Спасибо Нобелю за литературу

Борис Миловзоров
Введение:
В начале мая Нобелевский комитет объявил, что не будет в 2018 году вручать премию по литературе.  В 2019 году планируется объявить сразу двух лауреатов. Решение принято на фоне скандала в Шведской академии.
В этой связи решил опубликовать свою статью о Нобелевских лауреатах по литературе годичной давности, она вполне актуальна и сегодня, когда в эти дни (31 мая – 3 июня и 6 июня) проходит  Книжный фестиваль 2018.
(Даю ссылку на статью по итогам отраслевой конференции «Состояние и проблемы российского книгоиздания и книгораспространения. Прогноз на будущее»:  Там много чего и нас на прозе.ру касается).

Статья "Спасибо Нобелю за литературу":

Об Альфреде Нобеле слышал каждый. Нобель  был успешным предпринимателем, талантливым учёным, разносторонним изобретателем, доктором философии, идеалистом, космополитом и несостоявшимся литератором. Владел пятью языками:  русским, шведским, английским, французским, немецким. О нём и о его необычной  жизни всякий интересующийся может почерпнуть в Интернете любой объём информации.
В своём завещании Альфред Нобиль, томимый душевным сожалением о богатстве, выросшем из войны, к концу жизни принял знаменитое решение: после смерти перечислить основную часть капиталов в специальный  фонд, "проценты по которым должны ежегодно распределяться в виде премий тем, кто, в предыдущем году, принёс наибольшую пользу человечеству".  Собственноручно на шведском языке он написал: "Указанные проценты должны быть разделены на пять равных частей, которые должны быть распределены следующим образом:
• одна часть лицу, совершившему наиболее важное открытие или изобретение в области физики;
• одна часть лицу, сделавшему самое важное химическое открытие или усовершенствование;
• одна часть к человеку, который сделал самое важное открытие в области физиологии или медицины;
• одна часть для человека, создавшего наиболее выдающееся произведение в области литературы в идеальном направлении.
• и одна часть лицу, исполнившему лучшую работу для братства между народами, отмены или сокращение постоянных армий и проведения и поощрения мирных конгрессов".
Там же он указал, кто будет принимать решение. Отбор лауреатов премии по литературе поручался Шведской Академии в Стокгольме. Всего с 1901 по 2015 годы лауреатов по литературе было 112 человек.
Сложно сказать, что имел ввиду Альфред Нобель под термином "идеального направления в литературе",  но видимо первые исполнители его воли знали, что он имел ввиду и следовали его мироощущению. Можно предполагать, именно на этой базисной основе присуждались литературные премии. Давайте выборочно взглянем, кому они давались в начале двадцатого века и за что. 

Начало 20 века

• 1907г. Джозеф Редьярд Киплинг Великобритания За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя
• 1911г. Морис Метерлинк Бельгия За драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией
• 1912г. Герхардт Гауптман Германия В знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства
• 1915г. Ромен Роллан Франция За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине
• 1921г. Анатоль Франс Франция За блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом
• 1925г. Джордж Бернард Шоу Ирландия За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой
• 1929г. Томас Манн Германия За великий роман „Будденброки“, который стал классикой современной литературы
• 1932г. Джон Голсуорси Великобритания «За высокое искусство повествования, вершиной которого является „Сага о Форсайтах“».
• 1933г. Иван Алексеевич Бунин Россия «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
• 1936г. Юджин ОНил США «За силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии».

Узнаваемые фамилии, не правда ли?
Те же традиции сохранялись и в середине 20 века. В определении премий прямо указывались достоинства конкретных художественных произведений или выдающиеся литературные особенности всей прозы (поэзии) автора: 


Середина 20 века

• 1947г. Андре Жид Франция «За глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью»
• 1949г. Уильям Фолкнер США «За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа»
• 1954г. Эрнест Миллер Хемингуэй США «За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в „Старике и море“»
• 1957г. Альбер Камю Франция «За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести»
• 1958г. Борис Леонидович Пастернак Россия «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа»
• 1964г. Жан-Поль Сартр Франция «За богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время»
• 1965г. Михаил Александрович Шолохов СССР «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»
• 1969г. Сэмюэл Беккет Ирландия «За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом»
• 1970г. Александр Исаевич Солженицын СССР «За нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы»
• 1972г. Генрих Белль Германия «За творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы»
• 1973г. Патрик Виктор Мартиндейл Уайт Великобритания    «За эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк»

