«СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ГОРЬКОГО»
Чтобы в обществе ни происходило, писатель отражает что-то, выражает при этом и свои позиции и взгляды самого общества.
То, что А.М. Горький русский писатель, который сделал в своих произведениях какк бы срез общества талантливо и многообразно, признано. И все эти обывательские «мне он не нравится» уже не имеют значения. Время свои оценки вынесло, а эмоции - дело частное, вроде бури в стакане.
Усидчивость писателя поражает. Как и его перемены позиций. Все как в обществе.
А его метания как только ни объясняют. Пьесы поражают попаданием в точку и глубиной.
Другое дело, что в разное время читают и видят разное.
В 1917-18 годах, когда Россию переворачивали одна революция за другой и никто не знал, что происходит и почему, и люди лишались мало-мальского твердого понимания событий и будущего, Горький печатал в журнале «Новая жизнь» свои, названные им несвоевременными, мысли. Вот только несколько цитат из них, и заметим, автор уповал на то, что мир в лучшую сторону изменит культура. А что увидел?
Оказывается, красивых и культурных революций не бывает. И Горький
об этом говорит открыто и с волнением.
«… Мы живем во дни грозных событий, глубина которых, очевидно, не может быть правильно понята нами, и трагизм дней - не чувствуется; ( как это соотносится с 90-ми годами, будто о них говорит)
… это явление, равное катастрофе, сотрясает устои социальных отношений до основания.
…Человечество века работало над созданием сносных условий бытия не для того, чтоб в XX веке нашей эры разрушить созданное.
Новая жизнь №35 30 мая 17 г
«… Русский крестьянин не имеет сил обрабатывать землю так, чтобы "она давала ему все возможное количество продуктов. Десять лет тому назад русская наука указала, что с площади в 3/4 десятины наш крестьянин снимает хлеба и картофеля 20 пудов, тогда как в Японии эта площадь дает 82 пуда, в Англии - 84, в Бельгии - 88. За десять лет эти цифры не изменились к лучшему для нас.
Сельскохозяйственная техника совершенно не развита в России, безграмотность крестьянства, его культурная беспомощность, - это главная причина нашей государственной отсталости».
Городское население находится в условиях немногим лучших, чем условия деревни. В городах нет канализации, в фабричных трубах - дымогаров, земля в городах отравлена заразой гниющих отбросов, воздух - дымом и пылью.
Вспомните, как долго мы отравлялись водкой, - пьянство не проходит бесследно: ослабляя организм, оно делает его восприимчивым ко всем телесным и душевным заболеваниям.».
«… Наша страна велика, и богата естественными богатствами, но мы живем грязно и несчастно, как нищие.»
Заметим, что эта тема волнует и также возмущает сегодня, почему одни и те же вопросы? Они не решаемы или не решались?
«Велика и обильна Россия, но ее промышленность находится в зачаточном состоянии. Несмотря на неисчислимое количество даров природы, в земле и на земле нашей, - мы не можем жить продуктами своей страны, своего труда. Промышленно-культурные страны смотрят на Россию, как на Африку, на колонию, куда можно дорого сбыть всякий товар и откуда дешево можно вывозить сырые продукты, которые мы, по невежеству и лени нашей, не умеем обрабатывать сами. Вот почему в глазах Европы мы - дикари, бестолковые люди, грабить которых, так же как ветров, не считается зазорным»
* "Новая Жизнь" N 174, 7(20) ноября 1917 г.
Можно смело спорить по чертам народа - невежество и лень не о русских.
« … но я верю, что разум рабочего класса, его сознание своих исторических задач скоро откроет пролетариату глаза на всю несбыточность обещаний Ленина, на всю глубину его безумия и его нечаевско-бакунинский анархизм.
Рабочий класс не может не понять, что Ленин на его шкуре, на его крови производит только некий опыт…
..надо понять, что Ленин не всемогущий чародей, а хладнокровный фокусник, не жалеющий ни чести, ни жизни пролетариата.
Рабочие не должны позволять авантюристам и безумцам взваливать на голову пролетариата позорные, бессмысленные и кровавые преступления, за которые расплачиваться будет не Ленин, а сам же пролетариат»
.
« я уверен, что и не следует любить народ таким, каков он есть, равно не следует и обвинять его за то, что он таков, а не иной. Я думаю, что будет лучше и для народа, и для влюбленных в него, если они беззаветно отдадут ему все знания, все богатства своей души, дабы народ очеловечился. И, отдавая ему лучшее свое, пусть не рассчитывают на то, что их бескорыстный труд будет оценен и вознагражден любовью народной - этого не бывает.
Не важно и мало интересно, как люди относятся к нам, но очень важно, как мы относимся к людям - вот, что нужно понять!»
Новая жизнь 113\11.07.18
Даже несколько несвоевременных его мыслей из этого времени, роднящихся по восприятию с Бунинскими «Окаянными днями» и по силе чувств, говорят о бесстрашии этого человека, он видел всю суть и глубину революционных дней, событий и последствий.
Горький смело и открыто говорил, сетуя на то, что свобода слова не имеет полноты, характеристики вождям поражают, он точен и прозорлив, как и неприятно удивлен.
Почему же через 5-6 лет он труслив и угодливо услужлив той власти, которую называл «деспотизмом рабства?»
Почему?
Ведь не народу он пел дифирамбы, он пел их тому, «кто (по его же словам) топил Россию в кровавом хаосе» и это (очерк «В.И. Ленин») долгие годы изучали в школе
. Где Горький настоящий?
Очерк «В.И. Ленин» написан через 5-6 лет после статей в «Новой жизни».
Что с писателем произошло? А может, было нечто, о чем мы не знаем? Загадочность Горького...
.
1998 г.