Как уже отмечалось в предыдущей публикации, советская власть к 70-ым годам не только стала терять контроль над многими сферами общества. В литературе 70-е годы принято определять как застой. И когда описывают и анализируют это явление, то, как правило, ограничиваются экономической сферой. Однако в 70-е застой охватил не только экономику советского общества, но и его идеологию. Застойное состояние марксистско-ленинской идеологии усугубило кризис советской системы, так как такое положение идеологии привела к постепенной потере ее легитимности. Советская идеология была эффективной в период революции и гражданской войны, а также в 30-50 годы, сохраняя, в значительной степени, свое влияние и в 60-е. Но, начиная с 70-х, она стала не только пробуксовывать, но и все более превращалась в один из факторов, очень сильно поспособствовавших разрушению советских ценностей и основанных на них убеждений.
Марксистко-ленинская идеология, которая способствовала обеспечению эффективной мобилизации народных масс в начальные периоды советской истории, начиная с 70-х, уже не могла также эффективно выполнять свою функцию в других, существенно изменившихся условиях. Хорошо работающие в более ранние периоды советской системы лозунги и нарративы, не могли так же влиять на сознание и души советских людей в 70-80-е годы. Упрощенные идеи и концепции, адекватные для малообразованных советских людей 30-50-х, стали раздражать их более образованных потомков 70-80-х годов. Советский агитпром из-за отсутствия необходимых доктринальных разработок и из-за низкого качества своих кадров не имел возможности для необходимой содержательной конкретизации постулатов марксизма-ленинизма в соответствии с изменениями, происходящими в советском обществе. Как следствие такого положения, советскому агитпрому приходилось прибегать к постоянному повтору одних и тех же идеологических формул, без их адаптации к изменившемуся обществу. Такой нудный повтор приевшихся идеологических клише, приводил к их отторжению не только образованной частью советского народа, но и его основной массой. В результате советский агитпром из-за чрезмерного и примитивного повтора своих идеологических штампов, стал одним из факторов разрушения советских ценностей, так как его деятельность очень часто приводила к обратному эффекту.Советским людям к концу советской систем все труднее было не только с воодушевлением воспринимать советские ценности, но и сохранять в отношении них минимально необходимый уровень симпатий.
Такой прискорбный для советской системы результат был достигнут, конечно, не только по вине советского агитпрома. Свой вклад в эрозию советской системы внесли и экономические проблемы, а также все более возрастающие различия в уровне жизни номенклатуры и основной части советского народа. Следует учитывать и разрушительное влияние достижений капиталистических стран на представления и ценности советских людей. Как уже отмечалось во второй статье, посвященной поражению советской системы, «эмиссарами», внесшими очень большой вклад в распространении западных ценностей и символов, был представители группы, называемые в советском языке «стилягами». Но в дело разрушения советских ценностей, свою немалую лепту внес и советский агитпром, который в 70-80-е, своей примитивной и навязчивой пропагандой, больше раздражал советских людей, чем укреплял их веру в советские идеалы. Общим печальным итогом развития советских институтов в 70-80-е годы является необратимый кризис советских ценностей и идеологем. На данный кризис «работали» и «вносили свой вклад» все основные институты советской системы, начиная от центрального института советского общества – власти, заканчивая его институтами инфраструктурного типа. Но на достижение такого особо печального результата, связанного с тем, что советские люди, стали массово иронично относится к таким базовым ценностям советского общества , как «патриотизм» и «коммунизм», свой особый «вклад» внес институт советской идеологии.
Размывание советских ценностей происходило и под воздействием такого официально не признаваемого, но широко распространившегося в советское время феномена, как низкопоклонство перед иностранными странами, особенно перед западными, которые считались советским руководством главными идеологическими и военно-политическими противниками Советского Союза. Таким низкопоклонством были охвачены почти все советские люди, представляющие все слои советского общества, от верхов до самых низов. Низкопоклонство перед иностранцами, особенно перед Западом, проявлялось, как в виде особого почтения к их представителям, так и преклонения перед вещами, произведенными за рубежом. Советские люди, несмотря на все пропагандистские усилия партии и государства, особо ценили западные и японские вещи. Но, на худой конец, они, если им не были доступны западные и японские вещи, стремились к обладанию продуктами, произведенными в странах социализма. Доступ к ним из-за их редкости и малодоступности являлся престижным и поэтому считался одним из ключевых критериев стратификации советских людей. Те, кто имел доступ к ним или мог купить их по рыночной цене, превосходившим цены в государственных базах и магазинах в два или три раза, получали статус, позволявшим им выгодно выделятся от основной массы своих соотечественников. Такая неформальная стратификация также подрывала советские ценности и идеологемы.
Еще одним разрушительным для советской системы фактором был выезд за границу. В закрытой стране такая возможность рассматривалось как особая привилегия, как один из самых редких и желанных вознаграждений. И советская система награждала таким правом только избранных, особенно это касалось выезда в капиталистические страны. Как следствие такой политики советской власти, выезд за границу превратился не только в особую привилегию, но и фактор, подчеркивающий избранность определенного круга людей, имевших преимущество перед абсолютным большинством советских людей, лишенных этой возможности. Но страна, где выезд за границу, тем более в страны, которые считались ее противниками, считалось особой привилегией, была обречена на негативные сравнения. Сравнения, конечно, не в ее пользу.
На постепенное разрушение советской системы ценностей очень большое влияние оказала национальная политика советской власти. Но этот аспект советской политики я рассмотрю в следующей части своего анализа причин поражения Советского Союза.