Путеводитель Пекшинское сельское поселение

Евгений Пажитнов
Проект называется "В луга готовить пунш"... фрукты по сезону...
По местам описанным в произведении "Москва-Петушки"

Пекшинское сельское поселение — муниципальное образование в Петушинском районе Владимирской области. Административный центр — деревня Пекша.
Пекшинское сельское поселение образовано 13 октября 2004 года в соответствии с Законом Владимирской области № 159-ОЗ. В его состав вошли территории бывших Анкудиновского, Болдинского, Ларионовского, Липненского и Пекшинского сельсоветов.

1.Картографическое восприятие местности (список населённых пунктов,дачных кооперативов; перечень улиц и переулков)
…………………………..
1 Аббакумово деревня
2 Аксёново деревня
3 Алексино деревня
4 Алексино село
5 Андреевское село
"кто раньше откроет магазин, тетя Маша в Андреевском или тетя Шура в Поломах?"
"Все жизненные центры петушинского уезда - от магазина в Полошах (?)до
андреевского склада сельпо ..."
"умозрительную: кто раньше откроет магазин, тетя Маша в Андреевском или тетя Шура в Поломах?"
6 Анкудиново деревня
7 Антушово деревня
8 Бабанино деревня
9 Близнецы деревня
10 Болдино деревня
11 Болдино посёлок
12 Васильки деревня
13 Ваульцево деревня
14 Волково деревня
15 Выползово деревня
16 Господиново деревня
17 Денисово деревня
18 Дровново деревня
19 Елисейково деревня
"...между деревней Гартино (?) и деревней Елисейково, у скотного двора, в девять
ноль-ноль по Гринвичу..."
" ...что Тихонов прибил к воротам Елисейковского сельсовета свои четырнадцать тезисов."
"Двумя колоннами, с штандартами в руках, мы вышли - колонна на
Елисейково, другая - на Тартино."
" Елисейково было повержено. Черкасово валялось у нас в ногах, Неугодново и Пекша молили о пощаде."
20 Желтухино деревня
21 Калинино деревня
22 Караваево деревня
23 Кукушкино деревня
24 Ларионово деревня
25 Липна         деревня
26 Логинцево деревня
27 Лопыри деревня
28 Марково деревня
29 Метенино посёлок
30 Михейцево деревня
31 Мышлино деревня
32 Назарово деревня
33 Напутново деревня
34 Нераж деревня
35 Неугодово деревня
" Елисейково было повержено. Черкасово валялось у нас в ногах, Неугодново и Пекша молили о пощаде."
36 Новинки деревня
37 Павлово деревня
38 Пахомово деревня
39 Пекша деревня, административный центр
" Елисейково было повержено.
Черкасово валялось у нас в ногах, Неугодново и Пекша молили о пощаде."
40 Пески деревня
41 Погорельцы деревня
42 Подвязново деревня
43 Поломы деревня
"обязать тетю Шуру в Поломах открывать магазин в шесть утра.
Кажется, чего бы проще? - нам, облеченным властью, взять и заставить тетю
Шуру открывать свой магазин в шесть утра, а не в девять тридцать! Как это
раньше не пришло мне в голову!.."
"умозрительную: кто раньше откроет магазин, тетя Маша в Андреевском или тетя Шура в Поломах?"
"Тетя Шура в Поломах уже магазин
открыла. У нее, говорят, есть российская."
"... решено была временно перенести столицу из Черкасова в Поломы ..."
44 Поляны деревня
45 Рощино деревня
46 Ситниково деревня
47 Степаново деревня
48 Суковатово деревня
49 Сушнево-1 посёлок
50 Сушнево-2 посёлок
51 Таратино деревня
"Двумя колоннами, с штандартами в руках, мы вышли - колонна на
Елисейково, другая - на Тартино (?).
52 Труд посёлок
53 Туйково деревня
54 Филатово деревня
55 Филатьево деревня
56 Черкасово деревня
 "Елисейково было повержено.Черкасово валялось у нас в ногах, Неугодново и Пекша молили о пощаде."
"... после захода солнца - деревня Черкасово была провозглашена
столицей.."
57 Ючмер деревня
…………………….
2. Администрация (адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
..................
3. Общественные организации.
………………………
4.Полиция (телефон, e-mail)
…………………………
5. Здравоохранение (адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
……………………..
6. Транспорт
……………………………
7.Туристические базы, дома отдыха, санатории (адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
……………………………
8.Гостиницы (адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
………………………………
9. Торговые центры
………..
10. Офисы сотовой связи
………………………………
11. Почтовое отделение
……………………………
12. Отделения банков
…………………………
13.Религия
…………………………
14.Библиотеки (адрес, ФИО, руководителя, телефон, e-mail, история библиотеки)

1. Анкудиновская сельская библиотека
Адрес: 601107 Петушинский р-н, д. Анкудиново, ул. Арханинская, д.48.
Главный библиотекарь: Осадчая Валентина Николаевна.
Историческая справка:
В 1926 году в Анкудинове была открыта изба-читальня. Находилась она в бывшем доме священника. Изба-читальня была постоянным местом сбора мест молодежи близлежащих деревень. Работал здесь драмкружок, ставились спектакли. Библиотека находилась в д. Дровново и в 1964 году была перевезена в помещение клуба д. Анкудиново. Туда же был перевезен и фонд избы-читальни. Общий книжный фонд Анкудиновской библиотеки составил 8 тыс. книг, посещали библиотеку свыше 500 человек. Работало 8 передвижных пунктов. В 1976 году библиотека была переведена в другое, более просторное помещение, в котором и находится по настоящее время.
В 2014 г. (Постановление администрации Петушинского района от 31.12.2014 г. № 2639) переведена в здание бывшей школы, где она расплологается вместе с СДК. При библиотеке работает кружок "Умелые ручки".

2. Болдинская сельская библиотека
Адрес: 601113 Петушинский р-н, п. Болдино, ул. Лесхозная, д.6.
Главный библиотекарь: Валентина Николаевна Севрюженко.
Историческая справка:
Болдинская сельская библиотека открылась 10 ноября 1950 года с книжным фондом, насчитывавшим 778 книг, которые были переданы из библиотеки воинской части. Размещалась в помещении Болдинского сельского Совета.
В 1958 году переведена в здание сельского Дом культуры. С 1959 года возглавляет Болдинскую сельскую библиотеку Калистова Клавдия Николаевна.
Более 20 лет при библиотеке работает клуб «Подружка».
С 1959 по 2011 год библиотеку возглавляла Калистова Клавдия Николаевна.
С декабря 2011 возглавляет библиотеку Севрюженко Валентина Николаевна.

3.Караваевская сельская библиотека
Адрес: 601106 Петушинский р-н, д. Караваево, ул. Каргополова, д. 27.
Телефон: +7 (49243) 5-77-40
Главный библиотекарь: Наталья Юрьевна Смирнова.
Историческая справка:
 Караваевская сельская библиотека – старейшая в районе. 14 марта 1899 года в селе происходило скромное, но знаменательное и радостное для местных жителей торжество – открытие бесплатной народной библиотеки, которая возникла по почину волостного схода. К 12 часам у волостного правления собралось множество сельского населения, был отслужен молебен с водосвятием, при пении хора певчих. Затем о. Александр Аедоницкий, благочинный, произнес теплую речь. В заключении врач Н.А.Каргополов сказал: «Открываемая нами сегодня библиотека имеет цель дать грамотному народу возможность проводить свое свободное время за чтением хороших книг и продолжать то учение, начало которому положено в школе». После утверждения губернатором устава и получения разрешения на открытие народной библиотеки стали поступать пожертвования, на которые было приобретено 700 книг, выписаны газеты и журналы.

Книги выдавал волостной писарь Александр Иванович Абалкин, первый библиотекарь народной бесплатной библиотеки села Караваево,
а с 1900 года – его брат В.И.Абалкин.

 Вначале библиотека располагалась в волостном правлении, а 9 февраля 1905 года была переведена во вновь открытое земское училище, и обязанность выдавать книги приняли на себя учителя.
Впоследствии библиотека несколько раз переезжала из помещения в помещение, чтобы, наконец, обосноваться в нынешнем, наиболее удобном – и в одном здании с сельской школой. Общая крыша стала не первым, а завершающим штрихом объединения, поскольку оба учреждения давно и прочно уже были связаны общими интересами и совместной работой. Ведь не на пустом же месте в библиотеке был открыт центр краеведческой информации, а в школе велись факультативные занятия караваевоведения. Ежегодно на традиционные Караваевские чтения собираются в библиотеке гости из ближних и дальних волостей. Приезжала в Караваево съемочная группа РАН снимать фильм об исторических корнях академика Л.И.Абалкина в связи с его 75-летием. Караваевскую библиотеку Леонид Иванович и его гости назвали «шкатулкой»: «чем больше изучаешь, тем интересней». В память о встречах с караваевцами академик подарил современную компьютерную технику, хорошие книги, видеофильм, прислал фотоальбом. В школе открыта картинная галерея заслуженного деятеля искусств К.А.Прохорова, земляка караваевцев. На его полотнах узнаваемо это старинное русское село.
Галина Николаевна Новская была заведующей Караваевской библиотекой с 1967 – 2008 г.г.
Главным направлением в своей работе она избрала краеведение, т.к. село богато своим историческим прошлым, знаменитыми земляками, а сама библиотека – одна из старейших в области.
В селе в 1995 году создано единственное во Владимирской области сельское краеведческое общество.
На базе библиотеки в 2005 году создан Центр краеведческой информации и прошел областной семинар библиотечных работников «Традиции и инновации в краеведческой работе».
В 2003 году библиотека была участницей областного смотра библиотек области по краеведению «Библиотека. Общество. ХХI век» и стала победителем в номинации «Сельская библиотека».
В 2001 году Галина Николаевна стала лауреатом районной премии в области нравственного и эстетического воспитания. За многолетний добросовестный труд награждена Почётной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры.
На протяжении нескольких лет она была старостой села и награждена памятным Знаком Губернатора «Сельскому старосте. За добросовестный труд». В настоящее время на заслуженном отдыхе.
В 2014 году библиотека отметила 115 – летний юбилей.

