Причина себя

Лота Кафка
CAUSA SUI

(короткие эссе)

1.   ORDO AMORIS

#
       Give me your favour : my dull brain was wrought
       With things forgetten. Kind  genlemen, your pains 
       Are registered where every day I turn
       The leaf to  read them. – Let us toward the king…  (1).

#
       In hac spe vivo. (лат.) – «Этой надеждой живу»; из Шекспира.

#
       «Выхожу в сад свой. Светло-синее небо, цветы. На деревьях малые бабочки, пчёлы и ещё что-то летящее, живущее. Тепло, никакого шума, только еле слышные  звуки, шорохи. Что-то райское в твоей свободе. Свобода человека очищена от всего не райского. Она есть начало ничем не нарушаемого мира, дыхания и тишины сердца. Так бы жить вечно.
       Здесь начинается удивление». (2).

#
       «Человек лучше птиц» (Мф. XII).

#
       «Нас волнуют масштабы… Нам всё хочется победного, рукоплескаемого, безмерного. А Небо благословляет всё малое, немногословные, недостаточное. Мы избираем гражданство, а Бог беженство.» (3).

#
       «О и к р о й т е  в с е. Везёте ли спиртное?
       Табак?..» И ходит верный страж
       Страны земной, тряся добро земное,
       Осматривая ваш багаж. 

       О детская во всех краях забава –
       Не замечать умов холодных ложь,
       Не видеть этот яд недолгой славы,
       Которую под сердцем ты несёшь.» (4).

#
       Я знала человека, который молился Богу о том, чтобы Он даровал ему в земной жизни не более  одной-единственной любви. Это удивительно, да? 
          Для большинства тех, кто успокаивает себя: «Ну, не повезло в этот раз… Повезёт в другой». Сейчас, мол, так трудно встретить  ''свою половинку''( намеренно употребляю это эстетически враждебное мне выражение, чтобы обозначить всю глубину трагедии ''не-встречи'' современных людей в поисках ''настоящей'' любви).

#
       Примитивное восприятие любви (только чувственное),  ориентированное лишь на одно libido (желание, влечение, сладострастие),- однозначно не ''love story'' Данте и Петрарки. И не повод для  научных исследований гениальности  Леонардо да Винчи. 

#
       Леонардо оберегал свои заметки от постороннего взгляда системой тайнописи. Писал он справа налево, так что написанное можно было читать только с помощью зеркала. Не одно поколение исследователей расшифровывает дневники, рисунки и эскизы гениального мастера, объём которых превышает семь тысяч листов, а часть из них стала доступна лишь недавно.

#
       Леонардо обладал энциклопедическими научными знаниями. Сферы его деятельности образуют как бы части единого здания познания мира, итогом которого была живопись.

#
       В учении Зигмунда Фрейда термин ''libido'' имеет расширительную трактовку – как влечение ко всему приятному, стремление к удовольствиям, уподоблялся платоновскому Эросу.

#
       Согласно теории libido, разработанной в начале XX в., психическое развитие человека в своей основе есть развитие его сексуального инстинкта.
       Яркой иллюстрацией этого учения стал анализ личности Леонардо да Винчи («Леонардо да Винчи и воспоминания его детства», 1910). Фрейд предложил искать разгадку его творчества и личности в обстоятельствах его детства.

#
       Qui nimium probat, nihil probat  (лат.) : «Кто доказывает много, тот ничего не доказывает».
      

#
       Согласно гипотезе Фрейда, раннее сексуальное любопытство, разбуженное во младенчестве, и тоска по матери, разлучённой с ним в тот же период – таковы главные пружины неутомимого исследовательского энтузиазма Леонардо.   
       Данным примером исторического психоанализа Фрейд положил начало целому жанру – жанру патографии, объектами которых стали, в частности, Достоевский, Гоголь, Пушкин.

#
         Один человек на мой вопрос:
       - Вы когда-нибудь кого-нибудь любили? – ответил:
       - Не знаю.
       Фрейд тут ни при чём.

#
       Со временем мне дано было понять: верующий человек перед очами Бога Вездесущего не дерзнёт сказать: «Вот! Я л ю б и л!» Вероятнее всего человек задаст вопрос: «Господи! Ответь – любил ли я?..»

#
       «Готовность к любви – один из признаков веры». (5).

#
       Мне непонятен смысл названия рубрики: «Больше, чем любовь».
       Больше любви ничего не может быть. Если речь идёт, действительно, о любви. Я не призываю вас прочесть всё Священное Писание. Прочтите хотя бы Послания Апостола Павла.

#
       Если бы перед вами поставили выбор: быть любимым или любить? Что бы вы предпочли?
       Ответ: «Я хочу любить и быть любимым, / и хочу, чтоб не болела мать…»(6)  - не тот ответ, которого  от вас ожидают.

