Кораблик грешный. Роман. 6. Чужая колея

Алексей Алейников 4
«КОРАБЛИК ГРЕШНЫЙ» 3927, или «НОВАЯ КНИГА ПЕСКА». Роман.
(Рекомендуется ознакомиться с Предисловием)

6. «ЧУЖАЯ КОЛЕЯ» 699.  «ОЦЕЖИВАЮЩИЕ КОМАРА» 4565.

Москва.

«Москва… как много в этом звуке  Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!» Пушкин.

«Перламутровым загаром города  Покрывает разгоревшийся восход» 696.
«А я иду, шагаю по Москве…» 4304.
«Здравствуй, столица, здравствуй, Москва,  Здравствуй, московское небо!» 1136.
«Золотая дремотная Азия опочила на куполах» 2074.

«Золотая Москва, подними же мерцающий занавес,
сочини для нас пьесу,  где каждый, кто жив – герой» 2419.

«Заманил меня в ловушку этот город-крысолов.
Жарким лепетом безумного прошептал слова невнятные,
И повел меня, и бросил в лапы вымыслов и снов» 405.
«И указатель справа   Прочтёшь не без труда –
Написано коряво:   «Дорога в Никуда» 3562.

«Слышал я слова правильные,  Всё искал пути праведные» 3166.
«…и знания мои  Во мне будили жажду новых знаний» Байрон.
«Во всем мне хочется дойти  До самой сути.  В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.   До сущности протекших дней,   До их причины,
До оснований, до корней,  До сердцевины» 4095.
«И выйти к свету, как выходят к цели» 1035.
«…дойти  До самой сути» - он надеялся в Москве, штудируя умные книжки
и общаясь с умными наставниками.
«Я гомо был читающий, я сапиенсом был» 1021.
Только «Неправильно прочитаны страницы» 3211. Вернее, истолкованы.
Учился он — «…с похвальной целью  Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,  Читал, читал, а все без толку» 3209.
"Да ходил в одну контору  для пустого разговору" 5072.
«Я научность марксистскую пестовал» 477.
«Я верил в каждый публикуемый процент» 1543.
И «…заблудился    далеким заблуждением» Коран 4:135.
«Я прочно запутался в сетке ошибочных строк» 868.
Но жил, долго не понимая этого,
«Среди совсем чужих пиров  И слишком ненадёжных истин» 2125.
«В моей душе шаманил мрак… За годом год…
Я даже не замечал, что рою хляби болот» 4351.

«Тираны трепещите, мужайтеся рабы,
придёт вам избавленье от классовой борьбы» 4660.
«Мозги надежно пропахали,    потом примяли тяжело» Б.Слуцкий.
"Куда теперь девать весь этот хлам?" 5042.

«Я купил себе газету.  Газета есть, а смысла нету» 2574.
«Ах, до чего ж фантазирует  Эта газета буйно,  Ах, до чего же охотно
На всё напускает дым!» 555, «Всецело выражая принуждённый восторг» 1181.
«Я включаю телевизор, а там опять оно… Унылое говно.
Я включаю радио, а там опять оно… Унылое говно...» 4907.

«…мы продолжили учебу,   жизнь уча по анекдотам
про Чапая, чукчу и про  Леонида Ильича» 1845.
Леонид Ильич отдыхает на даче. Стук в дверь. Леонид Ильич
подходит к двери, достает из кармана бумажку и читает: «Кто там?»;
Генеральный секретарь ЦК КПСС после тяжелой и продолжительной болезни,
не приходя в сознание, приступил к исполнению своих служебных обязанностей.

«Усмешка наша наискосок…
Шутнём, пожалуй, ещё разок.   Каким-то боком нам выйдет шутка?» 1975.

«Мы pаботаем по части  Укpепленья головы» 1720, «усилителями» рупора звучания государственного официоза.
«Мы не пашем, не сеем, не строим,  Мы гордимся общественным строем» 3854.
«Люди все, как следует, спят и обедают, чередуют труд и покой.
А я, бедный, общество ведаю, ведаю... А оно заведует мной.
А оно все требует, чтоб его ведали, изучали вдоль, поперек.
И, притом, не как-нибудь хитро и въедливо, а вот только так и назубок» 1709.
«Есть на сотни вопросов готовый ответ» 3167.
Верить ответам, ничего не подвергая сомнениям - «Это дар слепоты» 258.
«…дерьмо заливают в мозги, моя голова как памперс» 845.
«Однозвучно звенит колокольчик   Спасской башни Кремля» 918.
«От этих каменных систем  в распухших головах» 1636 со временем
теряется способность рассуждать здраво.
Всё, что явно в эти системы не укладывается, воспринимается как досадное,
но временное исключение, которое неизбежно будет преодолено самим ходом общественного развития.
Именно это "усилители" должны были убедительно внушать студентам ВУЗов
и слушателям университетов марксизма-ленинизма.
«Я им говорю: дескать, так-то и так-то, мол, а если не так, значит, ложь» 1709.
И "...не мудрствовать сверх того, что написано" 5020 в материалах партийных съездов.
«А кто не чтит цитат, тот ренегат и гад» 1282 – «мыслепреступник» 260.
«Это западных веяний чад» 3914.

«Течёт ручей - вода речей» 1625.
«…трындеж с высоких трибун про строительство коммунизма» 5283.
И перманентная война охранителей увязшего в догмах режима с теми, кто не утратил
ещё способности к критическому его восприятию.
Легко побеждать в такой войне, когда за спиной «усилителей» лжи стоит весь
репрессивный государственный аппарат. Но такие победы можно одерживать
лишь во внутренних идеологических войнах, поскольку силы противостояния
слишком неравны. А от внешних враждебных поползновений защищались
«железным занавесом» и глушилками.
«Сила не боится слова, слабость его глушит» 5279.

И «Выползает иногда  Черная змея сомненья…» 2030.

«А из наших труб идет необычный дым. Стой! Опасная зона! Работа мозга!» 2043.
Чьего мозга? Чья работа - эти частушки?
«До чего дошла наука! В небесах летает сука, прославляет до небес
мать твою КПСС!»
«К коммунизму мы идем, птицефермы строятся, а колхозник видит яйца,
когда в бане моется».

«Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма» Манифест коммунистической партии.

