От начинающего - начинающим. 8. О правках

Грейп
В каждом критике сидит маленький писатель, будто картофельный росток, иногда боженька направляет на него горячий взгляд, и писатель вдруг разбухает, расправляется и сбрасывает струпья мисологии, кожуру охлофобии, подвальную сырость, склонность к беззастенчивой лести и вот это все
(люблю такое наблюдать, но есть нюанс)
в каждом писателе сидит...ох лучше вам не знать про эту тварь!

(с) Лена Элтанг
Мой дорогой друг! К этому моменту переписки ты уже знаешь меня достаточно хорошо, чтобы догадаться: у меня некий простой в написании романа, потому пишу опять свои записки и советы начинающих начинающим. 
…Хотя мне тут уже десять раз повторили, что те, у кого талант  – они рождаются сразу в шляпе и с отличной сигарой в зубах, им не нужно учиться ходить и говорить, а они сразу требуют перо/печатную машинку/ клавиатуру, закатывают рукава и строчат шедевры один за другим.
К остальным же просьба одна: отойти и не загораживать солнце.
Если у тебя, мой друг, как у меня, до сих пор ни шляпы, ни сигары, ни шедевров, а на улице ни то, что солнца -  а даже просвета между тучами не наблюдается…  Ты понял, мой друг, ты всегда меня понимаешь с полуслова.
Давай же поговорим о правках.
Главная новость: прежде, чем править, должно быть, что править.
То есть должен быть уже пройден этап 1, когда проза на самом деле представляет собой некий конспект самой себя и этап 2, когда мы радуемся просто тому, что у нас получилось текста на целых (подставить число) страниц.
Чтобы пройти этот этап, есть одно универсальное средство – на этом сходятся абсолютно все источники. Нужно просто писать каждый день.  Сколько и чего – не столь важно. Есть полно специальных *упражнений для писателей* в сети, в том числе.
Некоторым первых двух этапов вполне достаточно, кстати. Это прекрасно. Надеюсь, этот некоторый – не ты, мой друг, иначе с чего бы ты полез читать письмо о правках.
Видимо, в тебе завелась «эта самая тварь», о которой речь в эпиграфе. Сама завелась, или ей помогли – об этом шла речь во втором письме.
Самое главное: не давать этой твари мешать тебе писать. Вырубать её в процессе. В процессе нужно только записывать – всё, что приходит в голову.
А вот потом…один из вариантов: переделывать один и тот же текст до умопомрачения. Давать его прочитать кому-то одному или разным людям и исправлять. Таким образом можно усвоить какие-то принципы намного лучше, чем читать о них в теории.
Другой вариант я не пробовала: развиваться в каждом следующем тексте. Это, наверно, кому лень переписывать заново.
Если же ни одна собака не хочет рецензировать (хотя так не бывает! Значит, не просишь или не тех просишь) – можно взять какие-то принципы самому и попытаться под них переделать текст. Может не понравится, что получилось  -  это не важно. Будешь знать, что этот принцип тебе не подходит, или ты им пользоваться не умеешь, попутно всё равно что-то поймешь: про то, как ты хочешь писать.
Где брать принципы: см. первое письмо и рецензии к нему, там список литературы.
 !Стоит перечитывать дельные рецензии на свои произведения, потому что сразу всё воспринять бывает трудно.

P.S
Бонусом накидаю кое-что здесь + см. письмо четвертое. Мне нравятся способы, которые завязаны на словах. Мне кажется, ими проще пользоваться:

- Убирать повторения в их банальном исполнении

- Убрать вообще все глаголы, обозначающие чувства героев (Я чувствую, его взволновала, она влюбилась, он загрустил)

- Словарик пустых слов, которые ничего не обозначают, а присутствуют в тексте. Потом поиском их искать – убирать/заменять.

- Мониторить текст на присутствие штампов, лучше убить их все, в прямой речи оставить обоснованное использование:
1)Чрезмерное использование вводных слов «Как и предполагал….», «Конечно, …», «Сложно было понять,», «Без сомнения,»
2) Устойчивые выражения (сейчас тыкаю наугад первые попавшиеся тексты, не обижайтесь: «пожелал скорейшего выздоровления», «я в этот период потеряла свой природный оптимизм», «Но сердце, разве ему прикажешь, всё равно болело, разрывалось на части», «Я сочувствовала горю», «донимал меня всякими вопросами», «глаза женщин сияли»

- Мониторить и выкидывать максимально прилагательные и наречия

- Совет, если правильно помню, от Кинга: наилучшие комментарии речи персонажа это «он сказал», «она сказала»

- Избегать оценок и выводов. Лучше описать условия задачи, пусть читатель сам сделает вывод. «Он хороший семьянин», «она чуткий собеседник», «здание выглядело бедно», «это были золотые времена». ..

 - Помнить про «точку зрения» - из чьих глаз мы в данный момент смотрим на мир в произведении. Обособлять персонажей друг от друга – у них должен быть свой характер, свои мотивы

-  Постоянно визуализировать (+!помнить про остальные 4 чувства) и убивать неточности вообще. Все абстрактные, ничего конкретного не рисующие слова убирать