Холокост, Россия, истоки...

Хона Лейбовичюс
Холокост, Россия, истоки ...

         
     Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. И сегодня в этот печальный день отдавая дань памяти жертвам, нелишним будет вспомнить как это случилось. Что именно явилось тем мощным импульсом, запустившим триггер кровавой машины уничтожения людей? Откуда взялся, куда и как этот импульс распространился?
 
     23 января 2017 года вице-спикер Государственной Думы РФ и телеведущий Петр Толстой в ТАССе заявил, что «люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто разрушал наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганами в 1917 году, сегодня, работая в разных других очень уважаемых местах – на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедов».
Сам депутат и телеведущий позднее был вынужден оправдываться у себя в фейсбуке: всех, обвинивших его в юдофобии, он обвинил в том, что они являются людьми «с больным воображением», но при этом добавил, что они «не знают истории своей страны».
 
     Такое заявление государственного мужа заставляет либо усомниться в знании им самим истории своей страны, либо в сознательном искажении истории в угоду неутихающей в России традиционной антисемитской пропаганде. Однако, в зловещей иезуитской «шутке» г-на Толстого есть только доля шутки. Именно эта доля извращена до полной противоположности, когда жертву пытаются выдать за палача.
 
 
     Холокост, произошедший во время ВОВ, в части относящейся к территории собственно России (РСФСР) и его масштабы, о чём свидетельства, сведения, факты и документы во времена СССР тщательно запрятанные от общественности в недоступных архивах, под грифами секретности скрываются там и поныне. Сама еврейская тема вообще была окружена таким непробиваемым молчанием, что даже мысль о поиске каких-то документов не возникала, а малейшие попытки затронуть её могли стать роковыми. Известным фактом является к примеру такой случай: когда сотрудница аппарата Еврейского антифашистского комитета Мирра Соломоновна Железнова, опубликовала список 135 евреев, награждённых Золотой Звездой Героя, то и её и её помощника С. Персова расстреляли «За шпионаж и враждебную националистическую деятельность». Е. Райзе, опубликовавший список, был осуждён на 10 лет лагерей. Сотрудник наградного отдела Главпура, предоставлявший им списки героев-евреев, был осуждён на 25 лет лагерей строгого режима. Где уж там вслух произнести «крамолу», что русские люди зверски массово убивали евреев, а власть не только ничего не делала, чтобы убийства предотвратить, но тщательно замалчивала и скрывала факты убийства евреев и местным населением, и партизанами, и уничтожения ими мелких еврейских партизанских отрядов. Лишь малая часть документов стала доступной в Горбачёвское и, в основном, Ельцинское правление. Сегодня процесс обнародования этих документов зарублен, как якобы бросающий тень сомнения на официальную историю, декларирующую духовное и моральное превосходства, гуманизм и миролюбие русского человека.    

     Почва для Холокоста существовала в России спокон веку, подготовка к нему происходила задолго до рокового времени его осуществления. Антисемитская политика царского самодержавия и православной церкви, являвшейся его неоъемлемой частью, мягко говоря, не отличались благосклонностью к сынам Израиля. Самый мощный толчок и последовавшее стремительное развитие жидоненавистничество получило вследствие империалистической политики России, ввязавшейся, без естественных интересов и оборонительных оснований в I Мировую Войну.

     С началом I-ой МВ русское военное командование по инициативе начальника штаба Верховного главнокомандования генерала Янушкевича стало осуществлять ряд антиеврейских мероприятий. В 1915-16 годах сотни и сотни тысяч евреев были депортированы из прифронтовой полосы во внутренние районы страны. Евреев бездоказательно обвиняли в измене и шпионаже. Это приводило к частым повсеместным издевательствам над евреями, к их избиениям; множество евреев было убито солдатами или казнены по приговорам военно-полевых судов. Доктор исторических наук Олег Будницкий пишет, что хотя «командование русской армии несло полную ответственность за антисемитскую политику, проводившуюся с начала войны» тем не менее очевидно, что «антисемитизм был глубоко укоренён в народных массах».
 