Ведь призраков нет, —  утешали дитя, —  это страх пустой.
Но вот я узнал,  что Призрак в Европе прописан...  Напрасно я в это поверил,
ведь миф — это миф.
Я чувствую, истина в том,  что все призраки живут в умах.
Они бродят бесцельно,  а люди — за ними.  Слепые идут за слепыми,  и это не миф.
Есть один лишь Путь:  По кругу и куда-то вниз.
Есть один лишь Путь:  По кругу и куда-то вниз…  А хочется вверх.  А.А.
Хочется вверх. Ах, как хочется!
«Только век меня держит цепко:  С ходу гасит любой порыв» 549.

«Для чего мне сознанье, которое — сон?» 1834.
"ты видишь сон – и это жизнь твоя" 5216.

Ведущие в темень,  дайте пройти!  Я сам свой круг изберу,  хоть буду там же…
Но,   я увижу свет не из-за спины.
Но,   я увижу свет не из-за стены.  А.А.

«В колодце плавает звезда и хочет выбраться на небо» 3834.   

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ВЛАСТЬ

«Чем дальше интеллигенция от власти, тем лучше для интеллигенции»
Евгений Борисович Пастернак.
««Интеллигенция и власть» – задача очень трудна: То ли кусать сапог,
то ли лизать» 1327.

«Старики управляют миром…  И в сведенных подагрой пальцах
Держат крепко бразды правленья…
Им виднее, где рваться минам,   Им виднее, где быть границам» 572.
«Безумные старцы забыли о времени…  Безумные старцы смертельно бодры» 4421.
А если кто-то считает себя настолько умным, что берётся им подсказывать или,
ещё хуже, указывать, то участи их не позавидуешь –
«Займите, сударь, место на костре» 4476.

Но безымянные частушки гуляют по стране и отражают истинное отношение
народа к его официальным лидерам.
«Наши спутник запустили,  Вышел на орбиту.
В него Лайку посадили,  А надо бы Никиту».

«Это западных веяний чад» 3914.
«От большого ума лишь сума да тюрьма» 1637.
«Свободен - значит, вне закона.   Как эта истина проста!» 2656.
«…у нас кто бредил волей - те сидят» 4374.
И всё же всегда находились отказывавшиеся в угоду режиму «бряцать на арфе» Байрон,
«Самоотверженные люди, у которых есть потребность сказать свою правду» 5279.
Участь многих из них оказывалась не завидной.
«Пчела ужалила медведя в лоб.  Она за соты мстить обидчику желала;
Но что же? умерла сама, лишившись жала» 5227.
Идеологичекая полиция - «полиция мыслей» 260 хорошо знала и исполняла свою
работу. «…цензоры - тюремщики  духа» 5279 - тщательно отслеживали
«мыслепреступления» 260 против режима.
Высокое "начальство, привыкло держать длань на пульсе и горле литературы"
Сергей Есин.
«По приказy бить заразy» 1000  «Дружина взялась за нагайки» 1283.
«Все они марионетки   В ловких и натруженных руках» 567.
«Любая правильная пуля любит свой пулемет» 1001.
«Сила слушает, слабость бьёт…
Сильному нужны говорящие, слабому – бессловесные» 5279.
Но бессловесные не значит убеждённые и побеждённые – лишь затаившиеся.
«Спрятал я свои мысли   в стороне от сказанной речи…» 788.
«…мысль побеждается только мыслью» 5279.

У него в руках не нагайка – томики классиков марксизма и директивы партийных съездов.
А по сути та же плеть – для мозгов.
«Я солдатик оловянного мира,   Я такой, каким меня – отливали» 4475.
«Чужих приказов верный исполнитель» 3204.
«К ужасу своему, я начал свыкаться с этим странным миром» Борхес.
«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» В.И.Ленин.
За эту истину «успел бесславно повоевать» Борхес.

Немоты расторгая оковы... А.А.
Некоторые осмеливаются «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но
на подсвечнике, и светит всем в доме» Мат. 5:15.

ПАСТЕРНАК.
«Я обвиняюсь в сношениях с дьяволом?
Или в борьбе с генеральною линией?» 1101.
«И тысячи три рубак  Вострят, словно финки, перья,  Спускают с цепи собак» 569.
«Праведные суки, брызжа пеною,  Обзывали жуликом и Поллаком.
Раздавались выкрики и выпады,  Ставились искусно многоточия,
А в конце, как водится, оргвыводы» 576.
А как же, ведь он «бросает тень на звезды» Борхес.
«…именем клеймят позорным  Его стихи» 3208. 
А как иначе?  Ведь в его писаниях «…представало в черном цвете   
То, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив» 1057.
«…как поленом по лицу,  Голосованьем!  …Мы поименно вспомним всех,
Кто поднял руку!» 540.
«Все они марионетки   В ловких и натруженных руках.
Кукол дергают за нитки,  На лице у них улыбки, И играет клоун на трубе.
И в процессе представленья  Создается впечатленье,  Что куклы пляшут сами по себе» 567.

«Вдруг его обрывается след -  Чудака оттащили в кювет,
Чтоб не мог он нам, задним, мешать,  По чужой колее проезжать» 699.
Он умер.  «Щелкнула под ногтем уничтоженная вошь» 1001.
«Край, где правит ноготь» 1573.

«Молчи, скрывайся и таи  И чувства и мечты свои» 5229.
"...чтобы не дать повода ищущим повода" 5065.

«И живые, и мертвые,  Все молчат, как немые» 548.
«Хватает тем для молчания» Ежи Лец.
«Удел рабов - трусливо прятать мысли» 3207.
«Без смелости чего же стоит ум,   И глупая кому потребна смелость?» 3207.
«Вы промолчите, от вас не убудет.  Было всё славно и славно всё будет» 1168.
«Помолчи, а когда не по силам тебе,  Говори не для всех…
Мудрецы, те уходят в себя и молчат.  Лишь поэты в этом мире кричат,
Потому что поэты безумны.   И не лучше ль себя взять в руки свои,
Чем бесстрашно отдаться в чужие» 4058.
И «…я молчал, скрывался и таил» 5213.

«На полчасика погрустнели,   Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели!   И терзали Шопена лабухи,
И торжественно шло прощанье...
До чего ж мы гордимся, сволочи,   Что он умер в своей постели!..
А над гробом встали мародеры,  И несут почетный караул... Ка-ра-ул!» 540.
Но «…весь я не умру — душа в заветной лире  Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире   Жив будет хоть один пиит» 5227.
Имея в виду себя, Пушкин пророчествовал о многих.
«Существует извечный конфликт между великим и ничтожным, в результате которого
великое всегда  гибнет, будто только и может утвердиться ценой собственной гибели»
Лао Шэ.

