Научная новизна работы кыргызского философа и эстетика Бегалы Тагаева "Айтматовдун чыгармачылыгындагы назиктик маселеси" заключена в том, что автор воспринимает реальную жизнь не только по закону красоты и совершенства, но и по закону нежности, человечности, доброты, постигает мир исходя из нежности, только после этого отражая его. В результате гениальный писатель на высоком художественном уровне воссоздает захватывающую картину извечной борьбы, которая происходит в мире между нежностью и грубостью, обвиняя последнюю во всех бедах. В то же самое время писатель страстно отстаивает право человека и его долг не только постигать этот мир по законам нежности, но и бороться во имя ее с черствостью, озлоблением, бездушием и другими проявлениями все той же грубости, представленной в разных символико-мифологических формах.
Таким образом, мы можем утверждать, что Айтматов отражая процессы, происходящие в обществе в конце второго тысячелетия, одним из первых в своих художественных произведениях, прокладывает новый путь, формируя новое мировосприятие и теорию, противоставив «мировой грубости» мировую «нежность». Главная заслуга и успех докторанта заключаются в том, что именно такой подход великого писателя он рассматривает как крупное достижение в художественно-эстетическом, морально-нравственном и социально-философском планах - в глубине проведенного анализа. До него никто не обращал внимания на тот факт, что Айтматов в своих произведениях рассматривает каждое живое существо, животное, растение или даже вещь, существующие в мире порознь или вместе как единое целое, как звенья одной цепи. Такой подход сам по себе является новаторским, хотя и не оригинальным, однако Айтматов идет дальше, рассматривая эти вещи и явления как самые дорогие, великие, нежные сами по себе, что каждый предмет и объект в этой вселенной является уникальным и заслуживающим нашего самого пристального внимания и человеческого отношениях к себе.
То, что казалось до этого нам поверхностным и незначительным, раскрывается в произведениях Айтматова во всей своей полноте, красоте, многогранности и внутреннем богатстве, и подводит нас к осознанию того факта, что для выживания всего мира как единого целого важно, чтобы все эти существа, предметы и явления – объективные и субъективные. одушевленные и неодушевленные - органично сосуществовали друг с другом и не подвергались разрушению, воздействию все той же грубости и дикости.
Писатель призывает человека постигать окружающий его мир по законам справедливости и нежности. И мы должны признать, что до него прежде ни один философ и эстетик не обратил внимание на то, что и в сфере социальных взаимоотношений в обществе для достижения высокого уровня нравственности и чистоты, необходимо применять такой же подход. Более того каждое живое существо в мире и просто любая сущность и любой объект, как, впрочем, и любое явление или проявление субъективного мира должны рассматриваться как уникальные и неповторимые вещи, требующие соответствующего трепетного отношения, понимания и постижения.
Такое идеализированное отношение к нежности и ее восприятия писателем объясняется с одной стороны спецификой непрерывного развития современного производства, которое становится все более и более высокотехнологичным и автоматизированным, а с другой - возросшими потребностями человека в этом быстро меняющемся мире вследствие его нового более глубокого и всестороннего восприятия времени и пространства и нового - возросшего неимоверно - уровня его ожиданий и запросов.
В то же самое время сегодня в свете современных утвердившихся технократических, высокотехнологичных, духовно-интеллектуальных ожиданий, восприятий и запросов, вопреки всякой разумной логике существуют и процветают разнообразные проявления антиномий нежности – грубости, жестокости, варварства, бездушия, которые проявляют свою активность и мощь сегодня даже намного более вызывающе, ярко и впечатляюще, чем когда-либо в прошлом, традиционно обвиняемом в грубости и варварстве.
Отсюда следует, что нельзя рассматривать нежность лишь с художественно-эстетических, морально–нравственных, общественно-философских воззрений. И в этом подходе заключается научная новизна и оригинальность данного исследования. Нежность определяет развитие всего общества, ее нынешнее благополучие и будущее процветание, ее нельзя никогда рассматривать в отрыве от жизненно важных реалий, закономерностей и новых перспектив завтрашнего дня. В то же время нельзя представлять, что нежность будет развиваться и множится в будущем мире сама с собой без всяких усилий сегодняшнего дня. Насколько высоко ценил красоту человек в век Просвещения, настолько он должен быть внутренне готовым в век Развития ценить красоту и полезность любой вещи, предмета или явления. Но теперь становится очевидным, что сами по себе даже красота и полезность, вне присутствия такого важного фактора, как нежность, очень многое теряют, становятся в какой-то степени неполноценными и ущербными. Таким образом, само время и жизнь требует от человека, чтобы он уделял больше внимания постижению законов нежности.