     Верховный  главнокомандующий великий князь Николай Николаевич и его начальник штаба Н. Янушкевич приказали выслать все еврейское население из большей части Курляндской (28 апреля 1915 г.) и Ковенской (5 мая 1915 г.) губерний. В приказе также говорилось, что «… в отношении евреев, проживающих в ныне занятых германскими властями местностях, надлежит проводить указанную меру [выселение] немедленно вслед за занятием их нашими войсками». В Виленской губернии, из-за поздней последовавшей отмены приказа, выселение по-факту оказалось частичным. В Ковенской выселение состоялось и было поголовным: 160 тысяч человек, включая больных, раненых солдат, семьи фронтовиков. На сборы давалось 48 часов, часто не разрешали брать даже самые необходимые вещи. Высланные массово подвергались издевательствам, их чаще всего перевозили в товарных вагонах с надписью «шпионы». По утверждению князя Щербатова, «евреи изгонялись поголовно, без различия пола и возраста. В общую массу включались и больные, и увечные, и даже беременные женщины». Сотнями тысяч евреи были высланы из Польши, Западной Белоруссии, Литвы и Западной Украины, рассеяны и брошены «во чисто поле» во внутренних собственно Российских губерниях в самой России. По сути это стало первым геноцидом евреев в 20 веке, осуществлявшемся путём физического уничтожения и депортации, включая перемещение еврейского гражданского населения в условия и в условиях, приводящих к неминуемой смерти. К концу 1916 года насчитывалось также около 350 тыс. беженцев-евреев, бежавших от погромов из Польши, Западной Белоруссии и Западной Украины, входивших в состав Российской Империи. По некоторым данным всего в отдалённых от черты оседлости районах России оказались от 1,8 до 2,1 млн. выселенцев и беженцев. 15 августа 1915 года был издан циркуляр разрешавший евреям «жить в городских поселениях, за исключением столиц и местностей, находящихся в ведении министерств Императорского Двора и Военного»; таким образом, запрет на проживание евреев сохранился лишь в Москве, Петрограде, областях Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, а также на курортах, где отдыхала царская семья. Вместе с евреями из границ черты оседлости вышли и погромы, прокатившиеся по всей России - 7 мая 1916 года произошёл погром даже в далёком от черты оседлости Красноярске. В сентябре 1917 года уходившие с фронта русские солдаты по пути домой массово грабили («святое дело») еврейское имущество. Наибольшее число этих погромов произошло в православных Киевской, Волынской и Подольской губерниях. Всё это явилось генеральной репетицией Холокоста, начавшегося всего лишь через 25 лет, т.е. при жизни и на памяти нескольких целых поколений, с приходом нацистской оккупации.



     Принудительное выселение более 1,8 миллиона евреев, обвинённых в  будущей возможной измене и брошенных на произвол судьбы, из земель черты оседлости вглубь России в начале I-ой Мировой войны,  создали  там экономическую конкуренцию местному простому люду, тем самым  обострив существовавшую неприязнь к «инородному племени»,  и  народное «отмщение»  не замедлило  сказаться  в Гражданскую войну от белых и от красных, и от различных банд, и от  отдельных  «правдолюбцев». Правда, после окончания гражданской войны и установления относительного большевистского порядка мирного времени, когда насилие было монополизированно государством, эти «чувства народного гнева» были, как оказалось, временно загнанными внутрь, ибо любая частная инициатива в любой сфере пресекалась и нередко становилась наказуемой.
 