«Чужие мысли жечь - что палкой воду сечь» 1540.
Секут, однако. Для многих это профессия.
Но публичные рассмотрения, голосование, оргвыводы и т.п. – это не убедительно
для фанатов, чревато негодованием и волнами протеста «из-за бугра».
Начнут орать об этом разные Би-Би-Си.
Приходилось идти на это, если личность известная и заметная.
В большинстве же случаев обходились репрессивной психиатрией
и смирительными бинтами.

«…большая ученость доводит тебя до сумасшествия» 4613,
«Ты же лезешь сам на ясность  С вековым упорством пня» 136.
«Ну зачем хватать так грубо,  можно ж психом объявить» 1716.
«И сделать прямо в голову укол» 888.
«Заботливый доктор превратит меня в овощ» 845.
«Мой диагноз - паранойя,   Это значит - пара лет!» 2208.
«Им штемпелек резиновый   Бесстрастно целил в головы.
Вердикт аминазиновый   И галоперидоловый» 4452.

«…не душевно, а духовно я больной!..
В положении моем   Лишь чудак права качает:   
Доктор, если осерчает,  Так упрячет в "желтый дом".
Правда, в доме этом сонном   Нет дурного ничего:
Хочешь - можешь стать Буденным,   Хочешь - лошадью его!
…Вот палата на пять коек,   Вот профессор входит в дверь -
Тычет пальцем: "Параноик", -   И поди его проверь!» 2208.

И практически невозможно опровергнуть диагноз.
И кому в мире дело до параноиков и всяких прочих психов.
Полгроша не стоят их бредовые несогласия с генеральной линией.   

«Ломает меня палач   На страх остальному люду» 1491.
«Доктор действовал на благо,   Жалко - благо не мое» 2208.
«Спасибо главврачу   За то, что ничего теперь хотеть я не хочу» 810.
«Теперь весь день с улыбкой на диване  Смотрю я не включённый телевизор» 888.
«А за что ж его? - Да за абстракцию.  - Это ж надо! А трезвону подняли!» 576.

«Поднят ворот, пуст карман, он не молод и вечно пьян,
Обреченно летит душа от саксофона до ножа,
Но зато мой друг лучше всех играет блюз…» 563.
«…он играл чей-то сложный душевный конфликт» 564.
«Я помню время, когда всякой струне не давалось шанса на звон,
И каждый звук мечтал умереть за естество.
Рок тогда граничил с тюрьмой, но ждал перемен» 1562.

«…и болела страна  генетическим страхом» 1866.
«Сердцем потухли, умом закручинились…» 4756.
«…я - родное дитя  всенародного страха» 1866.
«И вместо ключа Ипокрены   Давнишнего страха струя
Ворвётся в халтурные стены   Московского злого жилья» 2979.
«Хотелось закричать - приказано молчать.  Попробовал ворчать –
но могут настучать» 810.
«Если кто закричит – шепотом» 1413.
«Думы окаянные,  Мысли потаённые…» 1003.

«А жизнь прекрасна только по газетам» 75.

«А в моей стране все есть: есть в ней нефть и газ в ней есть,
Уголь есть и никель есть, алюминия ни счесть.  Есть в ней: золото, алмазы,
изумруды и топазы,  Как же так в стране всё есть, а народу нех*р есть?!
Как же так всё есть в стране, а народ живет в г*вне…
Весь народ живет в г*вне, а г*вно живет вполне» 994.
Заполнившие властные структуры «архитекторы народных бедствий» (Дуглас Рид),
«Сволочь из человечины» (В.Соснора) всегда живут «вполне» и озабочены только
тем, чтобы им не мешали.
Но с государственных трибун вещают о всеобщем благоденствии, которое вот-вот
наступит, благодаря их неусыпной заботе.
«…государство лжет на всех языках о добре и зле: и что оно говорит, оно лжет –
и что есть у него, оно украло» 5250.
«Но зато, но всегда:  Тра-та-та-та  Тра-та-та-та  Тра-та-та-та-а-а...» 433.
«А погремушка гремит,  да внутри вся пуста.  Скучно слушать сто раз! —
надоест даже сказка» 851.
«Нам ли стоять на месте?   В своих дерзаниях всегда мы правы» 545.
«Давайте делать просто тишину,   Мы слишком любим собственные речи…
И мы увидим в этой тишине,   Как далеко мы были друг от друга,
Как думали, что мчимся на коне,   А сами просто бегали по кругу» 386.

«Антон Павлович Чехов однажды заметил,
Что умный любит учиться, а дурак учить» 2128, «Чтоб не знали, но верили» 548.
«Он любит лить воду,  он учит всех жизни,  Зовет идти в ногу,
куда не знает точно» 4833.  За это ему и платят.
«Если смыслом  Кто одарён, софистов из детей  Готовить он не будет.
Он не даст  Их укорять согражданам за праздность...» 3203.

«Я им говорю: дескать, так-то и так-то, мол, а если не так, значит, ложь.
А они кричат: "А где факты, мол, факты, мол?  Аргументы вынь и положь!"» 1709.
«Заклинательница знает,   Что напрасно заклинает.  Ну, а что же делать ей,
Что же делать ей,   Бедной заклинательнице змей?!» 739.
«…не сей на бороздах неправды, и не будешь в семь раз боле пожинать с них» 4561.

«Заветным мыслям не давай огласки» 1307.
«…рука твоя да будет на устах твоих» 4561.
«Молчи, скрывайся и таи  И чувства, и мечты свои» 5229.
Но укрыться можно лишь в изолированных от внешнего контроля пределах
собственного сознания, мышления – внутренней речи, обращённой к любым
запретным темам.
«Слова рождаются активно   На запечатанных устах» 4461.
«До времени он скроет слова свои, и уста верных расскажут о благоразумии его» 4561.
Только на «территории внутренней свободы», пространства,
если можно так сказать, неозвученного мышления, куда ещё не научились
проникать церберы цензуры и лояльности генеральной линии партии
можно позволить себе быть самим собой.
Только там и обретается «сокровище неоскудевающее… куда вор не приближается,
и где моль не съедает» 4968.

