Сапоги

Людмила Логунова 2
Сегодня многие кому за пятьдесят и старше, вспоминают годы Советской власти и готовы вернуться назад, в те старые времена, забывая время повального дефицита, а именно оно привело к перевороту, произошедшему в 90-е.


1988 год. Зима в этот год пришла рано, в ноябре выпал снег и ударил мороз. У меня не было зимних сапог, старые настолько износились,что стыдно было их надевать и выходить из дома, идти по улице, ехать в метро, стараясь не смотреть на прохожих. Мне казалось, что все они будут смотреть на мои сапоги, осуждать и обсуждать, хотя прекрасно понимала, что в этом большом городе никому нет дела до твоих сапог и до тебя. Все спешат по своим делам. Осенью я искала сапоги в обувных отделах универмагов, в обувных магазинах и даже в комиссионках, но как назло на полках стояли только ненавистные суконные сапоги «Прощай молодость». Пришлось надевать старые сапоги, и ехать на работу.
К нам в отдел зашла сотрудница соседнего отдела и сказала, - Девочки, в стекляшке дают финские сапоги, их только что "выбросили" в продажу. Женщины вскочили с мест и ринулись к шкафу с одеждой.
- Куда! – закричал начальник, он кричал что – то ещё, но я его уже не слышала, мчалась по лестнице вниз, на ходу  одевая -  дублёнку, шапку и шарф.
– Куда! – услышала я на проходной голос вахтёра. Женщина встала и загородила выход своей плотной фигурой.
– На объект, вам сейчас позвонят по местному, - без тени смущения сказала я, и в это время действительно зазвонил телефон. Она пошла к телефону, а я успела выскочить за дверь. Бежала по улице к трамвайной остановке, думая о том, чтоб трамвай, не пришлось долго ждать. Подъезжая к стекляшке, так мы называли обувной магазин со стеклянными витринами, он находился недалеко, всего три трамвайных остановки от места работы, я увидела, что возле магазина очереди нет, и это вдохновило меня, - Значит не всё потеряно.
В магазине народу было много, я заняла очередь и стала ждать момента, когда пройду к месту примерки сапог. Очередь шла медленно, в какое – то время объявили, что 40 –е, 39 – е и 38 – е закончились. Мне нужен был 37 – ой. Очередь значительно поредела, женщины выходили из магазина злые, ругая страну, генерального секретаря и проклятую жизнь с её дефицитами. «Только бы сапоги не закончились» - думала я, оказавшись рядом с местом примерки. Открыв коробку, увидела тёмно – коричневые кожаные сапоги с настоящим мехом внутри, надела, они мне были впору, выписала чек, расплатилась в кассе и вышла на улицу, прижимая к себе «драгоценную» коробку.
В отделе стояла гробовая тишина. Я разделась, прошла на рабочее место, поставила коробку на стол. Подошёл начальник, улыбаясь, спросил, - Что будем делать красавица? Докладную писать за три часа прогула?
 – Отработаю, не пишите, пожалуйста – сказала, и по щекам покатились слёзы.
- Ладно, не реви, это я так, для острастки, - сказал он и вышел покурить в курилку.
Женщины рассматривали мои сапоги, обсуждали выделку кожи, мех, фасон, а я села на стул, стараясь выдохнуть из себя волнения, произошедшие за это короткое время. Позже узнала, что после моего «побега», в отделе произошёл «бунт на корабле», женщины высказали всё начальнику (он - то бедный, был не виноват) об их нелёгкой жизни, о проблемах нехватки продуктов и товаров, о том, что на их плечи легли заботы о семьях и детях, и многое другое….
А потом мы пережили криминальные 90 - е, тяжёлые нулевые и надо идти вперёд... Твёрдо верю, что наступит время расцвета России, возможно, я его не увижу, может быть увидят его мои  внуки.
05.06.2018