39. Восстание в Белой Церкви

Валерий Горелик
Тот, кто привык существовать за чужой счет, постоянно вынужден переживать, что кормящая рука рано или поздно оскудеет, а свои руки уже ни на что не будут годны. В этом трагедия всех иждивенцев и коллаборционистов.

Прекращение немецкой оккупации Украины согласно условиям Компьенского перемирия 1918 года неизбежно должно было оставить гетманский режим у разбитого корыта, причем сторожить это корыто должны были совсем другие силы. Предчувствуя грядущий крах, П.Скоропадский судорожно пытался найти новую опору, которая заменила бы немецкие штыки.

Да и сами немцы, сменившие собственное государственное устройство, уже открыто намекали гетману, что "при более русском и правом кабинете центральное немецкое правительство может вывести свои войска". Австро-венгерские войска уже открыто покидали Украину, "в полнейшем беспорядке, продавая и бросая свое имущество".

Начались шатания и в самом гетманском правительстве. Приближение к черноморским портам кораблей Антанты вызвало желание у входивших в кабинет Ф.А.Лизогуба кадетов напомнить о своих связях с русской белой гвардией.

Была опубликована декларация с призывом к восстановлению связей с Россией, после чего авторам было предложено покинуть свои министерские посты. Вслед за кадетами 19 октября ушло в отставку и все правительство.

Новый кабинет было предложено сформировать тому же Ф.А.Лизогубу. На этот раз Скоропадский постарался включить в свою администрацию представителей левых украинских партий. Однако переговоры с Винниченко, казавшимся гетману чересчур левым, закончились ничем.

В результате в правительство, образованное 24 октября, вошли сторонники Украинского национального союза А.Г.Вязлов, В.Н.Леонтович, А.И.Лотоцкий, М.А.Славинский и П.Я.Стебницкий и только один кадет А.К.Ржепецкий.

Как выразился Скоропадский: "Новый кабинет был буржуазный, но с сильной украинской окраской". Но даже легальная оппозиция не могла удовлетвориться только сменой окраски. Украинский национальный союз потребовал от Скоропадского созвать 17 ноября 1918 года Национальный конгресс с функциями предпарламента, предполагая приурочить к этому событию переворот.

Гетман, ознакомившись со списком делегатов конгресса, понял, что этот орган будет добиваться в лучшем случае ограничения полномочий главы государства. Помимо призывов к проведению конгресса, Скоропадского убеждали перевести из Белой Церкви в Киев отряд сечевых стрельцов. На первых порах эти рекомендации подействовали.

11 ноября в Белую Церковь пришло сообщение, что гетман согласился на перевод сечевых стрельцов в Киев, но уже 12 ноября это сообщение было опровергнуто. В Белую Церковь был послан Осип Назарук, который предложил стрельцам отправиться во Львов, чтобы помочь галичанам разбить польских повстанцев.

Однако у командиров сечевых стрельцов были другие планы, и они от похода на Галичину отказались. 12 ноября Скоропадский, предвидя готовящийся переворот решил отправить в отставку правительство Ф.А.Лизогуба.

13 ноября в 20.00 в помещении Министерства путей сообщения Украины, в кабинете чиновника для особых поручений А.Стокоза началось тайное заседание президиума Украинского национального союза, на котором было принято решение о начале антигетманского восстания.

Для руководства переворотом была избрана Директория во главе с В.Винниченко, в которую вошли С.Петлюра, Федор Швец, Панас Андриевский и Андрей Макаренко. Предвидя возможный арест, организаторы восстания выехали в Белую Церковь, где их ждал Отдельный отряд сечевых стрельцов во главе с Евгением Коновальцем.

Спешный отъезд оказался очень своевременным, так как в тот же день гетман отдал приказ об аресте Петлюры. Скоропадский окончательно разочаровался в своих партнерах из Украинского национального союза и 14 ноября сформировал "русский кабинет" во главе с С.Н.Гербелем.

Ощущая свою растущую изоляцию в пределах Украины, гетман поспешно начал выстраивать комбинации, которые позволили бы ему включить свой режим в систему таких же антисоветских диктатур, связанных отныне только с Антантой. Для этого гетман к удивлению многих своих земляков издал так называемую "Федеративную грамоту".

В этом документе говорилось:

"Перемирие между Германией и Государствами Согласия заключено. Самая кровавая война закончилась, и перед всем миром стоит сложная задача заложить основы новой жизни. Среди частей многострадальной России на долю Украины выпала сравнительно счастливая участь.