4.Ларионовская сельская библиотека
Адрес: 601115 Петушинский р-н, д. Ларионово, ул. Совхозная, д.2
Главный библиотекарь: Синицына Нина Алексеевна
Историческая справка:
В 1896 году очередное губернское земское собрание по ходатайству комитета грамотности Императорского вольно-экономического общества об учреждении бесплатных народных библиотек постановило:
1.Учредить в каждом из 13 уездов по одной библиотеке на основании правил 15 мая 1890 года.
2. Поручить губернской управе выработать для этих библиотек совместно с председателями уездных управ особые частные уставы.
3. Ассигновать на устройство библиотек по 250 руб. на уезд.
В 1898 году открывается земская библиотека в селе Андреевском Воронцовской волости Покровского уезда. Звание библиотекаря получил учитель земской школы.
= Ларионовская сельская библиотека была вновь открыта 3 сентября 1955 года. Книжный фонд библиотеки с1955 по 1959 насчитывал 1975 экземпляров. В 1974 году библиотека вошла в состав Централизованной библиотечной системы Петушинского района. В 2009 году переведена в здание сельского Дома культуры.
Н. А. Синицына, заведующая Ларионовской с/б-кой, староста д. Ларионово, успешно решает проблемы деревни. В 2009 году на Дне сельского старосты она награждена Благодарственным письмом губернатора области, тем самым получив признание и оценку своей работы.
В настоящее время библиотека расположена в здании бывшей школы.
При библиотеке работает кружок "Книжкина больница"

5. Пахомовская сельская библиотека
Адрес: 601115 Петушинский р-н, д. Пахомово, д.50
Телефон: +7 (49243) 5-74-24
Главный библиотекарь: Косенкова Ирина Юрьевна
Историческая справка:
Пахомовская сельская библиотека была образована в январе 1958 года и находилась в деревянном доме. В 1968 году построен новый сельский Дом культуры, и библиотека переехала в ДК.
С 1993 года библиотека располагается в здании Пахомовской основной школы.

6.Пекшинская сельская библиотека
Адрес: 601112 Петушинский р-н, д. Большая Пекша, ул. Центральная, д.6.
Телефон: +7 (49243) 5-72-89
Главный библиотекарь: Волкова Нина Васильевна
Историческая справка:
19 января 1966 года профкомом совхоза «Петушинский» была открыта Пекшинская сельская библиотека. Находилась она в квартире жилого дома. До открытия библиотеки с 1960 по 1966 годы работал пункт выдачи книги, который находился в механической мастерской совхоза и обслуживался Болдинской сельской библиотекой. В ноябре 1967 года библиотека переехала в открывшийся сельский Дом культуры. В 1992 году библиотека профкома вошла в состав Петушинской ЦБС.
При библиотеке работают кружки для взрослых: "Литературная гостиная" и "Деревенские посиделки".

7.Сельская библиотека пос. Труд
Адрес: 601116 Петушинский р-н, п. Труд, ул. Профсоюзная, д.3
Главный библиотекарь: Малова Елена Алексеевна
Историческая справка:
Библиотека была расположена в здании клуба льно-прядильной фабрики Труд, бывшей конюшни купца Аксенова в д. Липна. В 1936 году клуб был перевезен в пос. Труд. Одну комнату в нем занимала библиотека. Библиотекари работали на общественных началах. Первые инвентарные книги были заведены в 1953 году. Книжный фонд библиотеки составлял в то время 5-6 тыс. экз. В 1962 году на профкоме фабрики было принято решение расширить библиотеку. Появился и читальный зал. В 1979 году проводилась централизация профсоюзных библиотек. Центральной библиотекой являлась библиотека шпульно - катушечной фабрики в г. Петушки. Комплектование проводилось централизованно, книги получали в библиотечном коллекторе г. Владимира. Комплектовались также в Москве, в магазине на Кузнецком мосту.
В 1984 г. в связи с пожаром библиотека временно была переведена в здание семейного общежития, где находилась до 2005 г.
В 1993 году фабричная библиотека вошла в состав Петушинской ЦБС.
В 2005 году библиотека-филиал пос. Труд переехала в отремонтированное помещение при СДК.
Декоративно – прикладные работы заведующей сельской библиотекой - филиалом Е. А. Маловой были представлены на областном фестивале народного творчества и ремесел «Золотое кольцо России», на областном подворье мастеров и мастериц, посвященном 230 – летию Владимирской губернии, на районных праздниках.
В 2016 году библиотека стала победителем областного конкурса на лучшее муниципальное учреждение культуры, находящееся на территории сельских поселений.
При библиотеке работает кружок дял детей "Умелые ручки", для взрослых - "Литературная гостиная".

………………………………
15.Музеи
1.Дом пейзажа имени И.И. Левитана
в д. Елисейково.
Адрес: Владимирская область, Петушинский район, деревня Елисейково, д.1
Телефон: +7 (49243) 5-72-84
Проезд от Москвы: Федеральная трасса М-7 «Волга», 135 км, через 150 м поворот налево, затем через 5 км – музей
Режим работы: с 10.00 до 20.00
Директор Дюпина Антонина Александровна 8 910 093 49 68
"«Дом пейзажа имени И.И. Левитана» в деревне Елисейково Петушинского района Владимирской области был открыт в августе 2008 г. Что же связывало великого художника с Владимирским краем?
Впервые Исаак Ильич Левитан (1860-1900 гг.) приехал в деревню Городок в мае 1891 г. по приглашению историка В.О. Ключевского, дача которого находилась на берегу реки Пекши. Следующим летом в окрестностях Городка мастер написал одну из самых своих известных картин – «Владимирка». Замысел полотна возник, когда после охоты художник с друзьями вышли на старое Владимирское шоссе. Широкая полоса дороги уходила к самому горизонту, а вокруг – простор неоглядных далей, полей и перелесков. Художник был потрясен открывшимся видом и представил, сколько несчастных людей, закованных в кандалы, прошло в Сибирь печально знаменитой Владимиркой.  Левитан написал «Владимирку» быстро, на одном дыхании. Картина стала важным событием культурной и общественной жизни. В ней угадывались настроения, бродившие в обществе, с ней связывали протест против вековых устоев российской жизни и желание перемен.
Вновь Левитан приехал на Владимирскую землю осенью 1892 г., но уже не по своей воле: он был вынужден покинуть Москву в связи с императорским указом о выселении евреев (вернуться домой живописец смог только в декабре). За несколько месяцев, проведенных в этих местах, Левитан написал 17 картин, этюдов и эскизов (например, «У озера», «Дорога», «Лунная ночь в деревне», «Поезд в пути» и др.), на которых запечатлены окрестности Городка, Елисейкова, Костерёва.
Идея создания в этих краях музея выдающегося русского пейзажиста зародилась в 1980-х годах. Сформировалась группа местных краеведов и художников – так называемый левитановский комитет, который занимался изучением наследия художника и организацией мемориального музея. Был взят под охрану дом Попкова в деревне Городок, в котором И. Левитан жил и работал в 1892 г. (в советское время эта деревня вошла в состав села Пекша, о пребывании здесь художника напоминала улица под названием Городок-Левитановская). В 1990 г. началось создание будущего Дома-музея.
В 1992 г. состоялся первый праздник, посвященный 100-летию со времени пребывания великого пейзажиста в этих местах. Левитановские встречи, которые стали проводиться регулярно, привлекали внимание московских гостей (научных сотрудников Третьяковской галереи, представителей Строгановского университета, Российской академии живописи, ваяния и зодчества), художников и краеведов из Владимира и других городов.
К несчастью, в 1999 г. при невыясненных обстоятельствах мемориальный дом в Городке сгорел. Однако подвижники-левитановцы решили открыть музей в соседней деревне Елисейково, где уже проводились мероприятия, посвященные жизни и творчеству Левитана. А кроме музея – создать Дом пейзажа, о котором мечтал и сам художник. В него, как в культурный центр, могли бы приезжать художники, жить здесь, ходить на этюды, писать картины, которые составили бы со временем фонд музея.
Идею поддержали мастера искусства и краеведы. Финансирование и всю работу по строительству Дома пейзажа взял на себя крупный предприниматель, меценат Владимир Иванович Косярумов. Сам любитель творчества И. Левитана, на протяжении многих лет он помогал в организации левитановских праздников, приглашал художников на свою базу отдыха в Елисейково, предоставляя им безвозмездно возможность проживать в добротном здании земской школы начала XX в.
Сегодня в этом доме находится Музей И.И. Левитана, где хранятся копии картин, написанных художником на Владимирской земле, некоторые личные вещи и фотографии. Неподалеку располагается Дом пейзажа – просторный бревенчатый дом в русском стиле, который В.И. Косярумов выстроил в 2008 г. В нем разместилась коллекция пейзажей не только художников Владимирской земли, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Рязани, Липецка и других городов. В 2009 г. в музейном комплексе побывали правнуки великого художника.
Возле музея установлен памятник И.И. Левитану, созданный И. Черноглазовым, ведущим скульптором Владимирского отделения Союза художников России.
На территории музейно-культурного комплекса в Елисейково проводятся левитановские праздники, поэтические фестивали, выставки художников-пленэристов. В планах энтузиастов левитановского движения – восстановление дома Попкова и его интерьера, а также перемещение его в Елисейково."
………………………………….
16.Школьные музеи (адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
……………………………..
17. Средства массовой информации (газета, местное телевидение, типография) (адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
………………………………
18.Дома культуры (адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
Караваевский ДК
Наталия ...
Татьяна Елагина ..
……………………………
19.Досуговые центры (адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
Культурно-досуговый центр Пекшинского сельского поселения Петушинского района Владимирской области.
Адрес: Центральная ул., 6, д. Пекша
Телефон: +7 49243 5;72-89
Начальник МКУ «КДЦ Пекшинского сельского поселения» И.Н.Иванова

