Мой мир

Андре Огян
Наверное, все видели старинные Европейские замки. С высокими башенками и мрачными толстыми стенами, с маленькими окошками, через которые во врагов стреляли из луков. С тёмными лестницами на верхние этажи или в мрачные и сырые подвалы. С гобеленами, закрывающими потайные ниши. Со смотровыми площадками и черепичными крышами, не боящимися огня и дождя. Всё было подчинено идее защиты жизни хозяев этого замка, тайнам и личным интересам. Я себе представил, как же в них жили люди в те далекие времена. Кого боялись и с кем проводили своё время.

Мне представилось мрачное, напыщенное и уединённое застолье в главной зале этого замка. Длинный стол с едой и свечами. Серебряные блюда и бокалы с красным виноградным вином. Холод, и собаки, лежащие возле камина. В этих комнатах любой из современных жителей, наверное, чувствовал себя заключенным или узником этих стен. Ведь даже выехать за пределы замка, его хозяин мог только  в сопровождении усиленной стражи, которую ему же и приходилось оплачивать, и которой он не всегда мог доверять. Он не мог доверять даже тем людям, которые были ему самыми близкими и дорогими. Мир страха и недоверия.

Я задумался - а какой он - мой мир? Насколько он богат и защищен? Что в нем составляет главную ценность? Какие стены и люди охраняют мой покой и мою жизнь, и что это за жизнь? И кто рядом со мной? Кому я доверяю, и кто доверяется мне?

Мне представилась большая солнечная поляна. Точнее, даже не поляна, а целая долина с множеством деревьев и людьми, свободно перемещающимися по этой зелёной траве и, занятых, каждый своей жизнью, но связанной с моей, тонкими, но непрерывными нитями и целыми канатами незримых отношений. Я не увидел в своей жизни мрачных и толстых стен и заборов. Рвы, наполненные водой не уродуют совершенства природных ландшафтов. Многочисленные закуточки и беседки, домики и квартирки в разных уголках этого мира на первый взгляд совершенно хаотично расположены и заселены своими жителями. Но это мой мир. В этих уголках я желанный гость и постоянный посетитель. Я могу беспрепятственно входить и уходить через множество дверей и ворот. Возможно, там есть где-то и охрана, но я её почти не ощущаю и не замечаю. Если там и есть разукрашенные замки с башенками, то они совершенно не напоминают хмурое средневековье. Это нечто светлое и радостное.
Конечно, существуют и грустные уголки этого разветвленного царства, в которых есть и поминальные кресты и могильные бугорки и свечи перед иконами, но это не делает мир унылым или сумрачным. Это просто память о тех, кто был частью этого мира и упокоился. Остался в нем навсегда иконописными кусочками памяти, моментами напоминания и символами прошлого.

Есть и темные - мутные пятна в этой роще солнечных деревьев. Небольшие омуты на извилистых ручейках с прозрачной водой. Есть старые кострища былых чувств и огорчений, но они очень быстро зарастают зеленеющей травой и цветами обычных сибирских лесов. Нет мрачных свалок искореженных воспоминаний. Хотя были в этой жизни и ураганы и вывороченные с корнем деревья и распаханная политическими событиями земля.

На удивление такие шрамы природа быстро залечивает и на оголившейся почве снова появляется зелень молодых побегов, а то и вырастают новые мощные деревья новых отношений.

Есть и замаскированные в кустарнике почти не заметные заборы. Они скорее напоминают декоративные оградки в парке. За ними прячутся колючие - не мои, кусочки чужой жизни. Просто, эти заборчики помогают не вторгаться в чью-то жизнь случайным взглядом или движением, не уколоться резкостью и остротой чужих мыслей и поступков. Они оберегают не меня, а тех, кто оставил для себя мрачное прошлое, кто не захотел с ним расставаться. Кого это прошлое и сейчас ещё беспокоит и не позволяет наслаждаться красотой и прелестью окружающей природы.

На центральных лужайках лучистое солнце освещает игровые площадки с множеством различных событий в эмоциональной жизни. Тут и театральные представления, и состязания в ловкости и силе, и интеллектуальные соревнования. Всё это происходит непрерывно. Многое из этого, придумано не мной и происходит не зависимо от моего желания, но я, чаще всего, являюсь одним из нужных винтиков и порой неотъемлемым элементом этих событий.

Почти на каждой площадке есть специально отведенное место именно для меня. И у меня есть там свои обязанности, и свои права. Я могу там присутствовать, а могу и не появиться. Но независимо от того там я или не там, я все равно часть этих событий и я, все равно, там - в них, имею свою роль. На меня могут ссылаться, могут показывать мною сделанное и оформленное, могут приводить в пример или в назидание. Я часть этих событий.

География этого мира огромна, и я каждый день открываю в нем новые просторы. У меня появляются новые уголочки чужих мирков, в которых я могу считать себя гостем, а кое-где, и хозяином положения. Я нахожу новые тропинки и дорожки в неведомое мне до этого. Меня там встречают, привечают, если я ко двору, позволяют делать поступки и даже немного покомандовать. Мне уступают это право, и эту обязанность, если считают это возможным...

