Карло Кривелли. Алтарь семьи Одони

Алина Алексеева-Маркезин
         Карло Кривелли. Алтарь семьи Одони.Алтарь из Сан Франческо деи Дзокколанти, Мателика (Мадонна с ласточкой).Лондонская национальная галерея.

      "Невозможно составить себе полное представление об итальянской живописи XV века без такого живописца, как Кривелли. Он принадлежит к числу самых гениальных художников всех времён и народов и не надоедает, даже когда «великие мастера» становятся скучными."
               
                Бернард Беренсон. «История венецианской живописи».

      
         Творчество Кривелли не вмещается в рамки какой-либо определенной художественной школы Италии XV в. Подписывавший свои картины "Карло Кривелли, венецианец", он лишь в молодости был связан с венецианской школой, испытав влияние А. Виварини и отчасти Я. Беллини.
            
    Сочетал в своём творчестве основные черты поздней готики и достижения ренессансной живописи. Мастерски владел перспективой. Обладал неисчерпаемой фантазией. Был замечательным колористом — яркие цвета его картин гармонично уравновешены и не производят впечатление пестроты. Его работы полны символов, которые не всегда поддаются расшифровке.

      Традиции Виварини во многом определили характер многочисленных алтарных полиптихов Кривелли, его любовь к сиянию золота, великолепию парчовых тканей, обилию декоративных деталей; венецианскую основу имеет и колорит Кривелли, изысканная красота сочетания розово-красных, белых, темно-синих красок, объединенных патиной золотистого тона.

    Алтарь Одони был написан для семейной капеллы  состоятельной семьи Одони, чей герб мы можем увидеть  на ступеньках трона Богородицы. Работа ранее находилась  во францисканской церкви в Мателике, небольшом городке в итальянских Марках.

      Алтарь, включал предел и оригинальную раму, был вывезен из вышеупомянутой церкви в 1862 году и продан.В центральной части подписано CAROLVS CRIVELLVS VENETVS MILES PINXIT .
 
     В центре на  высоком мраморном престоле Мария держит на коленях своего сына, который касается большого яблока, намек на первородный грех , и посылает жест благословения святому Иерониму, расположенному слева, который  держит макет церкви. Кроме того, у ног святого - маленький лев - его типичный атрибут вместе с одеждой кардинала.

      С другой стороны изображён Себастьян. Он одет как молодой воин. Его традиционно изображали обнажённым , привязанным к колонне и несущим стрелу, орудие его мученичества. Себастьян стоит на мраморном постаменте у ног Марии.

     Пьедестал  украшен декоративными элементами  гирляндами фруктов и парчой, которая спадает сзади, образуя фон для святых и Девы Марии.  Вверху, на мраморных зеркалах, изображены вазы с цветами, фруктами, две ветки с большим яблоком и тыквой, а также ласточка, которая дает альтернативное название картине. Это элементы с символическим значением Страстей Иисуса и чистоты Марии. Мотив парапета и ваз имеет тосканские корни.

   Примечательно исследование света и тени с эффектами иллюзионистской виртуозности: обратите внимание, например, на тень, которую хвост ласточкин проецирует на лепку коронации трона, как бы удостоверяя, что ее истинное присутствие только что прекратилось полетом.

Запрестольный образ снабжён пределом.

Святая Екатерина Александрийская
Святой Иероним в покаянии
Рождество
Мученичество святого Себастьяна
Святой Георгий и дракон

      Расположение сильно повлияло на дизайн алтаря. Часовня Одони была высокой и нуждалась в высоком алтаре: включая раму и предел (нижний ярус), высота картины составляет примерно 2,5 метра.

 На задней стене часовни было большое окно, что было необычно, поэтому алтарь и запрестольный образ должны были быть на боковых стенах. Эта картина была на левой стене; свет в нем исходит из верхнего правого угла, имитируя реальный свет в часовне.