……………………………
20.Спорт (спортивные секции, клубы, адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
…………………………………
21. Высшие учебные заведения
………………………………………..
22. Научно-исследовательские центры.
………………………………………….
23.Средние учебные заведения (адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
……………………………………
24.Средние специальные учебные заведения.
……………………………………………
25. Заповедники (заказники, научные центры)
…………………………………………..
26.Памятники природы
………………………………………
27.Фауна
……………………………………
28.Флора
Каталог деревьев-долгожителей (http://rosdrevo.ru/) (выявляем и описываем старые деревья)
……………………………………..
29.Полезные ископаемые
………………………………………
30.Водные ресурсы (озёра, реки, источники)
………………………
31.Промышленность
……………………………………
32.Сельское хозяйство
……………………………
33.Памятники истории
…………..
34.Археология
……………………….
35.Генеалогия семьи (антротопонимика фамилий, составление древа)
………………………………
36. Некрополь (кладбища, воинские захоронения)
……………………….
37.Участники 2-ой Мировой войны (книга памяти, мемориал)
……………………….
38.Репрессированные
…………………………

39. Известные уроженцы.
…………………………
40. История населённых пунктов.
.............
Караваево.
В XIX и начале XX века Короваево представляло собой цветущее торговое село, где проходили многочисленные ярмарки, с десятками магазинов и купеческих лавок, чайными, добротными кирпичными и деревянными домами зажиточных селян.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней и храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Короваево.
До середины 1950-х годов село украшали два храма, стоящие на берегу р.Пекша. По документам село известно с начала XVII века как старинная вотчина дворян Кузьминых. В 1637 году оно было во владении стольника Дмитрия Фёдоровича Кузьмина, в то время здесь стояла деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами Пречистой Богородицы Огидитрии и собора архистратига Михаила, постороенная «клецки». В 1663 году уже существовал пристроенный к храму придел святителя Николая Мирликийского. В 1678 году Короваево принадлежало двум вотчинникам — Федору Андреевичу и Степану Кузьминым. В 1730 году Дмитрий Афанасьевич Кузьмин-Караваев построил ныне существующую каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней, надстроенной в 1871 году. В Советское время церковь была закрыта, уничтожено внутренне убранство, разрушен алтарь.

В официальных документах "Короваево" стало Караваевым (повлияло "акающее" произношение).

В былые времена в Короваеве было много сапожников, скорняков и вальщиков, а до революции существовал кожевенный завод, открытый предприимчивыми братьями Миняевыми. Шили здесь добротную обувь на любой вкус: и рабочие ботинки, и "выходные" женские короткие сапожки с резинками и матерчатыми уголками, и хромовые сапоги для молодых щеголей со специальной обработкой голенищ, чтобы имелись складки. Верхом изящества считались сапоги "со скрипом", когда между подошвой и стелькой вставлялась специальная деревянная пластинка, которая при ходьбе издавала оригинальный скрип. Обувь пользовалась огромным спросом, а трудолюбивые братья Миняевы были уважаемыми людьми. После революции их судьба сложилась трагически - обоих раскулачили и сослали.

Известные русские писатели В.Солоухин и В.Ерофеев имели с Караваевым самую тесную связь. Солоухин много путешествовал по этим местам, собирая материал для своих книг, а Венедикт Ерофеев жил неподалеку, в деревне Мышлино, откуда родом была его первая жена Валентина. У них родился сын, которого тоже назвали Веней. В Мышлино были написаны главы знаменитой повести Ерофеева "Москва - Петушки".

У алтаря церкви сохранилось разрушенное надгробие настоятеля, протоиерея Александра Фёдоровича Аедоницкого (1843—1907), он устроил в селе церковно-приходскую школу (1898 г.) его дочь Анна Александровна (ум. 1948) была учительницей в караваевской школе, а сын Иван Александрович (ум. 1948) — ветеринарным врачом. В советское время их могилы осквернены, надгробие протоиерея Александра Аедоницкого разбито. Писатель В.Солоухин был в Караваеве в 1956 году и вот что увидел: "В прицерковной траве валялись и то и дело попадались нам под ноги черепная кость, то бедро, то обломок человеческого таза, и там и тут виднелись в высокой траве опрокинутые каменные памятники. Удалось разработать несколько стёршихся, забитых землёй надписей: «Секунд-майор Андрей Алексеевич Кузьмин-Караваев, Владимирской губернии предводитель дворянства с 1797 по 1802 года», «Действительный статский советник граф Николай Петрович Апраксин», «Князь Константин Фёдорович Голицын». Даты жизни последнего из названных — 1819—1884, он был младшим братом князя Александра Фёдоровича Голицына-Прозоровского.

В 1864 году местный помещик граф Николай Петрович Апраксин (он жил в усадьбе Митино, находившейся в версте от села на другой стороне реки Пекши) построил в селе второй каменный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В его подклете в 1889 году был устроен придельный храм святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В конце 1950-х — начале 1960-х годов храм был разработан до середины окон нижнего ряда и переделан в сарай.

В центре села стоял памятник царю-освободителю Александру II, разрушенный в советское время.

Богослужения совершаются в частично восстановленной часовне, у входа в которую установлен памятный крест погибшему за веру в 1938 году протоиерею Иоанну Казанскому.

В двух верстах от караваевских храмов находятся деревня Марково и Очеп. Поблизости от них до середины 1950-х годов стоял Преображенский храм древнего погоста Спас Железный посох, построенный в 1809 году на месте деревянного и взорванный на щебёнку для предполагавшегося строительства Караваевской ГЭС, которая так и не была построена.
………………………..
Село Караваево

Караваево — село в Петушинском районе Владимирской области.
«Село Короваево на р. Пекше находится в 55 верстах от губернского города и в 29 от уездного (Покровский уезд)».

По документам село известно с начала XVII века как старинная вотчина дворян Кузьминых. По писцовым книгам 1637 и 1643 гг. село Короваево значится старинной вотчиной стольника Дмитрия Фёдоровича Кузьмина.
В 1678 г. Караваево принадлежало двум вотчинникам - Федору Андреевичу и Степану Кузьминым. В селе вместе с половиной деревень Новикова, Маркова и Очепа было тогда — 12 дворов крестьянских, 4 бобыльских и 1 двор задворного человека.
Древний дворянский род Кузьминых-Караваевых был хорошо известен во Владимирский губернии. Кузьмины-Караваевы жили в усадьбе Митино, в непосредственной близости от Караваева. Митиным до 1794 г. владел полковник Дмитрий Петрович Кузьмин-Караваев, а после него - его вдова Варвара Алексеевна Кузьмина-Караваева (ум. 1844).
Князь И.М. Долгоруков писал: «В этом самом уезде (Покровском) я много дней приятных в жизни вспомнить могу в деревне госпожи Караваевой. Митино не богато, не великолепно, но прекрасно свободой и всеми отрадами гостеприимства. Сколько здесь сожжено фейерверков, сколько удовольствию принесено в жертву денег и часов!» O помещице имения Митино Варваре Алексеевне Кузьминой-Караваевой (ум. 1844), князь И.М. Долгоруков в 1806 г. писал: «В.А. Караваева в прекрасной деревне своей Митино на Пекше давала роскошные праздники, на коих я также был не последнее лицо. Удовольствия мои в семействах их были тем живее, что все их внимание и ласки относились не к званию, а ко мне. Я лично был угощаем, а не губернатор, что весьма редко в нашем свете, в котором страх или корысть определяет все степени доверия и любви.
В Митине Транже штукарил на канате: летал, наряжался и раздевался на воздухе. Плошки озаряли своим светом весь промежуток ночи. Гудки играть не переставали, ноги у всех без устали плясали». Варвара Алексеевна была дочерью владимирского помещика Алексея Григорьевича Безобразова и сестрой второй жены князя И.М. Долгорукова. Об этой семье князь Долгоруков писал:
«Алексей Григорьевич и ...Мария Яковлевна были люди богатые и, как обыкновенно водится, имели широкое знакомство. Многие знатные господа, как то Орловы, Салтыковы, были им приятели.
Старик служил немного и, офицером гвардии быв отставлен, ни в какие не входил дела, а жил спокойно дома и наблюдал свое хозяйство. Лучшее его имение было в Владимирской губернии, оттого он и дом имел в самом городе. Детей у них была куча: восемь дочерей и шесть сыновей, из которых один в возрасте умер. Дочери выдавались замуж, и в настоящее время кроме двух, кои остались навсегда в девушках, все прочие, иные с их мужьями, другие овдовев уже, жили одни своими домами (с мужьями жили Евдокия Алексеевна Владыкина, Надежда Алексеевна Нестерова и Екатерина Алексееевна Телегина, овдовев - графиня Елизавета Алексеевна Апраксина (ее муж бригадир граф Федор Матвеевич Aпраксин умер в 1796 г.) и Варвара Алексеевна Кузьмина-Караваева (ея муж полковник Дмитрий Петрович Кузьмин-Караваев погиб в 1794 г. в Польской кампании). Отец их (А.Г. Безобразов) скончался в самый тот год, как я приехал в Владимир, а мать еще здравствует и поныне». Дочь Варвары Алексеевны Кузьминой-Караваевой Мария Дмитриевна (ум. 1810), вышла замуж за Андрея Петровича Хметевского (1788-1849), отставного гвардии подпоручика (с 1805 г.), в 1815-1826 и 1827-1829 гг. - Покровского уездного предводителя дворянства, в 1826,1829-1832 и 1842-1846 гг. - владимирского губернской предводителя дворянства. Мария Дмитриевна умерла, родив сына-первенца.

