Леший

Марья Рощина
В детстве я обожала сказки. Все без исключения.
Всё мне нравилось там в этом волшебном сказочном мире: и необыкновенная красота всевозможных Елен и Василис прекрасно - премудрых, и необыкновенная сила богатырей и, конечно же, восхитительные чудеса, творимые, как добрыми волшебниками, так и злобными бабой Ягой и Кощеем бессмертным.

Как водится с возрастом этот дивный, волшебный мир стал мне менее интересен, но прежде чем этот интерес окончательно угас, он возродился для меня в форме народных рассказов о всевозможных домовых, леших и прочей «нечисти».
Было немного жутко и до странности приятно слушать эти невероятные истории от бабушки на даче, сидя летним вечером на лавочке.

Бабуля моя родилась и выросла в подмосковной деревне в начале прошлого века. Рассказы её были довольно бесхитростные, но в тоже время были полны народной поэзии.

Особенно поэтичны были рассказы о том, как моя бабулечка, а тогда просто деревенская девчонка Саня ходила с подружками в лес по грибы, по ягоды. О том, как брали с собой берестяные туески и шли в лес за земляникой, но с оглядкой, побаиваясь лешего…

Перед моим мысленным взором просто вставал этот просвечиваемый солнцем летний лес, с буйным разнотравьем росистых полян, пением птиц, писком комаров и стайкой босоногих девчонок в платочках, собирающих землянику.

Надо сказать, что я не только слушала эти бабулины рассказы, но с удовольствием ходила с ней в лес самого раннего детства.

Дача наша находится недалеко от подмосковного города Дмитрова. Леса там смешанные, сырые, часто болотистые, доходящие до самой Волги.

Мы уходили в лес на заре, небольшая группка пожилых женщин, стариков и детей. Далеко мы ходить не могли в силу того, что шли мы в лес как говорится: «Старый да малый».  У тех и других сил было не много, но мы всегда возвращались с ягодами или грибами в зависимости от сезона.

Бабуля моя была большая мастерица по части зимних припасов, солила грибы, варила варенье, пекла нам пироги с черникой, вкус которых помню до сих пор.

А какой запах стоял, когда бабуля варила клубничное варенье! Варенье варилось в тазу. Сам процесс варки был похож на священнодействие. При этом мы изгонялись из кухни для соблюдения чистоты и спокойствия. А то ведь, не дай Бог, чихнёт кто – нибудь не взначай и тогда пропало варенье!  Зато, какие бело - розовые пенки доставались при его варке! Мы с братом с нетерпением ожидали их появления на столе за вечерним чаем.

Сколько книг я там прочитала, лёжа в гамаке. И казалось, что нет и не, будет конца этому лету, солнцу и этим то - ли сказкам, то ли былям.

Всё это вместе: блаженный отдых от школы, жаркое солнце, купание на плотине, которая перегораживает реку Якоть, что протекает рядом с нашей дачей; походы в лес, сбор ягод и грибов, долгие летние вечера, с чаепитием в саду и неспешными рассказами взрослых, шутками, смехом детей, писком комаров. Умыванием на ночь из жестяного умывальника со стерженьком, который глухо гремел при нажатии в плотном вечернем воздухе. Всё отложилось в душе как яркая, незабываемая картина детства.

Но, как водится, детство кончилось. Я закончила школу, потом институт, вышла замуж. У нас с мужем двое детей.

И вот, однажды, я волшебным образом встретилась лицом к лицу со сказкой из моего детства.

Случилось это летом, во время школьных каникул нашей дочери, которую я назвала в честь моей бабушки Александрой. Было ей в то лето 14 лет. Самый как говорится нелёгкий переходный период.

Мы с мужем и дочкой поехали втроём в Карловы Вары. Сын к тому времени уже учился в институте и проводил лето со своей студенческой компанией.

Карловы Вары – небольшой необыкновенно красивый курортный городок в Чехии, уютно расположен среди лесистых гор вдоль речки Тепла.
   
Описывать этот милый городок не буду. Это уже сделано не один раз в многочисленных туристических проспектах.
Скажу только, что радостное чувство сказки, возникло у меня сразу же по приезде в это живописное место.
 
Горы, покрытые замечательно красивыми буковыми лесами, обступают этот городок со всех сторон.
Огромное количество тропинок разбегается во все стороны и так, и манят за собой в лес.

Существуют карты и описания всевозможных прогулок по этим тропинкам. А уж, как романтично звучат для русского уха названия этих маршрутов: Гётева стёжка,  Камзик (козлик), Три креста.

Замечательные эти маршруты были проложены в горах давно, поскольку Карловы Вары славятся своими минеральными, целебными водами с незапамятных времён.

Прогулки же составляют часть лечения, и в те не такие уж далёкие времена, богатые аристократы жертвовали деньги на поддержание уже существующих дорожек и на создание новых, поскольку просто так по горам не пройдёшь.

И вот мы принялись осматривать местные достопримечательности и гулять в лесах.

Ах, какие дивные там буковые леса! Сухие, светлые, совсем не похожие на подмосковные.
Деревья растут на разных уровнях (это же горы!). Ровные стволы  поднимаются ввысь, словно колонны в храме.
Каменистая тропинка вьётся змеёй. Одно и то же дерево видишь, то снизу, то сбоку, то сверху. Если сойдёшь с тропинки, то нога погружается в толстый слой многолетней палой листвы, который мгновенно ползёт под ногами вниз.
 
Увидев белый гриб, я с радостным восклицанием ринулась за добычей и была наказана за проявленную неосторожность.
 
