4. Шотландия. Эдинбург

Александр Степанов 9
     К вечеру мы вернулись на корабль, где нас ждал первый ужин в самом большом ресторане на седьмой палубе. Мы с женой одели парадную форму и в приподнятом настроении отправились поужинать. У входа в ресторан нас встретил филиппинец-метрдотель, одетый в красивую ливрею, внимательно осмотрел наш внешний вид, и удовлетворенный спросил, хотим ли мы сидеть за столиком с нашими соотечественниками, или согласны на любых соседей. Я сразу ответил, что мы хотим сидеть только с англоязычными посетителями ресторана.

     Он проводил нас к столу, где уже сидели две супружеские пары из Америки. Они сразу буквально набросились на нас с вопросами, кто мы и откуда. Американцы очень приветливые и открытые люди, проявить внимание к незнакомцам, сидящим рядом, для них естественная норма поведения. О себе они сразу рассказали, что живут в Техасе, и обе женщины работают учителями в школе, одна преподает математику, а другая литературу.  Когда они узнали, что мы из Петербурга, их интерес возрос еще больше. Мы очень хорошо провели время за ужином с нашими новыми друзьями, тем более, что нам подавали изысканные блюда…

     На следующее утро мы прибыли в Эдинбург, столицу Шотландии. Город по праву считается одним из красивейших и самых колоритных городов Соединенного Королевства. Судьба Шотландии была трудной, кто только не завоевывал ее, и викинги, и римляне, и англичане. Когда-то, в незапамятные времена, Эдинбург был важнейшим центром этого государства, а некоторое время резиденцией королей. В Эдинбургском замке до сих пор хранятся королевские регалии Шотландии, которые теперь уже - атрибуты британской короны.

     Шотландия входит в состав Великобритании, но ее народ до сих пор стремится к самостоятельности. Поэтому время от времени шотландцы проводят референдум за отделение от Британии, но каждый раз немного не набирают необходимых голосов. Интересно, что внутри Британской империи подобные попытки отделения происходят и в других государствах. Например, в Канаде франкоязычная провинция Квебек уже несколько раз проводила референдум о выходе из состава Канады, но с таким же отрицательным результатом.
     Мне это кажется странным. На мой взгляд, настроения сепаратизма порождены исторической памятью народа о длительной, изнуряющей борьбе за свободу. Но в наше время жизнь сильно изменилась, особенно в Европе, где, наоборот, доминирует стремление к кооперации, примером чего является Европейский союз. Однако теперь, после того как случился Брексит, и Англия покинула Евросоюз, мои дилетантские рассуждения могут вызвать только снисходительно-ироническую улыбку…

     Однако, вернемся в Эдинбург, город, к которому меня давно тянуло по разным причинам. Я знал по некоторым источникам о его красоте и необычайной истории, но главное, что меня привлекало сюда еще в детстве, это мои литературные  кумиры, родившиеся в этом городе.
     Вальтер Скотт, «Айвенго», его благородные рыцари поселились в моем сознании еще в школьные годы. Льюис Стивенсон, «Остров сокровищ», моя любимая, почти настольная книга, рождавшая страсть к приключениям. Артур Конан Дойль, «Шерлок Холмс», классика детектива, построенная исключительно на тонком анализе человеческих поступков, поэт Роберт Бёрнс, «в моей душе покоя нет, весь день я жду кого-то»…
     На одной из улиц Эдинбурга я увидел дом-музей Адама Смита, первого открывателя рыночной экономики, а в Эдинбургском университете кабинет Джеймса Максвелла, описавшего законы электродинамики, которые я сдавал на экзамене, учась на четвертом курсе университета.
     Но самая интересная встреча, которую я очень ждал, это памятник Королевы Шарлотты, в центре старой части города на Шарлотт-Сквер. Я даже сфотографировался с нею, с женщиной, чье имя уже более двадцати лет носит моя фирма…Но это так…маленькие частности….

     А дальше мы отправились в Эдинбургский замок, расположенный в живописном месте потухшего вулкана, на высоте 130 метров над уровнем моря. Когда-то он был крепостью, и глядя на него снизу, я любовался безупречной красотой этого средневекового строения, с его глухими стенами, башнями и шпилями. Поднявшись наверх, мы осмотрели всю территорию замка, с находящимся внутри Королевским комплексом Холируд-Хаус. От замка в сторону старого города идет довольно широкая «Королевская миля», по которой когда-то прохаживались монархи, а теперь она застроена высокими домами, с расположенными в них магазинами, кафе, ресторанами и пабами, и где нередко, навстречу туристам, попадаются статные мужчины, одетые в традиционные шотландские юбки.
     С высоты замка хорошо видно, как от Королевской мили вверх и вниз расходится множество узеньких улиц и кривых переулков, напоминающих запутанный лабиринт.
     Экскурсия была обширной, мы посетили Королевский ботанический сад, с пальмовой оранжереей, Георгианский музей, великолепный собор Святого Джайлса и еще много других памятных мест, названия которых я не помню.

     После ужина на корабле меня ждал сюрприз. Надо заметить, что каждое утро возле кают вывешивалась обширная программа отдыха на весь день, с указанием мест расположения всех мероприятий. Среди них были указаны музыкальные салоны, поэтому я немедленно отправился их искать. И вдруг, подходя к одному из них, я услышал звуки струнного квартета. Боже мой!
     Зайдя в небольшое помещение, я увидел такую картину: на маленькой сцене сидели три молодые женщины – две скрипачки и альтистка, а виолончелистом был юноша. Они играли знаменитое «Анданте кантабиле» из квартета Чайковского. Первая скрипачка была необычайно интересной. Породистое лицо, выразительная мимика, красивые руки…и очень глубокий звук ее скрипки.
     Я уже не мог уйти из этого салона, и слушал все квартеты, которые они играли, тем более, что играли они мой репертуар, то-есть те произведения, которые мы когда-то исполняли нашим любительским квартетом. Позже, когда я познакомился ближе с музыкантами, выяснилось, что первая скрипачка, Мэрилл, была профессионалкой, остальные же студентами консерватории.

     Все последующие вечера я проводил в этом музыкальном салоне. Особое очарование заключалось в том, что Мэрилл выходила на концерт то в белом длинном, облегающем платье, то в черном, с зачесанными наверх волосами, то в коротком ярко красном, с распущенными волосами. Надо отдать должное этой женщине, она умела создать у слушателей эстетическое восприятие музыки, дополняя его капельками визуального удовольствия.