«Заключите меня в скорлупу ореха, и я буду чувствовать себя повелителем
бесконечности» 1307.
«Так что если мир плох,   Разожги внутри свет.
В этом царстве ты – Бог,   Здесь других богов нет» 1332.
«…мы летим как ракеты   В сияющий космос внутри» 1361.
«Я срываю цветы среди россыпей льда,   Я рисую гусиным пером по воде» 1230.
«И днем и ночью неустанно  Наш вечный думатель урчит» 1540.
«Дымит перо… Слова бегут, но я - но я молчу» 487.
«Все земные печали -  Были в этом краю...
Вот и платим молчаньем   За причастность свою!» 525.
«А мне всю жизнь идти в строю,   где командир ослеп от фальши,
где с каждым шагом отстаю,   и с каждым шагом цель все дальше.
Но что могу я изменить,  в строю не может быть иначе.
Здесь надобно глаза закрыть   и в ногу попадать незрячим» 3891.
И «ненавидеть хозяйский свисток» 4425.
«…и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив» 4561.

«И спрос не сходит на интриги…» 2  и всякие подковёрные игры в карьеру,
занятие престижных должностей.

Заседание кафедры.
Молодой доцент, каким-то немыслимым образом, по какому-то немыслимому
обмену три года проработал в США. И вот он рассказывает о своих
впечатлениях от увиденного. Тогда ещё ждали, что мы вот-вот «догоним и перегоним…».
Но отрезвляющим душем звучат его слова: «Я думал, мы отстали
на какое-то время, но теперь убеждён: мы отстали навсегда».
Очевидно, «…был донос и был навет» 1107.
И больше этого доцента на кафедре не видели.

«…страх подумать не то,  что дозволено свыше» 1866.
Точнее, страх озвучить подобные мысли. Хотя у нас самая свободная
на свете свобода слова. «Свобода слова, - если это мат» 781.

«А молодого тунеядца везут в колхоз передовой…
И вот лишился я свободы   За очень тяжкие грехи,   Но не за левые доходы,
А лишь за левые стихи» 1016.
«Вы снимали с дерева стружку.   Мы пускали корни по новой» 1023.
 
«…все тонет в фарисействе» 1241.
"Читайте строчки и между строк!" 4981.

Анекдот. Диссидент расклеивает листовки, на которых ничего не напечатано.
Его хватают. – Ты зачем чистые листы расклеиваешь?
- А зачем что-то печатать? Все и так всё знают.

«Попробуйте в цехе найти дурака,   Который бы мыслил не то!
Мы мыслим, как наше родное ЦК,   И лично...  Вы знаете - кто!
...И пусть кой-чего не хватает пока,   Мы с Лениным в сердце зато!
И мыслим, как наше родное ЦК,   И лично...  Вы знаете - кто!» 537.
«И звезды наши алые  сверкают небывалые
Над всеми странами, над океанами   Осуществленною мечтой» 545.
Во как! Где-то только мечтают, а мы уже осуществили!
«Нет места лучше и в раю,  Чем родное Катманду» 4821.
«Ну-ка все вместе уши развесьте,
Лучше по-хорошему хлопайте в ладоши нам!»  4679.
«А зал зевал, а зал скучал -  Мели, Емеля!» 540.
«…кто-то зевнул,   Отвернулся и разом уснул» 1117.
«Нас заела речей маета» 528.
«Напрасные слова -   Виньетка ложной сути» 1210.
«Нам про демократию делали доклад…  А за семью заборами, за семью запорами
Там доклад не слушают,  Там шашлык едят» 583.

«Я и ты - роботы.  Кто-то придумал, кто-то собрал
Из нужных деталей меня» 2327,
«Чтоб начальничкам кланялись  За дареную пядь» 548.
«Ах,  за что же, милый Боже,   Сделал ты меня на них похожим?» 1231.
«Я вижу, что всечасно походил   На всё и вся, что обреталось рядом,
Собою быть недоставало сил» 1835.
«И ты поймешь, что нет над тобой суда,   Нет проклятия прошлых лет,
Когда вместе со всеми скажешь - да!   И вместе со всеми - нет!» 533.
«Так держать! Колесо в колесе!   И доеду туда, куда все» 699.
«А чудо-юдам научусь  тепло заглядывать в глаза  и первым руку подавать» 428.
«Под чью-нибудь дуду любую ерунду   Отплясывать приходится частенько.
Рукой голосовать, ногой маршировать» 1540.
И «ненавидеть хозяйский свисток» 4425, «В сердца вонзающий боязнь» 3197.
«Но вот потянет дымком-тоскою,   И нет желанья играть шута,
И нет защиты, и нет покоя» 1975.

«По профессии я - усилитель.   Я страдал, но усиливал ложь» 2275.
Высоцкий был достаточно политкорректен, таким образом обозначив
данную профессию.
А сейчас то ли терпение у слушателей кончилось, то ли усиление лжи
достигло невиданных ранее высот, но «усилителей» теперь, не церемонясь,
называют не иначе как "пропагандонами", мастерами ритуального словоблудия.
«Ну-ка все вместе уши развесьте!» 4679.
«Мы Садим Совесть Словно Сад...» Андрей Вознесенский.
Что-то саженцы не приживаются.

«…нет на свете печальнее повести,  Чем об этой прибавочной стоимости!» 477.
«Выберу я ночку глухую, осеннюю, уж давно я все рассчитал,
лягу я под шкаф, чтоб при слабом движении на меня упал "Капитал",
(все четыре тома)!» 1709.
«Я живой ещё пока,   Но, как видишь, дёрганый» 568.
И подумать даже страшно о том, как богиня возмездия и кары,
могущественная Адрастея, воздаст каждому «усилителю» по заслугам.
«Сам виноват…  Попал в чужую колею   Глубокую.   Я цели намечал свои
На выбор сам,   А вот теперь из колеи   Не выбраться» 699.

«Но почему неймется мне?   Нахальный я!   Условья, в общем, в колее
Нормальные.   Отказа нет в еде-питье   В уютной этой колее,
И я живо себя убедил -   Не один я в нее угодил» 699.

