Нежность спасет мир

Бегалы Тагаев
Научная новизна работы кыргызского философа и эстетика Бегалы Тагаева "Айтматовдун чыгармачылыгындагы назиктик маселеси" заключена в том, что автор  воспринимает реальную жизнь не только по закону красоты и совершенства, но и по закону нежности, человечности, доброты, постигает мир исходя из нежности, только после этого отражая его. В результате  гениальный писатель  на высоком художественном уровне воссоздает захватывающую картину  извечной  борьбы, которая происходит в мире между  нежностью и грубостью, обвиняя последнюю во всех бедах. В то же самое время писатель страстно отстаивает право человека и его  долг  не только постигать этот мир по законам нежности, но и бороться во имя ее с черствостью, озлоблением, бездушием и другими проявлениями все той же грубости, представленной в разных символико-мифологических формах.
Таким образом, мы можем утверждать,  что Айтматов отражая процессы, происходящие в обществе в конце второго тысячелетия,  одним из первых в своих художественных произведениях, прокладывает  новый путь, формируя новое мировосприятие и теорию, противоставив «мировой грубости» мировую «нежность». Главная  заслуга и успех докторанта заключаются в том, что именно такой подход великого писателя он  рассматривает как крупное достижение в художественно-эстетическом, морально-нравственном и социально-философском планах  -  в глубине проведенного анализа. До него никто не обращал внимания на тот факт, что Айтматов в своих произведениях  рассматривает каждое живое существо, животное, растение или даже вещь, существующие в мире порознь или  вместе как единое целое, как звенья одной цепи. Такой подход сам по себе является новаторским, хотя и не оригинальным, однако Айтматов идет  дальше, рассматривая эти вещи  и явления как самые дорогие, великие, нежные сами по себе, что каждый предмет и объект в этой вселенной является уникальным и заслуживающим нашего самого пристального внимания и человеческого отношениях к себе.
То, что казалось до этого нам поверхностным и незначительным, раскрывается в произведениях Айтматова  во всей своей полноте,  красоте,  многогранности и внутреннем богатстве, и подводит нас к осознанию того факта, что  для выживания всего мира как единого целого важно, чтобы все эти существа, предметы и явления – объективные и субъективные. одушевленные и неодушевленные  - органично сосуществовали друг с другом и не подвергались разрушению, воздействию все той же грубости и дикости.

 Писатель призывает человека  постигать окружающий его мир по законам справедливости  и  нежности. И мы должны признать, что до него прежде ни один философ и эстетик не обратил внимание на то, что и в сфере социальных взаимоотношений в обществе для достижения  высокого уровня нравственности и чистоты, необходимо применять такой же подход. Более того каждое живое существо в мире и просто любая сущность и любой объект, как, впрочем, и любое явление  или проявление субъективного мира  должны рассматриваться как уникальные и неповторимые вещи, требующие соответствующего трепетного отношения, понимания и постижения.
  Такое идеализированное отношение к нежности и ее восприятия писателем объясняется с одной стороны спецификой непрерывного развития современного производства, которое становится все более и более высокотехнологичным и автоматизированным,  а с другой  -  возросшими  потребностями  человека  в этом быстро меняющемся мире  вследствие  его нового  более глубокого и всестороннего  восприятия времени и пространства  и нового - возросшего неимоверно -  уровня его ожиданий и запросов.
 В то же самое время сегодня  в свете  современных утвердившихся  технократических, высокотехнологичных, духовно-интеллектуальных ожиданий, восприятий и запросов, вопреки всякой разумной  логике существуют и процветают разнообразные проявления антиномий нежности – грубости, жестокости, варварства, бездушия,   которые  проявляют свою активность и мощь сегодня даже  намного более  вызывающе,  ярко и впечатляюще, чем когда-либо в прошлом, традиционно обвиняемом в грубости и варварстве.
 Отсюда следует, что нельзя рассматривать нежность лишь с художественно-эстетических, морально–нравственных, общественно-философских  воззрений. И в этом подходе заключается научная новизна и оригинальность данного исследования. Нежность определяет развитие  всего  общества, ее нынешнее благополучие и  будущее процветание, ее нельзя никогда рассматривать в отрыве от жизненно важных реалий, закономерностей и новых перспектив завтрашнего дня. В то же время нельзя  представлять, что  нежность будет развиваться и множится в будущем  мире  сама с  собой без всяких усилий сегодняшнего дня. Насколько высоко ценил красоту человек в век Просвещения, настолько он должен быть внутренне готовым  в век  Развития ценить красоту и полезность любой вещи, предмета или явления.  Но теперь становится очевидным, что сами по себе даже красота и полезность, вне присутствия такого важного фактора, как нежность, очень многое теряют, становятся в какой-то  степени  неполноценными и ущербными. Таким образом,  само  время  и жизнь требует от человека, чтобы он  уделял больше внимания постижению законов нежности.   
Чем больше человек жаждет красоты и совершенства, тем больше обретает ее  в своей  душе и разуме с  неразрывно присущими им нежностью. Правда жизни  и познания заключается в том, что человек сегодня только признавая и уважая присущую миру нежность и бесконечность, сможет в должной степени адекватно оценить эти качества, только таким путем и никак иначе, нуждаясь в нежности доброте и человечности в не меньшей степени, чем в красоте и совершенстве.
Нежность и возвышенность  в идеале гармоничной комплексности всегда тяготеют к универсальности. Человек должен ценить чистоту, справедливость, равенство, свободу не только в жизненной горизонтали, но в еще больше степени по вертикали, признавая многогранность и многосторонность комплексной объективности бытия, при этом ценя нежность и красоту в их взаимоотношениях с разумом, духом, нравственностью.