Помещик с. Караваева Андрей Алексеевич Кузьмин-Караваев, с 1781 г. отставной секунд-майор, в 1782-1787 гг. был Покровским уездным предводителем дворянства, в 1798—1802 гг. - Владимирским губернским предводителем дворянства, с 1800 г. коллежский советник.
Об Андрее Алексеевиче Кузьмине-Караваеве Владимирский губернатор князь Иван Михайлович Долгоруков писал: «В первом лице дворянского сословия по службе был г. Караваев, человек, выведенный в чины предместником моим (губернатором П. Руничем), совершенно им облагодетельствованный и, не в образец многим, совершенно ему приверженный. Он не мог от меня требовать такой же доверенности, какую имел от прежнего начальника, равно как и я не мог ожидать от него к себе такой же приязни и преданности его во всякое время. Напоминая короткий срок его со мной службы, обязан ему гой справедливостью, что в наружном его со мной обращении он не ввел никакой разницы между прежним и настоящим губернатором».
Как только губернский предводитель приступал к должности, сразу вставал вопрос о месте жительства, о делопроизводстве. Законодательство эти вопросы не освещало. А как они решались на практике, видно из письма губернского предводителя Кузьмина-Короваева. «Прежде сего, – пишет он, – губернский и уездный предводители жили невозбранно в деревнях своих, приезжаю в город по сущим каким-либо надобностям, что бывало очень редко».
Кузьмин-Короваев, кроме того, отмечал, что на губернского предводителя возлагалось множество частных дел: он присутствовал в Приказе общественного призрения и ежедневно «надзирал за всеми благотворительными заведениями, исправлял трудную государственную должность по набору рекрут», ему было поручено наблюдение за состоянием дорог, он отвечал за поставку почтовых лошадей на станции, производил раскладку подати на помещичьих крестьян для жалования некоторым чиновникам губернии. Исполняя столь многочисленные обязанности, губернский предводитель был вынужден много разъезжать, вести обширную переписку, для которой требовались бумага, сургуч, и, конечно, писец. Все это требовало, как указывалось в письме, значительных расходов. По подсчетам Кузьмина-Короваева «на содержание двух писцов, на бумагу, сургуч и пр.» требовалось 200 руб., а должность предводителя не оплачивалась. Кузьмин-Короваев в рапорте на имя губернатора П.С. Рунича предлагал установить жалование губернского предводителю в размере 800 рублей. Эта сумма, по его мнению, могла быть включена в размер налога на помещичьих крестьян, собираемого на содержание некоторых чинов. Но до конца своего существования должность предводителя дворянства так и осталась неоплачиваемой.
Князь И.М. Долгоруков описывает выборы губернского предводителя дворянства в 1802 г., последнем годе предводительства А.А. Кузьмина-Караваева: «В этот год истекал трехлетний срок дворянским выборам. В декабре все дворяне съехались в губернский город и приступили к своему делу. Отвыкнув с тех пор, как оставил я Пензу, от подобных зрелищ, я искал в них, как и во всех человеческих заведениях, постепенного улучшения, напротив, одни и те же приметил беспорядки. Не всякая теория удается на опыте. Мысль Екатерины была бесподобна, но народ еще не готов был вкушать плоды ее. Дворяне без малейших начал нравственного воспитания не могли вместить тех изящных правил, кои нужны для того, чтоб выбор судей был акт прямо гражданский и ответствовал цели своего вымысла. Благородные, наполнив огромную залу, шумели и спорили о пустяках. Самые низкие страсти руководствовали каждым.
Шары означали вместо качеств избираемого лица меру его уничижения перед своею братьею. Все надобно было или выпросить, или нагло отнять. Терялось наружное даже приличие, и никто не хотел хотя бы обольстить взоров посторонних. Помещики толпились кучами, сидели за недостатком стульев на лавках, столы накрыты были лоскутками, изношенными еще в воеводских канцеляриях, по вечерам сальные свечи освещали собрание дворянское в разбитых бутылках; над тремя голыми приступками повыше кресел, когда-то обитых бархатом, висел портрет государев без всякого украшения - вот Справедливая картина залы, для выборов определенной. С сердечным сокрушением глядел я на сие позорище, но губернатор бессилен был по законам отвратить подобные беспорядки. Право его состояло в том только, чтоб утверждать выбор чиновников, в прочем запрещалось ему умешиваться в распорядок действия даже до того, что он не мог лично быть в зале во время выборов, дабы (так рассуждала Екатерина) и самый вид начальника при строгом его молчании не имел влияния на произвол и свободу дворянина.
Почитая, однако, обязанностию моею возбудить благоговение к предлежащему предмету, я сочинил речь, она с чувствами прочтена была в собрании. Г. Караваев потребовал тишины, и ничто не воспрепятствовало любителю правды внять предлагаемые мною истины. Прослушав речь ушами и не приложив к ней сердец, потекли дворяне из залы в собор. Архиерей делал там свое дело: пел обедню, обращался с поучением ко всему сословию, приводил к присяге. Все наперерыв целовали крест, клялись им в соблюдении чистой совести и в то же время заглушали ее советы.
Словом, явилось обыкновенное крестьянское сборище, на котором каждый мужик кричит и криком одним думает поставить на своем. Поверит ли кто, что иные из благородных для усиления шаров на свою сторону в пользу или противу кого-либо привозили с собой в город по пяти и более бедных помещиков, чтоб дать им право на голос, продавали им на это время участки земли, кои после возвратными купчими отнимали, напрокат брали им из лавок мундиры, кормили своею живностью, поили даровой сивухой и после выезжали в уезд с званием предводителей. Я не назову никого, но глаза мои все это видели, уши слышали. Нередко после обеда выводили из собрания дворян безобразно пьяных.
Я часто с горячею нескромностью обличал в этом дворян, купил тем их ненависть и был неоднократно жертвой оной. Выборы продолжались дней пять, сопровождаемы обычными пирами, балами и маскарадами. Губернским предводителем выбран был вновь г. Курзаков, о котором я не могу того добра сказать, какое справедливость всегда заставит меня изъявить насчет г. Караваева. Заметить прошу, что я говорю не о свойствах того и другого как человеков, но о чертах нравственных каждого из них в отношении к званию. Один был благоразумный, осторожный, учтивый предводитель дворянства, а новый только горячий и бешеный староста дворянский».
В приданое за Анной Андреевной Кузьминой-Караваевой (ее приданое составляло 1410 душ крепостных) Митино перешло во владение графа Петра Ивановича Апраксина (1778-1852, сын генерал-лейтенанта графа Ивана Александровича, ум. 1818, и жены его Марии Александровны, рожденной Волкенштейн)… Пётр Иванович Апраксин был Владимирским гражданским губернатором. Скончался в декабре 1852 г. в Петербурге. Прах покойного был перевезен в имение его жены село Караваево и погребен в сельской Петропавловской церкви.

В XIX и начале XX века Короваево представляло собой цветущее торговое село, где проходили многочисленные ярмарки, с десятками магазинов и купеческих лавок, чайными, добротными кирпичными и деревянными домами зажиточных селян.
«Короваевское Волостное Правление (почт. адр. с. Дубки).
Волостной старшина – кр. Иван Васильевич Куликов. Писарь – Иван Степанович Федоров.
Волостной Суд. Председатель – кр. Николай Иванович Иванов. Судьи: кр. Егор Степанович Бучинов; Петр Дмитриевич Смирнов; Михаил Иванович Жильцов» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).