«Я тоже не ведал, во что упрусь» 342.
«…возвысилась пшеница,  Да побил пшеницу град» 3917.
Я искал «…деpево мyдpости, доставляющее великyю мyдpость тем,
котоpые вкyшают от него»  4580.
Надеялся, что «Свой тайный смысл доверят мне предметы» 2721.
Искал «…знание и разумение всякой книги и мудрости» 4560.
Да не там искал. Годы ушли на «ловлю ветра».
«Век расшибанья лбов о стену  Экономических доктрин…
Тобою в мрак ночной, беззвездный  Беспечный брошен человек!
В ночь умозрительных понятий...» 3208.
 
«Вот и я оседлан и стреножен,   Рот мой разрывают удила» 744.
«…только в чем-то мы    Виноваты все невиновные» 1953.
«Коль молчал - все одно не отмоешь клейма» 3601,
«…все, что было, зачтется однажды» 560.

А пока «…на углу полно прохожих,   Одинаковых на рожу,
До чего же все похожи,   каждый день одно и то же» 1231.
«Нас учили фарисейству - в школе, в университете…
Мы учились, постигая мудрые уроки эти,   называть закат рассветом» 1845.
«Теперь у нас есть дела:  …доказывать, что сажа бела» 382.
«Мы носили траур, оркестр играл туш...» 1994.
«Слышу голоса, что вечно правы,   И пугаюсь этой правоты» 1815.
«…в центре вроде как учитель -   а вокруг народ ученый ходит по цепи кругом.
Да минуют наши дети университеты эти!
…Нас учили фарисейству...  Будьте неучами, дети!  …и пускай вас совесть учит –
что к чему и кто почем» 1845.

Призраки бродят…  Не по Европе, конечно,  а по умам —
больше им негде бродить.  Бродят без цели,  а люди за ними плетутся,
веруя тщетно,  что знает дорогу ведущий. А.А.

«А в отдельных магазинах  Нет «Отдельной» колбасы».
«Зато мы делаем ракеты…» 2391.
«А у нас - природный газ,  Это раз.  И еще - природный газ...
И опять - природный газ...  И по процентам, как раз,
Отстаете вы от нас   Лет на сто!» 537.
«А также в области балета   Мы впереди планеты всей» 2391.
И вообще «Это очень хорошо,  Что пока нам плохо» 4728.
Ещё как плохо, потому что на партийных и профсоюзных собраниях
функционеры неизменно рассказывали об очередных достижениях  в строительстве
коммунизма и призывали к новым свершениям и встречным планам.
А придя домой, люди сталкивались с проблемами, которых в нормальном
обществе быть не должно: где и как достать, именно достать,
а не просто купить, всё необходимое для жизни.
Известная загадка-анекдот тех времён:
Длинная, зелёная и пахнет колбасой? – Воскресная электричка из Москвы.
В этом анекдоте, как в зеркале, отразилась вся непригляная сущность
суровых реалий тогдашнего быта рядовых граждан страны.
Жители столицы презрительно посмеивались над приезжими,
рассказывая друг другу этот якобы весёлый анекдот. И ещё жаловались:
в воскресные дни в магазинах не протолкнуться из-за этих понаехавших.
А «понаехавшим» стоило посочувствовать.
Всю неделю они в своих провинциях по заданию партии и правительства
выполняли и перевыполняли производственные планы,
а в выходные дни, предназначенные для отдыха и культурного досуга,
таскались с тяжеленными сумками по магазинам столицы и электричкам,
чтобы было чем накормить себя и детей. Вот и весь отдых.
Вот и весь "культурный" досуг.

"Толпа, как саранча,   Шуршит по магазинам.
Как здесь похожи все,   Как все неразличимы!" 4965.
Вот и вся культура.

Все это прекрасно знали, но как-то попривыкли, принимали как досадную
атрибутику жизни, когда женские сапоги из Финляндии и дублёнка из Турции
были для дам пределом мечтаний.  А для мужчин, соответственно,
отечественный «Жигуль».
Развитию «гражданского сектора», производству товаров повседневного
и длительного пользования – всего, что на бытовом уровне формировало
ощущения удовольствия и радости жизни, внимания уделялось преступно мало.
Зато ракеты, сталь, чугун, газ и т.д. и т.п. – в избытке.
Такой производственный перекос, продолжаясь десятилетиями, неизбежно
порождал недовольство граждан, которое зрело, копилось и когда-то
должно было проявиться в актах открытого неприятия такого образа жизни.
Но далеко ещё было до этого.
Максим Калашников прав:
«…без развития гражданского сектора военная сфера уподобится
частоколу ракет, внутри которого – мерзость запустения и деградации».
Но это он в 2018 году написал.
А в 80-е годы об этом помалкивали, а СМИ, которые абсолютно все
принадлежали государству, «генеральную линию» поддерживали и одобряли.

Конечно, и тогда уже многие понимали, что такой вариант «развития»
тупиковый, что бесконечно долго это продолжаться не может,
что нужны радикальные перемены, и рано или поздно они произойдут.

«Заклинательница знает,   Что напрасно заклинает…» 739.
«Я по грудь во вранье» 860.   
«…столько сил укладываем в речи,   А не в дела» 487.
«Крутые скользкие края   Имеет эта колея.   Я кляну проложивших ее, -
Скоро лопнет терпенье мое» 699.

«Грязью чавкая жирной да ржавою,   Вязнут лошади по стремена,   
Но влекут меня сонной державою,   Что раскисла, опухла от сна» 751.

«По радио поют, что нет причины для тоски,   И в этом ее главная причина» 892.

«В кабине нет шофера, но троллейбус идет;  И мотор заржавел, но мы едем вперед,
Мы сидим не дыша, смотрим туда, где   На долю секунды показалась звезда» 2062.
Звезда – «звезда пленительного счастья», справедливого общественного
устройства, лучшей жизни для большинства людей.
За такой звездой как не повестись?!
«Где же ты ключик наш золотой?   Где ж ты заветная дверца?» 4427.
«А где же тот ясный огонь, почему не горит?» 622.
Усилитель: Горит, горит, внимательней смотрите.   -  Всё равно не вижу.
Усилитель: Горит, горит, внимательней смотрите.   -  Не вижу.
Усилитель: Ну, тогда вас просто зрение подводит. А это уже ваши проблемы.