 Гармония и нежность сегодня как никогда в прошлом призывают каждого человека изо всех сил стремиться  к элегантной жизни, «облечься в новые одежды», более совершенные привычки и навыки отношений с окружающими людьми, обществом, природой, с Вселенной
Главный вклад докторанта и его заслуга заключаются в том, что он выявил и проанализировал в произведениях Ч. Айтматова именно эти жизненно-важные и  общечеловеческие вопросы, поиски ответов на которые являлись для писателя наиважнейшим делом его творчества, как, впрочем, столь же значимой и для благополучия и выживания  всего человечества.
 Таким образом, Айтматов как выдающийся писатель и мастер слова, начиная с 60-х годов прошлого века и до конца жизни,  развивал в кыргызской литературе тему нежности  как свою художественно-эстетическую идею, при этом все это время, обогащая  и возвышая этими идеями не только национальную литературу, но и весь мир, поскольку каждое новое произведение Айтматов все эти годв оказывалось в центре внимания мировой культурной элиты.
 Другой заслугой докторанта является то, что он не только открыл один из главных художественных методов писателя, доминирующую в его творчестве тему  нежности, на что до него никто не обращал внимания, но и то, что тщательному научному анализу подвергает саму категорию нежности, ее модификации, эстетические принципы, структуру, научную природу, рассматривая ее как самую важную в эстетической науке.
 Идея нежности и ее феноменологические эстетические принципы преподносятся докторантом как не уступающие по своей значимости онтологической структуре «закона красоты». При этом автор данного труда позиционирует творчество Айтматова как передовой форпост  в мировой культуре и эстетической науке, новое направление, новую линию обороны или борьбы с мировой грубостью и подчеркивает исключительную важность для будущего этой определенной линии. Сделана попытка утверждения в истории эстетической науке или эстетического мировоззрения и мировосприятия  личностных, общественных и  общечеловеческих аспектов  темы нежности. Насколько глубоко в произведениях Айтматова присутствует данная тема и не только в его творчестве, но и в его повседневной жизни, общении с близкими и друзьями, настолько же глубоко и основательно  она исследована и проанализирована докторантом как художественно-эстетическая, духовно-интеллектуальная ценность и категория.    
Предметные теоретические и методические  основы  исследования определяются их важностью  и значимостью, а также из необходимости  исследования  причин этой важности. Поскольку до сегодняшнего дня тема нежности  как эстетическое явление или эстетическая ценность еще не изучались и не преподавались, возникла необходимость ее духовно-интеллектуального и общетеоретического методического обоснования  как научно-теоретического и теоретически-практического вопроса. При решении этих сложных вопросов и проблем автор ссылается на труды античных философов и мыслителей: Платона, Аристотеля, Плотина и других. В дополнение к ним была проанализирована последующая история развития эстетической науки, ее взлеты и падения и то, в каком состоянии она находится на современном этапе человеческого развития, когда мир может похвастаться выдающимися достижениями науки и техники и социального и общественного развития, однако нежность сегодня также, как и в прошлом, подавлена своим антиподом  -  грубостью, которая сдерживает развитие человека и человечества.