2. Голландия. Амстердам

Александр Степанов 9
     Амстердам…город-легенда! Родина великих живописцев, и город развратной любви, одновременно. В далекое советское время, когда информации о том, как живут европейцы, у нас не было совсем, мрачные образы растленной жизни этого города лились на нас потоками из газет и радиопередач советского агитпропа. Много позже, когда российские туристы хлынули потоком в Европу, стало проясняться, что Амстердам это прежде всего город великой архитектуры, город Рембрандта и Ван Гога, культурная столица северной Европы. Тем не менее, интерес к обратной стороне жизни Амстердама оставался у всех, кто стремился попасть в этот город. Так случилось и с нами.

     Прилетев в Амстердам, мы добрались на такси до гостиницы, расположенной далеко не в центре города, бросили свои вещи, и, поскольку было часов пять вечера, решили отправиться в город, чтобы не терять драгоценного времени. Мы не обсуждали, куда именно мы направимся, но, как вскоре выяснилось, цель была у нас обоих одна и та же. 
     Мы шли довольно рассеянно, озираясь по сторонам, интуитивно определяя направление к центру города. Через некоторое время нас обогнала группа молодых мужчин. Это были парни лет двадцати пяти, они шли молча, целеустремленно, почти строевым шагом. Жена первая сказала:
     - Кажется, нам с ними по пути!
     Я кивнул, и мы пристроились в хвосте этой группы, стараясь не отставать. По умолчанию стало понятно, что мы оба и эти парни стремимся в квартал "красных фонарей".
     Глядя в затылок этим парням, я удивлялся их молчаливой сосредоточенности, будто они шли на военное задание. Они даже одеты были как-то единообразно. И мы невольно шагали с ними почти в ногу. Наш маленький отряд продвигался в центр города уже минут пятнадцать, минуя многие улицы и мосты через каналы, которые я даже не успевал рассмотреть.
     И вдруг наши провожатые остановились, как вкопанные, обменялись несколькими словами, и направились к зданию с большой вывеской…Мак-Дональдс! Когда они все исчезли за дверью, я виновато посмотрел на жену. В ее глазах отражалось недоумение и разочарование. Поэтому я сказал неунывающим голосом:
    – Не огорчайся, парням нужно подкрепиться, им предстоит серьезная работа!

     Дальше мы пошли самостоятельно, но теперь уже интуиция довольно быстро привела нас к заветному месту. Подойдя к очередному каналу, мы увидели на другом его берегу несколько ярко освещенных улиц, идущих параллельно друг другу, с красными фонариками на фронтонах крыш. Это и был знаменитый квартал красных фонарей.
     Честно говоря, я плохо представлял себе, что именно нам предстоит увидеть. В памяти вставали не очень приятные воспоминания от посещения мною в Нью-Йорке эротического кафе. Тогда мы, трое мужчин из нашей учебной группы, увидев призывную рекламную надпись над дверью, отважились зайти в это кафе, сели за столик, заказали кофе и, обернувшись назад, ужаснулись от неожиданности. В двух шагах от нас, за железной клеткой три абсолютно голые женщины исполняли эротические танцы. Ничего, кроме жуткой вульгарности, в этом зрелище не было. Они принимали вызывающие позы, демонстрируя крупным планом все то многое по формам и размерам, чем их наградила природа. Их движения сопровождались какими-то страшными гримасами, хрипом, и призывными словами. Поскольку все три женщины были негритянками, мне показалось, что они исполняли ритуальные танцы шаманов из африканского племени.

     И вот теперь, перейдя через мост, и направившись к первой улице квартала фонарей, я даже немного побаивался. Но мои страхи тут же развеялись. Улица была неширокой и по обеим сторонам ее, прямо на уровне тротуара, располагались застекленные комнаты, очень маленького размера. В каждой из них помещалась только одна женщина, стоящая во весь рост. Эти комнатки шли одна за другой, поэтому медленно продвигаясь вдоль улицы, мы видели по обеим ее сторонам большое число представительниц прекрасного пола. Я не случайно употребляю это определение, поскольку выглядели они, действительно, прекрасно. Подавляющее большинство из них были очень молоды.
     Одеты они были в очень маленькие бикини, что позволяло любоваться красотой и стройностью тел. Но главное заключалось в их поведении. Мне бы и в голову не пришло назвать этих девушек проститутками, скорее это были студентки университета. Некоторые были в очках, и вели себя очень скромно. Конечно, они мило улыбались, лукаво подмигивали некоторым из проходящих мимо мужчин, но только одиноким, без сопровождения своих подруг. Поэтому в мой адрес никаких знаков внимания ими не предъявлялось.
     Народу по улице прогуливалось немного, но пару раз мы заметили, как молодые люди заходили в выбранную ими комнатку. В открытую дверь я видел, как гость приглашался пройти во вторую комнатку, штора на стеклянной витрине сразу задергивалась, и девушка с юношей оставались в счастливом уединении.
     Самое удивительное, что не только девушки, но и юноши, идущие по улицам этого квартала, вели себя вполне пристойно. Мы не встретили ни одного пьяного, не услышали ругательств, издевательского хохота в адрес стоящих за стеклом жриц любви, все происходило спокойно, открыто, без стеснения и без малейших признаков хамства. Фотографировать девушек категорически запрещается. Этот квартал находится в ведении государственных властей, и никакого криминала в нем нет.