И всё же…
«…птицам, живущим в клетке, крылья мешают жить» 1295.
«Кони мечтают о быстрых санях - надоела телега.
Поле - о чистых, простых простынях снега» 984.
Но, «В сердцах царили сон и мгла» 3208.
«Я не знал, что спал; не знал, что проснусь» 1469.
Вначале «На цыпочках подкравшись к себе,  Я позвонил и убежал» 1360.
Но затем вернулся и звонил снова и снова пока не проснулся, не очнулся от морока.
«Не всем дается ранняя побудочка» 827.
«Словно музыка сквозь толщу стен,  словно свет из-за тяжелых ставен,
пробирается к нам эта мысль» 2556.
Всё же «что-то стучалось мне в сердце» Борхес. И достучалось.
Понемногу логос зрел и креп,  и проникал сквозь видимость до сути… А.А.
«…рост сознания происходит постепенно, незаметно, как рост травы» 5251.
«Во тьме великое стремленье нести куда-нибудь себя» 271.
«Всё было: вещий голос у виска,  дорог распутье…» 3203.
«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит
и куда уходит» 4917.

«Я так устал от фраз, что сам произношу» 914.
«И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно» 3798.
«…мое сегодня опровергает мое вчера» Ницше.
«И я борюсь, давлю в себе мерзавца» 2097.
«…ещё не свет, но зрение дано,   уже не сон, и боль в груди целебна» 3209.

У Сомерсета Моэма он прочёл: «Пусто слово философа, если оно не унимает людские
страдания». А он ещё и собственные усиливал.
«Я маленькая лошадка   И мне живется не сладко,   Мне трудно нести мою ношу,
Настанет день, и я ее брошу» 2342.
«…я с малых лет не умею стоять в строю» 1116.
«Отбивая поклоны, мне хочется встать на дыбы» 1448.
«…строптивой вые   Претит ярмо» Софокл.

«А жизнь прекрасна только по газетам» 75.
«Пустое всё здесь прозябанье,   А где-то там такая жизнь!» 2657.
«Зачем, где ты, там не летают,   А там, где нет тебя, парят?!» 2657.
А «Мне бы, мне бы, мне бы, в небо» 1428.
«Так и рвётся больная душа на простор,   Точно ищет конца безрассудно» 2226.
«…ухожу от вас в кино, хоть и выдумка оно» 3608.

«Но пухнут жилы от стыда,   Я каждый день хочу отсюда
Бежать неведомо куда» 2657.
«И слоем пыли на чемодане   Мои намерения лежат…
Я занятой, и с улыбкой глупой  Я провожаю свою мечту» 45.
«И почему дорогой длинной-длинной    Никогда никуда не хожу?» 764.
«Постараться выплыть против течения» 4903 – почему не попробовать,
пока силёнки есть?!
«…не будь унылым говном, Убей идиота в себе самом» 4903.
«Живем мы что-то без азарта,   Однообразно, как в строю.   
Не бойтесь бросить все на карту   И жизнь переломить свою» 3627.

«…В Чудесной стране,   Там плещутся рифы   В янтарной волне,
В тенистых садах там  Застыли века,   И цвета фламинго   Плывут облака.
В горах изумрудных   Сверкает река,   Как сказка, прекрасна,   Как сон, глубока.
И хочется ей   До блестящей луны   Достать золотистою пеной волны» 2668.
«Просит странствия душа» 2236.  Но «Ветра нет парусам…» 3597.
«Блуждать вам здесь позволено, а выйти не дано» 5218.
«Только помыслишь о дали далёкой, -   Кругом от грусти идёт голова» 737.
Неужели всю жизнь «Жить в ожидании жизни…»?! 2950.
«Мне скулы от досады сводит,   Мне кажется, который год,
Что там, где я, там жизнь проходит,   А там, где нет меня, идёт» 2657.
«…и учишься увязывать пространства,   своё с земли другими берегами» 3259.
«Как душа устала хотеть   Новых незнакомых путей.
Дальних путей, смелых путей   Хотеть!» 2355.
«Отворите мне темницу,   Дайте мне сиянье дня» 3043.
«Право, уйду!  Наймусь к фата-моргане:   Буду шутом в волшебном балагане,
И никогда меня вы не найдете:   Ведь от колес волшебных нет следа» 660.

Ведущие в темень,  дайте пройти!   Я сам свой круг изберу,  хоть буду там же…
Но,  я увижу свет не из-за спины.
Но,  я увижу свет не из-за стены.  А.А.
«Эй, там, наверху, вы меня отпустите,   Без нитей невидимых я обойдусь!
…По ниточке, по ниточке ходить я не желаю» 3375.

«Пал туман и оказался   в гиблом месте я» 742.
Эй, кто тут?! Есть ли кто-нибудь, кто "...осветит скрытое во мраке" 5025,
поможет отсюда выбраться?
«…назови мне высокую цель, научи меня жить» 4516.

Жил я, горе тихонечко мыкая,   Притерпелось такое житьё...
Но, однажды, удача великая   Озарила моё бытие.
Повстречался мне разума редкого,   Вразумил и повёл за собой -
Прорицатель Заветного Светлого,   Благородный и мудрый Святой.
Мне в тяжёлое, смутное времечко,   Когда в сердце отчаянья лёд,
Показал он Волшебное Семечко,   Из которого счастье взойдёт.
- Чтоб побеги желанные выросли,   Нужно горстку Волшебной Земли.
Люди многие тяготы вынесли,   Но пока что её не нашли.
Я поверил. А что оставалось мне?! -   Только цепи и мог потерять.
- Прорастёт семя счастьем и радостью,   Если верить, надеяться, ждать.
Только ждать - не в нирване посиживать,   Предаваясь досугу и сну.
Только тот в лихолетие выживет,   Кто поднимет свою целину.
Мне лишь цель - я за нею хоть к дьяволу!   Перестал прикасаться к вину,
Все сомнения в прошлом оставил я,   Начал рыть глубину, ширину.
Он сказал: "А наткнёшься на золото,   На алмазы и прочую дрянь -  Сторонись!
Нет опаснее омута!   Этим душу свою не погань.   Мне, однако, шепни потихонечку,
Где пропащие эти места,   И ступай осторожно в стороночку,
Чтоб душа оставалась чиста".   Я немалые клады выкапывал
И Святому охотно дарил -   Мне дороже священная заповедь
И наличие нравственных сил.
Незаметно столетия минули,   Океаны воды утекли...
Из земли все сокровища вынул я,   Не нашёл лишь Волшебной Земли.
Что же делать? Я в недоумении:   Вдохновитель деяний моих
Вдруг исчез...
Чей-то смех в отдалении   Разорвал тишину и затих... А.А.