 Но в некоторых других местах я не появляюсь уже. Там сменился климат или просто моё место занял некто другой, или просто того места больше не существует. Этот мой мир очень динамичный и, если попробовать написать историю или создать учебник жизни на примере этих событий, то придется очень сильно потрудиться. Напрячь память и даже произвести целые изыскания, с привлечением других людей, более сведущих в информированности о тех событиях. Оглянувшись назад, можно увидеть такое переплетение линий жизни множества людей, столько различных узелочков в судьбах, что у каждого персонажа этих событий будет достаточно поводов для своего видения истории. Каждый может описывать прошедшее со своей точки зрения и каждый из авторов будет прав. Ведь это его часть моего мира, и его видение событий происходящих в нем в котором я могу быть просто персонажем.
 
Хронологию событий ещё как-то можно выстроить согласно годам и прошедшим событиям, а вот мнения людей, их отношение к тем или иным событиям, трудно согласовать и описать, да и каждое из этих событий будет иметь свою оценку и своё значение для каждого из жителей этого мира.

Есть такое философское понятие - вещь сама в себе. Это если представить себе некую очень далекую планету возле, совершенно незнакомого солнца - звезды, а на ней обыкновенный камень. Просто камень неопределенной формы и размера. Этот камень просто лежит там. Возможно, он существует и, может быть очень похожим на то что мы себе представим в своем воображении, но реально его там не будет. И планеты тоже может не существовать в этом месте, и даже той звезды - солнца там не будет, потому что мы его - этот камень не можем потрогать и погладить, прикоснуться к нему и, физически с ним взаимодействовать. Если мы не можем ощутить предмет или событие, то этого просто не существует в нашем мире. Но ведь этот камень действительно где-то присутствует, пусть даже без нас.

Существует множество миров описанных в воображении различных авторов фантастов, написавших огромное количество приключенческих и волшебных книг. Эти миры могут быть реальными потому, что книги, описывающие их, читаемы многими и существуют в различных умах различных людей. Значит, эти миры существуют в реальности, пусть и в виртуальной реальности человеческого разума.

А мой мир - он существует не как вещь сама в себе, его многие ощущают и даже в нем живут. Его могут оценивать и изменять многие люди. Мне очень хотелось бы его вам показать. Очень хотелось бы провести вам экскурсию по ухоженным тротуарам и почти не заметным потайным тропинкам, посетить с вами вместе уютные коморки  и холодные просторы красивых зданий, увидеть величавость совместных творений и красоту мелких поделок этого мира, который так отчетливо видится мне и, который вам возможно совершенно не заметен.

Для чего это мне нужно? Наверное, все-таки нужно, раз мне это хочется сделать.
Ведь, каждый из вас - часть моего мира, и у вас есть у каждого, свой мир, не похожий на мой, но он тоже часть моего мира, который я знаю и который соприкасается со мной. В то же самое время и мой мир часть вашего.

Когда-нибудь его не станет, как и жителей тех сумрачных комнат средневековых замков, но сами замки всё ещё сохраняют свои стены и необходимо понимать, почему люди в них жили именно так, а не по-другому. Что же заставляло их строить такие стены и огораживать себя от внешнего мира. Почему они совершали одни поступки и не помышляли делать другие дела. Эти знания мы можем почерпнуть из книг которые остались в этих замках после того как их владельцы и пленники покинули стены помещений. Это доказательство того, что тот мир существовал, а не был вещью самой в себе. Может, воспоминания и обсуждения событий в том мире, помогли другим людям строить свой персональный мир. Не похожий ни на какой другой. И, в то же время, такой же понятный тем, кто с ним соприкоснётся.

Это как полет американских космонавтов на луну. Все говорят, что это было, но все больше и больше людей начинают сомневаться в реальности того полета. Предполагают, что это был масштабный проект-мистификация. Большинству людей на этой планете неизвестно - было это событие в реальности или не было, но принято считать, что так оно и было. Потому что, про это событие, как и про полет первого в истории человека в космос - Юрия Гагарина было написано и были представлены доказательства в виде фотографий и описаний. Только время может доказать значимость событий. Фальшь все равно вылезет наружу.
 
Вот и моя жизнь - была она или не была - кто потом сможет поверить. Попробую привести доказательства. Раз были события, и есть описание этих событий, значит, моя жизнь была, и мой мир существовал в действительности.

Рассказывать можно про всё сразу, а можно про очень маленькие происшествия и события. Если я буду говорить масштабно - мне придется очень многое оставить в тени повествования. Невозможно описать всё, стараясь говорить о главном. А если я буду рассказывать о маленьких событиях, вы сможете потом, собрав эти мозаичные кусочки в единую картину, представить себе всю мою жизнь как большую и красочную дорогу, нарисованную на холсте. И вам, даже если некоторые кусочки ещё не займут своего места в общей композиции, станет ближе и понятнее то, что я называю своим миром. И часть моего мира станет вашим.