При дружественной помощи Центральных Держав она сохранила спокойствие вплоть до нынешнего дня. Относясь с большим сочувствием ко всем тяготам, которые пережила родная ей Великороссия, Украина всеми силами старалась помочь своим братьям, оказывая им большое гостеприимство и поддерживая их всеми возможными средствами в борьбе за восстановление в России твердого государственного порядка.

Ныне перед нами новая политическая задача. Государства Согласия были союзниками бывшего единого Российского Государства. Теперь, после пережитых Россией великих потрясений, условия ее будущего существования должны, безусловно, измениться.

На других принципах, принципах федеративных должна быть возобновлена былая мощь и сила всероссийской державы. В этой федерации Украине следует занять одно из первых мест, ибо от нее пришел порядок и законность в страну, и в ее границах первый раз свободно существовали все униженные и угнетенные большевистским деспотизмом граждане бывшей России.

От нее же пришла дружба и единство со славным Всевеликим Доном и славными Кубанским и Терским казачествами. На этих принципах, которые - я верю - разделяют все союзники России, Государства Согласия, а также которым не могут не сочувствовать все без исключения другие народы не только Европы, но и всего мира, должна быть построена будущая политика нашей Украины.

Ей первой следует выступить в деле образования всероссийской федерации, конечной целью которой будет возрождение великой России. В достижении этой цели лежит залог благосостояния, как всей России, так и экомически-культурного всего украинского народа на прочных основах национально-государственной самобытности.

Глубоко убежденный, что другие пути были бы гибелью для самой Украины, я призываю всех, кому дорого ее будущее, тесно связанное с будущим и счастьем всей России, объединиться вокруг меня и стать грудью на защиту Украины и России.

Я верю, что этому святому патриотическому делу вы, граждане и казаки Украины, а также остальная часть общества, окажете сердечную и могучую поддержку. Сформированному нами кабинету я поручаю непосредственное исполнение этой великой исторической задачи."

"Федеративная грамота" оттолкнула от гетмана многих украинских националистов. Ушедший 14 ноября в отставку Дмитрий Донцов записал в своем дневнике:

"Грамота перечеркнула мои надежды, наши дороги разошлись. То, что Грамота провозглашала федерацию с несуществующей Россией, ее не оправдывает. Вопрос государственной независимости не является вопросом тактики, а принципа".

15 ноября в Киеве появились листовки Директории, с призывом к всенародному антигетманскому восстанию. Убедившись в пассивности германского командования, Директория 16 ноября отдало приказ о начале восстания. В тот же день сотня сечевых стрельцов без боя заняла Белую Церковь, разоружив сотню Государственной Стражи ("Державной Варти").

Вскоре после этого другая группа сечевых стрельцов заняла важную железнодорожную станцию Фастов, куда утром 17 ноября перебралась Директория. Вслед за этим командир Запорожского корпуса полковник Петр Болбочан издал приказ, в котором извещал население о назначении его "главнокомандующим войсками республики на территории Харьковщины, Полтавщины и Черниговщины".

Таким образом уже в течение двух дней гетман потерял крупный железнодорожный узел и контроль над Восточной Украиной. 18 ноября войска Болбочана заняли Харьковскую губернию, а 27 ноября - Полтавскую.

Отношение германского командования к начавшемуся восстанию было противоречивым. С одной стороны, по старой памяти германское командование пообещало, что немецкие части будут препятствовать перевороту, а с другой стороны, склонялось к нейтралитету и просило Винниченко достигнуть компромисса с гетманом.

Единственной вооруженной силой, на которую мог расчитывать Скоропадский в новых условиях, были русские офицерские дружины и Сердюцкая дивизия. 18 ноября командующим гетманской армией был назначен опытный боевой генерал Ф.А.Келлер.

Однако первый же бой под Мотовиловкой утром 18 ноября закончился разгромом офицерской дружины и переходом части "сердюков" на сторону Директории. В течение суток гетманские войска оставили Васильков и Боярку. 19 ноября бои начались в районе Жулян.

В Киеве была объявлена мобилизация офицеров. Однако на призыв Скоропадского откликнулось около 5 из 10 тысяч проживавших в городе офицеров, а до передовой добралось не более тысячи. 20 ноября к Киеву подошел поддержавший Директорию Черноморский кош.

Мятежные войска уже имели небольшое превосходство над частями гетмана, но их не хватало для штурма большого города, в котором по-прежнему оставался немецкий гарнизон.