«И становится так страшно мне,   что…  трачу жизнь свою на зряшное» 1852.
«Мне жаль не узнанной до времени строки» 5214 – мудрой, окрыляющей,
ведущей к Свету. Сколько их оказывается за рамками утверждённых образовательных
программ! Этому и хочется жизнь посвятить.
«Только век меня держит цепко:   С ходу гасит любой порыв» 549.
«И сказал мой черт: - Ну, как, старина,   Ну, как же мы порешим?
Подпишем союз, и айда в стремена,   И еще чуток погрешим!
И ты можешь лгать, и можешь блудить,   И друзей предавать гуртом!
А то, что придется потом платить,   Так ведь это ж, пойми, потом!» 533.
Нет! Ещё успею – из мрака высеку искры,
И стрелы их лучей укажут, где выход. А.А.

«Понимаю - надо рвать эти путы мне,
понимаю - да едва ль хватит смелости» 1858.
«Сердце у него упало при мысли о том, какая огромная сила выстроилась
против него» 260.
Но вот уж терпеть стало совсем невмочь.
«…я смог понять,  Как труден шаг от слов к делам» 1824.
«О чём поёт ночная птица?..   О том, что завтра в путь неблизкий,
расправив крылья полетит...   О том, что жизнь глупа без риска!!!» 1814.

«Я сомненья в себе истреблю» 862.
«Ко мне из космоса, из мрака   стремятся звёздные лучи.
Есть в мире силы зла и страха,   Но есть и светочи в ночи…
Стою под звёздным небосклоном,   И он меня к себе зовёт.
Я знаю, что стою пред входом,    Но не могу найти тот вход.
Пред вечной тайной мирозданья,   Своё ничтожество кляня,
Хочу пуститься я в скитанья» 3587.

«Ну вот, сорвался в пропасть страх…
И пусть пройдет немалый срок -   Мне не забыть   
Как здесь сомнения я смог   В себе убить» 2122.
Обучаясь в аспирантуре, он-таки понял, чем не хочет заниматься
всю оставшуюся жизнь.
«В каких облаках я по глупости летал» 2128,
«Но сегодня - не так, как вчера!» 785.
«Спасло только чудо,  Самая малость.  Меня не доели -  И что-то осталось» 922.
«Может быть, мне просто повезло…
К родникам живым…  мимо зоркой охраны…
Я припал к воде запёкшимся ртом  И жадно пил, глотая своё отражение» 1563.
И понял, из комьюнити «усилителей» нужно спасаться бегством.
"Словесный сор из сердца вытрясть  И жить, не засоряясь впредь" 5230.
Чем-то всё равно и неизбежно засоришься. Но это уже будет собственный выбор.
А главное этот «сор» он не обязан будет никому навязывать.
 
«Будто в плен или на волю должен долю выбрать я» 1829.
«Как решиться совершить побег?» 2767.
«Ледокол мой буксует во льдах,  Выбиваясь из сил» 9.
«Среди нехоженых путей  Один - путь мой» 2122.
«Я не от тех бегу,  кто беды мне пророчит.
Им и сытней, и проще   на твердом берегу.
Им не дано понять,  что вдруг со мною стало, Что вдаль меня позвало,   
успокоит что меня. Нить в прошлое порву, И дальше будь, что будет» 727.

«Верю я, день придёт весь в лучах.
Он пропоёт мне новую песню о главном» 2665.
«Лицом к лицу  Лица не увидать.  Большое видится на расстояньи» 1808.
Но теперь он уже отчётливо видел, что в выборе профессии совершил ошибку.
Ошибка заключалась уже в названии:
преподаватель философии и обществоведения, а по факту - усилитель звучания
в общественном сознании «генеральной линии», манипулятор общественным
сознанием. Хотелось заниматься наукой, расширять пределы знаний,
а приходилось заниматься пропагандой,
«…научившись неученых  отлучать и обличать» 572.
«…и свет мне блеснул, наконец…  Я продан!  …Ушел продавец,
И с явной насмешкой глядит на меня покупатель» 3163.

Но есть ещё время и воля попробовать всё исправить.
«Нет, не думай, что жизнь - это замкнутый круг небылиц» 210.
Стоит попытаться его разомкнуть и вырваться на просторы реальной жизни.
«Не казаться, а быть!» 525.
«До чего же вновь меня тревожит  Голос, что зовёт из темноты.
Путь ещё не пройден, век не прожит,  Тою ли дорогой ходишь ты?» 1815.
«Ты мог быть героем, но не было повода быть» 2064.

«А жить-то надо было проще,  Совсем не так, совсем не так...» 937.
Вспомнился анекдот. Большой террор, это как ураган в тайге!
Вверху шумит, ревёт! Внизу тихо-тихо. И только изредка шишки падают.
И что же он делает здесь, «вверху», где вечные ураганы и битвы вокруг
всяких сомнительных «генеральных линий», где всякие
«продажные девки империализма» типа генетики, кибернетики
и буржуазной футурологии морочат головы простым людям
и отвлекают от строительства светлого будущего?
И нужно этим людям постоянно объяснять, как не поддаться на
всякие мудрёные вражеские уловки. Нужно постоянно совершенствовать
арсенал убедительной аргументации, но чувствуешь, что под этим
пустота, вата, на которую невозможно опереться.
Разрыв между словом и делом был слишком значителен и очевиден,
и утверждать, что сажа бела, становилось для него всё мучительнее.
«Верх» представлялся ему системой властного мертвящего бюрократизма,
нуждающейся в идеологической поддержке и оправдании. И ему предстояло
пополнить сплочённые ряды «доцентов с кандидатами» В.Высоцкий,
оказывающих эту поддержку.
И этим заниматься всю жизнь?! За это получать деньги?!
Нет, невозможно. Стыдно и совестно. Значит, нечего ему делать «наверху».
И без него там «усилителей» хватает.
Значит, «вверх по лестнице, ведущей вниз», в гущу реальной жизни,
где ощущается почва под ногами, где вместо призраков обитают реальные люди
в реальных жизненных обстоятельствах.
"Пора искать  Земное ремесло" 445. 
Это и стало его главной, неотвязной мыслью, задачей, которую
как-то нужно было решить. Вот только как?

