Фарфоровые черепки

Ольга Сквирская Дудукина
На первый взгляд – хлам, битая посуда. В ящике рабочего стола.
- Зачем хранишь это? – спрашивает офис-менеджер.
- Отнеси в музей! - говорят те, кто понимает.
Потому что это черепки от старинной фарфоровой посуды – таких чашек и тарелок уже не делают.
Рисунок старомодный.
«Когда я была маленькая, в доме у нас были тарелки с таким же рисунком, - вспоминаю я. – Боже, как давно я живу на свете! То, что я видела в детстве,  уже стало музейной стариной!»
Но эти черепки ценны не столько своей древностью, весьма, впрочем, относительной. Это привет из затопленного города Бердска.

                * * *

...В конце 60-х на реке Берди ради строительства плотины затопили целый город. Перед этим предложили его жителям переселиться в другое место, выделив землю. Кто успел, вывез разобранные на бревна избы и скарб, кому-то не повезло. Вскоре на город хлынули потоки воды, и он вместе с церковью ушел под воду, как славный град Китеж.

Через десятилетия ученые сообщили, что эта идея была ошибочной: расплатой за нее явилась экологическая катастрофа. В Обском море теперь бьется на поверхности, не в силах уйти под воду, зараженная глистами рыба. Цветет застойная вода. Но время вспять не повернешь.

                * * *

Волны искусственного моря постоянно выбрасывают на берег старые монеты, гвозди, черепки от глиняной и фарфоровой посуды. Некоторые вещи давно вышли из обихода – например, лошадиные хомуты.
Моя приятельница Галя, которая живет на берегу Обского моря, любит бродить по берегу, собирая эти предметы, когда-то исправно служившие первым бердчанам.
- Дай мне, – прошу я. – Когда буду снимать фильм о католиках Бердска, мне нужно будет немного показать и историю города.
- Возьми, – Галя охотно пересыпала мне в руки разноцветные черепки и ржавые гвоздики.

                * * *

...Сергея и Свету, персонажей моего сюжета, мы привезли на берег Обского водохранилища. Разбросав по берегу мои черепки, я попросила Свету бродить по песку, как бы собирая их - под камеру.

При монтаже я обнаружила, что почему-то эти маленькие свидетели былой жизни в несуществующем ныне городе производят куда более сильное впечатление, чем съемки из музея, где нам профессионально и бодро изложили материал о строительстве электростанции.
«Откуда такой трагизм? - размышляю я, перебирая темно-синие и светло зеленые осколки фарфора. – Разбитая посуда – ну и что? Посуда ведь бьется к счастью».

И вдруг я понимаю.
Эти осколки – это все, что осталось от чьей-то родины…

                * * *
...Моя мама родилась в маленьком дальневосточном поселке Домбуки на реке Зее. Так записано в паспорте.
Но она никогда не сможет навестить место, где прошло ее детство – его больше нет на свете. Так же, как Бердск, этот поселок был затоплен при строительстве электростанции.

Разбитую посуду не склеишь, стертую с лица земли родину не вернешь.

Из сборника Ольги Сквирской "Ненужные вещи"