У киоска

Леон Катаков
       Тезка бывшего вождя Леонид Ильич Козловский всегда покупал газеты, но, конечно, не все, а те, которые с кроссвордами, поскольку считал себя человеком разносторонним и эрудированным. Кроме того, Козловский был убежден, что ежели какая часть тела остается без дела, то немедленно начинает атрофироваться. Посему Леонид Ильич много ходил, летом плавал в Москве-реке и отрицательно относился к голоданию.
- Желудок, господа хорошие, должен быть загружен. Не под завязку, конечно, но в меру. Все надо потреблять в меру. И кислое, и сладкое, и водку, и чай.
Или.
- Мозг, господа, чахнет за недостатком мыслей. Что? Нет, это не я сказал, так что верьте классикам.
Данная сентенция здорово смахивала на ход мыслей незабвенного героя Ярослава Гашека, полковника Циллергута, который утверждал, что инерция - вещь неоднозначная, однако Козловский того не ведал и в армиях не служил.
Представьте, данная тактика вполне себя оправдывала, а потому наш герой был бодр, худощав и выглядел весьма моложаво для своих шестидесяти семи лет. С женой Козловский развелся много лет назад, с дочкой поддерживал дружеские отношения и даже помогал - присматривал в случае надобности за детьми и дачей. Правда, жена так и не простила бывшему мужу измены, за которой последовал скандал и неизбежный развод, однако, Козловский на это смотрел свысока и не обращал на бывшую - увы, безнадежно располневшую супругу ни малейшего внимания.
Отметим, что наш герой жил в чрезвычйно удачном месте. Для тех кто не в курсе, поясним, - это означает, что Козловский жил в пятнадцати минутах ходьбы от метро. Прибавьте к тому то финансово важное обстоятельство, что указом мэра проезд для пенсионеров является бесплатным, и вы поймете, что Козловский отлично этим воспользовался, выработав себе, так сказать, утренний прогулочный маршрут. Ранним утром (ежели погода тому благоприятствовала) Леонид Ильич скорым шагом добирался до станции "Люблино", там садился в поезд и - пожалста! - вот вам великолепный Кузьминский парк, с его чудесным воздухом, рыжими белочками и грустными, пожилыми дамами. А после - тем же путем, но с той разницей, что на одной из станций, скорее на "Кузьминках" пенсионер покупал газеты для дальнейшего вдумчивого анализа, то есть решения кроссвордов.
       В тот день, как всегда, Козловский подошел к киоску и наклонился к полутемному проему.
- Мне "Московскую правду", "Комсомолец" и ...
Тут разговор прервался, поскольку произошли два независимых друг от друга события. Во-первых, продавщица оказалась не той, улыбчивой пожилой худенькой женщиной, к которой он привык, а толстенькой, пожилой теткой, смутно ему знакомой. Во-вторых, продавщица нервически шуршала газетами и гневно сверкала глазами.
- С вами все в порядке? - участливо спросил Леонид Ильич и сразу же вспомнил, кто перед ним. А это была Вероника, близкая подруга его бывшей жены. У тетки же  узнать  его не было шансов, поскольку Козловский давно уже отпустил шикарную бороду, носил стильные солнцезащитные очки и модную бейсболку.
- Со мной - да, а вот с вами - нет.
Тут Козловский слегка удивился.
- Это как?
- А вот так! Здороваться сперва надо, вот как.
- А, ну здравствуйте.
Тетка не унималась.
- Вот вы, да, да, вы. Вы вроде бы интеллигентный человек. Покупаете газеты. На русском языке. И вы подходите к киоску и сразу, не здороваясь, требуете газеты. А ведь элементарная вежливость требует, чтоб человек, встречаясь с другим человеком, сначала поздоровался.
- Ну, так я же поздоровался.
- Это вы поздоровались, когда я сделала вам замечание. А у вас и в мыслях не было поздороваться.
- Ну, ладно, - миролюбиво сказал Леонид Ильич, - давайте забудем этот досадный случай. Так я могу получить газеты?