В северо-восточной части бумаго-ткацкого района Покровского уезда бумажное производство возникло первоначально в с. Короваеве, Короваевской волости. Основание ткацкому делу положил здесь крестьянин того села, Петр Федоров Крашенинников, отец фабрикантов Петра и Поликарпа Крашенинниковых. История его материального возвышения такова:
В 1812 году Петр Федоров отправился в Москву плотничать. Во время «смуты» он увез оттуда на своих лошадях в г. Владимир купцов Куманиных, за что и получил от них 500 р. ассигн. Это дало ему возможность заняться окрашиванием крашенины. В начале 30-х годов Петр Федоров предпринял набивку ситцев, но этим занимался всего лишь около десяти лет.
Он нашел это производство невыгодным: много надобно было денег на наем различных категорий мастеров – резчиков, набойщиков и т.п., которых брали из Юрьева, Иванова и т.п. мест. Не справившись с этим делом, он бросил его.
В 1840 г. открыта ручная бумаго-ткацкая и красильная фабрика (после смерти Петра Крашенинникова стала принадлежать купцу Павлу Петровичу Крашенинникову), в с. Короваеве. В 1890 г. рабочих: 2 муж., 43 жен.
В 40-х годах Петр Федоров начинает производить сарпиночные платки, от которых перешел затем к производству бумажных кружев на-манер тех, которые работались в то время Морозовым из шелка и весьма сильно раскупались крестьянками. Последние, как мы уже знаем, обшивали ими свои сарафаны. Для будничных сарафанов крестьянки стали брать бумажные кружева. Они продавались Крашенинниковым кусками на ярмарках в Холуе, Коврове и других местах, где брали их офени и затем уже продавали по селам и деревням в розницу, полосами пальца в три ширины. Такие кружева стоили более чем в два раза дешевле шелковых.
В 1853 году Крашенинников откупился на волю за 20000 р. асс. Это произошло, по словам местных крестьян, следующим образом. Село Короваево было продано лет 40 назад коллежским регистратором Сабуровым графу Апраксину. Последний «слюбился» с одной из владимирских помещиц, г-жой Рахмановой, и однажды был застукан с ней её мужем. Рахманов помирился с графом за 20000 руб. асс., которые тот и стал вытягивать от Крашенинникова. С этой целью он взял двух его сыновей на псарный двор кормить собак и служить кучерами. Тогда Крашенинников «сдался», внес требуемую сумму и вышел на волю.
В 1860 г. открыта ручная бумаго-ткацкая и красильная фабрика (после смерти Петра Крашенинникова стала принадлежать купцу Поликарпу Петровича Крашенинникову), в с. Короваеве. В 1890 г. рабочих: 20 муж., 70 жен.
В 1860 г. открыта ручная бумаго-ткацкая и красильная фабрика (после смерти Петра Крашенинникова стала принадлежать купцу Поликарпу Петровича Крашенинникову), близ ст. «Петушки». В 1890 г. рабочих: 30 муж., 10 жен.
От бумажных кружев Крашенинников перешел к производству сарпинки, холстинки и нанки, затем стал производить плиса (только не красил и не отделывал их), потом твин и, наконец, карусет и милюстин. Таким образом Крашенинников сделался самостоятельным фабрикантом раньше Кузнецова.
От Крашенинникова стали покупать бумажную пряжу или брать основы крупные самостоятельные фабриканты и мастерки Александровского уезда: Г.Ф. Корнилов, в с. Андреевском, Андреевской волости, С.И. Баракин, в с. Григореве-Неелове, Ботовской волости и др.
Несколько позже Крашенинников стал здесь красить крашенину другой короваевский крестьянин – Никита Кузьмич Зубков. В конце 30-х годов, т.е. даже несколько раньше Крашенинникова, Зубков перешел к производству сарпинки, но вел «фабричное» дело в весьма ограниченных размерах и в половине 50-х годов прекратил его. Основы брал у Н.В. Лепешкина в Москве, где до тех пор приобретал материалы для крашения крашенины. Бумажную пряжу брал из Москвы суровой и уже здесь сам красил и клеил ее. Сработанный ткачами товар менял снова на пряжу, получая известный процент прибыли (Бумаго-ткацкий промысел в Покровском уезде).
В 1873 г. построена мельница купца Ивана Димитриевича Симанина, в д. Короваеве. 5 водяных колес. 2 рабочих.
В былые времена в Короваеве было много сапожников, скорняков и вальщиков, а до революции существовал кожевенный завод, открытый предприимчивыми братьями Миняевыми. Шили здесь добротную обувь на любой вкус: и рабочие ботинки, и "выходные" женские короткие сапожки с резинками и матерчатыми уголками, и хромовые сапоги для молодых щеголей со специальной обработкой голенищ, чтобы имелись складки. Верхом изящества считались сапоги "со скрипом", когда между подошвой и стелькой вставлялась специальная деревянная пластинка, которая при ходьбе издавала оригинальный скрип. Обувь пользовалась огромным спросом, а трудолюбивые братья Миняевы были уважаемыми людьми. После революции их судьба сложилась трагически - обоих раскулачили и сослали.

В центре села стоял памятник царю-освободителю Александру II, разрушенный в советское время.

