9. Норвегия. Флом и Берген

Александр Степанов 9
     Наступил девятый день нашего путешествия. Утром «Евродам» вошел в Согнефьорд, самый длинный и глубокий фьорд в мире, затем в один из его рукавов Аурландсфьорд, и остановился в тихом местечке Флом, среди отвесных скал и ревущих водопадов.  Отсюда начинается уникальная железная дорога Фломсбан, главная достопримечательность Норвегии.

     Мы погрузились в вагоны маленького электропоезда и прилипли к окнам с фото и видеокамерами. Дорога длиной 20 километров поднимается в горы на высоту около 900 метров, а крутизна подъема местами достигает 28 градусов.  На Фломсбане построено 20 тоннелей, 1 мост, 4 водных тоннеля и 8 станций.
     Железнодорожное путешествие проходит среди диких и прекрасных пейзажей Норвегии. Мы увидели реки, разрезающие глубокие овраги, каскады водопадов, падающих с крутых скалистых гор с белоснежными вершинами, и горные фермы, прильнувшие к склонам на головокружительной высоте.

     У нас было несколько остановок, на одной из которых мы наблюдали сказочное представление на фоне величественного водопада Кьофоссен.  По горной долине разносилась музыка Грига из сюиты Пергюнт. А сквозь туман из водяных брызг водопада, ниспадающего на гигантские ступени горного склона, мы увидели фигуру женщины, танцующую под мотив Песни Сольвейг. Незабываемое зрелище!

     Утром следующего дня мы проснулись в порту города Берген. Для меня это был самый важный пункт нашего путешествия. В этом городе великий норвежский композитор Эдвард Григ прожил более 20 лет, и здесь сочинил лучшие свои произведения.
     Наши пассажиры разделились на группы. Часть из них пошли прогуляться по знаменитой ганзейской набережной с красивыми разноцветными домиками, но мы с женой отправились в поместье Трольхауген, где распложена усадьба Грига.
     Трольхауген включает в себя музей композитора, его виллу и домик, где он писал музыку, а также место его захоронения. Уникальность Трольхаугена в том, что вся обстановка, как на открытом воздухе, так и внутри помещений великолепно сохранилась до наших дней. 

      Григ был общительным человеком, он помогал своим соседям, делал им подарки, его любили и уважали. Когда власти Бергена решили увековечить имя Грига, они обратились к жителям города с просьбой, передать музею вещи, подаренные композитором. Большинство жителей безвозмездно передали в музей его вещи, и только парикмахер, сохранивший у себя прядь волос Грига, потребовал за нее крупную сумму денег. И тогда жители города собрали эту сумму и заплатили этому человеку, чтобы сохранить память о Бергене незапятнанной.
 
     Я долго стоял у памятника Григу, рядом с его могилой, замурованной в кусок скалы, и думал о необычайном таланте этого человека, создавшего такую гениальную музыку.
     Когда мы вернулись на корабль, вечером, перед концертом струнного квартета, я спросил у Мэрилл:
     - Почему бы Вам не сыграть квартет Грига? Ведь мы находимся в его городе, Бергене…
     Она ответила:
     - Что Вы! Это очень сложная музыка! Мы пока не готовы…
     Я ничего не сказал в ответ, но про себя с удовлетворением вспомнил, как мы играли этот квартет в концертном зале Капеллы, и в ленинградском радиокомитете даже хранилась запись этого выступления.