В Америке в 1861-65 шла Гражданская война. Конфедераты на море применяли метод каперской войны против торговых судов северян, при этом часть каперов была куплена в Англии и выходили в море из английских гаваней. Особый ущерб наносил крейсер «Алабама». Это было весьма быстроходное деревянное винтовое судно, командовал крейсером капитан Семс. В 1862-64 крейсер «Алабама» и его капитан получили широкую известность по обе стороны Атлантики.
19 июня 1864 у французского порта Шербур «Алабаму» подкараулил и потопил корвет северян «Кирзарс». Большая часть команды крейсера попала в плен к северянам, но часть команды, включая капитана Семса, были подобраны английской яхтой и плена избежала.
Распря между Англией и США – т.н. «Алабамский вопрос» получила большое развитие, т.к. США считали, что выход каперов конфедератов из английских гаваней и спасение моряков при сражении – это нарушение объявленного английского нейтралитета. Переговоры стран шли безрезультатно до 1871, иногда принимая жесткий характер.
В марте 1871 дело передали в Женеву и «Алабамский вопрос» стали решать представители Англии, США, Италии, Швейцарии, Бразилии. Комиссия в Женеве также решить вопрос не смогла, и дело вернули к спорящим сторонам.
Наконец, был выработан компромиссный договор, после его принятия в США, 17 июня 1871 Англия его ратифицировала. По договору от 15 сентября 1872 Англия должна была выплатить США 15.000.000 долл. за ущерб, нанесенный каперами конфедератов!
От автора.
Напоминаю читателям – Россия продала Америке в 1867 всю Аляску за 7.200.000 долл. – т.е. в ДВА РАЗА НИЖЕ чем ущерб от каперов, выплаченный Англией. Этот факт без комментариев ввиду полной его ясности.
На иллюстрации – капитан Семс (слева) на борту крейсера «Алабама», фото 1863.