Дитё перестройки

Священник Владимир Русин
Эпизод второй. Между Августой Андреевной и Марией Ивановной
 
Августа Андреевна Кожедуб. Разве можно забыть имя свей первой учительницы? В родстве со знаменитым лётчиком-героем она не состояла. Однако в ней самой было что-то героическое. Как она вдалбливала в наши "садовые головы" знания! Долгое время я был уверен, что написать "ЖИ" или "ШИ" с буквой "Ы" - это значит не просто ошЫбиться, это значит совершить преступление против Родины и партии.
 
Августа Андреевна держала нас в строгости. Не любила шуток. Поэтому я, привыкший к тому, что любая беседа на серьёзные темы, приправляется лёгким соусом юмора, чувствовал себя на её уроках не совсем в своей тарелке. Время от времени мне хотелось разрядить обстановку, вставив свою реплику. А это расценивалось учителем как вопиющее нарушение дисциплины. Стоит ли удивляться, что в дневнике моём собралась изрядная коллекция "неудов" за поведение?

Нельзя было оценить на "отлично" и моё прилежание. С грамматикой я дружил. Читать и (особенно) писать мне нравилось. Но на страницах моих тетрадей была видна работа мысли, которую строгая учительница принимала за "грязь".

Словом, намучилась со мной Августа Андреевна. Не знала уже в какой угол класса меня поставить, где бы мне лучше думалось о своём поведении. О, сколько её творческой энергии ушло на написание замечаний в мой дневник! Будучи в добром расположении духа она давала мне лаконичную характеристику: "мальчик способный, но недисциплинированный". Будучи в раздражении, могла наговорить моим родителям такого, что папа тут же хватался за первый же предмет, похожий на ремень, а мама размышляла вслух о переводе меня в спецшколу.
 
Может быть до этого и дошло бы дело, если бы мне не пришлось сменить школу по банальным семейным обстоятельствам. Мы получили долгожданную квартиру! Пока однокомнатную "малосемейку" с крохотной кухней и совмещённым санузлом. Квартира эта находилась в одном из микрорайонов новой части города, носящем имя педагога Макаренко. Там же находился ряд средних учебных заведений: ПТУ, техникум и единственный на тот момент в Старом Осколе ВУЗ - филиал Московского института стали и сплавов. Школу в микрорайоне Макаренко ещё не успели построить и поэтому новосёлы (а новосёлами там были все) отдавали своих детей в одну из трёх школ соседнего микрорайона, носящего имя полководца Жукова.  Так в середине своего третьего учебного года я стал учеником 3-го класса "А" средней школы №16.
 
Мама отвела меня первый раз в новую школу. Познакомилась с моей новой классной руководительницей Марией Ивановной, улыбчивой и мягкой. А затем переключилась в режим ожидания. Каждый раз встречая меня после уроков дома, она с тревогой открывала дневник и не находила привычных "заметок на полях". Там были только оценки. Причём, приличные: четвёрки-пятёрки. Маму стали терзать сомнения и подозрения. Недели через две она не выдержала и сама пришла в школу для серьёзного разговора.
 
- Мария Ивановна, что случилось?
- А что должно было случиться?
- Мой сын вообще посещает школу?
- Посещает.
- А почему меня уже полмесяца не вызывают к директору?
- А почему Вас должны вызывать?
- Он что не балуется?
- А где Вы видели ребёнка, который не балуется?...

Жаль, что Мария Ивановна учила меня всего несколько месяцев. В конце учебного года она ушла в декретный отпуск.

Понимая, что с людьми нас сводит не слепой случай, а Промысел Божий, я благодарен Богу, что учить меня начинали столь непохожие педагоги: гладящая по голове Мария Ивановна и закручивающая гайки Августа Андреевна.

Священник Владимир Русин