2.  ENS IN ACTU
      
 #
       В нашей маленькой гостиной никогда не было на стенах портретов вождей. Только отменные художественные фото, картины, эстампы, акварель, графика…
       У бабули в комнате висел увеличенный фотопортрет пропавшего без вести сына. Мы не  нашли, в какой из братских могил покоятся его останки…

#
       О братских могилах наших дней. Нет, не о фронтовых.
       Мне памятен рассказ некой женщины, чья родственница находилась в доме престарелых. Моя знакомая узнала о судьбе старушки совершенно случайно. Когда та умерла, её близких не нашли, чтобы сообщить об этом.

#
       ''Бесхозные'' трупы почивших бабушек и дедушек хоронят в общей могиле… В куцых больничных сорочках со штампом медучреждения. Часто -нагишом. Экономия хозяйственно-материальных средств. 
       На стариках у нас всегда умели экономить. ''Зажились''…  загостились на бренной земле. И отчего-то именно в их адрес упрёк: у нас с демографией проблемы!..

#
       Моей знакомой уже постфактум сообщили о смерти её дальней, но всё же родственницы по крови. Она плакала и о том, что потеряла родственницу, и о том, что её так бесславно проводили в последний путь.
       В домах умалишённых случаются куда более жуткие истории.

#
       Описанные выше примеры
 - из конца девяностых-начала нулевых.
       Кого  этим удивишь? Когда современные люди наяву знают, что такое война и смерть.

#
       «Даруй, Господи, умереть  н и  о т  ч е г о.  Т о л ь к о  о т  Т е б я.» (7).

#
       «Uno non riesce a credere che  io, da sola, senza qualsiasi influsso esteriore, abbia deciso questo passo, checa molti sembra una croce insopportable che mi sono assunta. Secondo loro un giorno me  rincrescero e me la togliero di dosco, oppure stramazzero sotto il suo peso. Io invece non I'ho  presa come una croce ma come una Strada piena di luce…» (8).

#
      «Цель чтения – не голое знание, а смиренное мудрование о себе». (9).
       « О горе нам! Обложены книгами отеческими, иногда читаем, умиляемся, а придёт брань, то будто никогда и не читали, и не принимаем орудий против врага». (10).

#
       По Канту сущность ''вещей в себе'' непознаваема средствами науки. В этом ряду Кантом особо выделяются три: Бог, душа и свобода.

#
       Русское выражение ''вещь в себе'' было получено буквальным переводом немецкого выражения  «das Ding an sich», используемого Кантом.  В новой редактуре кантовской «Критики чистого разума» отмечают, что «такой перевод не передаёт смысла немецкого термина, в действительности означающего: «вещь существует сама по себе».  Выражение же «вещь в себе» не только искажает кантовское понятие, но в известной мере и мистифицирует его».

#
Ad fontes (лат.) – «К источникам».

#
       Ll faut n'appeler Science que l'ensemble de recettes qui reussissent toujours. Tout le reste est litterature. (11).

3.  ENS ENTIUM

#
       «Лошадей и поэтов надо кормить, но не закармливать», - данное изречение приписывается французскому королю Карлу IX. 

#
       Из камня мира искры высекая,
       Мы плакали среди своих камней.
       И движется история земная,
       И мы всё плачем и играем с ней. (12).

#
       «Поэзия – это не переложение чего-то на ''стихи''.» (13).
       «Поэзия – это не стихи, которые мы пишем (она лучше)». (14).

#
       On ne trahit bien que ceux qu'on aime. (15).

#
       Эдмунд Гуссерль, критикуя современную философию, утверждал, что она ещё не существует как наука. Остриё критики  направлено в адрес психологизма и историзма; оба течения  пытаются, по Гуссерлю, обосновать свою якобы абсолютную ценность на том,  что этой ценностью не обладает, - на фактах.

#
       «…мы смеёмся над космонавтом, который говорит, что был на небе, и не нашёл там Бога; но мы не можем отмахнуться от вопроса о том, каковы же, в таком случае, другие, то есть  н а ш и  доказательства.» (16).
       «… недоказуемо присутствие ума у человека.» (17).

#
       - Comment! To es tombe du ciel?
       - Qui, fis-je modestement. (18).

#
       Mais ce n'est pas un homme, C'est un champignon!
       - Un quoi?
       - Un champignon! (19).

#
       Симметричная гордость жизнь, разделённая поровну
       Между старостью улиц
       И молодостью облаков
       Закрытые ставни руки трепещущие словно на солнце листва… (20).

