Яна-Лиана

Балашова Таня
У меня есть внучка. Ей сейчас 8 лет. Зовут её ... нет, нельзя: сразу в ушах звучит её "Бабуля, не говори!", как только при ней начинаю рассказывать про неё что-нибудь интересное.
Поэтому предположим, что зовут её Анна. Или Яна. Или Лиана-так ещё загадочнее.

Сказки и истории она очень любит. И слушать, и выдумывать, и разыгрывать по ролям с игрушечными персонажами.
Причём с её безграничной фантазией персонажами могут быть и куклы, и палочки, и ленточки - они на глазах превращаются в тех, кого надо изобразить в данный момент.

Сценарий обычно она подсказывает сама - важно, чтобы было с кем играть.
- Бабуля, ты будешь играть мишкой, палочкой и лошадкой, а я -розовым единорогом! Пусть он будет девочкой, принцессой!

Поэтому я не знаю, для чего ей столько игрушек, если в игрушку она может и так превратить что угодно.

Когда Лиана была совсем маленькой и только начинала разговаривать, в ней самой уже проглядывала принцесса.По поведению - королевская кровь.
По крайней мере на улице, одетая в зимнюю куртку, шапку с помпоном,  разовый шарфик, она никого из нас не удостаивала ответом, когда мы здоровалась вслух, только глядела на говорящих ей "Привет, Лиана!" и похлопывала ресницами больших серо-голубых глаз в знак того, что она нас услышала.

Потом, когда начала хорошо говорить, хотелось записывать чуть не каждую фразу. Как интересно говорят дети!
Вот я открываю свою записную книжку, в которой сохранились крохи из того, что я от неё слышала:

-Когда я вырасту, у меня волосы будут такие глинные, что будут по полу валяться.(От этого произношения - глинный вместо длинный - она ещё долго не моглв отвыкнуть).
-Если вы хотите ребёнка воспитывать, не надо на него кричать!(это в 4.5 года).
- А я знаю, что такое вода. Это промокающая вещь, в которой можно купаться.
-Бабуля, а знаешь, если красную футболку или рубашку постирать вместе с белой, она немножко поделится цветом с белой, и та тоже будет немножко красная!
-А знаешь, к на в садик пришла одна девочка - она кусается, как собака! Она Вову укусила за щеку, а Колю за руку!
- А знаешь, в кого я влюбилась? В Володю.  Он мне руку даёт,  когда мы парами гулять выходим. Это за то, что я ему конфетку дала, которую съесть  забыла. Теперь он каждое утро, когда мы в садик приходим, спрашивает:"- Ещё принесешь?"
И дальше Лиана продолжает:
-Это он мне шанс дает.
-На что?- спрашиваю я.
-Еще принести!

Почему-то у моей принцессы с раннего детства проглядывало четкое разграничение между между мужским и женским полом, причём не в пользу последнего.
Все красивое, яркое, воздушное она называла девочками, а на роль мальчиков шли игрушки и предметы, которые ей не так нравились.Говорила, деля на мужской и женский пол шарики, кубики, пуговицы и прочие разноцветные предметы: "Девочки - красивые, в мальчики - остальные".
Даже на свою любимую игрушку, явно по виду мужского пола - старенького лохматого мишку - она прицепляла кружевную юбку и фату, превращая его в "девочку".

Когда  мы с внучкой гуляли после садика во дворе, ей нравилось передвигать у горки цветные деревянные колесики по металлическому стержню,  как на счетах,  и строить их в "пары", как в садике, приговаривая:
-Мальчик!(указывая на колесико тёмного цвета: синее, зелёное,  фиолетовое),
-Девочка! (про колесико яркого цвета: красное, жёлтое,  оранжевое).
-А это Вадим, у него нет пары! - говорила она про остающееся всегда последним последнее нечетное темное колесико.
-Почему нет пары?
-Потому что он хулиган!
Мне каждый раз было жалко этого Вадима, у которого нет пары. Не хотелось воспитательнице возиться с ним, проще было оставить наказанным. А что в будущем?

Кстати, школьная учительница внучки явно добрее относится к "хулиганам".
- С кем ты сидишь, Лиана?
- С  ху-ли-ганом! - махает рукой она.- Меня всегда учительница с хулиганами сажает, чтобы я их перевоспитывала.

Те, у кого есть маленькие внуки, племянники,  ученики и прочая мелюзга,  с которой есть возможность общаться, со мной согласятся: общение с детьми делает нас моложе и наполняет жизненной энергией.

Когда мы крестили внучку (она ещё бала крошкой), после церкви вышли прогуляться в сквер на берегу Волги.
Я с внучкой на руках была, видимо, такой счастливой, что экскурсовод - милая женщина, ведущая по нашему скверу группу приезжих  пенсионерок,  между фразами : - вот у нас памятник, вот у нас клумбы, а вот у нас - добавляет, указывая на меня - мамы с детьми гуляют!
Я поправляю: - Не мамы, а бабушки!
И экскурсовод, что мне очень польстило, ахнула: - Вот такие у нас молодые бабушки!!!

Когда мои дети были маленькими, хотелось, чтобы они быстрее выросли.
А когда подросла внучка и пошла в школу, стало даже жалко, что её детство вступило в другую, более взрослую полосу.
Хотя у меня есть ещё 2 внука, но они - мальчики. И ещё не доросли до того самого интересного возраста, когда с ними уже можно побеседовать о том-о сем.

Но все впереди. И жизнь продолжается. В нашей молодёжи, детях и внуках. Пусть они будут счастливы.