый еврей Янкель!  Он появился в одних плавках, верхом на швабре, размахивая серебристой картонной елочной саблей и горланя  «Танец с саблями» Хачатуряна.....От шока и растерянности, Айзик не мог произнести ни слова....  Зато Янкель радостно возопил:
«Айзик! Держись! Сейчас я расскажу потрясающую историю!»
«Да ты уже меня потряс! …..» - пролепетал Айзик.
«Айзик! Сейчас ты услышишь шикарную историю о том, как армянский еврей Арам Хачатурян познакомился с испанским евреем Сальвадором Дали!»
«А может ты продолжишь о понтификах?....» - робко произнёс Айзик.
«К чёрту понтификов! Насладись моим рассказом об Араме Хачатуряне!» - заявил Янкель. Он слез со своего скакуна, уселся на свой стул и начал своё зажигательное повествование:
«Слушай сюда, Айзик!  Арам Хачатурян был с гастролями в Испании. Его балет «Спартак» прошел в Испании с настоящим триумфом! Повсюду звучал «Танец с саблями» из этого балета! Испанский импресарио готов был исполнить любое желание великого композитора!»
«Янкель...., ты с утра, случайно, не приложился к коньячку?....» - настороженно спросил Айзик.
«И вовсе не случайно! Я пропустил пару стопочек «Арарата»! Между прочим, шоб ты знал, Айзик, - это был любимый коньяк Хачатуряна!» - заявил Янкель.
Айзик лишь недоуменно вскинул брови, а Янкель продолжил свой рассказа:
«И знаешь, Айзик, какое желание изъявил Маэстро?»
«Откуда мне знать....» - буркнул Айзик.
«Маэстро Хачатурян изъявил желание встретиться с самим Сальвадором Дали!»
«Подумаешь......» - повёл бровями Айзик.
«Не будь идиотом, Айзик! Даже  Господу Богу пришлось бы добиваться аудиенции Сальвадора Дали целую вечность!»
«И шо? Хачатурян добился?» - спросил Айзик,  и в его голосе прозвучали заинтересованные нотки.
«Слушай сюда! Для испанского импресарио эта желание Маэстро оказалось полной неожиданностью. Мало того, что Сальвадор Дали никого не принимал, он в это время жил в Америке.... Но испанец и виду не подал, что находится в замешательстве и заверил великого  композитора Хачатуряна, что организует ему встречу с великим художником»
«И шо? Организовал?» - заинтересованно спросил Айзик
«Щас узнаешь... Импресарио позвонил Сальвадору Дали в Америку и, совершенно неожиданно, услышал от  художника такие слова: «Какие разговоры?! Я преклоняюсь перед гением Маэстро Хачатуряна! Сочту за честь принять его в своём скромном испанском жилье! Завтра, в два часа дня! Уже еду в аэропорт!»
«Ух ты! Господь, наверное, позавидовал бы Хачатуряну», - протянул Айзик. - Ну и что было дальше?»
«А дальше было вот что. На следующий день, роскошный лимузин доставил Хачатуряна к воротам  огромного белокаменного, мавританского замка со множеством башен. Это и было скромное испанское жильё Сальвадора Дали»
«Похоже, что Максим Галкин скопирован проект?!» - вставил Айзик.
«Возможно. Но слушай дальше. Из ворот выходит Дворецкий и вежливо отсылает прочь импресарио, переводчика и лимузин, за ненадобностью.. У Мэтра Сальвадора Дали, мол жена русская, да и лимузин шикарнее»
«Забавно. Ну а дальше шо?» - спросил Айзик.
«Дворецкий провёл Хачатуряна в огромную залу, обставленную потрясающей антикварной мебелью, и предложил сесть на софу, обтянутую голубым шелком с золотой вышивкой. Хачатурян, с величайшей осторожностью опустил свой большой армянский зад на краешек софы и выжидающе посмотрел на Дворецкого:
«El Maitre el Salvador ser; un minuto” - произнёс Дворецкий.
«А что он сказал?» - быстро спросил Айзик.
«Мэтр Сальвадор будут с минуту на минуту!»
«Хачатурян знал испанский язык?» - спросил Айзик.
«Нет. Зато я знаю!» - ответил Янкель.
«Ну ладно, валяй дальше!» - потребовал Айзик.
Хачатурян взглянул на часы: было ровно два часа. «Вот-вот войдёт великий Сальвадор, а я позволил себе явиться в обыденной одежде. Надо было облачиться во фрак!» - подумал Маэстро.
«Янкель, откуда ты знаешь, о чём он подумал?»
«Не перебивай, Айзик! И слушай дальше! Прошло пять минут. Сальвадора нет. Четверть третьего — Мэтр всё еще не появился. Хачатурян стал нервничать и ерзать по шелку софы, рискуя нанести ему непоправимый вред. Половина третьего — Сальвадора нет. Три часа — всё ещё нет.  Хачатурян нервно вскочил на ноги и поспешил к дверям, но все двери, а их было четыре, оказались запертыми....»
«Ух ты.... Ну и дела!» - не удержался Айзик.
«Надо сказать, что у армянских евреев крутой характер. И Хачатурян,  после полуторачасового ожидания, стал демонстрировать свой характер. Он снял с себя галстук, бросил его на  паркетный пол и плюнул ему вдогонку. Затем подошел к сервисному столику, что стоял у софы, налил себе фужер коньяка, выпил и добавил, закусив сочной грушей. Затем, ещё принял коньячку и стал прогуливаться по огромной зале. В углу её стояла большая клетка с павлином. Хачатурян открыл клетку, выпустил из неё павлина и с наслаждением дал ему пинка под зад! Павлин с истошным криком стал носиться по зале....»
«Неужели на  этот шум не явился Дворецкий?»
«Нет, Айзик, не явился! А Хачатуряну очень захотелось пи-пи. Прям невтерпёж! А все двери закрыты....»
«А памперсы Маэстро не надел.... « - засмеялся Айзик.
«Маэстро нашел выход из положения.... Он облегчился в большую старинную вазу..... Затем вернулся на софу и занялся остатками коньяка....»
«И шо? Сальвадор таки и не появился?»
«Явился. Ровно в четыре дня зала наполнилась звуками «Танца с саблями». Открылись большие двери и в залу въехал верхом на швабре и размахивая саблей, совершенно голый Сальвадор Дали. Сальвадор проскакал через всю залу и скрылся за другой дверью. Музыка оборвалась. В залу вошел Дворецкий и объявил ошарашенному Хачатуряну, что аудиенция закончена!»
«Ну и дела! Это правда? Ты ничего не сочинил, Янкель?»
«Чистая правда! Но это еще не конец истории. Вечерние газеты подробно живоописали эту встречу двух великих евреев. А сам Сальвадор Дали весьма снисходительно отнесся к тому, что гость из дикой России справил малую нужду в старинную вазу 14-го века, стоимостью в 200 тысяч долларов.....»
«Ну, Янкель, ты меня поразил! Теперь я понял, почему ты утром прискакал на швабре почти голым!» - от души смеясь, произнёс Айзик.