Чем больше человек жаждет красоты и совершенства, тем больше обретает ее в своей душе и разуме с неразрывно присущими им нежностью. Правда жизни и познания заключается в том, что человек сегодня только признавая и уважая присущую миру нежность и бесконечность, сможет в должной степени адекватно оценить эти качества, только таким путем и никак иначе, нуждаясь в нежности доброте и человечности в не меньшей степени, чем в красоте и совершенстве.
Нежность и возвышенность в идеале гармоничной комплексности всегда тяготеют к универсальности. Человек должен ценить чистоту, справедливость, равенство, свободу не только в жизненной горизонтали, но в еще больше степени по вертикали, признавая многогранность и многосторонность комплексной объективности бытия, при этом ценя нежность и красоту в их взаимоотношениях с разумом, духом, нравственностью.
Гармония и нежность сегодня как никогда в прошлом призывают каждого человека изо всех сил стремиться к элегантной жизни, «облечься в новые одежды», более совершенные привычки и навыки отношений с окружающими людьми, обществом, природой, с Вселенной
Главный вклад докторанта и его заслуга заключаются в том, что он выявил и проанализировал в произведениях Ч. Айтматова именно эти жизненно-важные и общечеловеческие вопросы, поиски ответов на которые являлись для писателя наиважнейшим делом его творчества, как, впрочем, столь же значимой и для благополучия и выживания всего человечества.
Таким образом, Айтматов как выдающийся писатель и мастер слова, начиная с 60-х годов прошлого века и до конца жизни, развивал в кыргызской литературе тему нежности как свою художественно-эстетическую идею, при этом все это время, обогащая и возвышая этими идеями не только национальную литературу, но и весь мир, поскольку каждое новое произведение Айтматов все эти годв оказывалось в центре внимания мировой культурной элиты.
Другой заслугой докторанта является то, что он не только открыл один из главных художественных методов писателя, доминирующую в его творчестве тему нежности, на что до него никто не обращал внимания, но и то, что тщательному научному анализу подвергает саму категорию нежности, ее модификации, эстетические принципы, структуру, научную природу, рассматривая ее как самую важную в эстетической науке.
Идея нежности и ее феноменологические эстетические принципы преподносятся докторантом как не уступающие по своей значимости онтологической структуре «закона красоты». При этом автор данного труда позиционирует творчество Айтматова как передовой форпост в мировой культуре и эстетической науке, новое направление, новую линию обороны или борьбы с мировой грубостью и подчеркивает исключительную важность для будущего этой определенной линии. Сделана попытка утверждения в истории эстетической науке или эстетического мировоззрения и мировосприятия личностных, общественных и общечеловеческих аспектов темы нежности. Насколько глубоко в произведениях Айтматова присутствует данная тема и не только в его творчестве, но и в его повседневной жизни, общении с близкими и друзьями, настолько же глубоко и основательно она исследована и проанализирована докторантом как художественно-эстетическая, духовно-интеллектуальная ценность и категория.
Предметные теоретические и методические основы исследования определяются их важностью и значимостью, а также из необходимости исследования причин этой важности. Поскольку до сегодняшнего дня тема нежности как эстетическое явление или эстетическая ценность еще не изучались и не преподавались, возникла необходимость ее духовно-интеллектуального и общетеоретического методического обоснования как научно-теоретического и теоретически-практического вопроса. При решении этих сложных вопросов и проблем автор ссылается на труды античных философов и мыслителей: Платона, Аристотеля, Плотина и других. В дополнение к ним была проанализирована последующая история развития эстетической науки, ее взлеты и падения и то, в каком состоянии она находится на современном этапе человеческого развития, когда мир может похвастаться выдающимися достижениями науки и техники и социального и общественного развития, однако нежность сегодня также, как и в прошлом, подавлена своим антиподом - грубостью, которая сдерживает развитие человека и человечества.