     Неожиданным побочным эффектом обернулись однако, антисемитские меры, проведенные российским правительством, расширив евреям выбор территории проживания, де-факто ликвидировав черту оседлости. Принудительно вывезенным из родных мест без еды, одежды, имущества, оказавшимся на новых территориях, в борьбе за место под солнцем в который раз пришлось всё начинать с нуля, и выселенцы стали оказывать сильнейшую экономическую конкуренцию местному населению. Будучи поголовно грамотными, в отличие от местных и, зная кроме русского другие языки, они быстро стали заменой государственно-бюрократическому сословию. Тому сословию, в котором до Первой Мировой в Российской Империи по большей части состояли российские этнические немцы, как и правящая царская династия. Второе десятилетие ХХ века отличалось в России всплеском русских националистических идеологий и движений. Без надобности - на волне ура-патриотизма и шовинизма, подстрекаемая православной церковью, с внушённой самой себе идеей народа-богоносца и его претензиями на мессианство (Москва – Третий Рим), Россия вступила в войну. Внутри страны на той же волне ура-патриотизма и шовинизма Россия стала громить своих верных и преданных российских немцев. Главными врагами Росии в войне были Германия и преобладающе прогерманская Австро-Венгрия, и российский плебс, подначиваемый разнообразными национально-патриотическими движениями стал громить и изгонять своих обрусевших немцев. Их стали повально увольнять с работы, смещать с занимаемых должностей, пошли жечь и разорять имения и хозяйства мелких и средних российских дворян немецкого происхождения, они стали подвергаться физическим расправам. Под рукой оказалась армия еврейских грамотеев, которым не надо было платить столь высокое содержание, как немцам, и быстро освоившись и подучившись они заняли значительную часть бывших «немецких» должностей, вызывая зависть и неприязнь ущемлённых. И немалое число евреев этими возможностями воспользовалось. «Причем с таким успехом, какой не мог не вызвать у окружающих недовольства и зависти, питавших всплеск антисемитизма. В конце концов беспредел со стороны местного населения, правивших в стране политических сил, действовавших казачьих и черносотенных громил и бандитов вынудили часть евреев искать защиты у тех, кто всё более успешно устанавливали котроль над территорией и населением. Грамотные евреи вовлекались в революционное движение и в налаживание послевоенной жизни большевиками, декларировавшими национальное равенство, и как-бы бравшими евреев, страдавших от царившего произвола под свою защиту. Тем более, что была острая потребность в грамотных кадрах.

     Фельдман Давид Маркович — советский и российский историк и литературовед. Кандидат филологических наук, доктор исторических наук, профессор:
     «В Российской империи, согласно закону, не мог быть государственным служащим подданный, исповедующий иудаизм. В армии служить полагалось, а вот офицером не стать, хоть все награды получи. Дискриминация была конфессиональной. Этническая - во вторую очередь. Тот, кто отрекался от религии предков, мог претендовать на государственную службу, а иначе в области социальной реализации перекрыты едва ли не все пути. Соответственно, евреев, хотя бы из соображений самолюбия не желавших стать отступниками, само устройство государства буквально выталкивало в революционное движение. Когда большевики пришли к власти, новая тайная полиция должна была решать кадровую проблему. Требовались, прежде всего, те, кто не был связан с административными элитами Российской империи. А это в первую очередь дискриминированные. Значит, евреи. С другой стороны, требовались грамотные сотрудники. А еврейский мальчик с пяти лет изучал Тору. Неграмотных практически не было. Именно еврейская молодежь оказалась востребованной в первую очередь.»
 
     Так, по данным переписи 1926 года, около 8% госслужащих в СССР были евреями, хотя до революции эта сфера деятельности была для них закрыта. В образовательных учреждениях при царизме действовала пятипроцентная норма для евреев, которая при советской власти была многократно перекрыта – в тот момент в среднем по вузам РСФСР было 11,4% евреев-студентов, а для медицинских и художественных специальностей этот показатель был еще выше. На Украине же каждый четвертый студент был евреем, а в медвузах – почти каждый второй.»1 В первую очередь именно еврейским массам, принявшим деятельное участие в строительстве новой жизни и оказавшимся в его авангарде, и была обязана Советская страна своими успехами и достижениями.
 

     Российские же немцы на рубеже I-ой Мировой войны массово побежали в Германию, и там ненависть к дешёвой и дотошной еврейской рабочей силе, занявшей их насиженные высокооплачиваемые синекуры, стала их основным политическим и нравственным содержанием, витальным стимулом. Им удалось раздуть антисемитскую истерию и поднять уровень и силу жидоненавистничества на неведомую дотоле высоту. Раздувание антисемитизма нацистами имеет и свои корни, но в громадной степени происходило и вышло непосредственно из России. В период Гражданской войны десятки-сотни тысяч обрусевших немцев уехали в Германию, принеся с собой туда популярные и свои клеветнические антисемитские клише того времени. Самым известным из таких немцев был Альфред Эрнст Розенберг - один из крупнейших идеологов нацизма, остзейский (прибалтийский) немец из Ревеля (Таллина), некоторое время живший в Москве. Любопытный факт: в феврале 1918 года Розенберг вернулся в Ревель, где попытался вступить в германский добровольческий корпус, но не был принят как «русский». В конце 1918 года переехал в Мюнхен, в конце 1919 года сблизился с Адольфом Гитлером и в 1920 году вступил в НСДАП (билет № 625). Именно он познакомил будущего фюрера Германии с печально известными «Протоколами сионских мудрецов». Как заявлял Розенберг, революция в России произошла в результате тайного заговора, организованного мировым еврейством, которое, по его мнению, было виновно и в развязывании Первой Мировой войны.


