Город в огне

Алла Чурлина
(выставка в Panorama Museum Зальцбургского музея истории и культуры:
дворец Новая Резиденция, вход со стороны Музея панорамы Заттлера,
пл. Резиденций 9; с 28.04.18 до 13.01.2019)

За свою многовековую историю город Зальцбург пережил много пожаров. Да, собственно, они и были главной напастью средневекового города. Дозор осуществлялся с башен городских стен на горе Монахов и горе Капуцинов, а также с башен крепости Хоензальцбург, откуда — с Трубной башни (Trompeterturm) — и давали сигнал об опасности. Это была самая высокая башня над городом и её северо-восточное расположение позволяло идеально контролировать оба городских берега. Раньше, что и отражено в названии башни, сигнал давался трубой, а позднее его заменил пушечный выстрел.

Крупнейший городской пожар случился в Зальцбурге весной 1818 года, 200 лет назад.

Весь день 30 апреля 1818 года сияло солнце. На небе ни облачка и необычайно тепло для этого времени года. С юго-востока дул сильный ветер. Был праздник Вознесения Христова, и Зальцбург сиял всеми красками праздничного убранства и настроения. Ожидался визит знатной персоны — фельдмаршала принца Вюртенберского. В его честь на пл. Резиденций и на пл. Мирабель было выстроено войско городского гарнизона. Появление Его Королевского Высочества ожидалось с минуты на минуту, к торжественному салюту было всё готово. В это время с крепости прозвучал пушечный залп. Все подумали, что это было начало салюта. Но пушечный «гром» оповещал не о прибытии принца, а о надвигающейся катастрофе.

Из крепости сторожевая вахта первой заметила столб поднимающегося дыма на правом берегу Зальцбурга. Позже выяснилось, что пожар вспыхнул в правом крыле дома № 12 в Троицком переулке на втором этаже задней части здания. Это та часть, в которой сейчас находится книжный магазин Rupertusbuchhandlung. В то время помещения использовались под размещение солдат в качестве казармы. По одной из версий, две солдатских жены поссорились и скандалили на кухне, не заметив, как на маленькой печке загорелось масло. Огонь распространился так быстро, что не было уже никакой возможности его сдержать. Он добрался до благоприятного ветра и сухости на соседних кровлях крыш, стал неумолимо двигаться в сторону Старого города. Пламя покрыло весь левый ряд домов на Линцергассе. Загорелись и другие здания, включая улицу Париса-Лодрона; многие здания правобережного Старого города были уничтожены или изуродованы, в том числе дворец Мирабель работы Лукаса фон Хильдебрандта, храм Св. Себастиана и его росписи работы Пауля Трогера.

А в это время на площадях драгуны стояли навытяжку в ожидании герцога. Увидев огонь, солдаты побросали ружья и бросились в казарму. Но разбушевавшееся пламя, которое быстро переходило на соседние дома, остановить было невозможно. Зальцбургский торговец Антон Корбиниан Раухенбихлер записал в своём дневнике впечатление от драматической картины в городе: «Огонь продолжал бушевать 4 дня и ночи». В конце концов, почти вся правая половина города была в руинах. Вызвали бригаду пожарных бенедиктинского монастыря Св. Петра, но когда их команда прибыла на место, казармы были полностью объяты пламанем. Огонь не пощадил и Sekundogeniturpalast Париса графа Лодрона, горели храмы Св. Себастиана и бывший храм Св. Андрея, горела башня дворца Мирабель, где размещалась обсерватория математика, геодезиста, изобретателя и профессора Симона фон Штампфера. Сгорели ценнейшие документы и оборудование. Башня никогда больше не была восстановлена.

В этом городском пожаре потеряли всё своё имущество 298 семей, в общей сложности 1.154 человека, 74 человека погибли и 74 дома были уничтожены. Власти города категорически запретили жертвам пожара попрошайничать. Конфликт не хуже огня устремился в город, который и так опустился в нищету и ничтожное существование после наполеоновских войн. «В семьях, которые позволяли себе называться богатыми, пожар уничтожил приобретение целой жизни», - сообщил живущий в Зальцбурге писатель Алоис Вайсенбах в письме другу в Вену через несколько недель после катастрофы.

Особенно драматична была судьба книготорговца Каспара Заунрита. Он был владельцем Mayrische Buchhandlung, расположенного на Бергштрассе 12. Там он управлял библиотекой и книжным магазином. Дом горел ярко. Книготорговец смог спасти себя первым. Но когда он заметил, что его сын все еще находится в здании, он вернулся. Оба погибли в огне.

Горе семьи Заунрита было велико. Он сам был уважаемым гражданином. «Много лет назад это все ещё было совсем иначе в его жизни», - объясняет С. Н. Томас Вайденхольцер, историк из городского архива Зальцбурга. На рубеже 18-го и 19-го веков, в бурные годы после Французской революции, Заунрит подозревался в том, что он был тайным якобинцем и распространял через свой магазин мятежные писания. Поэтому настоятель монастыря Св. Петра, Доминикус Хагенауэр (да-да, тот самый друг детства Вольфганга Моцарта), наблюдал за деятельностью Заунрита «орлиным глазом». Абат даже вмешался в его концессию на предоставление кредитов — но безуспешно.