«Соло, наша жизнь - это соло… и не сыграть его нам без фальши…   
ошибся, но играй дальше, дальше» 3084.

«…зpеет  Невыносимая легкость бытия» 812.  Уже созрела, стала реально невыносимой.
«Перемен требуют  наши сердца…  Перемен требуют  наши глаза,
В нашем смехе и в  наших слезах,  И в пульсации вен
Перемен!  Мы ждем перемен» 813.
«Если не было, так будет ещё,  Всё ещё впереди!» 25.

«Твой голос придёт, как внезапный свет, И ты позовешь меня, Несбывшееся» 580.
«Зовет меня, зовет закон преодоленья» 2761.
«Вдруг будет пропасть и нужен прыжок,   Струсишь ли сразу?
Прыгнешь ли смело?» 2277.
«Если ты смелый,  Ходи да дело делай» 1692.
«Ах неужели, неужели,    Hеужели не хочется вам,    Hалетая на скалы и мели,   
Тем не менее, плыть по волнам?!» 1730.

«Давай! Не надо мучиться!  Попробуй - и получится,
А если не получится,  Попробуешь опять!» 2905.
«Самое время перейти эту реку вброд
Пока ты на этой стороне, ты сам знаешь, что тебя ждет» 1875.
«Рискни, приятель, пусть ворон каркал — Чёрт с ним.
Забудь о прошлом, я вижу вёсны,  Нам – к ним» 1570.

«Звериное чутье выручало  В слепой дороге» 1563.
«Расплеваться бы глиной и ржой,  С колеей этой самой чужой…
Там выезд есть из колеи -  Спасение!  Эй, вы, задние! Делай, как я.
Это значит - не надо за мной.  Колея эта - только моя!
Выбирайтесь своей колеей!» 699.

«Была дорожка впереди.  Звенели колокольца» 954.
«…я улечу, сквозь ночные штыки патрулей» 3596.
«Я ухожу, оставляя листок с единственным словом - Пора!» 2055.
«Он ушёл в одночасье, ни с кем не простясь…
Все в порту говорят, что в минувшую ночь
Старый клипер по прозвищу "Рваный",
Обрубив якоря, вдруг из гавани прочь
Отвалил в неизвестные страны…» 3976.
«…бури бояться нам стоит едва ли,   В сущности буря пустяк.
В буре лишь крепче руки,   И парус поможет, и киль,
Гораздо трудней не свихнуться со скуки  И выдержать полный штиль» 994.
«Из монотонных будней   я тихо уплыву…   
Мир, новых красок полный,  я, быть может, обрету» 72.

"Я в ту ночь позабыл...  Все призывы и звоны  Из Кремлёвских ворот" 5222.
«И пусть частой сетью тебя ловили,  Но не выловили» 4454.
«Спасло только чудо,  Самая малость.  Меня не доели -  И что-то осталось»  922.
«Меня на утро не нашли в строю» 1231.  Я от них отпочковался!!!
«Без меня продолжался великий поход,  На меня ж парусами махнули» 86:
«…жизнь сама таких накажет строго» 1059.
«Не искусственную ли оболочку   Вы вокруг себя, мой друг, возвели?   
Мореплаванью, простите, в одиночку   Наше общество предпочли?» 1060.
Да, предпочёл.
Для них – невелика потеря. «Нас всегда заменяют другими…» 2275.

«Вот поворот и в себе, и в судьбе» 2356.
«Я из повиновения вышел -   За флажки - жажда жизни сильней!   
Только сзади я радостно слышал   Удивленные крики людей» 785.
«Пусть косо смотрят на тебя -  привыкни к укоризне» 884.
«Ты странен – и, значит, один.  Держись, мой случайный солдатик» 1399.

«Искать дорогу в волнах беспредельных,
Держаться курса в явь сквозь миражи» 3256.
«…дальше – чистый лист» 1577.
«Он избрал себе дорогу,  Смяв минувшие года, –  То ли к черту, то ли к Богу,
А, быть может, в никуда!» 3870.

«Что-то цепью за мной волочится…» 177.
«Я вышел в путь и весело иду,   То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам» 5248.
«Я знаю путь и поперек потока» Юнна Мориц.

Какой-то весёлый азарт гонит его вперёд, но что там ждёт его, не знает.
Неопределённость обстоятельств реальной жизни всё же напрягала.
До этих пор он только страницы в книгах перелистывал, учился и учил:
«Материя первична, сознание вторично.
Социализм – лучшая общественно-политическая формация в мире.
Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи».
И прочее, от чего тошнило. Получаемые за лекции и экзамены деньги
жгли руки и ранили Совесть. Теперь нужно заняться реальным делом,
за которое не будет стыдно.
Получая множество всего, в чём он нуждался: еда, одежда, книги
и всякое другое, нужно же что-то давать взамен, "...делая своими руками
полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" 5121.
Какой-то труд, который несомненно важен и нужен.
Но какой? Он же ничего не умеет, лишь языком болтать, озвучивая
идеологические догмы.

Решение пришло не сразу и далось нелегко.
«Как тревожен этот путь куда-нибудь...» 2760.
И ведёт по нему «Высшая правота сердца, неписанная логика совести» 5279.
«Здесь на неизведанном пути   Ждут замысловатые сюжеты» 3439.
«Плыви с бедою силой меряться» 3836.
«Я буду плыть и плыть в тот океан чудес,   который где-то есть у края света» 407.
«Время отчаливать от этих берегов.   Теперь меня не остановить» 1475.
«…тот кто не струсил и вёсел не бросил,   Тот землю свою найдет» 994.
«Мореплаватель родился одиночка -    Сам укачивал себя, сам болел» 1060.
«На маленьком плоту,  Сквозь бури, дождь и грозы.
Взяв только сны и грёзы   и детскую мечту.   Я тихо уплыву…
Ну и пусть,   будет нелёгким мой путь» 727.
«И снова он едет один без дороги во тьму.
Куда же он едет, ведь ночь подступила к глазам!..
Ты что потерял, моя радость? - кричу я ему.
А он отвечает: - Ах, если б я знал это сам!» 622.
«Я бреду по бездорожью мысли рвутся как в бреду.
Каждый шаг неосторожный мне из радости в беду» 1829.
«Ой, мои ножки, мои ножки!   А куда же несете вы меня?
Ой, по нехоженой дорожке,   К свету незнакомого дня…
А все равно куда, да только не назад» 2787.