     Немцы Санкт-Петербурга являлись частью населения города Санкт-Петербурга и его окраин, составлявшей до Октябрьской революции самый большой процент жителей  после русских. Немцы проживали и трудились в нём в течение достаточно длительного времени и оставили заметный след в городской истории. Немцы Санкт-Петербурга представляли все слои населения города: от членов царской семьи до ремесленников. Они являлись жителями русской столицы два с небольшим столетия, когда государственным строем была самодержавная монархия. Согласно переписи 1897 года численность немцев Санкт-Петербурга была 50 780 чел., что составляло 4,01 % всего населения столицы в 1 264 920 чел. Перепись же 1926 года сообщает о численности немцев в 16 916 чел. – т.е. 1,05 % от общего числа в 1 609 816 ленинградцев. В то же время численность евреев СПб 1897 года определяется 12 037 чел. – 0,95 %, а численность евреев Ленинграда 1926 года стала второй этнической массой и составила 84 480 чел., т.е. 5,25%. Не менее красноречивы цифры характеризующие те же соотношения в Москве: немцы 1897 год 17 663 чел. - 1,7 %, немцы 1926 год 8 641 чел. - 0,43 %; евреи 1897 год – 5 195 чел. - 0,5% , евреи в 1926 году стали второй по численности этнической массой Москвы 131 244 чел. - 6,51 %. Следует отметить, что в основном эти изменения произошли в период с 1915 по 1920 годы. Население Москвы выросло в период 1897-1926 гг. с 1 039 000 до 2 017 141.


     «Отношения между евреями и Советской властью в первые послереволюционные годы были похожи на неудачный брак – за бурным романом последовало охлаждение, разногласия, скандалы и претензии, а заодно – требования измениться и «вести себя по-другому». Через 10 лет совместной жизни Советская власть решила, что «она лучше знает», что евреям надо, как они должны жить и о чем думать. Желательно – где-нибудь подальше, на Дальнем Востоке. Например, в междуречье Биры и Биджана.»2
«11 июля 1919 года, на втором году Советской власти, историческое решение принял Наркомат просвещения – был запрещен «реакционный язык» иврит. Под запрет попали также различные еврейские общественные организации. В 1920 году сотрудники ЧК арестовали участников всероссийской сионистской конференции в Москве. Сионистов арестовывали и в других городах России. Еще одна волна арестов – более 3 тысяч евреев в 150 населенных пунктах страны взято под стражу – прокатилась в 1924 году.»3
 «Еще одним врагом компартии, которого она успешно поборола вслед за сионизмом и троцкизмом, стал нэп. Он помог поднять разрушенную революциями и войнами экономику страны из руин. Гирш Яковлевич Бриллиант, вошедший в историю под партийным псевдонимом Григорий Сокольников, заняв пост наркома финансов, провел сложнейшую денежную реформу, и на смену ничего не стоящим бумажкам достоинством в миллионы рублей пришел свободно конвертируемый твердый червонец.
Еврейские торговцы и ремесленники, привыкшие к жесточайшей конкуренции внутри черты оседлости, вышли на новые рынки и добились там больших успехов. В Москве, где до революции купцов-евреев были единицы, каждый восьмой нэпман был евреем, а из крупных – каждый третий. Но с концом нэпа даже мелкий продавец сигарет вразнос стал считаться буржуазией и «классово чуждым элементом». Курс на свертывание нэпа привел к массовой безработице среди евреев и еще большему усилению антисемитских настроений и взят был в судьбоносном 1927 году.»4
 «Фундаментальный разлад в отношениях Советской власти и евреев произошел после смерти Ленина: в момент обострения борьбы за власть, Сталин решил использовать «национальную карту» против внутрипартийной оппозиции и своего главного политического соперника – Троцкого. И уже 7 ноября 1927 года, разгоняя манифестацию троцкистов, сторонники Сталина кричали: «Бей жидов-оппозиционеров!» Большевистская политика, направленная на введение в стране единомыслия, затрагивала, конечно, все нации и народности, но вот с евреями вышел парадокс: у них был за плечами огромный опыт выживания в условиях царской России с ее чертой оседлости, процентными нормами и запретами на образование и профессии.»5