Вернёмся назад к 30 апреля 1818 года: улица Bergstrasse была полностью в огне, включая всю Троицкую улицу и дворец Мирабель, где рушилась мраморная лестница и мраморный зал. Море пламени доходило до пригорода Фрошхайма. Linzergasse горела только наполовину. Сильный фён, спустившийся с горы Капуцинов, разносил искры на крыши левой стороны улицы. На кладбище Себастьянсфридхоф из-за жара открылись могильные плиты. Однако горные ряды домов на Линцер- и Штайнгассе остались как чудо спасены. Даже ломбард, который в то время всё ещё стоял в тупике перед Троицким переулком, был спасён благодаря зальцбургским щипцовым «крышным гробницам» с желобами со стоячей водой на чердаке.

«Только через 30 лет следы огня исчезли», - говорит историк города Вайденхольцер. Однако компенсация и помощь жертвам пожара начались сразу после катастрофы. Зальцбургские торговцы организовали большую кампанию по сбору средств через свои международные связи и торговых партнёров. Даже из Санкт-Петербурга и Лондона поступили деньги. Об этом до сих пор свидетельствует доска с благодарностью торговцам, которая была установлена сразу после реконструкции. Любой, кто поищет в доме по Linzergasse 25 (галерея Weihergut после входа справа сверху), может увидеть эту мемориальную доску.

Юбилейной дате 200-летия этой разрушительной пожарной катастрофы историки Эрих Маркс и д-р мед. Питер Ф. Крамм (городской архив) посвятили подробную публикацию с участием многочисленных авторов. В книге рассматриваются вопросы происхождения пожара и его последствий, а также последующие этапы городского развития в Зальцбурге. А выставка повествует и о других трагических страницах в окрестностях города, где огонь не пощадил ни людей, ни плоды их трудов (в качестве примера, рассказано о большом пожаре в Санкт-Иоганне в Понгау, где в 1855 году загорелись заигравшиеся с огнём дети).

Недавно также появилась книга о зальцбургском пожаре 1818 года: «Пламя пылает яростно».  Свой вклад в эту публикацию внёс Йоханнес Ланг. Очень примечательна короткая глава о помощи соседей через границу. Вкратце: помогать зальцбуржцам во время пожара бросились жители баварских городов и общин Берхтесгадена, Лауфена, Тейсендорфа и Траунштейна. А в 1834 году уже помощники из Зальцбурга, Зиценхайма, Валса и Фиэхаузена пришли к соседям бороться с огнем в Райхенхале. Алоис Лергетпорер, бургомистр Зальцбурга, доставил тогда в Райхенхаль за счет жителей Зальцбурга продовольствие. Зальцбуржцы помогли удалить огромное количество щебня, из Зальцбурга прибыли несколько больших грузов с мебелью, кроватями, предметами домашнего обихода, досками и инструментами. Кроме того, кампания по сбору средств в городе Зальцбурге собрала значительную сумму в 2000 гульденов для погорельцев в течение двенадцати дней. Бургомистр Лергетпорер и другие ведущие персонажи событий позже были представленны королём Баварии Людвигом I к наградам. Долг платежом красен.

Сегодня над Трубной башней развевается флаг с гербом Федеральной земли Зальцбург.
Тем самым подчёркивается, что Крепость Хоензальцбург является важным символом для всей Федеральной земли, даже несмотря на её, крепости, официальную принадлежность Республике Австрия. В этой башне сегодня расположено небольшое репрезентативное помещение, где изредка принимают важных персон и гостей на государственном уровне. Здесь, в тесном кругу, с изумительной обзорной панорамой с балкона башни на Зальцбургский край, развлекают высокую публику под звуки 500-летнего часового органного механизма «Зальцбургский бык», колокольного звона собора и 36 храмов города и, конечно же, под звон бокалов с отменнымы австрийскими винами.

А вахту над городом и его пригородами круглосуточно несёт доблестная пожарная служба. Это 120 профессиональных пожарных и большая добровольческая команда, где 185 активных членов (в т.ч. 10 женщин), 40 неактивных и 40 членов молодёжной пожарной команды. Так же как и в Обществе красного креста, добровольное служение на благо горожанам и городу считается почётным и достойным занятием. Это 3500 миссий в год, в том числе 1200 случаев возгорания и 2300 случаев — техническая помощь, спасение людей, спасение животных, опасные грузы и операции с загрязнителями, операции по бурению и наводнениям, помощь в случае стихийных бедствий. В общей сложности площадь рабочей зоны профессиональной пожарной команды города Зальцбурга занимает 65,6 км;, где расположено 150 000 жилых и 20 000 вторичных резиденций на 1.149 улицах.

И, да: не оставляйте зажжёные свечи без присмотра, даже на несколько минут, особенно у открытых окон, где висят занавески, а в комнате много книг.

(по материалам печати и каталогу выставки)
04.06.2018

Ваш русский гид в Австрии
Алла Чурлина