Гриб рос на склоне, казалось бы, совсем рядом с тропинкой, но как только я сделала два шага вниз, то почувствовала, как сползаю вместе с листвой все быстрее и быстрее.
Быстро присев на корточки, я ухватилась за какой-то старый корень, торчавший из земли, что позволило мне замедлить скольжение, дальше мои муж и дочь вытягивали меня обратно на тропинку.

Мы проводили в лесах целые дни, не переставая восхищаться ими. Тишина, величие леса, птичий щебет, отсутствие комаров и лучи солнца на тропинке, камнях и полянах.

Однажды, вовремя одной из наших прогулок, откуда-то сверху по вертикальному склону, мимо нас пронеслась группа оленей. Были они удивительного красно-коричневого цвета, (такого цвета бывает шерсть у собак породы ирландский сеттер). Гордо неся свои высоко поднятые головы, они как видение промчались вниз и растворились в кустах.

Наша дочь Алька просто совсем потеряла голову. Она, смеясь, обнимала дерево и кружилась вокруг ствола, высоко закинув голову, всё смотрела в небо. Я не мешала ей, вспоминая своё детство, свои сказки…

С каждым днём крепли наши непривычные к долгим, горным прогулкам городские ноги. Мы уходили в лес всё дальше.

Однажды, мы пошли по довольно заросшей тропинке и, поднимаясь всё выше и выше, нашли в лесу старую деревянную беседку. Она стояла, нет, не стояла, а просто парила  высоко над обрывом. Когда мы добрались до неё, то обнаружили там, на стенах беседки, кучу имён и дат, процарапанных в разное время ножами, а может просто гвоздём.

Когда-то беседка была выкрашена белой краской, которая ещё довольно хорошо сохранилась. Беседка выглядела прекрасно, древесина, из которой она была сделана, была ещё крепкая, отлично сохранившаяся. Одна из надписей была датирована 1928 годом!

Где они сейчас эти Лиз и Франс, написавшие свою нехитрую формулу любви? Их давно уже нет. А вот надпись ещё сохранилась и эхом отозвалась в этой беседке.
 
Мы полюбовались сверху на бесконечные уходящие вдаль леса, съели взятые с собой бутерброды, запив их  водой из бутылки, и пошли вниз.

На обратном пути, на развилке, мы случайно повернули и оказались на другой дорожке.

Обнаружили мы это, когда натолкнулись на «строй» грибов, пересекавший тропинку наискосок. Здесь уже явно довольно давно никто не ходил!
А тишина-то, какая! И людей совсем не видно!

Неожиданно, за поворотом дорожки мы увидели огромное дерево. Оно словно обнимало дорожку, а может быть, это когда-то были два дерева, которые срослись, образуя высокую живую арку.
Дорожка здесь была довольно широкой, плотно убитой. Мы прошли под этой изумительной аркой и, пройдя несколько вперёд, оглянулись, любуясь на это живописное место.
 
Было так удивительно тихо. Солнце уже давно перевалило за полдень и клонилось к закату, освещая своими косыми лучами верхушки деревьев.

И вдруг в этой тишине совершенно неожиданно, словно в сказке, появился автомобиль «Жигули».
 
Я в жизни своей ни разу не видела такого старого, битого - колотитого  «Жигуля», какого-то неопределённого серо-зелёного цвета. Он ехал совершенно бесшумно.
Я даже не поняла, откуда он взялся! Просто, как будто, материализовался из дымки предвечернего воздуха.

Автомобиль въехал под живую арку и, немного не доезжая до нас, остановился.

Дверца открылась, и перед нашими изумлёнными взорами предстал очень маленький, но широкий мужикашка, ну просто коротышка какой-то, с абсолютно лысой шишковатой головой. Одет он был в  широкие, старые, раздутые на коленках брюки и клетчатую рубашку с засученными рукавами.

Алька смотрела на всё это действо, вытаращив глаза.
«Добрый день!», - поздоровались мы.
«День добрый!», - ответил мужикашка.
«Ой, мама, кто это?», - пролепетала Алька.
На что мужикашка неожиданно заявил со смехом: «Я – местный Леший!»
 
Ну, тут уж я просто оторопела, и в голове у меня отчётливо зазвучал голос моей бабушки: «Леший-то, росту он небольшого. Да и собой уж больно нехорош, с рожками. Повстречать его можно в самых глухих местах леса, который он охраняет»
«От кого же он его охраняет, бабуля?»
«Да от всяких злых людей. И запугать может, и закружить, и в лес не пустить! А, уж, коли ему кто понравится, так и красоту лесную показать да грибами и ягодами наградить».

Это точно! Шишки на голове у этого коротышки и впрямь напоминали маленькие рожки!
 .
Немного потоптавшись и увидев моё изумлённое лицо, Леший добавил с ухмылкой: «Я тут работаю», делая ударение на последнюю букву «а».

Тут в разговор вступил мой муж: «Славная машина! Сколько ж ей лет-то будет? И двигателя мы не слышали. Как же она едет-то?»

«Да, я его выключил, двигатель-то», - прозвучал ответ.
«Что думаю бензин даром тратить? С горки она сама поедет. Н.. да. Ну, да ладно. Что время – то даром тратить? Пора мне. День, вам, добрый!»
С этими словами Леший уселся за руль, хлопнул дверцей и поехал, дальше вниз. Машина бесшумно скрылась за поворотом…

Когда мы в свою очередь дошли до поворота, то обнаружили, что тропинка в этом месте делает развилку, и нам было не понятно куда, в какую сторону, поехал Леший…

Случай этот так и остался для нас всех загадкой. Может и в самом деле повстречались мы в Чехии с настоящим Лешим?
Честно говоря, до сих пор не знаю! Но с уверенностью могу сказать одно: день этот, проведённый нами в этом волшебном лесу, был одним из самых счастливых дней в моей жизни!