     Сторонники Сталина кричали: «Бей жидов-оппозиционеров!» не только потому, что Сталин их науськивал на "жида", а оттого, что выросли они в кондовой антисемитской среде, лишь поначалу немного нивелированной Октябрьским переворотом. Но время шло, «чувства народного гнева» зрели и набирали силу в тиши областных городов и посёлков, не смея выплёскиваться наружу, разве лишь на уровне бытовых разговоров, мелких перебранок и передачи, что называется, из поколения в поколение в виде «устного народного творчества» и дожидались вступления немецких оккупационных войск в российскую глубинку. Там, на российских полях и встретились оккупанты  -  селекционеры и местные жнецы-бригадиры - носители сакральных народных чувств, и началась кровавая  жатва; «битва за урожай». Таким образом к началу II-ой Мировой и, так называемой, Великой Отечественной войн была создана та питательная почва из которой вырос, в том числе, и российский Холокост.


     Из царских времён в советские и сегодня Россия была и есть главный оплот юдофобии и антисемитизма в мире. Именно Россия подпитывала этой заразой нацистскую Германию и всю остальную Европу. Весь континент был пропитан антисемитизмом. Но основной и главной предпосылкой массового убийства евреев явился Пакт Молотова-Риббентропа и его секретные протоколы о разделе сфер влияния и захвате территорий. Пакт, помимо всего прочего дал дорогу и поддержку неоспариваемой СССР немецкой антиеврейской пропаганде. Советские идеологи не поставили ей должный заслон. Напртив, канализировали её в нужном для себя направлении.  Геноцид еврейского населения был тотальным во всех оккупированных районах России. У евреев не было шансов выжить и спастись - те, кому чудом удавалось избежать расстрельных ям и душегубок и пытался бежать - становились жертвами расправ местных жителей, в том числе и партизан.
 

     Даже в сталинской Москве в то время, когда щла война, 16 октября 1941 года произошёл Еврейский погром.
Рабочий Георгий Решетин:
«Раздаются возгласы: «Бей евреев!». Вот появляется очередная машина. В кузове, на папке с документами сидит худощавый старик, рядом красивая девушка. Старика вытаскивают из кузова, бьют по лицу, оно в крови. Девушка заслоняет старика. Кричит, что он не еврей, что они везут документы. Толпа непреклонна. Дикая расправа с евреями, да и не только с ними, у Заставы Ильича меня потрясла».
Швея Ида Рейзен:
«Мы хорошо помнили рассказы родителей о Гражданской. Видимо, внутри это сидело всегда. Поэтому, когда раздался зычный крик «Смерть жидам!», я сразу встала на четвереньки и быстро заползла под какую-то машину. А Миррочка, сестра, замешкалась. Её тут же убили, ударив головой о фонарный столб. Какие-то женщины, по виду работницы, вытащили меня с другой стороны из-под авто. Повязали голову платком, затолкали в свою колонну. Так, обняв, с собой и увели».
Шофёр Степан Подболотов:
«Въехать в город невозможно. Курил одну за другой, стоя на подножке своей полуторки. Видел, как буквально вбили ногами в мостовую трёх девушек, принятых за евреек. Шли девчонки — и нет. Три кровавые кляксы на дороге».
В антисемитском бесчинстве на востоке Москвы участвуют только мужчины: рослые, крепкие, в рабочей одежде и сапогах. Появляются внезапно, заводят толпу громкими криками. Совершив акцию, в толпе же и растворяются. Их никто даже не пытается остановить, задержать. Количество убитых и покалеченных людей неизвестно.