Короваевское земское училище, Короваевской волости, в селе Короваеве, основано обществом в 1861 г. Ближайшие училища: Ельцинское в 6 вер., Андреевское — 12 вер. и Жаровское — 15 вер. В 1884 г. «Помещение наемное, каменное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 11, шириной 11, вышиной 4 арш. Учебных пособий достаточно — на 126 р. 50 к. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Василий Разумовский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1875 года; учитель Николай Лудин, окончивший курс в Киржачской учительской семинарии, преподает с 1882 года, а в настоящем училище с 1-го октября 1883 г. Попечитель Кнржачский купец Павел Петрович Крашенинников; пожертвовал на 51 р. Учащихся к 1-му января 1883 года 45 м. Выбывших до окончания курса не было. Окончило курс со свидетельствами 4 м. Вновь поступило 17 м. и 13 д. К 1-му января 1884 года состояло 58 м. и 13 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 6, 8 — 9 л. 16, 9 — 10 л. 18, 10 — 11 л. 11, 11 — 12 л. 10, 12 — 13 л. 8, 13 — и выше 2. Из учащихся: 50 из с. Короваева, 4 — д. Костенева — в 7 вер., 7 — д. Туйкова — 2 в., 4 — д. Полян — 4 вер., 1 — д. Летова — 5 вер., 2 — д. Мышлина — 3 в., 1 — д. Рождества — 6 вер. и 2 — д. Слугина — 4 вер. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 13 уч., с платой по 25 к. в месяц. Вероисповедания православного. По сословиям: духов. 2 м. и 1 д., мещ. 2 м., крест. 54 м. и 12 д. Средства: от земства 216 р., от волости 130 р., от попечителя 51 р.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 70 р.; жалованье — законоучителю 36 руб., учителю 240 р.; на книги и учебные пособия 51 р. Посещали классы неисправно 12 уч.; меры - выговор. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказано 7. Учебный год с 15-го сентября по 5-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 6 часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроки — по инструкции. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 года. Училище никто не обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
В 1887 г. земское училище было преобразовано в церковно-приходскую школу. Учащихся в 1896 г. было 81.
Первая бесплатная земская библиотека в Покровском уезде открылась в 1898 г. при Воронцовском волостном правлении. В 1899 г. в с. Караваеве и д. Жары начали обслуживать читателей еще два подобных заведения. Караваевской читальне финансовую помощь оказал известный книгоиздатель М.В. Сабашников, который часто приезжал на свою дачу в с. Костино (недалеко от Караваева).
В № 13 «Владимирских губернских ведомостей» за 1899 г. врач Н. Каргополов написал статью: «Открытие бесплатной народной библиотеки-читальни в с. Короваеве, Покровского уезда». Вот как он описывал это событие: «14 марта 1899 г. в с. Короваеве, Покровского уезда, происходило скромное, но знаменательное и радостное для нас, местных жителей, торжество-открытие бесплатной народной библиотеки-читальни. Библиотека возникла по почину волостного схода, который ассигновал на это дело ежегодно по 20 рублей.
Когда устав библиотеки был утвержден г. губернатором, и получено было разрешение на ее открытие, то стали поступать пожертвования от частных лиц из местной интеллигенции и из среды крестьян, причем, наиболее крупные пожертвования сделали Николай Асигкритович Балин (75 руб.) и Михаил Васильевич Сабашников (50 руб.).
Владимирское губернское земство оказало пособие в размере 150 руб. единовременно и обещало по 75 руб. ежегодной субсидии в течение 3-х лет. На эти деньги было приобретено 665 названий книг разнообразного содержания, составляющих более 700 томов; были выписаны также некоторые газеты и журналы. Одним из крестьян Короваевской волости, дер. Летова М.С. Осиповым был пожертвован большой, прекрасный работы, полированный шкаф для хранения книг. Библиотека помещалась при волостном правлении, но в будущем, если позволят средства, предположено приобрести или нанять Для нее особое помещение.
Ответственным по библиотеке лицом состоял священник погоста Спас-Железный Посох о. Алексий Поспелов, а библиотекарем, с разрешения г. земского начальника, местный волосной писарь А.И. Абалкин. К 12-ти часам дня в помещении библиотеки-читальни собралось все интеллигентное короваевское общество и Множество сельского населения; был отслужен торжественный молебен с водосвятием при пении местного хора певчих, и сказано было Устным благочинным о. Александром Аедоницким весьма прочувственное и теплое слово. К сожалению, оно было устное, и в кратких словах трудно передать все его назидательное содержание. После этого было прочитано письмо, присланное участковым земским начальником.
В.И. Курутой, в котором он выражал глубокое сожаление, что по болезни не может присутствовать на этом отрадном событии, высказывал свое удовольствие по поводу открытия библиотеки-читальни и посылал искренние пожелания ее процветанию. Затем, обращаясь к собравшимся крестьянам, местный врач Н.А. Каргополов сказал следующую речь: «"Ученье свет, а не ученье тьма", - говорит народная пословица. Чтобы жизнь наша была светла и радостна, мы должны постоянно учиться. Сначала мы учимся в школе, а потом продолжаем ученье в жизни. Как мы учимся в школе, все вы знаете. Но как же и где мы учимся в жизни? В жизни мы учимся, во-первых, в церкви, слушая Евангелие и Священное Писание, слушая проповеди священника и возносясь мыслями к Богу и правде Его; во-вторых, мы учимся в жизни из разговоров и общения с умными и образованными людьми и, наконец, в жизни мы учимся, читая хорошие книги. Вот об этом-то учении я и хочу вам сказать несколько слов, имея в виду, главным образом, деревенское население.
В прежнее время в деревнях грамотных было очень мало, и книжек никаких почти не читали, да и книжек-то хороших для народа почти не было, а продавались только на базарах одни глупые, безграмотно написанные сказки про Бовукоролевича, про милорда или Франциля-Венциана. Но, стечением времени, грамотных в деревнях стало все больше и больше, потому что стали везде открываться школы, особенно с тех пор, когда за это дело взялось земство, которое уже с самого начала открытия земских учреждений поставило одной из главных своих задач - заботиться о распространении повсюду грамотности, за что русский народ должен быть всегда благодарен своему земству.
В последнее время, наравне с земскими, стали открываться почти во всех приходах еще школы церковно-приходские, и теперь уже во многих губерниях поставлен вопрос о всеобщем обучении, то есть о том, чтобы устроить такое количество школ, которого хватало бы для всех, желающих учиться, и чтобы школы были близко от всех селений, так, чтобы не оставалось в деревнях ни одного безграмотного. К этому направлены теперь усилия и правительства нашего, и земства, и духовного ведомства. Но научить народ грамоте - еще мало. Надо, чтобы грамота эта приносила ему пользу, и ученье не пропадало даром. Для этого надо дать возможность грамотному народу читать хорошие книги. Кто, хотя и выучился грамоте в школе, но никогда потом ничего и читает, тот скоро и ученье свое забывает, и оно не идет ему впрок. Этому в деревнях есть множество примеров, и, наверное, всякий вас знает, как бывшие школьники разучивались даже читать и писать.
Вот для чтения-то книг и устраиваются библиотеки, в которых собраны всякие хорошие книжки. Библиотеки эти давно уже существуют почти во всех городах, откуда все желающие и могут брать за небольшую плату книги для чтения, а в последнее время стали устраиваться и народные общедоступные библиотеки, где чтение и выдача книг производятся бесплатно. Таких библиотек много уже в Москве и больших городах.
Такие же библиотеки теперь заводятся и по деревням. И в этом деле мы должны быть благодарны, главным образом, земству, которое поняло необходимость библиотек для народа и ассигнует на них большие средства, и всем желающим устроить в деревне библиотеку, оно оказывает пособие деньгами или книгами. Открываемая нами сегодня библиотека тоже имеет целью дать грамотному народу возможность проводить свое свободное время за чтением хороших книг и продолжать то ученье, начало которого положено в школе. Желающие читать найдут в нашей библиотеке книги по разным вопросам: есть много книг духовного и религиозно-нравственного содержания и всякого душеполезного чтения; есть книги по сельскому хозяйству и огородничеству и по разным ремеслам и мастерствам; книги исторические, описывающие жизнь наших царей и прошлую жизнь нашей родины; книги, описывающие разные страны всего света, всяких зверей и домашних животных, путешествия и разные приключения; есть книги о сохранении здоровья и о том, как уберегаться от болезней, как устраивать жилище, как ухаживать за скотиной; есть и занимательные повести и рассказы для развлечения на досуге, стихи и прочее; наконец, выписываются также газеты и журналы, из которых можно узнать, что делается во всякое время в разных концах света и т.д.
Ежегодно будут покупаться еще новые книги, и, таким образом, библиотека будет постоянно увеличиваться. Народ будет читать, и будет делаться Умнее, понятливее и пригоднее ко всякому делу, - а тогда и жить будет легче, и бедности будет меньше, потому что и бедность народная больше происходит от темноты да от незнания. Наша библиотека устроилась на средства, ассигнованные волостным сходом, на частные пожертвования и на пособие от губернского Земства. Выскажем же здесь нашу благодарность и волостному сходу, сложившему начало всему делу, и губернскому земству и всем тем лицам, которые сделали пожертвования, в особенности Николаю Асигкритовичу Балину, пожертвовавшему на нашу библиотеку 75 рублей и Михаилу Васильевичу Сабашникову, давшему 50 рублей.
Не забудем добрым словом и нашего многоуважаемого о. Александра, которому поручен надзор за библиотекой и который весьма сочувственно относится к этому делу, и добрейшего о. Алексия, согласившегося быть ответственным по библиотеке лицом. Скажем, наконец, спасибо и нашему библиотекарю, почтеннейшему Александру Ивановичу, стараниями которого и устроилось это благое дело, так как именно он разъяснил волостному сходу всю важность открытия библиотеки и потом вел всю многочисленную переписку по этому делу и хлопотал по составлению и утверждению устава; согласился быть библиотекарем, выдавать книги, вести все записи и всю отчетность. Скажем же ему, а также и помощнику его еще раз великое спасибо!»
После этой речи библиотека была объявлена открытой, и началась выдача книг. При настоящем торжестве можно было наглядно убедиться, как чувствителен и отзывчив русский народ на все хорошее, и как он бывает благодарен, когда видит искренние заботы о нем. Все собравшиеся крестьяне с большим вниманием и строгими серьезными лицами, при глубокой тишине, прослушали все сказанное и прочитанное и были видимо сильно растроганы всем происходившим, так, что многие не могли удержаться от слез. Еще до открытия библиотеки обнаружился большой запрос на книги, и теперь желающих читать все прибывало; книги быстро разбирались и можно надеяться, что жизнь нашей библиотеки будет очень деятельна. В добрый час!»
Местный врач Н.А. Каргаполов вспоминал: «Сначала библиотека помещалась при Караваевском волостном правлении, и первым ее библиотекарем был волостной писарь А.Н. Абалкин. Он очень интересовался этим делом, был искренне ему предан, и при нем библиотека была в полном порядке». В 1905 г. читальня переехала в здание местного земского училища. Тот же Н.А. Каргаполов свидетельствовал: «После десятилетия существования Караваевская библиотека приходит в упадок, книги пришли в негодность, часть из них не возвращались читателями, средств не хватает». К сожалению, подобная судьба постигла многие сельские земские читальни. Иногда, учредив библиотеку, земство из-за недостатка денег пускала ее на произвол судьбы или выделяло смехотворное ежегодное пособие в 15, 20, 30 руб.
Николай Александрович Каргополов, врач и общественный деятель, родился в 1860 г. в г. Покрове. По окончании Московского университета, он в 1884-1894 гг. служил земским врачем в с. Воспушка. С 1884 г. он жил в с. Короваево, занимаясь частной врачебной практикой. Николай Александрович способствовал открытию в Короваеве двухклассное училища, в котором сам преподавал и был его попечителем, народной библиотеки, почты, телеграфа, сельского пожарного общества. Он был делегатом нескольких губернских съездов врачей. В 1908 г. Покровским уездным земством была учреждена для студентов Московского университета премия имени Н.А. Каргополова. Николай Александрович Каргополов скончался в 1913 г. в Короваеве.

В официальных документах "Короваево" стало Караваевым (повлияло "акающее" произношение).
Известные русские писатели В. Солоухин и В. Ерофеев имели с Караваевым самую тесную связь. Солоухин много путешествовал по этим местам, собирая материал для своих книг, а Венедикт Ерофеев жил неподалеку, в деревне Мышлино, откуда родом была его первая жена Валентина. У них родился сын, которого тоже назвали Веней. В Мышлино были написаны главы знаменитой повести Ерофеева "Москва - Петушки".

Численность населения: в 1859 г. – 398 чел.; в 1897 г. – 672 чел.; в 1905 г. – 858 чел.; в 1926 г. – 725 чел.; в 2002 г. – 180 чел.; в 2010 г. – 190 чел.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы

