Мертвечина

Андрей Карапетян
2018

В наше время название поэмы Гоголя «Мёртвые души» читается, я подозреваю, не совсем так, как читалось тогда, когда написано было. Тогда, в девятнадцатом веке, канцелярский и хозяйственный термин «душа» был Николаем Васильевичем наложен на очень серьёзное в то время духовное понятие. ДУША. И сыграл на контрасте. Нам, агностикам и не понять уже – как.
И что такое – душа, объясните уже сегодня! Особенности характера? Эдакий темперамент… присущий индивидууму? Биология какая-то… Уверен – многие так и полагают, коли приведёт случай задуматься. «Взлёт творческой души художника» – ещё, вот, можно вспомнить. Что обозначает напряжение фантазии и мозгового отдела, отвечающего за расположение линий и пятен, а также за соответствие их заказанному.

Я – православный. Я верю, что душа – это не мозговое напряжение, не память об ответственности за содеянное, а то, неведомое, что делает человека НЕ ЖИВОТНЫМ. И на том понимании долгое время я и останавливался, признаться. Потому что определить не мог толком, что это, и себя не мог определить на каком-ни-то ДВИЖЕНИИ ДУШИ, хотя свято верил, что где-то и как-то ОНА движется во мне. Не в литературном смысле, к прекрасному, например, стремится (хотя она, КРАСОТА, и спасёт мир – кто ж станет с Фёдором Михалычем спорить!), а в моём, только в моём, а не в красиво-литературном, движении, в моём конкретно жизненном объёме. Стремление к прекрасному – это, господа, из тусовочных терминов что-то.
А обнаружить нечто нематериальное можно только ежели оно, это нечто, сдвинулось, воздействовало на материальное моё тело, ОЖИЛО.

И только страшное событие, превращение прекрасной, весёлой, уютной и работящей страны под названием «Украина» в нечто уму человеческому непредставимое, дало сильнейший пинок моему сознанию в этом направлении. Тогда я и начал ловить себя на том, что начинаю понимать, что это такое – ДВИЖЕНИЕ ДУШИ. И чем оно отличается от работы ума и чувств.

Вам приходилось видеть, как вымотанная и угрюмая женщина, толкает перед собой коляску со скрюченным мокроротым пареньком в ней? Вам приходилось ловить его уже равнодушный от неизбывной вины невесть за что взгляд? Вам приходилось помогать этой женщине и её сыну на переходе?
Мне приходилось. Мне приходилось потом утаптывать в себе чувство тоски невероятной, приходилось во имя сохранения просто нормального состояния своего прекращать РАБОТУ ДУШИ – представлять самому себе КАКОВО ЭТО! Я прекращал эту работу, а значит, она была, работа души, думаю я теперь.
Вам приходилось видеть, как в вагон метро вкатывается безногий, в засаленном камуфляже мужик? Вам приходилось тянуться за сотенной, потому что, сколько не дай, ног у него всё равно не будет? И совать эту сотенную ему, стараясь не попасть взглядом в его полупьяный и невозможно, непредставимо добрый взгляд… И снова утаптывать в себе ДВИЖЕНИЕ ДУШИ, понуждающее представить как бы я сам жил без ног, как бы ел, пил, в нужник ходил, как мылся бы?

Я не говорю уже о детишках в хосписах… «Тётя Валя, давай я не буду умирать!»

На страшных вещах проталкивается наша душа к нам, озабоченным и деловым.

Да. Душа, оно конечно, дело хлопотное. Тяжёлое. Легше, когда без неё. Сунул нос в айфон – и нету меня. А безногий дальше катит безропотно. Он понимает… Он понимает, что думают эти айфоноликие люди – всё одно пропьёт и денег жалко. И прощает им. Хотя, сказать по правде, никакие они не айфоноликие – они тоже душу свою утаптывают, суетятся внутри где-то, в уголке каком-то укромном, прячутся. Кто быстро, кто с трудом. Трепыхается, всё одно, там душа. Есть она.

Так, почему – Украина?
Потому что после Одессы не утоптать было лично мою душу, ну, никак. Фотография обгорелого трупа беременной женщины. Со следами проволоки на горле. Она была за ФЕДЕРАЛИЗАЦИЮ. За спасение Украины, как понятно уже сейчас. Добивание арматуринами людей в горящей одежде. Восторг интернета. «Барбекю из колорадов»…
Жуть.
Такого потрясения у меня не было за всю мою жизнь. Преступления против человечности были историей, теорией, далёким фоном. Здесь люди, такие же, как я, такие же, как прохожие на моей улице, убивали с удовольствием и страстью людей таких же, как я, как прохожие на моей улице. Убивали страшно, по-нечеловечески.
И я, по тогда уже приобретённой, дурацкой моей, привычке, пытался представить себе этих людей, что думают, что чувствуют, почему делают?
И тогда начал понимать совершенно нехристианскую вещь (каюсь!) – нету там души, а есть труп с пустыми глазницами вместо глаз. Мертво там. И пахнет мертвечиной. А тело – есть. Кушать просит, тщеславие тешит, драться и бить тянет хозяина. Для эмоций сильных. А там, где душа – там труп.

А потом – Донбасс. И ещё более страшные фотографии – пацанёнок на асфальте с оторванной ногой, сидящая, уткнувшись головой в тумбочку у проваленной стены мёртвая беременная женщина. Мальчик Ваня без глаз, без рук и ног.

Тогда я начал понимать, что вот эта тоска смертная и есть ДУША. Тоска смертная по гибнущему миру. По гибнущему каждый раз миру, когда человек без ног, когда задушена и сожжена женщина на восьмом месяце, когда пацанёнок без глаз и рук. Всё остальное воспоследующее – гнев, ругань, слова, крики, рассуждения – это уже мозг подключился. К той самой ДУШЕ. Тело заработало.

Так, почему – Украина? А не Россия, к примеру?
Потому что нету у меня сейчас с Украиной границы. Знаете почему?
Потому что интеллигенты наши кондовые рассейские, имеющие по любому идиотскому предлогу поднимать хай на весь мир, ни слова не сказали, ни шепоточка не шепнули про то немыслимое, что произошло ТАМ. Всё видели, всё слышали, всё то же талдычат – нету фашистов, путь к свободе, Рашка выведи войска… Наши, мои лично любимые и нелюбимые актёры, режиссёры, писатели и прочая, и прочая…
Нету у меня, лично, границы между Украиной и Россией. Там мертвечина, и здесь – мервечина. Глядят пустыми глазницами и красиво возмущаются преступлениями путинского режима.

А чего я завёлся, собственно?
А был тут день защиты детей – 1 июня. И полезли опять на глаза убитый пацанёнок, Аллея Ангелов в Донецке, удушенная беременная женщина, мальчик Ваня…

А интеллигенты наши в этот день знаете, чем были заняты? Шендеровичи наши родные, посконные, домотканые?
Они выступали за освобождение украинского режиссёра Сенцова. Который снял один видеоролик, чего-то там в блогах написал и поехал готовить взрыв на площади Победы в Севастополе. Когда праздник будет и людей побольше набежит.
Вы же понимаете? Он же – режиссёр, он же не в тюрьме должен сидеть, а в Канны ездить!
Да!.. Он голодовку объявил. Кровавый путинский режим уничтожает лучших людей планеты.

Вы понимаете? Я понимаю.
Мертвечина.