     «Cегодня в России также, как и в СССР, осуществляется замалчивание Холокоста, информация о нем малодоступна и потому там широко распространено ревизионистское отрицание геноцида еврейского народа. Причины замалчивания Холокоста в России вполне обьяснимы: Скрывается факт широкого участия местного населения в уничтожении евреев-советских граждан и беженцев. С началом вторжения германской армии в Польшу 1 сентября 1939 года поток еврейских беженцев из этой страны устремился на восток. Вначале СССР не препятствовал польским евреям, однако затем закрыл границы и бегущих евреев высылал обратно на территорию, занятую немцами. Огонь по еврейским беженцам, по свидетельствам очевидцев, открывали также советские пограничники. (Костырченко Г. В. Тайная политика Сталина: власть и антисемитизм. — 2. — М.: Международные отношения, 2003. — 784 с. — ISBN 9785713310714.)


     В карательных отрядах, занимавшихся геноцидом еврейского населения на оккупированной территории СССР, на 1 немца приходилось 8 местных жителей: русских, украинцев, белоруссов и др. Из числа местных жителей оккупантами были сформированы 170 полицейских батальонов, которые и занимались геноцидом еврейского населения. В рейхскомисариате Остланд в них служило 4428 немцев и 55562 местных жителя. На юге России (Краснодарский край, Ростовская обл), восточная Украина в полицейских батальонах было 10794 немцев и 70759 местных жителей. Кроме того, немеренное количество местных жителей доносило на своих еврейских соседей, грабило еврейское имущество, добровольно сотрудничало с оккупантами. В советское время эти факты тщательно скрывались, поскольку противоречили официальной идеологии, лгавшей о "братстве народов СССР" и мифу о всеобщем подьеме советского народа на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.»6


     «Весной 1942г. в тыловых подразделениях германской армии служило не менее 200 тысяч хиви (добровольных помощников), а к концу 1942 года по некоторым оценкам их было до МИЛЛИОНА. Таким образом, хиви в конце 1942г. составляли почти четверть личного состава вермахта на Остфронте. Так, во время Сталинградской битвы в 6-й армии Паулюса их было почти 52 тысячи (ноябрь 1942). В трех немецких дивизиях 71-й, 76-й, 297-й пехотных) в Сталинграде "русские" (как немцы называли всех советских граждан) составляли примерно половину личного состава.»7
http://volk59.narod.ru/vlasovtsy.html
Точные цифры неизвестны, но по приблизительным оценкам 1,5 – 2,0 млн. советских граждан служили и воевали на стороне немцев – в Осттруппен, дивизиях войск СС, казачьих частях, как хиви и во вспомогательной полиции и в гитлеровской армии. Крме того, сотни тысяч советских граждан служили в полицейских и охранных формированиях, не за страх, а за совесть сотрудничали с оккупантами.
 «На оккупированных немцами территориях, входящих ныне в РФ, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и во многих других местах. Охрану гетто несли, как правило, местные полицаи, они же, при полном одобрении местного населения, захватившего еврейское имущество, проводили массовые убийства евреев. Наиболее крупное гетто было образовано в Смоленске. Полная изоляция гетто обеспечивалась русской полицией, набранной из местного населения.
Обычно до создания гетто не доходило - массовые убийства евреев начинались с первых дней оккупации, как правило, руками местного населения. Так, в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Ейске, Пятигорске, Воронеже, в Ленинградской обл. и во многих других местах, тысячи евреев были зверски замучены в первые дни оккупации.  Особо надо отметить убийства евреев в станицах и городах Северного Кавказа, куда в рамках эвакуации населения из блокадного Ленинграда были вывезены многие ленинградские предприятия, учебные заведения, среди эвакуированных было много и евреев...  Самым крупным захоронением казненных оказался могильник вблизи города Белая Глина, где в "братской могиле" похоронены около трех тысяч евреев.

 
     Ростов-на-Дону был оккупирован дважды. Первая оккупация была очень непродолжительная - с 21 по 29 ноября 1941, после чего город был освобожден до конца июля 1942. Потом снова оккупирован на полгода - до середины февраля 43. В преддверии первой сдачи города большАя часть населения эвакуировалась, но после довольно быстрого освобождения многие (в том числе евреи) вернулись в город. Они-то и попали под вторую волну оккупации. Несколько десятков тысяч из них в течение короткого времени в августе 42 были свезены и уничтожены в Змиёвской Балке. Акции проводились немцами поначалу довольно халатно: многим евреям удалось сбежать по дороге на Змиёвку, некоторым даже прямо из ямы. Наивности и доверчивости людей нет границ - многие из таких возвращались в свои дома в надежде на помощь друзей-соседей. Из многочисленных рассказов очевидцев известно, как многих таких "беглецов" бывшие соседи, которые к этому времени уже примерили на себя их квартиры, сдавали немцам назад. Поиском и частично расстрелами евреев в Змиёвской Балке занимались ростовчане-полицаи. В первый день акции немцы не справлялись с потоком, ростовчане-полицаи помогали - 15 тысяч были уничтожены за первый только день. Детей не расстреливали, а травили, прыская из парикмахерского пульверизатора в лицо ядом - по слухам, новаторство ростовского умельца.


