Занимательная Египтология. Часть 48

Шестакова Евгения
Каирский музей. Часть 8

А теперь пирамидка! Черная! Точнее пирамидион!

Вы можете оторваться от этих глаз, которые смотрят на вас с поверхности древней пирамидки? Я – нет. И на этот крылатый солнечный диск с двумя уреями по бокам,  можно смотреть долго. А иероглифы ниже  этих изображений нам рассказывают про совершенство Бога Ра.

В апреле, в совй последний визит в этом музей, я просто притащила к пирамидону мужа и друзей с криками – смотрите, смотрите, эти глаза нельзя пропустить!
Шла 13 династия. На троне Египта сидел фараон Аменемхет Третий.

Он не только активно строил собственный погребальный комплекс в Фаюме, но и достроил погребальный комплекс, в котором покоились два фараона – Аменемхет Второй и Сенесерт Третий. 

Здесь был возведен большой Заупокойный храм и большая пирамида из такого недолговечного кирпича - сырца.  И этот пирамидион из черного базальта украшал верхушку ослепительно белой пирамиды.

Но не только этот замечательный пирамидеон напоминает нам про Аменемхета Третьего.

В 11 зале музея есть уникальная  скульптура, у которой над головой расположены руки.  Называется она – Статуя КА Авибры - Хора. Статуя была найдена в погребельном комплексе этого фараона.

Высота статуи 170 см. Она выполнена из дерева, покрыта позолотой и полудрагоценными камнями.

Из древних  источников  следует, что  египтяне верили, будто  внутри нас обитает 9 сущностей.

Как мы помним, чтобы жизнь после смерти продолжалась, живые должны были обеспечивать питьем и едой КА - одну из сущностей. Именно КА человека продолжать жить в загробном мире в мумифицированном теле.

И вот эта статуя и выполняла возложенные на нее функции по поддержанию КА умершего. Руки над головой и образуют  иероглиф   КА.

Лицо у статуи очень живое, благодаря инкрустированным глазам. Они реально будто светятся. Как хорошо, что глаза этой статуи не были утеряны в веках…  Длинная тонкая борода – это один из символов царской власти.  Фигура полностью  обнажена.  Когда-то в руках этого фараона находились скипетр и жезл.

Интересный момент создания статуи – ее руки, передние части ступней и вся левая нога были вырезаны отдельно и затем, при помощи шипов прикрепились к телу.
На первом этаже Каирского музея стоит  очень много сфинксов. Есть один зал, где они прям рядком припаркованы. *улыбка*

Но... Есть среди такой прикольный сфинкс. *улыбка*.  С ушками. Смотришь ему в лицо и понимаешь, что он реально какой-то добрый и балдежный. Это сфинкс фараона Аменемхета Третьего.  Наверное,  фараон  не такого  эффекта добивался.  *улыбка*.

Сфинкс выполнен из серого гранита. Высота около 150 сантиметров.  А длина 236. То есть памятник не маленький. Этого сфинкса, и шесть других нашел Огюст Мариэт в далеком 1863 году.

Раскопки проводились в Танисе. Этот город стал новой столицей Египта в период 21- 22 династий. Про Танис и раскопки я расскажу чуть позже.

Сфинксы символизировали нечеловеческую мощь фараона, и его беспощадность. Их лица были суровы и решительны.

Грива и уши заменяют традиционный головной убор фараона. Плюс все это добавляет величественности всему памятнику. На голове льва виден урей - символ царской власти.

Сфинкс покоится на мощном постаменте, украшенном картушами разных царей. Это говорит о том, что фараоны разных эпох присваивали себе сфинксов.

Это же гораздо проще, чем вырезать  нового из неотесанного куска гранита или мрамора.  На картушах этого сфинкса сохранились  имена гиксоского царя, затем и самого Рамзеса Второго, Меринптаха и фараона Псусеннеса Первого из 21 династии. Про такого фараона я раньше вообще не слышала. Но услышу чуть позже. В истории Танисских раскопок.  Именно этот фараон и привез сфинксов в Танис.

Храмы в Древнем Египте  были сосредоточием экономической и административной жизни.  Правители 5 династии выстроили около своих пирамид архивные комнаты. И многие документы, рассказывающие об администрировании и управлении храмами,  содержат уникальные сведения.

Сведения сохранились не только на папирусе. В архиве были найдены и многочисленные глиняные таблички, на которых были сведения об управлении собственностью царя и погребальные мероприятия царей 5 династии.

Для ученых это поистине бесценные материалы. Вместе с документами были найдены несколько фигурок и великолепная статуя из розового известняка.  Голову фараона обнимает сокол. Очень похожа на знаменитую черную статую фараона Хафры.

На фараона трудились сотни мастеров в огромных мастерских, изготавливая утварь для его гробницы. Тут не было места для индивидуальных фантазий художников. Все выполнялось строго по канонам того или иного времени. Особенно это касалось изображений человеческого тела.

Рамки канонов в Древнем Царстве были очень жесткие.  Лица фараонов практически не различались. Отличить изображение того или иного человека можно было только по надписям на его памятнике или рисунке.
Не было никакой перспективы в изображении. Вещам нужно было быть такими, какие они есть, а не такими, какими они кажутся.

Египетский музей наполнен многочисленными статуями писцов. И это не удивительно! Ведь в египетской цивилизации бюрократия контролировала каждый жизненный аспект. И поэтому писец был ключевой фигурой.

Он был не только бюрократом, но и начитанным и очень образованным человеком.  Писец обучался в Доме жизни, а его профессия  считалась одной из самых важных в Древнем Египте.

Грамотность резко выделяла писцов из общей, серой массы необразованных граждан. И это получило отражение в огромном количестве фигурок писцов, которые изготавливались мастерами тех династий.

Писец обычно сидел на циновке в традиционной позе со скрещенными ногами, палочкой для письма и развернутым свитком папируса, который лежат поверх его белой юбки. А вот лица могли иметь разное выражение, что явилось шагом к индивидуальности.

Многие, очень красивые рельефы, были найдены  мастабах неизвестных людей, которые жили во времена Третьей династии. Ученые пришли к выводу, что уже тогда были созданы определенные каноны для таких изображений. Самые распространённые сюжеты – это повседневная деятельность , работа в полях,  птицы на болотах, перевозка животных на лодках и тд.

Для тех архитекторов, кто  руководил работами по строительству  царских гробниц в Долине Царей, строились роскошные гробницы в Дель аль Мидине по такому же принципу, что и царские. Это была деревня мастеров на западном берегу Фив. И многие находки из этих мест находятся в Египетском музее.

В Египте, по словам Виктора Солкина,было  совсем другое представление о смерти. Смерть это не что-то страшное, не что-то ужасающее. Смерть это момент перехода от жизни земной к следующему этапу – многомиллионному сроку существования человеческой души. Поэтому родственники  умершего часто собирались во дворе его гробницы во время религиозных праздников, открывали пиво и вино, приносили угощения, радовались и праздновали. Но совсем не грустили и не рыдали. В этот момент души усопших предков присутствовали среди живых. В таких дворах, перед гробницами, всегда сажали сикомору, либо акацию. Это прообраз Великого Мирового Древа. А вот в подземелье гробницы царил Мир Богов.