Долг из кн. Дорога жизни

Мэри Кейт
      Николай приехал рано, поздоровался, деловито спросил
- Принесла деньги?
- Да! - Мария спокойно достала деньги из сумочки и отдала Николаю
- Вот это да! - Глаза его стали большими и очень красивыми. Обычное слегка
снисходительное выражение сменилось восхищением.
- Так просто принесла! А может мужику на водку надо?! - и тут же поправился
- Спасибо! Через три дня отдам.  В среду или четверг неактуально?
- Нет!- Мария смотрела на него и удивлялась. Он был бодр, весел, много шутил
- Я такой же как ты! - и стал вспоминать случаи из своей жизни...Мария слегка нерв-
ничала. То, что он всегда без денег она поняла давно, он этого не скрывал и каза-
лось это было  привычное состояние брать в займы. Пугало другое - радость от по-
лученных денег была слишком очевидной, неприкрытой. У Марии появилась сомне-
ние насчёт возвращения ей денег. Она помнила его слова после  посещения их с
Антоном, когда она ему звонила и спрашивала приедет ли он -" Что за люди! Никто
не даёт даже какие - то пять тысяч! У меня нет денег на бензин!"
Мария тогда ничего на это не сказала, но отметила для себя несоответствие. Кон-
церты, служение не были неоплаченными...Кто он? Для пьяницы слишком острый
ум, да и дома очень уютно, чисто и не бедно...Николай подошёл к стенду
- Смотри, что это?
- Молитвослов!
- Читай - "Толковый молитвослов" А бывает - "бестолковый" - Николай явно язвил.
- Знаешь, я уже боюсь тебе прямо говорить, чтобы не обидеть, добрые люди ищут
во всём доброе, а злые- злое!
Он не разозлился и весело продолжал говорить...
- И мне Владыка  сразу схиму пожаловал - радостно закончил
"Вот оно что, схиму, а раньше об этом сказать..."- подумала Мария. В лавку вошли
люди и Николай ушёл...Мария нервничала." Почему Господь попустил дать Николаю
денег, чтобы понять, кто он? Чтобы разлюбить? Ей так не хотелось терять свои
чувства. "Любят не за что-то, а независимо от того, что человек из себя представ-
ляет." Мария понимала, что не хочет, чтобы он уходил из её жизни...В среду и четверг
он не приехал, позвонила Николаю в пятницу. Он находился в монастыре, был
спокоен и говорил по - доброму, как с очень хорошим другом, обещал приехать
на следующий день, спросил можно ли привезти  стихи, как договаривались. Приехал
в воскресенье, извинился, что не в субботу, привёз стихи,
- Можно я деньги привезу в четверг, подождёшь? - глаза ласковые, добрые
Мария согласилась. Николай рассказал  о монастыре, с большим уважением и неж-
ностью о своём духовном отце.
- А у меня нет духовного отца 
- Есть, есть! - Николай радостно смотрел на неё.
- Ты ?! Нет!
Он  растерялся, но быстро справился со своими чувствами и перевёл разговор
на другое.
- А ты что - то хотела купить?
- Да! Антон дом нашёл, но денег не хватает. Мы ездили смотреть, я вошла и поняла,
что хочу там жить. Я тебе покажу.
Она достала телефон и показала фотографии.
- Нравится?
Он же очень большой, зачем вам такой? Его содержать трудно будет! - с удивлением
произнёс Николай.
-Ты же видел, Антон увлекается снукером, ему большой зал нужен.
- Нет, нет, а где он находится?
Мария подробно объяснила, ему всё это не нравилась.
- Мы найдём поближе, не нужен он вам!
Мария рассказала, что на примете ещё несколько домов поменьше, они должны
съездить посмотреть, но ей они не нравятся. Расспросив о месте нахождения,
он их отверг тоже. Она не совсем понимала, почему его так заботит, чтобы
они с Антоном жили поближе.
- Маша, скажи, кто я тебе? - неожиданно спросил Николай.
В уме у неё пронеслось" тоже самое я тебя спрашивала два месяца назад и ты
сказал  "Разберусь, когда приеду!", а теперь спрашиваешь меня. Вслух  уверен-
но сказала
- Знакомый!
Казалось Николая ударили. такая сильная была реакция. Его худое тело откинулось,
он сжался, опустил голову, через секунду вдруг улыбнулся посмотрел с надеждой
Марии в глаза и пропел из песни о просто знакомом.
Нет, нет! - она покачала головой.
Николай заторопился уходить.
- Приеду в четверг! - холодно попрощался и вышел.
Мария переживала!... Чем чаще она его видела, тем больше хотела быть вместе... 
В четверг он приехал. Беглый взгляд на Марию, в зале прихожанка и в сторону на
стенд. Прихожанка купила, что хотела, но не уходила. Вопрос за вопросом!... Сначала
Николай с Марией незаметно переглядывались, но она медлила и не уходила, потом
они стали открыто смотреть друг на друга, а она всё стояла между ними, давно поня-
ла, что мешает, но казалось уйти от них у неё не было сил. В лавке царила любовь!
Чистая, светлая и она насыщалась ею!.. Вошёл ещё покупатель, купил что надо и на-
конец - то оба ушли... Мария не успела выйти из витрины как Николай оказался рядом,
в каком - то порыве обнял за плечи и двигал, двигал Марию к окну. Не зная как объяс-
нить своё поведение, приблизился к её лицу  и сказал, что первое пришло в голову
- А глазки у нас  сегодня какие? - и улыбнулся -  Светлые!
Марии очень хотелось, чтобы он её обнял, наговорил ласковых слов, как это и должно
было бы быть, но он отошёл и стал спрашивать о своих стихах. Она  все эти дни чи-
тала его  стихи. Первое же стихотворение поразило её. Оно было о любви!... Николай
призывал скрывать свои чувства и не говорить о них тому, кого любишь. Какая сла-
бость! Сын ей тогда сказал, после посещения Николая, что он "слаб и труслив",
подумала -  Антон молод и его слова от незнания жизни. Она сразу же указала Николаю
на это стихотворении, что позиция неправильная - слабая!... Он не смутился.
- Но я же писал его ещё молодой был!
"Датировано двадцать лет назад, уже немолодой" - подумала Мария
Николай долго обсуждал свои стихи, проговаривали все, какие  она считала, что
публиковать не надо  и почему. После разбора стихов спросил о доме, пытался
опять отговорить от его  покупки, Мария сердилась
- Я не могу тебе сейчас помочь с деньгами - произнёс Николай
- Я не прошу у тебя денег!
- Маша, я принёс деньги - Николай показал на карман, - но ты можешь ещё немного подождать. У меня
скоро концерт, я за него получу и отдам, пожалуйста, я очень про-
шу! Ты же понимаешь, я их перезанял!
- Мне же дом покупать и так не хватает! - возмутилась Мария
- Но это же всё не сразу оформляется, десять дней до концерта, ну подожди!
- Хорошо! - нехотя согласилась
- Спасибо! Во славу Божью! - ласковым голосом произнёс Николай
Мария знала, что такое " Во славу Божью", значит безвозмездно, но говорить ничего
не стала.