Кроме того, 21 ноября офицерская дружина под командованием генерала Святополк-Мирского оттеснила части Директории от Киева. 24 ноября 1918 года Директория объявила мобилизацию "всех граждан Украины от 20 до 35 лет, способных носить оружие". Этот призыв привел к существенному изменению характера воевавших против гетмана отрядов.

Как вспоминал соратник Петлюры Михаил Емельянович-Павленко:

"С разных концов сходились под флаг Директории все недовольные режимом гетмана, все, кто так или иначе считал себя обиженным, неоцененным по заслугам, а вместе с тем немало элемента от природы беспокойного, для которого хаос и анархия были родной стихией.

Таким образом, хотя объявленная мобилизация и способствовала быстрому развертыванию восстания по всей Украине, однако именно она негативно повлияла на дальнейшее состояние воинских формирований Украинской Народной Республики, что уже вскоре имело катастрофические последствия."

Не все было спокойно и в Киеве. 26 ноября на похоронах убитых сторонниками Директориии 33 офицеров дружины генерала Кирпичёва Келлер ультимативно потребовал передачи ему всей полноты власти. Как он собирался распорядиться этой "полнотой", непонятно.
 
Вдобавок Келлер выступил за создание "Великой, нераздельной, единой России". Терпение у Скоропадского лопнуло, и он 27 ноября вместо Келлера назначил командующим вооруженными силами Украины генерал-лейтенанта А.Н.Долгорукова (у М.А.Булгакова - Белоруков).

Однако перемены в руководстве гетманской армии мало влияли на военное положение. Более существенным было вмешательство немецких войск, которые выбили части Директории из Шепетовки.

В.Винниченко печально записывал в дневнике 28 ноября: "Условия немцев - в Киев не вступать. Требуют отойти от города на 30 верст. Гетман остается. 75 шансов в пользу поражения под Киевом".

29—30 ноября Директория вынуждена была отвести свои войска с южных и западных окраин Киева. Однако опасения Винниченко были напрасны. Германское командование заботилось не столько о сохранении гетмана, сколько о контроле за железными дорогами, по которым можно было бы быстро вывести войска на территорию Германии.

Скоропадскому же оставалось повторить слова популярного в те времена стишка:
Вместе пили, вместе дрались.
Будет немцу uber alles.
(Или менее цензурно: Вместе с немцем обос...сь.)


1. А.С.Пученков. Киев в конце 1918 г.: падение режима гетмана П.П.Скоропадского. Новейшая история России. 2011. № 2. С. 57-72.

2. Д.Донцов. Рік 1918, Київ: Документально-художне видання. Київ. Темпора. 2002. 208 с.

3. О.Реєнт. Павло Скоропадський. Київ. 2003.

4. Д.И.Дорошенко. Война и революция на Украине. Т. 1–2. Берлин. 1922.

5. А.И.Деникин. Гетманство и директория на Украине. Революция на Украине по мемуарам белых. М.-Л. 1930.

6. А.Крезуб (О.Думін). Повстання проти гетьмана П.Скоропадського і про січових стрільців. Літературно-науковий вісник. 1928. Книга 11.

7. О.Д.Бойко. Український Національний Союз і організація протигетьманського повстання. Проблеми вивчення історії української революції. 1917-1921 рр. Вип. 1. Київ. Інститут історії України. 2002. С. 157-186.

8. О.Д.Бойко. Директорія у боротьбі за владу: хід протигетьманського повстання, фактори перемоги. Проблеми вивчення історії української революції. 1917-1921 рр. Вип. 4. Київ. Інститут історії України. 2009. С. 209-236.

9. М.Шаповал. Гетьманщина і Директорія. Уривки із споминів. Вітчизна. 1996. №№ 7-8. С. 127-140.

10. П.П.Захарченко. Селянський рух в Україні у контексті антигетьманського повстання (осінь 1918 р.). Київ. ТОВ "Міжнародна фінансова агенція". 1997. 46 с.

11. А.О.Буравченков. Протигетьманське повстання 1918 р.: перемога чи поразка українства? Вісник Київського університету. Вип. 52. Історія. Київ. 2001. С. 39–43.

12. С.Горелик. Эпизоды из истории украинской революции. Красная летопись. 1922. № 5.

13. П.П.Гай-Нижник. Повалення Гетьманату П.Скоропадського: підготовка та здійснення (1918 р.). Гілея: науковий вісник. Випуск 47, 48, 52. Київ. 2011.