     Впечатление от Амстердама, полученное мною в первый же вечер пребывания в нем, формировалось и укреплялось с каждым последующим днем. Переходя из одного музея в другой, от Рембрандта к Ван-Гогу, затем к Ван-Дейку, и снова к Рембрандту, я проникался духом этого города. Я понял, что внутренняя свобода его жителей, свобода от религиозных штампов, от идеологических установок, умение жить без лжи и ханжества, определяется тем великим искусством, которое родилось в этом городе. Причем, не только живописью. Архитектура Амстердама пленила меня. Множество каналов, по которым мы плавали на прогулочных катерах, позволили вдоволь налюбоваться зданиями на берегах.
     Возможно мои выводы о сущности этого города и его жителей, их мировосприятии и поведении, излишне романтизированы мною. Может быть. Но мне кажется, что подлинная культура, живущая не только на полотнах великих живописцев и в архитектуре зданий, но и веками воспитанная в сознании людей, живущих в этой стране, уравновешивает те кажущиеся «излишки свободы», которые поселились в «квартале любви». Это ощущение внутренней свободы людей мне приходилось наблюдать и в других европейских города, в частности, в Копенгагене, о котором речь будет впереди.

    Два полных дня мы гуляли по Амстердаму, заходили в музеи, катались на катерах по каналам. Посетили рынок цветов. Такого многообразия красок я, пожалуй, еще не видел.
     Главный вид транспорта в городе - велосипеды. Дорожная разметка предоставляет велосипедистам наиболее широкую полосу, автомобилям остается то, что осталось от проезжей части, а пешеходам довольно узкие тротуары. Я не сразу оценил такую расстановку сил, и чуть не попал под колесо велосипеда, мчавшегося с большой скоростью. Велосипедов в городе великое множество. Велосипедные потоки по своей интенсивности можно сравнить, разве что, с китайскими городами. Такое же количество велосипедных парковок, ими заполнены все набережные каналов и многие улицы города.
     Когда привыкаешь к этому велосипедному раю, становится понятно, что именно такая организация движения людей в большом городе, без шума моторов машин, бензиновых паров и неизбежных столкновений, наиболее разумна и приятна. Я с удовольствием смотрел на спортивный вид молодых велосипедистов, и даже старушки в очках разминали ноги, активно крутя педали, и придавая своему телу былую стройность.

     Наконец, наступило время, когда мы должны были прибыть в морской порт, для погрузки на борт теплохода «Евродам». Нам он показался громадным, хотя его размеры были средней величины. Нас ожидало завораживающее путешествие на круизном лайнере компании "Holland America Line" по Северному морю. Вот краткое описание корабля премиум класса: вместимость 2104 пассажира, команда (экипаж) 929 чел., количество палуб 12, количество лифтов 14, длина: 285 м, ширина: 32.2 м, число кают 160, год постройки 2008.
      Итак, это не самый большой корабль, бывают в два раза больше. Наш, пожалуй, можно сравнить с городом, а бывают лайнеры похожие на маленькие страны. Персонал, который обслуживает непосредственно пассажиров, состоял из филиппинцев, мужского пола. Обслуживание было великолепным, они угадывали наши желания, выполняли все, что мы пожелаем, буквально, смотрели нам в рот, с прекрасным английским языком, хорошими манерами, молодые и дружелюбные.
     Мы получили ближайшую к носу корабля каюту с балконом, на шестой палубе. Убирали каюту два раза в день, и филиппинец, прикрепленный к нашей каюте, каждый вечер оставлял на кровати фигурку, мастерски собранную им из махровых полотенец - то корабль, то обезьяну, то корову или кота.
 
     В этом городе-корабле было три бассейна (два открытых и один под крышей), рестораны, кафе, бары, парикмахерские, джакузи, несколько саун, фитнесс-клуб с самым современным оборудованием, театральный зал вместимостью 1200 мест, танцевальные площадки, массажные кабинеты, лекционные и кино залы, шикарные магазины, казино, картинная галерея, медицинские кабинеты и много прочего. А уж индустрия питания со своей кухней у каждого ресторана, запомнилась как фейерверк чревоугодия.
     Рестораны типа шведских столов, с самообслуживанием, работали круглосуточно. Еда разнообразная, свежайшая, невероятное количество овощей, любое мясо, рыба, морская еда: лобстеры, креветки, кальмары и другие морские чудовища. Фрукты, сладости и напитки в изобилии. Каждый день выпекался разнообразный хлеб, пиццы, булочки всех немыслимых видов и т.д. Главное было вовремя остановиться... ))).
     На корабле создавалась атмосфера счастья и изобилия, почти нирвана. Сплошные развлечения, каждодневные шоу, танцы, музыка, общение. Но самое главное нам предстояло испытать впереди - посещение старинных городов Англии и Шотландии, и невероятное чудо природы - норвежские фьорды.