Сквозь время. Глава 5. Прощай пединститут

Рита Аксельруд
   
  После зимней сессии мы разъехались по своим школам, где работали до конца учебного года. Встретились в июне на сессии, а в июле у нас родился сын. Мы назвали его Димой – Дмитрием.  Это имя всем очень понравилось, особенно моему старому дедушке. Для него это имя звучало, как диамант, то есть бриллиант. Дедушке тогда уже было за девяносто. Но он ещё три года мог наслаждаться общением с правнуком.
 
    Пятый курс для всех студентов нашего потока начался очень грустно. После первой лекции у дверей аудитории нас ждала невысокая худая женщина в черном платке. В её больших чёрных глазах плескалось неутешное горе. Это была мама Вали Белинской. Валя была нашей одногруппницей, жила на Пересыпи, была очень общительной,  весёлой.  Мы не раз были у неё дома, вместе ездили в колхоз, вместе были на экскурсии в Ленинграде. На практику она уехала в Донецк вместе с Котовыми, Любченками и другими ребятами. И вот теперь перед нами вместо Вали стояла её мама. Мы поняли, что случилось самое страшное – Вали больше нет.

   Мы окружили убитую горем женщину тесным кольцом и плакали вместе с ней, слушая горькую историю. Весной родители Вали получили телеграмму: «Мама приезжай срочно». Оказалось, что у Вали менингит, она в больнице. До того она мыла голову и с мокрой головой стояла долго на сквозняке, наверное, стирала. Вот и началось воспаление мозга. Нужно было делать пункцию, а на это требовалось согласие родных.

    Я хорошо понимала всё, о чем говорила сквозь слёзы несчастная мать. Мой папа – детский врач – спас от менингита сотни детей, бесстрашно делая пункции, не спрашивая родителей, понимая всю ответственность и принимая её на себя.  А мама Вали согласия на прокол спинного мозга не дала.  Донецкие врачи не сумели её убедить, что эта пункция – единственный выход спасти дочь. И вот теперь Вали нет, а её мама просит всех нас поехать с ней на кладбище, поклониться Валиной могиле.

    Наша группа поехала туда в полном составе. Валя была похоронена на Слободке. Мы купили цветы, венок, долго стояли молча у холмика с крестом и смотрели на портрет. С него нам улыбалась Валя. Я смотрела в эти чёрные улыбающиеся глаза и сквозь слёзы видела картинки прошлого. Вот мы с Валей покупаем  какао с пирожками  в институтском буфете, потому что Валя не успела дома позавтракать. Вот мы в колхозе убираем виноград, и губы у нас синие и сладкие от сока. Вот мы в другом колхозе поздним вечером сидим на скамейке перед нашим временным жилищем и слушаем, как Валя красивым глубоким голосом поёт популярную тогда песню из кинофильма «Человек-амфибия» : «Если рыбак не пришёл назад, он в море нашёл покой».  А вот мы в Петергофе стоим под фонтаном «Шутиха» и весело смеёмся. Как это горько и обидно, что такой весёлой и жизнерадостной девушки больше нет!
 
   Потом мама Вали сказала:
- Теперь, дети, поедем к нам домой на поминальный обед.
Я отказалась ехать:
- Извините меня, но мне нужно домой – кормить маленького сына. Ему только два месяца.
- Конечно, езжай домой. Как жаль, что Валя не осталась в Одессе, а уехала в Донецк! Может быть, тоже вышла бы замуж, родила ребёночка и сейчас была бы жива-здорова! – мама Вали снова заплакала, а я поспешила на троллейбус – дома меня ждал мой Димочка. 

   Последний, пятый курс для меня был нелёгким. Ребёнок плакал по ночам, и мы со свекровью по очереди носили его на руках . Поэтому на лекциях я изо всех сил боролась со сном. Чаще побеждал сон, что было ужасно неудобно.  Лекции я иногда пропускала, Игорь  конспектировал их за нас двоих, но на семинарах надо было присутствовать и готовиться.

    Самым интересным был семинар по радиотехнике. Нам выдали детали и схемы, и мы с Митей собирали детекторный приёмник. Мы паяли детали, крутили антенну, но наш приёмник только громко шипел. Всё же зачёт мы получили.   
 
   Очень интересными были лекции по астрономии. Читал их преподаватель Табачник. Я астрономию полюбила ещё в детстве, когда читала книгу о Ломоносове и его стихи: «Открылась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне – дна». А в десятом классе одной из любимых книг был учебник астрономии.  Видя наш с Митей интерес к астрономии, преподаватель как-то пригласил нас к себе домой и подарил замечательную, старинную книгу «Астрономия». Толстый том в зелёном переплёте, а цветные фотографии переложены папиросной бумагой. Когда мы заканчивали институт, Митя подарил эту книгу нам с Игорем.  Игорю повезло – он почти тридцать лет преподавал астрономию в средней школе. А я всегда любила смотреть на звёзды и заражала этой любовью своих воспитанников в школе-интернате. А ещё ходила с лекциями по астрономии на подшефную пограничную заставу.

   Было в Советском Союзе такое общество  «Знание». Мы, учителя, ходили на фермы в колхозе, на другие предприятия с лекциями – несли знания в массы. Так это называлось.  Так как я больше всего любила астрономию, то и лекции для молодых пограничников были о звёздах, планетах, кометах и метеоритах и даже о чёрных дырах. Я приносила с собой диафильмы, а фильмоскоп на погранзаставе был. Но это уже было в семидесятые годы.

   А в конце пятого курса нас ждали государственные экзамены. Особенно запомнился мне экзамен по научному коммунизму. Ответить на вопросы билета не составило труда. Но одному из членов экзаменационной комиссии пришло в голову задать мне дополнительный вопрос:
- А что сейчас происходит в Южной Африке?
Откуда этому преподавателю было знать, что у меня маленький ребёнок, что газет я не читаю, что настольной книгой для меня является «Детское питание». Я знала только, что ЮАР прежде была английской колонией, а теперь стала независимым государством. Об этом и сказала. О том, что там апартеид и расовая дискриминация, я ничего не знала. Но, учитывая мой отличный ответ по билету, мне всё же поставили «четверку».
 
   А потом был выпускной. Все пришли нарядные. Я надела своё свадебное платье – короткое, из белого капрона с узорами из белых цветов. На выпускной приехала Катя – Митина жена. Она тоже была в белом платье и в белых туфлях без каблуков. Мы познакомились и договорились, что будем писать письма и приезжать в гости. Мы получили назначение в ту же школу-восьмилетку, где проходили практику. А Митя и Катя возвращались в своё село, где  была средняя школа, где  давно уже работала Катя, и где Митя успел зарекомендовать себя замечательным учителем.