- Мужчина, - начальственно заявила тетка, - вы абсолютно не поняли, что совершили дурной, невежливый поступок. Вы зашли в класс, то есть я хотела сказать, подошли к киоску и сразу же, не здороваясь, стали требовать газеты. А ведь вежливые, интеллигентные люди сначала что делают? Здороваются!
Козловский не сдавался.
- А теперь послушайте меня. Вот вы зашли в магазин. Обувной. Парфюмерный. И к вам подходит симпатичная, красивая (Козловский специально акцентировал это слово и иронично посмотрел на тетку) и что? Она ждет, что вы сначала с ней поздороваетесь? Нет, конечно. Она первая с вами поздоровается. Улыбнется вам, спросит, нужна ли помощь, чего изволите и все такое. И я думаю, что она не станет читать мне нотацию, что я, видите ли, с ней первый не поздоровался. Ведь у них девиз: "Клиент всегда прав!" Что скажете?
Продавщица криво улыбнулась и с сарказмом, по-прежнему сверкая глазами, начала.
- У них, мужчина, свои законы. Законы капитализма. Вы же видели их магазины? Вылизанные, блестящие, но! Но - бездушные. Деньги, деньги и еще раз деньги. Выгода! Вот что это такое. И потом, с какой это стати вы ходите в парфюмерный магазин, а?
Козловский одновременно веселился и сердился. Желание получить бесплатное представление победило, а потому он, как бы небрежно, бросил.
- Ну да, я хожу в парфюмерный. Регулярно хожу. И покупаю духи. Для моих подруг. Мне, видите ли, приятно, когда моя подруга пахнет, как майская роза.
Тетка чуть не захлебнулась.
- И кем это вы работаете, если можете себе позволить иметь подруг и покупать им дорогие духи?
- Я, милая моя, работаю экспертом.
Это слово Козловский произнес как можно напыщенней, чтоб удвоить впечатление. Действительно, тетка притихла и полушепотом спросила.
- И что вы экспертируете?
Тут знания бывалого кроссвордиста пригодились.
- Я, женщина, эксперт по голографической космологии. И, скажу вам, моя профессия очень и очень прилично оплачивается. И мы, эксперты, можем знать многое из того, что вам, простым людям, и в голову не придет.
Чувствуя себя на подъеме, Козловский наклонился к женщине и заговорщицки произнес.
- Вот я, например, знаю, что вы раньше работали в школе.
- Откуда вы знаете, - в ужасе воскликнула тетка?
- Потому что я - эксперт, вот почему. И я даже знаю, что вы преподавали русский язык, и что когда вам исполнилось шестьдесят пять лет, вас не стали держать в школе и попросили выйти на пенсию. Да, а еще знаю, что вы - в разводе, потому что ваш муж изменял вам направо и налево.
- Откуда? Откуда вы знаете, - причитала продавщица.
- Откуда, откуда, - важно проговорил Козловский, - говорю же вам, что я - эксперт. Ну, так как же мои газеты?
Тетка молча вручила ему газеты и взяла деньги.
Прежде чем уйти Козловский не смог сдержаться.
- Даже если б я не был экспертом, все равно бы понял, что вы - бывшая учительница. Только вы, бывшие учительницы, так любите читать глупые нотации незнакомым людям. Только вы - бывшие учительницы, думаете, что в жизни правы только вы, и что только вы в состоянии  учить мужиков, как надо забивать гвоздь и как отвинчивать трубу. Прощайте.
Козловский горделивой походкой удалился, а тетка-училка вошла в ступор. И лишь в конце дня бедняжка совершенно неожиданно вспомнила, что этот противный невежливый человек был никто иной, как бывший муж ее подруги по школе, учительницы истории Аллы Семеновны.
- Эксперт, - с ненавистью думала продавщица, - да пусть он еще раз придет за газетами...
Но Леонид Ильич больше не пришел.
- И не приду, - злорадно думал Козловский, - это тебе награда за нотации!