Шло время, Нобелевские премии незыблемо стояли на высшем пьедестале престижа оценки человеческой деятельности, но где-то с начала 80-х в литературные премии всё больше вплеталась общественно-политическая конъюнктура, соответственно менялись и определения нобелевского комитета:

Конец 20 века

• 1981г.  Элиас Канетти Болгария Масса и властьЭлиас Канетти 1981 «За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести»
• 1982г.  Габриэль Гарсия Маркес Колумбия «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента»
• 1983г. Уильям Голдинг Великобритания «За романы, в которых обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла, все они объединены идеей борьбы за выживание»
• 1989г.  Камило Хосе Села Испания «За выразительную и мощную прозу, которая сочувственно и трогательно описывает человеческие слабости»
• 1990г.  Октавио Пас Мексика «За пристрастные всеобъемлющие произведения, отмеченные чувственным интеллектом и гуманистической целостностью»
• 1991г.  Надин Гордимер ЮАР «Которая своим великолепным эпосом принесла огромную пользу человечеству»
• 1993г.  Тони Моррисон США ЛюбовьТони Моррисон 1993 «Которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности»
• 1997г.  Дарио Фо Италия Наследуя средневековых шутов, порицает власть и авторитет и защищает достоинство угнетенных
• 1998г.  Жозе Сарамаго Португалия «За работы, которые, используя притчи, подкрепленные воображением, состраданием и иронией, дают возможность понять иллюзорную реальность»
• 1999г.  Гюнтер Грасс Германия «За то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории»

Как видите, менее узнаваемы стали авторы, получившие премию, всё менее говорится о самой литературе, достоинствах формы, достижениях смысла, всё большее значение имеет тема. В начале 21 века эта тенденция продолжилась, всё более и более отодвигая лауреатов от художественной литературы в область конъюнктурной публицистики:
 
Начало 21 века

• 2001г. Видиадхар Сураджпрасад Найпол Тринидад и Тобаго «За непреклонную честность, что заставляет нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно не принято»
• 2003г. Джон Максвелл Кутзее ЮАР «В бесчисленных вариациях показывает неожиданную сопричастность постороннего»
• 2004г. Эльфрида Елинек Австрия «За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы»
• 2005г. Гарольд Пинтер Великобритания «В своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения»
• 2007г. Дорис Лессинг Персия «За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин»
• 2008г. Жан-Мари Гюстав Леклезио Франция «Автор новых направлений, поэтических приключений, чувственных восторгов, исследователь человечества вне пределов правящей цивилизации»
• 2009 Герта Мюллер Румыния "С сосредоточенностью в поэзии и искренностью в прозе описывает жизнь обездоленных"
• 2010г. Марио Варгас Льоса Перу "За картографию структуры власти и яркие образы сопротивления, восстания и поражения индивида"
• 2011г. Тумас Транстремер Швеция «За то, что его краткие, полупрозрачные образы дают нам обновлённый взгляд на реальность»
• 2012г. Мо Янь КНР "За его галлюцинаторный реализм, который объединяет народные сказки с историей и современностью"
• 2014 Патрик Модиано Франция «За искусство памяти, с которым он раскрывает самое неуловимое в человеческой судьбе и показывает жизнь в оккупации»
• 2015г. Светлана Алексиевич Беларусь «За многоголосое звучание ее прозы и увековечивание страдания и мужества»

Я не делаю глобальных выводов, лишь отражаю очевидную тенденцию.
Для полноты картины посмотрите рейтинг «литературных» стран на фото.


Список русскоязычных писателей лауреатов нобелевской премии: 
• лауреат 1933 года — Иван Алексеевич Бунин. «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы»
• лауреат 1958 года — Борис Леонидович Пастернак. «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа»
• лауреат 1965 года — Михаил Александрович Шолохов. «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»
• лауреат 1970 года — Александр Исаевич Солженицын. «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы»
• лауреат 1987 года — Иосиф Бродский. «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии»
• лауреат 2015 года — Светлана Алексиевич. «За многоголосое звучание ее прозы и увековечивание страдания и мужества»

Выводы делайте сами.