В 1637 году село было во владении стольника Дмитрия Фёдоровича Кузьмина, в то время здесь стояла деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами «Пречистой Богородицы Огидитрии и собора архистратига Михаила», построенная «клецки». При церкви были поп Аврамий Михайлов, дьячок Силка, просвирница. В патриаршую казну с этой церкви взималось дани 8 алтын 3 деньги. В 1663 году уже существовал пристроенный к храму придел святителя Николая Мирликийского.
В 1730 году Дмитрий Афанасьевич Кузьмин-Караваев построил каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней. Время построения церкви видно было из надписи на прежде бывшем иконостасе.
С 1855 г. священником с. Караваева был Иоанн Сергиевич Давыдовский. В 1832 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 1-го разряда, с 1834 г. - священник с. Воспушки Покровского уезда, с 1853 г. низведен в причетники, скончался в 1861 г.
С 1861 г. священником Успенской церкви с. Караваева Покровского уезда состоял о. Андрей Осипович Капацинский. В 1856 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда, скончался в 1862 г.
Священник Михаил Петрович Тихомиров окончил Владимирскую семинарию в 1822 г., рукоположен во священника ко храму с. Юрково Юрьевского уезда Владимирской губернии, позднее переведенного в Караваево. Отец Михаил Тихомиров в 1850 г. вышел за штат, скончался 5 апреля 1865 г.
В 1871 году шатер колокольни был надстроен.
В это время настоятелем храма был священник Феодор Тихомиров, исполнявший должность благочинного. Феодор Михаилович Тихомиров окончил Владимирскую духовную семинарию в 1846 г. В 1847 г. он был рукоположен во священника ко храму с. Железово Владимирского уезда. В 1850 г. переведен в Караваево на место своего отца, священника Михаила Петровича Тихомирова. В 1881 г. возведен в сан протоиерея.
В № 14 «Владимирских епархиальных ведомостей» за 1889 г. на-1 печатана статья священника Павла Лепорского «Поднесение наперсного креста отцу благочинному 3-го благочиннического округа Покровского уезда, протоиерею Ф.М. Тихомирову, от ведомственного духовенства»:
«20 января исполнилось тридцать лет co дня вступления о. протоиерея с. Короваева Ф.М. Тихомирова в должность благочинного, которую и проходил без перерыва до выборного начала, во время выборов и после них.
Во все это время он был беспристрастным начальником, мудрым советником и опытным руководителем. Отношения его к подчиненному духовенству имели характер отеческий. Никто и никогда не слыхивал от него строгих выговоров; благодаря опытному уму и доброму своему сердцу, он умел совмещать требование закона с отеческою снисходительностью.
В особенности досточтимый о. протоиерей отличался и отличается духом мира: уговорить, согласить, умиротворить враждующих - его первая задача; прекратить раздор, так сказать, домашними мерами - его первая забота! Поэтому в продолжение тридцатилетнего правления его, жизнь ведомственного духовенства, за исключением немногих случаев, текла мирно, тихо. Чтобы вернее расположить к себе духовенство и чрез это действовать на него умиротворяющим образом, он держит себя со всеми просто: дом его открыт всегда, и рано и поздно, для всякого. И ведомственное духовенство, благодаря таким качествам своего ближайшей начальника, привязано к нему всею душей. В изъявление любви своей к нему, на одном из съездов прошедшего года оно единогласно постановило открыть добровольную подписку на приобретение наперсного креста для поднесения о. прот. Тихомирову в день тридцатилетия. Пожертвовали с полною охотою; даже заштатные причетники,- и те внесли от своих скудных средств немалую долю. Скоро набралась достаточная сумма.
От Его Высокопреосвященства последовал и указ с милостивою резолюцею: «Разрешается духовенству 3-го благочиннического округа Покровского уезда приобрести и поднести благочинному протоиерею Феодору Тихомирову наперсный с украшениями крест». Духовенство того только и ждало.
Настало 19-е января - день, назначенный для поднесения креста. Духовенство из окрестных сел явилось еще задолго до начала литургии в с. Короваево, чтобы принять участие в торжестве и вознести теплые молитвы пред престолом Всевышнего о здравии и спасении своего начальника. В половине 9 часа начался благовест к Божественной литургии. Скоро явился в церковь сопровождаемый депутацией о. протоиерей, приложился ко кресту, окропил себя св. водою и выслушал приветственную речь от священника Павла Лепорского. Взойдя на амвон и возложив на себя епитрахиль, он начал входные молитвы. По прочтении часов совершил он литургию, в сослужении четырех иереев, при самой торжественной обстановке и при участии певчих. Храм был полон богомольцами. Во время причастного стиха о. депутат Розов произнес приличное торжеству слово.
По окончании литургии все духовенство в облачениях вышло на средину храма; вышел и о. протоиерей на амвон. Тотчас стал пред ним о. депутат и, по прочтении адреса от духовенства, поднес о. протоиерею лежавший на аналое украшенный золотом наперсный крест. Вслед за ним церковный староста с. Короваева, почтенный старец Крашенинников, поднес любимому своему пастырю дорогую икону Спасителя в золотой ризе. При этом о. духовник произнес поздравительную речь. На адрес депутата и на речь духовника о. протоиерей ответил следующею задушевною речью: Достопочтимые пастыри, отцы и братья! «С сердечным умилением и благоговением принимаю от Вас драгоценный дар Ваш, коим вы, с разрешения благостнейшего Архипастыря нашего, соблаговолили почтить меня от искреннего сердца вашего за мою долговременную и, по мнению вашему, полезную службу. Благодарю вас всеусерднейше за оказанную честь и за выраженные вами ныне отрадные для меня чувства вашей ко мне признательности. Казалось бы - чего еще приятнее! Но при всех приятных ощущениях, какими преисполнена душа моя в настоящие знаменательные для меня минуты, я крайне смущаюсь Духом и не могу не сознаться, что все высказанные вами благохваления о службе моей не по достоинству моему, и честь, вами ныне оказываемая, неизмеримо выше моих заслуг.
Правда, долговременно мое служение: вот уже 30 лет минуло, как я состою в должности смотрителя благочиния; но, вспоминая пройденное мною служение, я не усматриваю в нем ничего особенно выдающегося, за что имел бы право удостоиться такой почести, - кроме разве только того, что, проходя должность благочинного, по мере сил и уменья с должным рачением, как того требовала самая должность, я вместе с тем всегда относился к вам с искреннею любовию и сердечным благожеланием мира между всеми, всемерно стараясь делать добро одинаково всем. Но и такому миролюбивому моему к вам отношению, равно как и долговременному служению, весьма много способствовали вы же сами вашим ко мне расположением и доверием, ревностным исполнением пастырских обязанностей, добрым поведением и всегдашнею готовностью к исполнению всех начальственных распоряжений, так что мне служилось легко и приятно. Итак, по отношению к вам не находя с своей стороны каких-либо особенных заслуг, я не иначе могу объяснить настоящее ваше чествование, как только одним вашим снисхождением к моей старости, одною братскою христианскою любовию, которая, по слову Апостола, долготерпит, милосердствует, вся любит, вся терпит. Пусть же многоценный дар ваш будет памятником нашей взаимной любви! Теперь возблагодарим Господа Бога, что Он помог нам столь долгое время прожить в мире и любви, и помолимся, чтобы Он продлил нашу любовь отныне и до века». По окончании речи был отслужен благодарственный Богу молебен.
За молебном, по прочтении Евангелия, были произнесены речи священниками Василием Сперанским, депутатом Розовым, Иоанном Щегловым и Иоанном Орловым. Последний, близко знавший своего начальника, прекрасно обрисовал в своей речи о. протоиерея как семьянина, как священника и как благочинного. Молебен кончился в 21/2 часа обычным в подобных случаях многолетием. По окончании службы о. протоиерей вышел в свой дом, предшествуемый о. депутатом, который нес икону, и сопровождаемый духовенством, которое шло попарно. Народ толпился по обеим сторонам идущих. При входе в дом почтенного о. протоиерея встретила с хлебом-солью больная, поддерживаемая двоими сыновьями, супруга его. Не удержался теперь и вслух зарыдал, до глубины души тронутый встречей, смиренный старец. В доме, при общем поздравлении о. протоиерея и семейных его, о. И. Виноградов произнес соответствующий случаю привете стихах.
В одной из строф довольно метко характеризуются личности деятельность о. протоиерея:
В благочинье тихо, мирно
У тебя всегда велось,
И прозванье «Тихомиров»
Оправдать тебе пришлось...
Затем все приглашены были к чаю».
В № 10 за 1894 г. «Владимирских епархиальных ведомостей» учитель Дмитрий Молчанов опубликовал слова памяти о протоиерее Феодоре Тихомирове:
«21-го марта в 3 часа по-полудни ...скончался протоиерей с. Короваева, благочинный 3-го округа Покровского уезда, Феодор Михаилович Тихомиров. Покойный был сын священника с. Юркова Юрьевского уезда. Окончив полный семинарский курс наук с званием студента в 1846 г., он в 1847 г. Высокопреосвященнейшим Парфением был определен священником в с. Железово, Владимирского уезда, а в 1850 г. переведен в с. Короваево, где он и находился до своей кончины, последовавшей на 69 году от роду. Много потрудился покойный о. протоиерей на благо Православной Церкви в скромном, но высоком и ответственном сане священника и в должности благочинного. Должность ведомственного благочинного покойный занимал с 1859 г. до самой своей кончины. Как благочинный, о. Феодор не был лишь формальным только исполнителем официальных распоряжений, но при исполнении своих административных обязанностей всегда сообразовался с положением дел на месте, с действительными условиями жизни тех или других лиц. Всевозможные распри и кляузные дела, возникавшие в подведомственном духовенстве, о. Феодор старался потушить при самом их возникновении. При этом нужно было удивляться его уменью вникнуть в положение враждующих сторон, уяснить справедливые требования той или другой и всякими доводами довести дело до мирного конца. Большинство дел не восходило далее дома о. протоиерея, благодаря его старанию и редкому уменью водворять мир, где только возможно.
Доброе, любящее сердце его не мало страдало при виде людей обижаемых и притесняемых. Все меры употреблял о. протоиерей, какие были в его власти, для того, и часто достигал своей цели. Дом покойного был открыт для всех и во всякое время. Поэтому все знающие его были привязаны к нему всею душой и обращались к нему за советом не только во всех служебных делах, но часто в делах личных и семейных. Часто и много огорчали о. протоиерея материальная необеспеченность духовенства, его приниженность, забитость. Вопрос о Поднятии авторитета духовенства и вообще об улучшении его положения был любимой темой его бесед. В 1869-1870 гг. о. Феодор был деятельнейшим членом Покровской уездной комиссии по расписанию приводов и причтов, и за его особые труды по собиранию сведений, нужных в этом деле, объявлена ему была благодарность от губернского присутствия по улучшению быта духовенства.
Кроме многосложных и ответственных трудов по благочиннической должности, покойный о. протоиерей с примерным усердием и терпением исполнял обязанности сельского пастыря. Замечательная простота в обращении с прихожанами-крестьянами, незлобие и кротость - вот те высокие качества, которыми обладал покойный и о которых теперь вспоминают многочисленные его пасомые и долго еще будут вспоминать. Не говорим уже о благоговейном его служении в храме Божием, обязательном для каждого пастыря Церкви. Нужно еще прибавить, что покойный был законоучителем сначала в земской школе, а с 1887 г. законоучителем и заведующим Короваевской церковно-приходской школой, устроенной его старанием. Одно уже простое перечисление должностей, из которых каждую о. Феодор выполнял с редким уменьем и замечательным успехом, красноречивее всего показывает массу разнообразных и плодотворных трудов, понесенных им на благо св. Церкви. Из детей покойного о. протоиерея в живых теперь четыре сына, все уже устроенные. В последнее время на попечении о. Феодора находились два его внука, обучающееся один в гимназии, другой в семинарии. Много пришлось покойному перенести в семье и горя; довольней было у него забот о родных сиротах.
Сначала на его попечении оставались сироты-сестры, после сироты-племянницы и, наконец, внуки. Всея что было возможно, употреблял о. Феодор чтобы заменить сиротам отца: он неутомимо заботился о их воспитании, образовании и, наконец, устройстве их личной жизни. На погребение покойного ...стеклась масса народа из его пасомых, прибыли его родные и окружное духовенство. Все со слезами на глазах провожали в могилу прах дорогого, любимого и уважаемого о. протоиерея Феодора Михаиловича».