     Евреев помогали истреблять местные деятели. Например, архивные документы рассказывают о том, как калниболотский атаман Георгий Рыков издал предписание, в соответствие с которым всем старостам необходимо было доставлять евреев в управу Калниболотского района. Атаману помогал начальник полиции Герасим Прокопенко. При уничтожении евреев в России кажется впервые были использованы передвижные душегубки, построенные на шасси грузовых автомобилей. Людей забивали в кузов, а потом пускали газ... Этот метод убийства зафиксирован в Ейске. Экипаж душегубки-газенвагена состоял из немца-начальника и русских полицаев. Подробности массовых убийств евреев в Ейске есть в книге Л.Гинзбурга "Бездна".
Геноцид еврейского населения был тотальным во всех оккупированных районах России. У евреев не было шансов выжить и спастись - те, кому чудом удавалось избежать расстрельных ям и душегубок и пытался бежать - становились жертвами расправ местных жителей, в том числе и  партизан.
Всего на территории собственно РФ в годы оккупации было уничтожено более 400 000 советских евреев.
Вот что рассказал в своем отчете в апреле 1943 года руководитель могилевского подполья Казимир Мэттэ (http://old.grani.ru/jews/facts/partisans/):
"В первые месяцы оккупации немцы физически уничтожили всех евреев. Этот факт вызвал много различных рассуждений. Самая реакционная часть населения, сравнительно небольшая, полностью оправдывала это зверство и содействовала им в этом. Основная обывательская часть не соглашалась с такой жестокой расправой, но утверждала, что евреи сами виноваты в том, что их все ненавидят, однако было бы достаточно их ограничить экономически и политически, а расстрелять только некоторых, занимавших ответственные должности. Учитывая настроение населения, невозможно было в агитационной работе открыто и прямо защищать евреев, так как это безусловно могло вызвать отрицательное отношение к нашим листовкам даже со стороны наших, советски настроенных людей или людей, близких нам.
Такое отношение к евреям было характерно отнюдь не только для "обывательской части населения" - его придерживались и советские руководители высокого ранга.
Начальник Центрального Штаба партизанского движения, Первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии П.К.Пономаренко направил осенью 1942 года командирам партизанских формирований радиограмму, запрещавшую принимать в отряды евреев, бежавших из гетто, якобы, потому, что среди них могут оказаться немецкие шпионы.
Для тех командиров, которые и раньше не принимали евреев, радиограмма П.К.Пономаренко стала не только директивой, но и официальной индульгенцией.»


     Сейчас в России в ходу новая теория, что, мол, коммунисты (на новорусском языке к ним причисляют евреев) всячески притесняли русский народ, и потому истребление евреев было воспринято русским народом с чувством глубокого удовлетворения. Все это лежит в рамках антисемитской идеологии русских националистов.
Замалчивание Холокоста в России приобретает провокативно-скандальный характер. Об этом сказал Посол Израиля в России Ф.Мильман, выступая на конференции, посвященной 60-ой годовщине освобождения узников концлагерей и гетто.
Мильман выразил свое недоумение тем, как в стране, пострадавшей от нацизма и победившей его, могут рождаться и свободно функционировать фашистские и нацистские организации. «Я говорю не как посол Израиля, а как человек, члены семьи которого воевали и пострадали во время Второй мировой войны, — подчеркнул он. — И я не понимаю, как возможно, что в российских учебниках по истории не упоминается о Катастрофе еврейского народа».8  http://www.jewish.ru/994203265.asp    

     1,2,3,4  -   http://jewish.ru/ru/stories/reviews/184611/ Алексей Алексеев  «Десять лет вместе»
     5,6,7,8    -     https://shaon.livejournal.com/77321.html   Alex Shulman   « Холокост в России»