Сказ о варгане

Эр Соготох Чоронкин
      Пришёл как-то внук к своему деду, а тот играет на чём-то. И такой красивый звук, однако. До сердца доходит, пленяет своим, чуть хрипловатым тембром и притягивает всё существо к себе. Вы же знаете наверняка, что хрипловатый звук или голос очень нравится человеку. Что-то в нём есть такое притягательное, приятное слуху. Так хорошо на душе стало от этой музыки. А то ведь внук пришёл в смуте, да печали, одолеваемый тяжелыми помыслами, размышлениями. Посидел, послушал пять минут и всё, как рукой сняло. А дед продолжает играть, да всё на внука хитро поглядывает, в бороду свою серебристую улыбается. Наблюдает перемены в его глазах и лице.
      Играет дед и льётся музыка, звуки Природы, то голос кукушки, то топот копыт, то шум ветра, а вот перекличка пошла. Кому-то дальнему адресует дед звуки варгана, а ему, как это не покажется странным, отвечают! И одновременно звук варганной импровизации прямо в сердце внука идёт, даже минуя сознание, минуя ум. Прямым потоком в сердце! Слушает внук и прямо как другой мир стал вокруг. Засветился, засиял каким-то светом. Глаза деда горят, любо на него смотреть в такие моменты. Он сейчас сам, как невиданный музыкальный инструмент. Видно, как его проницают вибрации, как в его сердце, устах, всём существе рождается звук! И прямо накатывает звуковая волна на внука. Вот дед и вовсе разволновался, пошёл по реке времени, вспоминая что-то. А вот прямо картины богатырского эпоса оживают на глазах. И видно, как бы сердцем, богатырей, коней, леса, поля, горы… Сменяет одна картина другую. Дед играет и передаются внуку его мысли, светлые, искристые. Состояние его души, сердца, сознания. Радость небывалая. Его настроение и ощущение былинного эпического мира, мира сказителей и мастеров варганной импровизации. Вот и вовсе повёл дед внука тропами нехоженными. Это сам варган вдруг говорить начал. Как живое существо повествует деду о былом, забытом, о тайнах вещает разных. Открывает тайны звука и варганных вибраций. Приёмы старых варганнистов и новые.
      Совсем стало блаженно. Кажется из времени вышли совсем. Время-то замедлило сильно ход свой! Течёт варганная импровизация, как речка-то быстро, то замедленно, то какие-то коленца музыкальные слышны, украшения, мелизмы. То гремит варган, словно шум речных порогов слышен. Вот хлопанье крыльев священных стерхов, белых лебедей, уток. Вот крики птиц неведомых и земных, обитающих ныне. Вот вой волков вырывается из уст деда. Сказывает музыкальный сказ о Илье Муромском и Соловье разбойнике. Туго Илье пришлось, казалось уже конец приблизился и в один миг победа! Говорит дед с помощью варгана, сердцем говорит, повествует. Выбил Илья Соловью зуб-то, и всё…
      И вот опять радостно летит варганная волна, ликует, обдаёт силой богатырской. Искрится звук, лад несёт душе и сердцу. Глубоко западает в сознание. А всё оттого, что дед прямо ’слился’ с варганом, одно с ним стал. Язычок варгана – струна, а всё существо деда – резонатор значит. Глубоко вошёл в образы и как бы живёт их жизнью. Птицей диковенной полетел в древние времена, толи соколом, толи орлом... Так бы слушал и слушал его, бесконечно. Всё вокруг иное, необычное. Пространство как бы расширилось. Перенеслось сознание во времена былинные, древние. И ощущения себя и мира иными стали. Что за чудо – варган! Но пришло время завершить сказание-импровизацию. Вот и последние звуки прозвучали и затихла варганная волна. А в пространстве дальше слышится. Как будто дальше играет дед. Слушают внук с дедом ещё звучащую песню варгана, речь его и слова не промолвят. Вот и тишина всякая наступила. И так хорошо внутри, что и говорить не хочется, чтобы не спугнуть эту блаженную радость. Долго молчали дед и внук.
      Наконец посмотрели друг на друга и внук спросил:
      – Деда, а что это у тебя такое чудесное звучало? Что за музыкальный инструмент?
     Дед и отвечает:
      – Это внучек ключ к сердцам и душам, да другим мирам! Варган называется. Мне от моего отца, твоего прадеда остался. Трофимом его звали. Знатный был сказитель. Чудеса творил. Исцелял людей своей варганной музыкой. Бывало целое село собиралось на его игру. До сих пор многие его помнят, добрым словом вспоминают!
      – Деда, а откуда он вообще взялся то? Этот варган? Кто его придумал?
      Дед ему отвечает:
      – Это древняя история. Сейчас даже никто особо и не помнит откуда он взялся. Но я от своего отца слыхал, что волхву одному, Велеславу, принесли его божества славянские, наши и подарили. И сказали, как делать их, как изготавливать. Это великое искусство и не в каждых руках варган начнёт говорить или петь. Звук-то мало-мальский будет всяко. Только глухой, не летящий. А вот чтобы варган ожил – такое не многие сотворить могут.
      Этот волхв, Велеслав, могучий был духом. Постигал сокровенную суть всех вещей и самого Мироздания. Вот и варгана суть он прочувствовал, каждый варган в сердце, как малое дитя, вынашивал. И когда осеняло его – видел образ, форму и существо будущего варгана. Тогда брался за дело кузнечное и ковал раму, да язычок прикреплял. А дальше и волшебство и навык – да только, оживала железка, духа волхв вкладывал в него, всю народную суть. И начинала железка петь-говорить, сердца веселить. Уж никто теперь не помнит и не знает, где он жил, где его варганы теперь, и остались ли вообще. Волхвов то уничтожили на Руси, ничегошеньки не осталось от них…
      – А как же тогда варганы сейчас делают?
     – А так и делают. Остались кое-какие находки, археологи в земле откопали, а дальше опыт, мастерство озарение ума. А бывает, что мастера прошлого, те что ковали варганы, таинственно присутствуют во время изготовления современных инструментов и направляют мысли, руки, сердце в нужное русло. Это большая тайна. Вот и нашлись мастера новые и варганы творят-делают самые разные. Особенно тут отличаются мастера из Якутии, да и русские мастера начинают шедевры творить. Но никто теперь не помнит и не знает, как он звучал – русский варган. Раньше то почти в каждом дворе можно было варган услышать. А в Якутии варган хомусом называют. И мастера и исполнители-виртуозы есть.
      – А у тебя, деда, какой варган? 
      – У меня тоже якутский. Вот мечтаю восстановить славянский, русский варган. Надеюсь всё получится. Ну пошли внучек чай пить.
      – Пойдём деда!
      Пили они чай душистый. А внук всё слышал сказ-импровизацию. И решил от тогда, когда вырастет станет варганистом-импровизатором. Очень уж ему нравится подражать разным звукам природным и варганную песню рождать. Вот и сказу конец. Новые сказы будут. Много сказать хочу.

25.05.17 г.

© Эр Соготох Чоронкин