У алтаря церкви сохранилось разрушенное надгробие настоятеля, протоиерея Александра Фёдоровича Аедоницкого (1843—1907). Александр Аедоницкий окончил Владимирскую духовную семинарии в 1866 г., с 1869 г. - учитель во Владимирском духовном училище, в 1872 г. рукоположен во священника ко храму с. Ивановского-Прозоровских, в 1894 г. переведен ко храмам с. Караваева. Он устроил в селе церковно-приходскую школу в 1898 г. Его дочь Анна Александровна (ум. 1948) была учительницей в караваевской школе, а сын Иван Александрович (ум. 1948), окончивший Владимирскую духовную семинарию в 1896 г., в том же году также стал учителем караваевской школы.
В советское время их могилы осквернены, надгробие протоиерея Александра Аедоницкого разбито. Семейный некрополь Аедоницких у церковного алтаря был восстановлен.

24 июля 1895 г. в селе Караваево родился будущий мученик за веру Борис Константинович Успенский. Он был старшим в семье протоиерея Константина Успенского (священномученика, 1872-1937), кроме него было пятеро детей. Борис окончил духовную семинарию, а поскольку в это время началась Первая мировая война, обращенная затем большевиками в войну гражданскую, он был мобилизован в Красную армию, где служил писарем. После демобилизации работал счетоводом, последние годы жил вместе с отцом. Лжесвидетели показали, будто Борис Константинович говорил, что «во время богослужения грех работать, а нужно идти в церковь и молиться Богу, Господь пошлет хороший урожай». 12 ноября 1937 г. "тройка" НКВД приговорила протоиерея Константина к расстрелу, а его сына Бориса — к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Протоиерей Константин Успенский был расстрелян 25 ноября 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой. Борис Константинович Успенский умер в Сиблаге, в Кемеровской области, 15 декабря 1942 г.

Из св. икон в этой церкви особо чтилась прихожанами храмовая икона Успения Пресв. Богородицы в серебряной вызолоченной ризе. Как особая святыня, хранился напрестольный серебряный крест с частицами св. мощей: преп. Пимена Многоболезненного, Григория Чудотворца, преп. Нифонта, Иоанна Многострадального и Ефросинии Суздальской.
Престолов в Успенском храме два: в честь Успения Пресв. Богородицы (освящен при создании храма) и придельный во имя архистратига Михаила (освящен неизвестно когда).
Утварью, ризницей и св. иконами обе церкви снабжены достаточно. Церковные документы храниилсь в целости: копии с метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1828 года.
Церкви принадлежал капитал 6460 р. 3 к., процентами с которого она и пользовалась.
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: а) от служб и требоисправлений до 1240 р. в год, б) от земли пахотной и сенокосной до 100 р., в) от хлебного сбора до 100 руб. и г) процентов с причтового капитала (1900 р.) — 76 руб., а всего более 1500 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 3 дес.. пахотной 30 дес. и сенокосной 3 дес.
Приход состоял из села Короваева и деревень: Очепа (2 вер. от церкви), Маркова (2 вер.), Мышкина (2 вер), Калинина (1 вер.), Туйкова (3 вер.), Выползова (4 вер.), Дохлова (5 вер.), Свинцова (5 вер.), Кузяева (3 вер.), Панькова (2 вер.) и Полян (6 вер.), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 1290 душ муж. пола и 1450 женского: все православные.
В Советское время церковь была закрыта, уничтожено внутренне убранство, разрушен алтарь.

В 1864 году местный помещик граф Николай Петрович Апраксин (1816-1908) (он жил в усадьбе Митино, находившейся в версте от села на другой стороне реки Пекши) построил в селе второй каменный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (освящен в 1864 г.). В его подклете в 1889 году был устроен придельный храм святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В конце 1950-х — начале 1960-х годов храм был разработан до середины окон нижнего ряда и переделан в сарай.
Николай Петрович Апраксин с 1830 г. служил в Киевском гусарском полку. Вышел в отставку в 1848 г. в чине ротмистра. В 1848-1850, 1851-1853 гг. Николай Петрович - владимирский совестной судья. Совестной суд создан в 1775 г., действовал не только на основе законов, но совести и естественного понятия о справедливости. Суд состоял из судьи и 6 заседателей, по 2 от дворян, городских и сельских обывателей. Заседатели от крестьян и горожан не принимали участия в делах дворян. В совестной суд поступали дела по соглашению спорящих сторон либо переданные из других судов уголовные дела со смягчающими обстоятельствами. С 1857 г. совестной суд решал торговые и исковые дела, например споры об имуществе между родителями и детьми. Совестной суд упразднен в 1864 г.
Был одним из лучших садоводом-помещиком Владимирской губернии. В 1854—1856 гг. был почетным попечителем Владимирской губернской гимназии. В 1867—1869 гг. был владимирским губернским предводителем дворянства, получив чин действительного статского советника.

Рядом с церковью - здание часовни преп. Серафима Саровского, перестроенное из церковной сторожки. Богослужения совершаются в часовне. У входа в часовню установлен памятный крест священнику Караваевского прихода протоиерею о. Иоанну Казанскому, погибшему в Сибирских лагерях 13 марта 1938 г.

Писатель В. Солоухин был в Караваеве в 1956 году и вот что увидел: "В прицерковной траве валялись и то и дело попадались нам под ноги черепная кость, то бедро, то обломок человеческого таза, и там и тут виднелись в высокой траве опрокинутые каменные памятники. Удалось разработать несколько стёршихся, забитых землёй надписей: «Секунд-майор Андрей Алексеевич Кузьмин-Караваев, Владимирской губернии предводитель дворянства с 1797 по 1802 года», «Действительный статский советник граф Николай Петрович Апраксин» (22.1.1816— 4.7.1902), «Князь Константин Фёдорович Голицын» (1819—1884), он был младшим братом князя Александра Фёдоровича Голицына-Прозоровского.

В двух верстах от караваевских храмов находятся деревни Марково и Очеп (дер. Очеп в 1974 г. объединена с д. Марково.). Поблизости от них до середины 1950-х годов стоял Преображенский храм древнего погоста Спас Железный посох, построенный в 1809 году на месте деревянного и взорванный на щебёнку для предполагавшегося строительства Караваевской ГЭС, которая так и не была построена.
Погост Спас-Железный посох

«Погост Спас-Железный посох при р. Пекше находится в 50 верстах от губернского города и в 32 от уездного».
Исторических точных сведений, которые могли бы объяснить такое оригинальное название Спасского погоста не сохранилось. По преданию, название «Железный посох» дано Спасскому погосту оттого, что царь Иоанн Васильевич Грозный приложил в церковь этого погоста свой железный посох, который он обыкновенно носил в руках. Предание связывает этот «приклад» Грозного царя со временем путешествий его из Москвы в Казань. Когда исчез посох, неизвестно.
Когда построена на погосте в первый раз церковь, точных сведений не сохранилось, но можно с достаточною вероятностью предполагать, что она была уже здесь или в конце XVI или начале XVII столетия. Но в начале XVII столетия церковь запустела и в патриарших окладных книгах значилась пустовая церковная земля «Спасская железнаго посоха» до 1634 г.; земля эта была отдана на оброк «человеку Василья Танеева (очевидно, местного вотчинника) Панфилке Артемьеву за 13 алтын две деньги».
В 141 (1633) г. на кустовой церковной земле была построена вновь церковь в честь Преображения Господня; в 143 г. она занесена была в патриаршие книги жилых данных церквей; дани с нее было положено 13 алтын 2 деньги.
Сведений о дальнейшей судьбе этой церкви до начала XIX столетия нн сохранилось. Известно только, что бывшая в Спасском погосте деревянная церковь в 1807 г. сгорела и вместо нее построен уже каменный храм.
Престолов в этом храме два: в холодном в честь Преображения Господня, в приделе теплом во имя св. Николая Чудотворца.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно: чего-либо замечательного по своей древности или ценности в церкви не имелось.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1806 г., исповедные росписи с 1829 г.
Причта по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: а) жалованья из государственного казначейства с 1895 г. — 400 руб., б) процентов с причтового капитала (3036 р.) — 117 р. 20 к., в) от земли пахотной и сенокосной до 100 р., г) от церковного леса отоплением на 50 р. в год, д) от хлебного сбора с прихожан до 50 р. и е) от служб и требоисправлений до 240 р., а всего до 950 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1 дес. 1881 саж., сенокосной 31 дес. 44 саж., дровяного лесу 38 дес. 700 саж., остальная земля пахотная.
Приход состоял из деревень Танеева (в 6 вер. от церкви), Полян (5 вер.), Максимцева (4 вер.) и Дюковки (2 вер.), в коих по клировым ведомостям 1896 г. числилось 219 душ муж. пола и 243 женского; все православные.