#
        «… о чувствах можно сказать то, что часто говорят о вкусах:  «О вкусах не спорят»  - одному нравится одно, другому  - другое. Один чувствует так, другой этак. И если вера – только одно из таких мимолётных чувств, если она зависит от наших преходящих эмоций, то, действительно, о ней не поспоришь» (21).

#
       «  Слова ''чувство'' недостаточно/…/ вера есть ответное движение не души одной, а всего человека /…/ Вера от Бога, от Его инициативы, от Его призыва/…/ Как изумительно сказал Паскаль: «Бог говорит нам: ты не искал меня, если бы уже не нашёл» (22).

#
       Философ, богослов и кардинал Николай Кузанский. Его пантеистическое мышление, о котором можно судить по известному высказыванию : «Бог во всём так, что всё - в нём»…

#
       «Verso il X secolo, periodo in cui furrono battezzati gli slavi orientali , la venerazione di S.Nicola era  diffusa nell'Oriente cristiano da circa cinquecento anni» (23).

#
          После изгнания  наполеоновских войск в Николо-Богоявленский собор Санкт-Петербурга был возвращён образ св. Николая, вывезенный французами из России в 1812 году.

#
       Credo, ut iintelliga (лат.) – «Верую, чтобы понимать» ( принцип Августина, Ансельма Кентерберийского).

#
       Modus vivendi (лат.) –« Способ жизни».

#
       Вот как описывает Никольский храм французский аббат Жоржель в конце XVIII века: « Церковь святого Николая Матросского (Морского) – одна из самых посещаемых в С.-Петербурге; она двухъярусная, с нижним и верхним этажом: это местная приходская церковь. Нижний этаж представляет собой храм со сводами и столбами; здесь находится много маленьких часовенок с иконами Богородицы и Николая Угодника; в каждой горят лампады».

#
       Как же превосходно это место петербургской Коломны! Я прежде часто приходила и приезжала сюда на трамвае... Крюков канал… А за красивой оградой – изумительной стройности храм!..
       Святому Николаю Мирликийскому молятся не только в России, но и во всем мире.

#
       Жизнь идёт, куда я хочу.
       Я гулять её вывожу,
       не теряя из виду
       ни в шумной толпе,
       ни на кладбище,
       где я брожу
       среди тихих могил
       и где каждый мертвец,
       кто б он ни был, ,мне мил,
       потому что не сердится,
       если мой смех
       раздаётся среди могил. (24).
      
ПРИМЕЧАНИЯ:

(1)   -  У. Шекспир;  «М а к б е т:  Прошу простить. Ушёл в воспоминанья / Мой утомлённый мозг.
      Друзья, наш труд / Я в книгу сердца внёс, чтоб ежедневно / Читать о нём. Идёмте к королю.»;
      перевод с английского Ю. Корнеева.
(2); (3); (5); (7) – архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской): «Продолжение лирики».
(4)  -  архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской): стихотворение «Слепая таможня».
(6)  -  строки из песни Александра Дольского.
(8) – «Некоторые не верят, что я сама, без какого-либо влияния извне, решилась на этот шаг;
       многим кажется, что я взяла неподъёмный крест и либо пожалею об этом и сброшу его, либо
     рухну под его тяжестью. Я же приняла это не как крест, а как дорогу, полную света.., /которую
     указал мне Господь…»/; 18 апреля 1909 года;;из писем святой преподобномученицы великой
     княгини  Елизаветы.
(9); (10) – поучения о чтении преподобного Макария Оптинского.
(11)  -  Поль Валери:  «Надо назвать Наукой сумму рецептов, которые всегда удаются. Остальное -
           литература»; с французского.
(12)  -  четверостишие «История» архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского).
(13); (14)  -  архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) : «Продолжение лирики».
(15)  - М. Сакс: «По-настоящему предают только тех, кого любят».
(16); (17); (21); (22)  -  прот. Александр Шмеман : «Об Откровении» (из сборника «Воскресные
           беседы»).
(18)  - « - Как! Ты упал с неба? – Да, - скромно ответил я.»;  Антуан де Сент-Экзюпери:
           «Маленький принц».
(19)  -  «А на самом деле он не человек. Он гриб.  - Что?   - Гриб!»; Антуан де Сент-Экзюпери:
             «Маленький принц».
(20)  - строки из стихотворения Поля Элюара; перевод с французского М. Ваксмахера.
(23)  -  «Почитание святителя Николая ко времени крещения восточных славян (X век) было уже
           около пятисот лет распространено на христианском Востоке»; И. Басин: «Почитание
            святителя Николая Мирликийского в России».
(24)  -  стихотворение «Благожелательность»; Андре Френо; перев.  с  фр. М. Кудинова.

Январь 1999; май 2018.